Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013





НазваниеДеятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013
страница1/7
Дата публикации14.03.2015
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
10 лет
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В СТАВРОПОЛЬСКОМ

КРАЕ


СТАВРОПОЛЬ 2013


Вступление
25 июля 2012 года институт Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае отметил своё 10-летие.

Ставропольский край был 20-м, из тогда ещё 89 субъектов Российской Федерации, которые учредили у себя этот новый для России государственный орган дополнительной защиты прав и свобод человека, тем самым продемонстрировав свою верность заявленным в Конституции РФ демократическим ценностям.

К сожалению, но и до сих пор, не все субъекты РФ это сделали.

На сегодня этот орган учрежден в 69 субъектах федерации. В других общественность ещё борется за это.

В тоже время на юге России, в частности, в СКФО, этот орган создан во всех субъектах и стал необходимым звеном в системе государственных органов субъектов федерации.

Оценивая итоги 10-летней деятельности Уполномоченного по правам человека в крае, есть достаточные основания утверждать, что этот государственный орган состоялся и стал необходимым, признаваемым властями и населением, звеном в системе государственных органов края.

Практика и итоги деятельности Уполномоченного показали, что его деятельность способна эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека государственными, в том числе правоохранительными и судебными органами, противодействовать коррупции, бюрократизму и субъективизму, ведомственности и корпоративности, а также формальному или, что ещё хуже, обвинительному уклону, к сожалению, присущими их, несомненно, важной и нужной обществу работе. (1)

Важным событием в истории института Уполномоченного стала состоявшаяся 16 августа 2012 года в Екатерининском зале московского Кремля встреча Президента РФ с Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, на которой Путин В.В. высказал очень важные суждения о необходимости обеспечения и соблюдения всеми должностными лицами государства прав и свобод человека, о месте и роли Уполномоченных в этой деятельности.

Обращаясь к Уполномоченным, он сказал: «…Государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права и интересы граждан. Собственно говоря, это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном… И в этой связи Ваша работа, как работа людей абсолютно независимых от государственной власти, безусловно, является очень и очень важной. Говорю это не для красного словца, говорю это абсолютно серьезно. Я считаю, что Вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав наших граждан…».

При этом он предостерег Уполномоченных от попыток смешивать правозащитную деятельность с политической, заявив: «Омбудсмен не должен быть связан с какой-то конкретной политической партией и не должен заниматься политической деятельностью…


1. А.И. Селюков. Защита прав и свобод человека на Ставрополье. (История,. Теория. Практика.), ИПФ «Ставрополье» 2008 г.

Этот институт является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, с мнением которого власть любого уровня должна считаться».

Уполномоченный по правам человека – это государственный орган, но не орган власти, а предусмотренный Уставом края, независимый в своей деятельности, орган надзора за соблюдением прав и свобод человека органами власти субъекта федерации и местного самоуправления, имеющий обслуживающий аппарат и автономное финансирование, что является дополнительной гарантией его независимой деятельности.

Ценность института Уполномоченного по правам человека в том, что он независим, доступен людям, не связан с судебной и правоохранительной системами ведомственности и корпоративными связями, обладает парламентской легитимностью в виде отдельного закона о его полномочиях, не дорог по содержанию, а главное, что настроен по своему статусу только на защиту прав и свобод человека и делает это бесплатно.

Он логично вписывается в существующую правовую систему государства, выполняя роль индикатора объективно существующих в деятельности любой системы издержек и ошибок. Сам факт, что решения государственного или правоохранительного органа могут быть оспорены Уполномоченным, либо преданы гласности, заставляет их ответственно подходить к их принятию, нести за них ответственность.

Правозащитная деятельность – тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться, забывать о защите прав человека. Она лучшее средство от самоуспокоенности, зазнайства, переоценки сделанного. Она двигатель совершенствования государственной деятельности, правовой реформы и постоянной заботы о людях, их правах и свободах. «И в этом ценность правозащитников, даже если они неудобны и неприятны власти» - сказал бывший Президент РФ Д.А. Медведев.

К сожалению, полномочия правозащитного органа, каким является Уполномоченный, не велики, правовая основа его деятельности пока не совершенна, но при желании защитить права человека, это можно делать и достаточно эффективно.

Так, за 10 лет своего существования нами рассмотрено 33855 обращения, по примерно половине которых мы смогли полностью или частично помочь обратившимся к нам гражданам в защите их прав. (2)

На приведенной ниже таблице отражена динамика обращений граждан к Уполномоченному за полных 10 лет его деятельности в крае.

2. А.И. Селюков «Жертва опознания» изд. «Краевые сети связи», 2007 год.


Всего рассмотрено письменных и устных обращений


2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.


































1700

2547

3507

3266

3324

3325

3899

4022

3898

3792

100%

+49%

+38%

-7%

+2%

+0%

+17%

+3%

-3%

-3%


В последние время власти Ставропольского края приняли ряд эффективных мер по ускорению развития экономики края, укреплению демократических начал в общественно-политической жизни края, обеспечению доступности для граждан руководителей и должностных лиц, улучшению приема граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи.

Несмотря на значительное число обращений, ежегодно поступающих к Уполномоченному, количество обращений, по которым, в ходе их проверки мы устанавливаем нарушения прав и свобод человека, в последние годы снижается, что свидетельствует об укреплении законности в деятельности государственных и правоохранительных органов края.

Важным итогом десятилетней деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае стал его высокий авторитет как наиболее объективной и доступной для жителей края государственной организации, где они бесплатно могут получить точную правовую оценку (заключение) обжалуемых решений.

Жители края знают, что в аппарате Уполномоченного их благожелательно выслушают, дадут квалифицированный совет, последовательно и до конца будут помогать им в борьбе за свои права.

Наш девиз быть всегда честными и беспристрастными в правовой оценке конфликтных ситуаций, возникающих между гражданином и чиновником, оказался услышанным населением. Граждане поверили не только в это, но и в то, что мы решительны и последовательны в отстаивании их нарушенных прав и свобод.

Нам не раз удавалось добиваться по обращениям граждан не только ремонта квартир или дорог, выплаты незаконно удерживаемой заработной платы или пособий, получения гражданства, исполнения судебных решений, устранения надуманных бюрократических преград, но и спасать честь и свободу десятков лиц, незаконно задержанных, арестованных и даже осужденных. (3)

О том, как нам удавалось этого добиться, изложено в ежегодных докладах «О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края», или в отдельно публикуемых очерках, которые направляются органам государственной власти края и местного самоуправления, депутатам, публикуются в газете «Ставропольская правда», передаются в городские и сельские библиотеки населенных пунктов края.

3. А.И. Селюков «Уполномочен защищать!» изд. «Краевые связи», 2006 год.
Однако, только рассмотрением обращений граждан деятельность Уполномоченного не ограничивается.

Значительная работа проделана Уполномоченным и его аппаратом по правовому просвещению и воспитанию населения края, формированию у него современной правозащитной культуры, включающую в себя не только знание своих прав и свобод, а также механизмов их защиты, но и, что не менее важно, психологическую готовность защищать их, не надеясь на «доброго барина».

Эта работа включает в себя не только десятки мероприятий (конференций, круглых столов, конкурсов, викторин и т.п.), проводимых с участием библиотек края, учебных заведений, правозащитных организаций, различных структур гражданского общества.

Только в 2010-2012 годах Уполномоченный и сотрудники его аппарата, в целях формирования правовой и правозащитной культуры граждан, провели значительную работу с различными общественными организациями, средними и высшими учебными заведениями, приняв участие в 307 различных общественных форумах, в том числе в 2012 году в 138.
Несомненным достижением в правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в крае стало учреждение в 2003 году по его инициативе в Ставропольском государственном университете кафедры «Уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека», а также Юридической клиники, что придало учебному процессу на юридическом факультете правозащитную, практическую направленность. Работая под руководством опытных преподавателей и под контролем ответственного работника аппарата Уполномоченного по правам человека, студенты умело оказывали населению бесплатную правовую помощь, получая при этом практический опыт правозащитной деятельности.

Хочется верить, что эта работа будет продолжена во вновь созданном юридическом институте Северо - Кавказского федерального университета.
Позитивное влияние на эффективность деятельности Уполномоченного и его аппарата оказывают Соглашения о сотрудничестве в защите прав и свобод человека, заключенные с большинством действующих в крае краевых и региональных структур федеральных органов, а так же с Уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Ставропольского края.

Уполномоченный и сотрудники его аппарата являются руководителями или членами Общественных Советов краевых структур федеральных органов, либо входят в состав специальных комиссий или объединений гражданского общества, имея возможность влиять на их работу с точки зрения защиты прав и свобод граждан.
Важным итогом десятилетней деятельности Уполномоченного по правам человека в крае следует считать создание и работу Экспертного Совета по вопросам соблюдения прав и свобод человека, состоящего из авторитетных общественных деятелей края, в числе которых главные редакторы газет «Ставропольская правда» и «Ставропольские губернские ведомости», первый вице-президент СГТРК, директор юридического института СКФУ, начальник Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД РФ, Президент адвокатской палаты края, Президент нотариальной палаты края – председатель регионального отделения «Ассоциация юристов России». В состав Совета также входят руководители краевых структур гражданского общества, известные правозащитники, деятели культуры, науки, служители русской православной церкви.

Такой авторитетный состав Совета придает его решениям и рекомендациям значимый для формирования общественного мнения импульс.
За годы десятилетней работы вокруг Уполномоченного сформировался юридически грамотный и авторитетный корпус из общественных помощников и представителей в городах и районах края, что значительно облегчает гражданам доступ к Уполномоченному, укрепляет его связь с населением.

Свой опыт работы Уполномоченный активно публикует в правозащитных изданиях, тем самым влияя на складывающуюся в России правозащитную практику. (4)
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае находит понимание и поддержку общественности, Губернатора и Думы Ставропольского края. Одним из свидетельств этому является заслушивание Уполномоченного на заседаниях Думы Ставропольского края с информацией о состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края, а так же многочисленные приветствия от жителей и органов власти края, правозащитных и общественных организаций, структур гражданского общества.

Отмечая 10-летний юбилей своей деятельности в крае, Уполномоченный по правам человека и его аппарат полны решимости совершенствовать свою деятельность, повышать её эффективность и результативность, тем самым внося свой вклад в обеспечение и защиту прав и свобод человека в крае.

4. А.И. Селюков «Невыдуманные истории» изд. Кисловодского гуманитарно-технического института, 2011 год.
ГЛАВА 1

Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы.
Анализ обращений по субъекту правового регулирования выглядит так:


Год

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.





































Всего рассмотрено письменных

и устных обращений

1700

2547

3507

3266

3324

3325

3899

4022

3898

3792

(100%)

(+49%)

(+38%)

(-7%)

(+2%)

(+0%)

(+17%)

(+3%)

(-3%)

(-2,8%)

В том числе:

Письменные обращения:

981

1298

2020

1770

1767

1627

1842

1836


1626


1528

(100%)

(+32%)

(+56%)

(-12%)

(0%)

(-9%)

(+13%)

(0%)

(-13%)

(-6%)

О нарушении прав территориальными структурами федеральных органов власти и управления и их должностными лицами

796

975

1543

1429

1394

1072

1244

1377

1226

1151

81,1%

75%

76%

81%

79%

66%

68%

75%

75%

75,3%

О нарушении прав краевыми органами власти и управления и их должностными лицами

101

102

111

112

45

112

118

44

64

78

10,3%

8%

6%

6 %

3%

7%

6%

2,4%

4%

5,1%

О нарушении прав органами местного самоуправления и их должностными лицами

84

221

366

229

328

443

480

415

336

299

8,6%

17%

18%

13%

19%

27%

26%

22,6%

21%

19,6%




Устные обращения:

719

1249

1487

1496

1557

1698

2057

2186

2272

2264

(100%)

(+74%)

(+19%)

(+1%)

(+4%)

(+8%)

(+21%)

(+6 %)

(+4%)

(-0,4%)


По предмету правового регулирования письменные обращения распределяются так:




Предмет обжалования

2006г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

- приобретение гражданства

53

108

71

60

71


38

23

2.

- нарушение жилищных прав

100

125

145

167

182



163

151

3.

-нарушение прав землепользования

30

52

66

84

63



34

63

4.

- нарушение социальных прав

120

124

207

191

200



162

105

5.

- нарушение прав молодежи, женщин, военнослужащих

34

42

39

48

54



22

21

6.

-вопросы расследования преступлений

397

421

400

398

434


306

344

7.

-приговоры и другие судебные акты по уголовным делам

472

382

270

338

322



261

285

8.

- решения и другие судебные акты по гражданским делам

196

121

138

168

207



217

159

9.

- не исполнение судебных решений

54

52

57

76

75



45


55

10.

- нарушение прав и свобод задержанных, арестованных, отбывающих наказание

80

117

70

125

81



98

89

11.

- по другим вопросам

-

-

-

-

147


280



233




ИТОГО:

-

-

-

-

1836


1626


1528


Анализ обращений граждан с учетом места их проживания или нахождения.


Поступило обращений из районов края







2011 г.

2012 г.




2011 г.

2012 г.




Шпаковский

46

60

Труновский

27

9




Предгорный

37

16

Буденовский

23

15




Александровский

22

13

Ипатовский

8

11




Изобильненский

34

35

Кировский

7

13




Благодарненский

13

22

Красногвардейский

10

8




Новоалександровский

16

11

Андроповский

21

15




Петровский

28

15

Новоселицкий

12

14




Советский

30

9

Курской

5

10




Кочубеевский

30

24

Апанасенковский

15

14




Георгиевский

25

20

Арзгирский

11

7




Минераловодский

17

15

Туркменский

21

12




Грачевский

7

16

Левокумский

8

14




Нефтекумский

21

14

Степновский

5

5




Итого:

499

(31%)

417
(27,3%)





499

(31%)

Поступило обращений из городов края




г. Ставрополь

409

380

г. Мин-Воды

12

27




г. Пятигорск

65

65

г. Буденновск

33

23




г. Кисловодск

45

44

г. Невинномысск

18

31




г. Георгиевск

10

15

г. Железноводск

26

21




г. Ессентуки

49

37

г. Лермонтов

14

2




Итого:

681

(42%)

645

(42,2%)




681

(42%)

Исправительные колонии и следственные изоляторы




Итого:

407

(25%)

397

(26%)




Из других субъектов федерации




Итого:

39

(2%)

69

(4,5%)




Общее количество:

1626

1528





На приведенных выше таблицах отражена динамика обращений граждан к Уполномоченному за полных 10 лет его деятельности в крае.

Всего за эти годы рассмотрено 33 855 обращений.

Даже поверхностный их анализ показывает, что число обращений к Уполномоченному снижается и возвращается к докризисному 2008 году.

Сокращение происходит в основном за счет снижения числа письменных обращений. Объяснение этому в том, что люди стали более осторожно (взвешено) ввязываться в юридические споры, предпочитая сначала всесторонне изучить проблему, просчитать перспективу ее рассмотрения компетентными органами, и лишь при надежде на выигрыш, начинать «тяжбу».

По-прежнему они с высоким доверием относятся к советам, полученным в аппарате Уполномоченного по правам человека, нередко обращаясь туда, после того, как побывали в других приемных. Кстати, таковых в крае в последнее время появилось немало, что вне сомнения является реальным улучшением диалога властных структур и партий с населением. К тому же юридическая помощь стала бесплатной и более доступной.

Анализ обращений вновь подтвердил наметившуюся в последние годы тенденцию сокращения числа обоснованных обращений, т.е. таких, когда мы подтверждаем нарушение прав или свобод человека. Это объективно свидетельствует о продолжающемся укреплении законности в деятельности государственных органов и правоохранительных структур.

Симптоматично и то, что все чаще в своих обращениях люди ставят вопрос не о формальной законности тех или иных решений властей или даже судов, - а об их несправедливости.

Приведу типичный пример этому. Ответственный сотрудник отдельной роты дорожно-патрульной службы Изобильненского ГИБДД капитан полиции Петров, обнаружив на кузове своего автомобиля незначительное повреждение краски кузова, бездоказательно обвинил в этом семилетнюю Катю, которая вместе с другими детьми дома, где жил Петров, играла недалеко от его машины.

Её многодетная мать, одна воспитывающая троих малолетних детей, проживающая на съемной квартире, не согласившись с этим, обжаловала этот вывод его начальнику, который, в своей оценке, проявив ведомственность и беспринципность, пришёл к выводу, что Петров «никаких действующих нормативных актов РФ не нарушил».

Почувствовав поддержку руководства, Петров обратился в суд с иском к матери девочки о возмещении 6500 рублей ущерба за проведенную полировку кузова и о компенсации ему морального вреда в сумме …100 000 рублей за то, что мать девочки в жалобе просила его начальника проверить правомерность его действий по опросу её малолетней дочери без её участия.

«Можно» ещё понять обиду Петрова за неуважительное отношение к его иномарке и должности.

А вот решение судьи Изобильненского районного суда явно противоречило понятию законности и справедливости, а также «Кодексу судейской этики».

Своим решением от 10.09.2012 года судья взыскала с одинокой, многодетной матери 6500 рублей ущерба «за полировку места царапины» и … 50 000 рублей компенсации Петрову морального вреда, по сути, за жалобу на него его начальнику.

Поняв своё бессилие перед таким «правосудием», мать семилетней Кати обратилась в краевой суд и к Уполномоченному по правам человека в крае, который поддержал ее, сделав заключение о незаконности решения суда и необходимости его отмены.

13 ноября 2012 года апелляционная инстанция краевого суда решение Изобильненского районного суда отменила и в иске Петрову отказала, что совершенно правильно. Но жаль, что без частного определения в адрес судьи о привлечении её к дисциплинарной ответственности.

Не секрет, что судебная практика компенсации морального вреда очень противоречива и субъективна.

Так, в одном из решений суд, признавая врачебную ошибку, приведшую к тому, что потерпевшей пришлось перенести несколько операций на позвоночнике, оценил понесенный ею моральный вред в 10 000 рублей, в другом - за незаконное осуждение суд взыскал 30 000 рублей, в конкретном случае, всего лишь за сомнение матери в правильности действий капитана полиции, взыскал 50 000 рублей.
Анализ поступивших обращений по субъекту правового регулирования показывает, какие государственные органы чаще всего нарушают права человека.

Можно понять, но не оправдать, распространенность нарушений прав граждан со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц. Здесь сплетены в один узел и низкая правовая культура, и чиновничье бездушие, и произвол, и нередко материальная и финансовая беспомощность этих органов.

Не меньшую, а большую тревогу, вызывает распространенность нарушений прав человека федеральными структурами и их должностными лицами, что низкой правовой грамотностью или объективными причинами всего не объяснишь.

Чаще всего нарушения с их стороны – результат отсутствия за их конкретными решениями должного ведомственного контроля, проявления корпоративной солидарности, нередко переходящей в круговую поруку.
Что касается
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае
«Проблема пыток и жестокого обращения с гражданами в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае»
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconПостановление О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае за 2009 год
Собрание Краснодарского края отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае (далее также — Уполномоченный)...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconНовосибирская область закон об уполномоченном по правам человека в новосибирской области
Настоящий Закон определяет статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ выполнения мероприятий подпрограммы «защитим детей от насилия в ставропольском крае на 2012-2013 годы» краевой целевой программы...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconО деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском...
Бранию Российской Федерации последних лет ставятся задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике...
Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconI. Основные метеорологические особенности в Ставропольском крае в 2011 г
Ii. Неблагоприятные и опасные метеорологические явления в Ставропольском крае в 2011 г
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconОпираясь на конституцию
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2008 году
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconДоклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека...
Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) исполнилось 10 лет. В историческом измерении срок небольшой, но в новейшей...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 icon05/8397. 10. 2012 Справка-доклад по обстановке на территории Пермского...
Собрание Краснодарского края отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае (далее также — Уполномоченный)...
Деятельности уполномоченного по правам человека в ставропольском крае ставрополь 2013 iconГод под знаком гражданского общества
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск