Скачать 408.68 Kb.
|
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы.
Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения. Четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер): Первая стадия - «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане». Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев. Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут всё, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе. Четвёртая стадия - «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться. В каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребёнок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме. Задачи на стадии отреагирования гнева: - помочь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева; - помочь ребёнку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное. Методы и приёмы на стадии отреагирования гнева: - комкать и рвать бумагу; - бить подушку или боксёрскую грушу; - топать ногами; - громко кричать, используя «стаканчик» для криков; - пинать ногой подушку или консервную банку; - написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; - втирать пластилин в картонку или бумагу. Упражнение 1. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение (можно выполнять как в группе, так и индивидуально). 1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева. 2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные. 3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причём побудительный импульс движения должен и сходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства. 4. Обсудите с детьми: - легко ли было выполнить упражнение; - в чём они испытывали затруднение; - что они чувствовали во время выполнения упражнения; - изменилось ли их состояние после выполнения упражнения. Упражнение 2. Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины) (выполняется индивидуально). Материал: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина). 1. Попросите ребёнка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны. 2. Попросите ребёнка отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребёнком. 3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?» 4. Важно обсудить с ребёнком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: - что изображено на рисунке; - что чувствовал ребёнок, когда рисовал свой гнев; - может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний); - изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок. 5. Далее спросите ребёнка, что ему хочется сделать с этим рисунком: - что он чувствует, когда рисует новый вариант; - попросить поговорить от лица нового рисунка; -- каким стало его состояние теперь. 6. Дать ребёнку высказаться в ходе рисования (лепки). Упражнение 3. Галерея негативных портретов (для детей от 9 лет). Вариант А.
После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3 – 4 раза и откройте глаза». Затем следует обсудить упражнение с детьми: - что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении; - что понравилось, что не понравилось; - кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились; - как менялось их состояние в процессе выполнения упражнения; - чем отличаются чувства в начале и в конце упражнений. Вариант Б.
Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны: - какими они видят себя; - как воспринимается вся ситуация в целом; - что они чувствовали в ходе выполнения упражнения; - как менялось состояние в ходе выполнения упражнения. Обсудите всё это с детьми после выполнения упражнения. Вариант В
- что конкретно не нравится в человеке, представленном на портрете; - что максимально злит; - что хочется сделать в ответ этому человеку; 3. далее дети проговаривают всё это вслух своему партнёру напротив поочерёдно, начиная фразу со слов: «В этом человеке мне не нравится…» то – то и то – то, на своё усмотрение, и заканчивая словами: «И поэтому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т. д. После выполнения упражнения обсудите с детьми: - легко или трудно было говорить о своих чувствах партнёру; - легко или трудно было слушать партнёра, когда он сообщал о своих чувствах; - изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнёрам. Упражнение 4. Письма гнева (для детей старше 9 лет).
Пусть в этом письме ребёнок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упрёки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ. Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребёнка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).
- трудно ли ему было писать письмо; - всё ли он высказал или осталось что – то не высказанным; - изменилось ли его состояние после написания письма. Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | Рабочая учебная программа дисциплины «психологическая коррекция аддиктивного поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | ||
Реферат по курсу «Социально-психологическая адаптация личности» на... Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины — несовпадение... | М. Н. Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей Наиболее оптимальным для этого возрастом является дошкольное детство, когда ребенок, обладая большой чувствительностью и пластичностью... | ||
Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие | Контрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики... ... | ||
Программа коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной... Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31 | «Социально-психологическая реабилитация семьи, имеющей ребенка... Творческая мастерская для детей и родителей: социально-психологическая адаптация семьи / [под ред. Т. П. Медведевой]. — Москва... | ||
Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы гбоу цо №1948 «Лингвист-М» Гбоу цо №1948 «Лингвист-М» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного... | Субкультура, ее основные направления и позиции Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе. (Из опыта работы) | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения... | ||
Утверждён на педагогическом совете школы План работы областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... | Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции... Ф. И. О. учителя |