Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы





Скачать 408.68 Kb.
НазваниеПсихологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы
страница1/4
Дата публикации13.02.2015
Размер408.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
Основные направления коррекционной работы.


Характерологические особенности ребёнка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1.Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

- Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

- пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

- многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

- рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

- «письма гнева»;

- «галерея негативных портретов»;

- использование приёмов арт – терапии, гештальт – терапии, эмоционально – образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации.



2.Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих.


Снижение уровня личностной тревожности.

- Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

- работа со страхами;

- ролевые игры.

3. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии.

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

- Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

- придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

- рисование, лепка эмоций;

- пластическое изображение эмоций;

- работа с эмоциями через сенсорные каналы;

- изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

- разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

- методика – «я – грустный (радостный и т. д.), когда…»

- ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».


4. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

Развитие позитивной самооценки.

- Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я – состояний»;

- разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали и т. п.);

- включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков и т. п.

5. Слабый контроль над своими эмоциями.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом.

- Релаксационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

- перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

- ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»;

- ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

- сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

- осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на вкус, на слух, на ощупь?);

- осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращение мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль).

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения.

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.

- Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);

- разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

- использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

- использование игр, направленных на сотрудничество;

- разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре;

- введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали и т. п.);

- ведение ребёнком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

- ведение ребёнком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

- включение ребёнка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил).

7. Работа с родителями и педагогами.

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

- Информирование педагогов и родителей об индивидуально – психологических особенностях агрессивного ребёнка;

- обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмам регуляции психического равновесия;

- обучение детей и родителей навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я – сообщений» вместо «ТЫ – сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

- отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

- помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

- отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

- включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков и т. п.


Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева,

а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

Методы, техники, упражнения.
Четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер):

Первая стадия - «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия«дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут всё, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Четвёртая стадия - «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться. В каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребёнок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.
Задачи на стадии отреагирования гнева:

- помочь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева;

- помочь ребёнку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
Методы и приёмы на стадии отреагирования гнева:

- комкать и рвать бумагу;

- бить подушку или боксёрскую грушу;

- топать ногами;

- громко кричать, используя «стаканчик» для криков;

- пинать ногой подушку или консервную банку;

- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

- втирать пластилин в картонку или бумагу.


Упражнение 1.

Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение

(можно выполнять как в группе, так и индивидуально).

1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причём побудительный импульс движения должен и сходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. Обсудите с детьми:

- легко ли было выполнить упражнение;

- в чём они испытывали затруднение;

- что они чувствовали во время выполнения упражнения;

- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.
Упражнение 2.

Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)

(выполняется индивидуально).

Материал: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Попросите ребёнка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребёнка отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребёнком.

3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»

4. Важно обсудить с ребёнком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

- что изображено на рисунке;

- что чувствовал ребёнок, когда рисовал свой гнев;

- может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

- изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.

5. Далее спросите ребёнка, что ему хочется сделать с этим рисунком:

- что он чувствует, когда рисует новый вариант;

- попросить поговорить от лица нового рисунка;

-- каким стало его состояние теперь.

6. Дать ребёнку высказаться в ходе рисования (лепки).

Упражнение 3.

Галерея негативных портретов

(для детей от 9 лет).

Вариант А.

  1. Попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3 - 4 раза и закрыть глаза. Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку – галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;

  2. походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдалённость, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?

  3. Мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите всё, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом всё, к чему побуждают ваши чувства.

После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3 – 4 раза и откройте глаза».

Затем следует обсудить упражнение с детьми:

- что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении;

- что понравилось, что не понравилось;

- кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились;

- как менялось их состояние в процессе выполнения упражнения;

- чем отличаются чувства в начале и в конце упражнений.
Вариант Б.

  1. Попросите детей (подростков) сесть поудобнее, расслабиться, сделать 3 – 4 глубоких вдоха и закрыть глаза. Далее следует та же инструкция о небольшой выставке – галерее портретов, что и в варианте А). После того, как каждый ребёнок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), попросите представить, что человек на портрете делаете что – то такое, что наиболее злит его (возможна реальная ситуация). Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим);

  2. в ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится всё меньше и меньше ростом, а голос его становится всё слабее и слабее.

Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны:

- какими они видят себя;

- как воспринимается вся ситуация в целом;

- что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;

- как менялось состояние в ходе выполнения упражнения.

Обсудите всё это с детьми после выполнения упражнения.
Вариант В

  1. Попросите детей разбиться на пары и сесть друг напротив друга. Далее следует та же инструкция, что и в варианте А о выставке портретов;

  2. дети могут обращаться к любому портрету в любой последовательности. Попросите их определить:

- что конкретно не нравится в человеке, представленном на портрете;

- что максимально злит;

- что хочется сделать в ответ этому человеку;

3. далее дети проговаривают всё это вслух своему партнёру напротив поочерёдно, начиная фразу со слов: «В этом человеке мне не нравится…» то – то и то – то, на своё усмотрение, и заканчивая словами: «И поэтому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т. д.

После выполнения упражнения обсудите с детьми:

- легко или трудно было говорить о своих чувствах партнёру;

- легко или трудно было слушать партнёра, когда он сообщал о своих чувствах;

- изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнёрам.

Упражнение 4.

Письма гнева

(для детей старше 9 лет).

  1. Попросите ребёнка подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где данное чувство проявлялось особенно остро.

  2. Попросите ребёнка написать письмо этому человеку (чаще это один из родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).

Пусть в этом письме ребёнок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упрёки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.

Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребёнка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).

  1. После того как ребёнок напишет письмо, спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т. п. Важно не предлагать ребёнку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобождаясь от негативного чувства.

  2. Обсудите с ребёнком:

- трудно ли ему было писать письмо;

- всё ли он высказал или осталось что – то не высказанным;

- изменилось ли его состояние после написания письма.

Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconРабочая учебная программа дисциплины «психологическая коррекция аддиктивного поведения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconСпециализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconРеферат по курсу «Социально-психологическая адаптация личности» на...
Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины — несовпадение...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconМ. Н. Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Наиболее оптимальным для этого возрастом является дошкольное детство, когда ребенок, обладая большой чувствительностью и пластичностью...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconКонтрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики...
...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной...
Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы icon«Соци­ально-психологическая реабилитация семьи, имеющей ре­бенка...
Творческая мастерская для детей и родителей: социаль­но-психологическая адаптация семьи / [под ред. Т. П. Медведе­вой]. — Москва...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Программа коррекционной работы гбоу цо №1948 «Лингвист-М»
Гбоу цо №1948 «Лингвист-М» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconСубкультура, ее основные направления и позиции
Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе. (Из опыта работы)
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconУтверждён на педагогическом совете школы
План работы областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные направления коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции...
Ф. И. О. учителя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск