Скачать 297.77 Kb.
|
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Декан машиностроительного Технология машиностроения, станки факультета и инструменты ________________ А. В. Козлов ________________ С. П. Максимов (подпись) (подпись) _________________2011 г. ________________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ДВ.1.02 Основы социального государства для 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств профиль подготовки [специализация] Технология машиностроения форма обучения очная кафедра-разработчик Социально-правовые и гуманитарные науки Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, утвержденным приказом Минобрнауки от 24.12.2009 № 827 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социально-правовые и гуманитарные науки», протокол №1 от 30.08.2011 Зав. кафедрой разработчика программы: к. и. н., доцент В. А. Журавлева _____________ Разработчик программы: к. ф. н., доцент В. В. Панков ______________ Златоуст 2011 1. Цели и задачи дисциплины: Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о социальной политике государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социальной политики государства в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации. Признавая человека высшей ценностью, социальное государство видит свою историческую миссию в том, чтобы добиться такого уровня социально-экономического развития страны, который был бы достаточным для обеспечения достойной жизни каждому человеку, живущему на территории данного государства. Задачи дисциплины предполагают:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Основы социального государства» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Философия», «История», «Право», «Социология» («Экономическая социология»), «Культурология», «Экономическая теория», «Политология», «Психология». При освоении данной дисциплины необходимы как предшествующие знания дисциплин «Философия», «История», «Право», «Социология», «Культурология», «Политология». Дисциплина «Основы социального государства» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих экономистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4) - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11 В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; основные принципы построения социального государства, сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов социального государства Уметь: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в построении социального государства; анализировать социально-значимые проблемы и процессы построения социального государства; Владеть: навыками работы с правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие построение социального государства 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
5.3. Практические занятия (семинары)
8. Лабораторный практикум
9. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________ _____________________________________________________________________________ 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________ ____________________________________________________________________________ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» обеспечена базовым учебником, заданиями для самостоятельной работы в виде проблемных ситуаций, тестами. 11. Кадровое обеспечение дисциплины: _____________________________________________________________________________ 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: (указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить) 12.1. Применяемые образовательные технологии В процессе освоения дисциплины «Основы социального государства» используются следующие образовательные технологии: А. Стандартные методы обучения:
Б. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
При реализации различных видов учебной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию актуальной социокультурной информации. При проведении лекционных занятий должен преобладать метод проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы при аттестации студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС). _____________________________________________________________________________ (с конкретным указанием по разделам дисциплины и видам занятий) В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе составляют ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа составляют ___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). 12.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации. Вопросы для самопроверки:
Задания для самостоятельной работы: Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальное государство. Воспроизводство рабочей силы. Государственные гарантии в сфере оплаты труда, программа преодоления бедности, государственная поддержка фундаментальной науки Темы эссе, рефератов и докладов:
Тема 2. Социоэкономика как научная школа по изучению социально-экономических отношений в обществе. Экономическая основа социального государства Вопросы для самопроверки
Задания для самостоятельной работы студентов Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социоэкономика, структура социоэкономики. Уровень воспроизводства человека. виды социоэкономических отношений, междисциплинарный подход, рыночное хозяйство, политика доходов и расходов, социальное рыночное хозяйство Темы эссе, рефератов и докладов:
Тема 3. Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства Вопросы для самопроверки
Задания для самостоятельной работы студентов Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: правовое обеспечение деятельности социального государства. Демократизация общественных отношений. Социальная активность. Институты гражданского общества. Темы эссе, рефератов и докладов:
Тема 4. Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений Вопросы для самопроверки
Задания для самостоятельной работы Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: правовая защищенность, государственные гарантии прав и свобод, институты гражданского общества, социальное партнерство Темы эссе, рефератов и докладов
Тема 5. Социальная политика социального государства — основные цели, направления, механизмы Вопросы для самопроверки
Задания для самостоятельной работы студентов Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальная политика, система социальных стандартов, критерии эффективности социальной политики Темы эссе, рефератов и докладов
Тема 6. Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под «социальной ответственностью государства» и чем ее можно измерить? 2. Какие задачи сегодня решает корпоративная социальная политика в развитых странах и в России? 3. В какой степени государство и бизнес-структуры заинтересованы в развитии социальной ответственности гражданина? Задания для самостоятельной работы студентов Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальная ответственность государственной власти, механизмы контроля персональной ответственности. Эффективная социальная политика, социальная ответственность бизнеса, социальная ответственность гражданина Темы эссе, рефератов и докладов
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика... Дисциплина в. Дв 1 «Внешнеэкономическая деятельность предприятия (организации)» | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры геоэкологии и геохимии ипр протокол №11 от 07 мая 2014... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Педиатрия» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.) | Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Лечебное дело» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №1, от 28 августа 2013 г.) | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.) | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры гидрогеоэкологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии... | ||
Рабочая программа Дисциплина Управление затратами для специальности 080200. 63 «Менеджмент» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» | Рабочая программа Дисциплина гсэ. Р. 03 Введение в специальность... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Региональная экономика и управление» | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... |