Приложение





НазваниеПриложение
страница1/12
Дата публикации26.02.2015
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
круглый стол

по религиозному

образованию

и диаконии

_______________________________________________________________________________




ПРИЛОЖЕНИЕ

К ИНФОРМАЦИОННОМУ
БЮЛЛЕТЕНЮ


ОБРАЗЦЫ ПРОГРАММ
ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ
ШКОЛ


Москва

1997

Настоящее издание осуществляется Круглым столом по религиозному образованию и диаконии в Русской Православной Церкви и представляет собой сборник программ воскресных школ, подготовленных в Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск), в приходе храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (г Москва), в приходе Троицкого собора г Подольска и являющихся результатом многолетней работы преподавателей упомянутых школ. В данный сборник также вошли рекомендации по порядку изложения материала в ходе преподавания Закона Божия д-ра К. Тарасар (CШA). Материалы печатаются с разрешения авторов.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Программы по Закону Божию для детей младшего и среднего

школьного возраста на пять лет обучения,

подготовленные в Православной Гимназии во имя преподобного Сергия

Радонежского Академгородка Новосибирска по благословению

Преосвященнейшего Сергия, Епископа Новосибирского и Бердского
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"ЗАКОН БОЖИЙ" — это традиционное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных предметов, составляющих основу церковного образования и воспитания в России.

Если слово "Закон" относить только к Ветхозаветным временам [3aкон дан через Моисея" (Ин. 1, 17), а мы, христиане, живем по явлении Благодати), то наименование "Закон Божий" может показаться устаревшим или неточным. Тогда более подходящим может стать наименование "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ". Если же вспомнить святые псалмы [" Но в Законе Господни воля его и в Законе Его поучится день и нощь" (Пс. 1, 2); "Све тильник ногама моима Закон Твой, и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)}, которые не потеряли своей актуальности, то наименование "Закон Божий" не покажется случайным или неудачным. Лучше согласиться, что оба названия говорят об одном — о начальном образовании в духе православной церковности.

В дореволюционной школе курс "Закона Божия" включал в себя следующие учебные дисциплины: "Обучение молитвам", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Учение о Богослужении Православной Церкви", "Катехизис" и "Церковная история". Иногда в качестве самостоятельных дисциплин изучались церковно-славянский язык и церковное пение. Насколько подробно и тщательно были разработаны все эти дисциплины показывают материалы библиографического справочника "Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия" (Новосибирск, 1996).

В настоящее время преподавание Закона Божия только возрождается. Всего около десяти лет прошло с тех пор, как в России вновь открылись первые воскресные школы, а православным гимназиям и того меньше лет. И сразу же встал вопрос об учебно-методическом обеспечении этих школ. Параллельно возник вопрос о программах для факультативного преподавания Закона Божия или Основ Православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С 1990 года работа над программами и учебно-методическими пособиями для воскресных школ, православных гимназий и факультативов по За-

3

кону Божию ведется в приходе церкви Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска. Учрежденная приходом Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, разрабатывая программу непрерывного религиозного образования, уже подготовила ряд программ и учебно-методических пособий, которые проходят апробацию в разных городах и школах. В настоящем выпуске предлагается программа по Основам Православия (Закону Божию) для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на пять лет (или пять циклов) обучения.
***

Преподавание Закона Божия в православной традиции всегда преследовало религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. Но если в дореволюционной школе через преподавание Закона Божия оформлялись и закреплялись церковные знания и навыки, полученные в семье и храме, то в современной воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по Закону Божию закладываются только основы религиозно-церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жизни.

Учитывая это обстоятельство и то, что на преподавание Закона Божия в Синодальный период (до 1917 года) наложил значительный отпечаток схоластический метод преподавания церковных дисциплин, присущий духовным академиям и семинариям того времени, составители настоящих программ с самого начала своей церковно-педагогической работы стали искать новые подходы к преподаванию Закона Божия. Эти поиски постепенно привели к тому, что был найден стержень, на котором теперь строится весь новый курс Закона Божия.

Таким стержнем стадо Пасхальное Благовестие. Весь библейский, литургический, святоотеческий и церковно-исторический богословский материал свидетельствует о ВЕРЕ ЦЕРКВИ в то, что наше спасение — наша Пасха — пострадавший за нас и Воскресший в третий день Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. "Пасха наша — Христос заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).

Мы желаем спастись! И потому принимаем Святое Крещение во образ смерти и Воскресения Христова, за каждой Литургией прославляем Воскресшего Христа Бога нашего, причащаемся Святых Христовых Таин, принимая их как залог нашего воскресения, стараемся жить по заповедям Христовым, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века с Воскресшим Христом. Поэтому, каких бы вопросов мы ни касались при изучении Закона Божия — наше спасение благодатию Воскресшего Спасителя нашего, остается главной темой и основой всей учебно-воспитательной методики.

Настоящая программа рассчитана на пять лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея, или тома, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается каждый год в но-

4

вом аспекте. Эта тема — спасение. человечества и каждого из нас через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.
Пятилетний курс Закона Божия:
1-й год. Первые шаги в церковной жизни (ознакомительный цикл).

2-й год. Евангелие в нашей жизни.

3-й год. Святые Православной Церкви.

4-й год. Богослужение Православной Церкви.

5-й год. Церковная история.
Итак, общая тема всего курса Закона Божия — наше спасение по благодати Воскресшего Христа (Пасхальное Благовестие).

Задача современной православной духовной школы — приблизить своих воспитанников к литургической жизни Церкви и ее благодатному святоотеческому наследию. Эту же задачу в начальной стадии ставит и настоящий курс Закона Божия.

Наилучшее содействие такому обучению оказывает непосредственное участие детей в церковных службах. Каждая новая церковная служба — это тоже урок, священный урок, который освящает и запечатлевает в душе ребенка знания, полученные на занятиях по Закону Божию. Церковная молитва и причащение Святых Христовых Таин благодатно влияют на душу ребенка и помогают правильному духовному росту маленького человека.

На Божественной Литургии детям следует поручать спеть или прочитать отдельные молитвы, выполнить отдельные поручения (следить за свечами, помогать раздавать причастникам теплоту, старшим поручать смотреть за младшими и подводить их ко причащению).

Особенное внимание должно уделяться подготовке к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, престольному празднику прихода, Дню славянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия).

Для старших детей очень важно организовывать паломнические поездки, хотя бы в соседний приход. Занятия в летнем лагере помогут закрепить то, что было изучено в течение года.

Перед Пасхой дети могут заниматься раскрашиванием пасхальных яиц, подготовкой альбомов, открыток и т.д. К Рождеству Христову можно подготовить праздничный концерт с церковными песнопениями, колядками, стихами и сценическими действиями. Ко Дню славянской письменности и культуры можно также подготовить концерт с чтением гимнов в честь славянских первоучителей, чтением азбучных молитв, сценами из жизни святых братьев. К престольному празднику прихода можно подготовить праздничный стенд или стенную газету.

5

Начинать и заканчивать учебный год в воскресной школе следует молебном. Перед началом учения служится молебен, специально предназначенный для этого, а по окончании учебного года — благодарственный. Хорошо провести чаепитие и с участием родителей сделать эти дни особенно радостными для детей.

В течение учебного года следует провести несколько уроков-повторений или опросов. Опросы можно проводить в виде викторин, кроссвордов, соревнований. Детям, показавшим усердие и хорошие познания, можно вручать иконы, церковные книги и другие подарки.

Молитвы должны повторяться на каждом уроке.

Желательно, чтобы на каждом уроке звучало Евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Иисуса Христа).

Очень важно на каждом уроке привести хотя бы один яркий назидательный пример из жизни Святых или запоминающееся изречение Святых людей и подвижников благочестия.

Очень большое значение в деле церковного обучения имеет церковное пение. Если нет возможности устраивать отдельные уроки по церковному пению, то тем более надо заботиться о том, чтобы молитвенному пению уделять часть времени от каждого урока.

Для младших детей можно организовывать уроки рисования и раскрашивания картин с церковными сюжетами. Можно использовать книжки-раскраски. (Есть, например, такая книжка с названием "Литургия").

Показ на занятиях священных книг, икры, церковное пение и рисование, просмотр слайдов и видеофильмов на церковные темы, прослушивание церковных записей — все это также содействует усвоению Закона Божия.

Тема каждого урока раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия.
Систематический перечень элементов урока:

1. Молитва перед началом занятия и после окончания урока.

2. Чтение, пение и разучивание молитв и церковных песнопений.

3. Чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания.

4. Чтение и слушание жизнеописаний Святых (или фрагментов житийных текстов).

5. Рассказы о православных святынях (иконах, храмах и т.д.).

6. Рассказы и беседы о Богослужении Православной Церкви.

7.Рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-исторических событиях.

8. Душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоучение).

9, Рассказы и беседы по Родной истории.

6

10. Рассказы и беседы о православных традициях и церковной культуре.

11. Практические занятия (рисование, переписывание текстов, репетиции к праздникам).

12. Выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащихся.
Отдельно взятый урок не обязательно будет содержать все эти элементы. Но при подготовке урока, чтобы раскрыть тему, нужно стараться максимально использовать их. Это поможет сделать занятия содержательными и интересными.

Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Со старшими школьниками и взрослыми эти же темы можно прорабатывать глубже, опираясь на Священное Писание, Жития Святых и творения Святых Отцов.

Составители настоящих программ считают, что посещать уроки ознакомительного цикла вполне могут и некрещеные дети, если они и их родители желают этого. В этом случае обучение их и будет оглашением, которое Богу содействующу завершится принятием Святого Крещения.

Если занятия проводит священник, то ему необходима помощь со стороны катехизаторов. Если занятия ведет не священнослужитель, то необходимо, чтобы некоторые уроки (не менее одного раза в месяц) все же проводил священник.

Нельзя считать, что современные дети вообще не знают ничего церковного, даже если они только начинают церковную жизнь. Они, как правило, видели церковную службу (хотя бы по телевизору), видели святые иконы (хотя бы в репродукциях), знают некоторые церковные слова, слышали о главных церковных праздниках, имеют хотя бы самое общее представление о заповедях Божиих. Поэтому обучение Закону Божию должно начинаться с выяснения того, что дети уже знают и понимают. Затем, благодаря урокам по Закону Божию, их знания будут расширяться и углубляться.

Уроки по Закону Божию следует начинать всегда в благоговейно молитвенной атмосфере, но проходить они должны интересно и радостно для воспитанников. Для того чтобы каждый урок был интересен для учащихся и побуждал их к самостоятельной работе, весьма полезно применять развивающие, активные методы обучения.

К активным методам обучения относятся уроки-обсуждения, маленькие конференции, игровые уроки (викторины, работа по группам), рисование, раскрашивание, работа над праздничными сувенирами, поделками, просмотры видео- и диафильмов, прослушивание, церковной музыки, разучивание церковных песнопений и лучших стихотворений на религиозные темы, постановка сцен и спектаклей к праздничным концертам и тому подобное. Эти методы особенно необходимы для детей, которые делают первые шаги в Церкви.

7

ПРОГРАММЫ
1-й год обучения.

Тема года: "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ".

(Ознакомительный курс).
Первые две темы — вводные.
Тема 1: "ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ".
Урок знакомства. Можешь ли ты назвать свое имя полностью — так, как оно приводится в церковном календаре? Знаешь ли ты, в честь какого Святого (какой Святой) ты получил (получила) имя во Святом Крещении? День тезоименитства (в обиходе — День Ангела).

Кто, когда и как нарекает имя человеку (младенцу)? Пример наречения имени из Евангелия: Лк. 1 глава. (Чтение и пересказ).

Что означают наши христианские имена? Перевод имен из православного греческого месяцеслова: Александр, Николай, Ирина, Зоя, Анастасия. Перевод других имен из церковного календаря.

Почему человека, получившего святое христианское имя (при крещении или перед крещением; молитва на наречение имени может быть прочитана священником на 8-й день) не следует называть, употребляя прозвища и клички.

[Для младших школьников можно ввести игровой элемент, когда все дети спрашивают друг друга: "КАК ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?" В ответ каждый называет правильно свое имя. Это помогает детям сразу познакомиться и создать в группе атмосферу христианской любви и доброжелательности].

Как называть свое имя, подходя к исповеди и Святому Причащению.

Церковное звучание имен наших родных, друзей. Перевод этих имен (если имеют перевод).

Тема 2: "ПРИВЫЧНЫЕ СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ".

Что в окружающем нас мире, в окружающей жизни говорит нам о Христианстве, о Церкви, о церковных традициях и обычаях?

О чем постоянно напоминают нам наши календари? (Год указывает на Рождество Христово, от которого прошло почти 2 тыс. лет; Воскресению Христово вспоминается каждую неделю).

Названия церковных праздников: Пасха, Троица, Крещение и т.д.

Радоница, пасхальное шествие к могилам наших усопших родных.

Названия городов: Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставрополь (Город Креста), Петербург и др.

Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Мироносицкий, Архангельский и др.

О чем гласит красный крест на автомобиле "Скорой помощи" ?

8

Слова "спасибо" и "прощай".

Христианские истоки нашей родной истории и культуры. Церковные сюжеты в русской литературе и искусстве (пример: стихотворение А.С. Пушкина на слова молитвы Преподобного Ефрема Сирина "Отцы пустынники... ").

Церковь и церковная жизнь в истории Отечества. (Пример: Куликовская битва).

Тема 3: "НАШ ХРАМ"

Где находится наш приходской храм? В честь кого он носит имя? В какие дни мы чаще всего приходим в храм? (Воскресенье).

Повесть временных лет о послах князя Владимира в Софии Константинопольской. ("Такой красоты нигде не видели!")

Что мы видим в нашем храме? Что слышим? Что мы делаем в храме?

Колокольный звон. Крест. Иконы. Алтарь. Свечи.

Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин.

Другие храмы нашего города. Какие мы знаем храмы в Киеве, Москве, Петербурге, других городах? Храмы Московского Кремля. Кто бывал в этих храмах? (Слайды, фото, альбомы).

Тема 4: "КРЕЩЕНИЕ РУСИ"

Выражение "Святая Русь!" Молитва: "Русь Святая! Храни веру Православную, в нейже тебе утверждение" .. (Из стихиры Всем Святым, в земле Российской просиявшим). Мф. 28, 19 — 20.

Многочтимые Святые Русской Православной Церкви.

Празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси.

"Повесть временных лет" Преподобного Нестора Летописца о Крещении Руси. Икона В.М. Васнецова "Крещение Руси". Стихотворение А. Толстого, посвященное Крещению Руси.

Крещение Руси и наше крещение. Крещение Руси как начало церковной жизни в нашем Отечестве. Наше крещение как начало нашей церковной жизни.

Наши крестные родители. Молитва за своих крестных родителей. Почему нам всегда следует помнить о своем крещении.

Тема 5: "НАШИ МОЛИТВЫ"

Молитва — наше общение с Богом. "Молитва — царица добродетелей" (Святитель Иоанн Златоуст).

Какую молитву мы чаще всего слышим в храме? ("Господи, помилуй!" Потому что всегда и во всем нуждаемся в милости и помощи Божией).

Краткие молитвы: "Господи, благослови!" "Господи, помоги!" "Господи, прости!" "Пресвятая Богородице, спаси нас!" "Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!"

9

Молитва "Отче наш". Откуда и как мы научились этой молитве?

Молитва "Богородице Дево, радуйся!", Из каких евангельских слов составлена эта молитва?

Как в молитвах своих мы славословим Бога, благодарим Его, просим прощения за свои грехи и молимся о своих нуждах. Пример спасительного действия молитвы. (Из житий Святых).

Молитва домашняя утром и вечером. Молитва перед принятием пищи и после трапезы. Молитва перед учением. Молитва за родителей, за родных и друзей.

Необходимость молитвы за всех умерших христиан, за усопших близких и родных.

Удивительная заповедь из послания Святого Апостола Павла: " Непрестанно молитесь!" (2 Сол. 5, 17). Иисусова Молитва.

Тема 6: "КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ"

Крест Христов. Евангелие о распятии Иисуса Христа, крестной смерти и славном Воскресении.

Чем мы обычно сопровождаем свою молитву? (Крестным знамением). Правильное перстосложение, его значение. В какие моменты церковной службы и домашней молитвы мы знаменуем себя крестом? (При троическом славословии, при чтении Трисвятого, "Приидите поклонимся", на каждом прошении ектеньи, при начале или окончании молитвы).

Смысл и значение крестного знамения. (Священнодействие, через которое мы желаем привлечь себе спасительную силу Божию — Божественную Благодать, которая заступает, сохраняет и милует нас).

Молитва "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Молитва "Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста..."

Благословение Крестом в храме. Крестообразное благословение архиерея, священника, родителей.

Крест на куполах храмов, на священных одеждах, сосудах и т.д.

Крест над могилой православного христианина.

Крест — великая церковная святыня, которая всегда с нами.

Тема 7: "ВОСКРЕСЕНЬЕ — ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ"

Какой день недели (седмицы) всегда напоминает нам о Воскресении Иисуса Христа? Пасха — Светлое Христово Воскресение. Пасха — радость о Воскресении Христовом.

Воскресный день в жизни православного христианина. Как мы должны стараться проводить Воскресный день. Святость Воскресного Дня.

Каждый Воскресный день Церковь через Богослужение и особенно

10

через причащение Святых Христовых Таин обновляет в нас пасхальную радость.

О чем говорит нам Воскресная церковная служба? Пасхальные признаки этой службы. (Молитва "Воскресение Христово видевше", другие пасхальные элементы службы).

Икона Воскресения Христова: "Сошествие Христа во ад".

Тема 8: "БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ"

Литургия как пасхальная служба. Тайная (Таинственная) Вечеря и установление Таинства Святого Причащения. Евангелие о Тайной Вечери. Заповедь Иисуса Христа: "Сие творите в Mоe воспоминание!" Молитва: "Вечери Твоея...".

Литургия как Жертва. Христос — Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира и искупивший нас, принеся Себя в Жертву за наши грехи. Наше участие в Литургии. Проскомидия, просфора.

Литургия как Евхаристия (Благодарение). За что мы всегда должны благодарить Господа? Чем мы можем лучше всего выразить свою благодарность Богу? (Участие в Евхаристии).

Икона "Тайная Вечеря".

Тема 9: "ЕВАНГЕЛИЕ"

Евангелие — благая, радостная Весть о Воскресшем Спасителе нашем, о Его Рождестве, учении, чудесах и о том, что совершил Иисус Христос ради нашего спасения.

Значение слова "евангелие" в дохристианские времена.

Слово "Евангелие" у Христа и Апостолов.

Имена Святых Евангелистов.

Где в храме находится Святое Евангсдие? Когда оно читается? Как мы относимся к этой Святой Книге?

Благословение детей (Мк. 10 глава).

Что мы знаем из Евангелия? (События из земной жизни Иисуса Христа, притчи, чудеса, заповеди).

Древнерусские миниатюры в Евангелии.

Тема 10: "ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ"

Пасха Христова — праздников Праздник. Время каких великих церковных праздников зависит от времени Пасхи и каких не зависит?

Как Церковь готовит нас к великим праздникам? (Многодневные посты, говение). Спасительный смысл церковных праздников и постов.

Воскресный день как празднование в честь Воскресшего Христа Бога нашего.

Праздники в честь Святых Угодников Божиих и многочтимых икон.

Престольный (храмовой) праздник.

11

Праздник в честь Святого, имя. которого дано мне при Cвятом Крещении.

Заповедь Божия о почитании праздничного (Святого) дня.

Божественная Литургия как средоточие и вершина церковного праздника. Наставление Преподобного Серафима о том, что именно Причащением Святых Христовых Таин мы наилучшим образом можем почтить церковный праздник.

Как проводить праздничный день? (Литургия. Домашняя молитва.Чтение Священного Писания и душеполезных книг. Служение ближним).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Приложение iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кижингинского района, обучающее демонстрационная...
Приложение iconЭкологический практико-ориентированный проект
Приложение 11. Галка с. 21 Приложение 12. Голубь с. 22
Приложение iconРаспределенная служба кодирования
Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт
Приложение iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Приложение iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Приложение iconПриложение примечания приложение предисловие издателя (102)
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Приложение iconПриложения. Приложение А. Экзаменационные билеты Приложение Б
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное...
Приложение iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения раздела «Патохимия, диагностика» является освоение студентами сущности нарушений обменных процессов при тех или иных...
Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раздаточный материал: образовательные маршруты (приложение 1), карточки с заданиями повышенной сложности (приложение 2)
Приложение iconСредняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости
Приложение Схема прибора определения гибкости 13 Приложение Фотографии 14-15
Приложение iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой...
Приложение iconУрока Организационный момент
Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск