Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса





НазваниеСистема профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса
страница1/7
Дата публикации04.05.2015
Размер0.92 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7


На правах рукописи

СИМБИРСКИХ Елена Сергеевна

Система профессиональной подготовки

в условиях аграрного научно-производственного

образовательного комплекса
13.00.08 –Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Тамбов 2010

Работа выполнена в Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Молоткова Наталия Вячеславовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Астафьева Наталья Егоровна
доктор педагогических наук, профессор

Дружкин Александр Васильевич
доктор педагогических наук, профессор

Жуковская Зоя Дмитриевна
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина»
Защита состоится 2 июля 2010г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.260.03 в Тамбовском государственном техническом университете по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106, ТГТУ, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного технического университета.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте

Высшей Аттестационной Комиссии РФ «___».______ 2010 г.: http://vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан «_____» _______________ 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, профессор Л.В. Самокрутова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования.* Анализ современного состояния АПК РФ и значительного количества исследований в области сельскохозяйственного образования показал, что основная проблема эффективного обеспечения АПК современными квалифицированными кадрами, учитывая специфику отрасли, особенности развития постиндустриального общества, процессы глобализации и интеграции, охватившие все мировое сообщество, заключается в рассогласованности требований социальных заказчиков к уровню профессиональной подготовки специалистов и возможностей системы аграрного образования удовлетворять такой заказ.

Как отмечают исследователи, основное требование, предъявляемое к специалистам АПК во всех странах с рыночной экономикой, – конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны (А.В. Дружкин, А.И. Завражнов). Однако, сложившаяся российская система аграрного образования в целом ориентирована на подготовку специалистов соответствующего профиля и уровня квалификации в четко сегментированной сфере профессиональной деятельности, в то время как вся мировая и отечественная педагогическая общественность подтвердила необходимость принятия компетентностного подхода в качестве ведущей стратегии профессионального образования (Т.Duran, T. Hyland, R.W. While, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя). Согласно новой образовательной парадигме основным результатом деятельности вуза выступает профессиональная компетентность выпускника, показателем которой служит уровень развития его профессиональной культуры (А.В. Вербицкий, А.Л. Денисова, И.Ф. Исаев, Н.В. Молоткова), предопределяющей «наличие определенного личностного опыта, полученного в результате самостоятельной деятельности обучающегося, имеющего социальную значимость» (В.В. Сериков). Специфика сельскохозяйственной отрасли в свою очередь обязывает согласовывать содержание и технологии обучения с потребностями региона, характером инноваций и научных исследований в региональном АПК, а также, учитывая экологическую значимость сельскохозяйственной деятельности, концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации и доктриной продовольственной безопасности РФ. Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущих специалистов АПК требует внедрения в сельскохозяйственные образовательные учреждения новых деятельностно-ориентированных педагогических технологий, реализуемых в условиях интеграции образования, науки и производства. Согласно данному утверждению, для обеспечения качественного сельскохозяйственного образования необходима его институциональная перестройка на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда в соответствии с концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации. Интеграция науки, образования и производства в данном аспекте обладает мощным потенциалом для развития не только системы сельскохозяйственного образования, но и всей сельскохозяйственной отрасли.

Актуальность создания интегрированных формирований в сфере образования подтверждена законодательно в России ещё в 90-е годы, но должного развития с позиций

____________________________________________________________________________

*Работа выполнена в рамках программы НИР МСХ РФ № ГР 01200904111, программы развития г. Мичуринска как наукограда РФ в сфере сельского хозяйства (Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2003 года N 1306) и программы развития ФГОУ ВПО МичГАУ, тема № 27 «Проведение научных исследований и разработка системы профессиональной подготовки в условиях научно-производственного и образовательного комплекса».

достижения высокого качества образовательных услуг так и не получила. В определенной форме научно-производственно-образовательная интеграция всегда присутствовала в высшей школе, особенно в аграрной. В то же время системный кризис, охвативший агропромышленный комплекс России с середины 90-х годов, спад сельскохозяйственного производства, «реформирование» колхозов и совхозов, утрата научных школ лишили аграрные вузы основных партнеров в лице агропромышленных предприятий и НИИ, что вызвало снижение активности деловых связей вузов с потенциальными работодателями и слабое привлечение работодателей к реализации программы совершенствования качества подготовки специалистов.

Утрата поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий и научных учреждений ослабила базу практического обучения студентов в силу устаревшей материально-технической и научно-инновационной инфраструктуры учебно-опытных, учебно-производственных хозяйств и исследовательских лабораторий.

В данной связи в настоящее время актуализируется проблема разработки и совершенствования методологических, теоретических положений и технологии подготовки специалистов АПК на основе интеграции образования, науки и производства и культурологического и компетентностного подходов как методологии проектирования содержания образовательного процесса в аграрном вузе.

Особую актуальность приобретают интегрированные образовательные объединения в условиях наукоградов – муниципальных монопрофильных градообразований с высокой концентрацией интеллектуального и научно-инновационного потенциала, где сохраняются наилучшие условия для интеграции науки, образования и производства, включающие квалифицированные кадры, материально-техническую базу, опыт в проведении широкомасштабных научных исследований, собственную систему образования и наукоемкое производство. Уникальность создаваемой в наукограде научно-производст-венно-образовательной среды позволяет готовить высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям настоящего времени и перспективным потребностям сельскохозяйственной отрасли.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблема профессиональной подготовки кадров в условиях аграрных интегрированных объединений относится к числу комплексных и ее разрешение невозможно без опоры на широкий круг научных, методических и педагогических исследований.

К настоящему времени накоплен значительный опыт в системе непрерывного профессионального образования, теоретико-методологические основы которого заложены Ю.К. Бабанским, Э.Ф. Зеером, М.С. Каганом, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернером, А.И. Мищенко, А.М. Новиковым, П.И. Пидкасистым, В.А. Сластениным и др. Вопросам проектирования образовательных систем, построению и развитию систем непрерывного профессионального образования посвящены работы С.И. Архангельского, Н.Е. Астафьевой, В.П. Беспалько, А.Л. Денисовой, З.Д. Жуковской, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.Г. Молибога, Н.В. Молотковой, В.А. Сластенина, Г.Н. Стайнова, В.Н. Столетова, Н.Ф. Талызиной, Ф.Р. Филиппова, О.П. Околелова, В.Е. Родионова, А.П. Тряпициной, М.С. Чвановой и др.. Психологами, в частности, в трудах Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.Б. Каганова, Е.А. Климова обоснованы личностно-ориентированный характер педагогической деятельности в высшей школе, ее гуманистический и культурологический аспект, закономерности и особенности становления и развития специалиста. Методологические основы формирования профессиональной культуры специалиста освещены в работах И.Ф. Исаева, В.В. Краевского, А.И. Мищенко, Н.В. Молотковой и др.

Несмотря на многообразие исследований, посвященных проблеме профессиональной подготовки кадров, в педагогике высшего профессионального образования недостаточно внимания уделяется разработке концептуальных основ построения аграрного образования в соответствии с отраслевой спецификой и особенностями генезиса. Практически отсутствуют педагогические исследования, раскрывающие взаимосвязь внешних, внутренних и личностных факторов в профессиональном становлении специалиста АПК, отражающие социально-профессиональные потребности и предпочтения современной молодежи, тенденции развития мирового и российского сообщества, сферы АПК. Основываясь на мнении о непрестижности аграрного образования, незначительное внимание уделено педагогами и психологами вопросам разработки модели личности специалиста АПК: системы профессионально-важных качеств, квалификационных характеристик, компетенций в рамках модели профессиональной компетентности и профессиональной культуры, методов диагностирования их уровня сформированности.

Проблемы совершенствования содержания образования, повышения качества подготовки выпускников аграрных учебных заведений получают развитие преимущественно в методическом ракурсе (труды Н.М. Жуковой, В.П. Косырева, П.Ф. Кубрушко,

В.С. Леднева, П.А. Силаичева). Г.Н. Стайновым разработана педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин в системе агроинженерного образования. Теоретические основы формирования современного содержания научных знаний в системе профессионального обучения в аграрном университетском комплексе нашли отражение в работе А.В. Дружкина. Методические аспекты развития профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза освещены в работах В.П. Бубенцова.

Многими учеными (О.С. Зайцевым, Н.Е. Кузьменко, И.Я. Курамшиным, Т.Н. Литвиновой, В.М. Назаренко, И.В. Непрокиной, Е.В. Ткаченко и др.) определена и доказана объективно усиливающаяся значимость химических знаний в подготовке современного специалиста в условиях химизации производства и экологической нестабильности. Однако полностью отсутствуют комплексные разработки по вопросам методики подготовки кадров АПК в рамках ОО «Химия».

Отсутствие научно-теоретических разработок организационно-содержательных основ проектирования системы аграрного образования и фундаментальных исследований в сфере педагогики АПК требует обращения к смежным областям научных знаний, в частности, экономике АПК, истории сельскохозяйственного образования и философии сельскохозяйственной деятельности и ее основному объекту – природе, определяющей сущность, структуру и специфику профессиональной деятельности специалистов сферы АПК.

Значимыми в контексте исследования представляются труды ученых, рассматривающих историю развития аграрного образования в России (В.В. Кабанова, И.А. Каирова, В.Н. Плаксина), которые позволяют проанализировать эволюцию аграрного образования в аспекте сопряжения исторически развивающихся педагогических парадигм, экономических моделей общества, политического строя, философских взглядов. Основное внимание здесь уделяется проблеме неразрывности теоретического и практического обучения, зависимости содержания образования от региональной специфики АПК, антропогенной сущности сельскохозяйственных профессий.

Основываясь на выводе, что история развития сельского хозяйства является, по существу, историей повышения его адаптивности (А.А. Жученко, Н.П. Андреева), учитывая гуманистическую направленность современной образовательной парадигмы, в качестве научно-теоретического фундамента для создания собственной концепции аграрного образования целесообразно использование социально-философских взглядов виднейших представителей русской философии и российской науки, таких как Н.А. Бердяев, В.И.Вернадский, Вл.С. Соловьёв, П. Флоренский и др. Преломление данных учений в русле новых образовательных тенденций нашло отражение в работах В.А. Лося, Н.Н.Моисеева, В.Н. Сагатовского, А.И. Субетто, Дж. Форрестера, А.Д. Урсула, являющихся теоретическими истоками концепции устойчивого развития цивилизации.

Экономическое обоснование значимости проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров АПК в условиях интегрированных образовательных объединений отражены в трудах по управлению трудовыми ресурсами и кадровому обеспечению агропромышленного комплекса (А.И. Завражнов, Ю.Ф. Лачуга, А.В. Петриков и др.), развитию инновационных процессов в агропромышленном комплексе (М.С. Бунин, А.Л. Эйдис), организации агротехнопарковых формирований (В.И. Анискин, А.Н. Богатырев, В.Д. Костин). Это активизировало педагогические исследования, касающиеся проблемы интеграции образовательных и производственных структур (М. Н. Берулавы, А. Блума, Д. Брунера, А. П. Лиферова, Г.В. Мухаметзянова, В. Д. Семенова, Л. Д. Федотовой, Н.К.Чапаева и др.). В частности, интеграция вуза и производственных предприятий в подготовке специалистов рассмотрена в работе М.Г. Кокорева; концепция интеграции образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера представлена в монографии З.С. Сазоновой; разработке психолого-акмеологической концепции формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции посвящена научная работа В.Н. Софьиной; в монографиях И.П. Яковлева обосновывается значимость научно-производственно-образовательной интеграции в формировании «целостной личности» на основе «роста целостности высшей школы», приводится классификация учебно-научно-производственных комплексов, описываются теоретико-методологические и технолого-методические основы формирования системы "образование - наука - производство".

Однако необходимо подчеркнуть, что при определенной общности теоретических основ функционирования интегрированных образовательных объединений и профессиональной подготовки специалистов в условиях научной, производственной и образовательной интеграции, отраслевая специфика аграрной сферы вносит глубокое различие в методологию профессиональной подготовки специалистов АПК в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса (АНПОК). Это обусловливает необходимость адаптации изложенных теоретических положений к задачам и условиям деятельности АНПОК. Кроме того, в настоящее время отсутствуют комплексные педагогические исследования, раскрывающие взаимосвязь проблемы совершенствования подготовки специалистов АПК и разработки организационно-содержательных основ интегрированных научно-производственно-образовательных структур в системе аграрного образования. В педагогических исследованиях практически не разрабатывались концептуальные основы проектирования учебного процесса в вузе в условиях научно-произ-водственно-образовательной интеграции и полностью отсутствуют подобные исследования в отношении аграрной образовательной системы.

Теоретическое осмысление и анализ сложившейся ситуации в области аграрного образования позволили выделить наличие следующих противоречий между:

- объективными потребностями государства и сельскохозяйственного рынка труда в специалистах для агропромышленного комплекса России, соответствующих требованиям современности, устойчивого развития сельскохозяйственной науки, сферы АПК, мировым образовательным стандартам, и отсутствием концептуальных решений данной проблемы как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- возможностями интегрированных формирований в сфере аграрного образования с позиций комплексного и системного решения проблемы кадрового обеспечения АПК и неразработанностью теоретических, методологических и технологических основ профессиональной подготовки в данных условиях специалистов соответствующего профиля и квалификации.

Актуальность проблемы, недостаточная изученность данных вопросов в педагогике, наличие указанных противоречий определили проблему диссертационного исследования: разработка системы профессиональной подготовки специалистов АПК в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса.

Вышеназванная проблема является составной частью комплексного исследования по модернизации содержания высшего аграрного образования, разрабатываемого в ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» как научно-производственно-образовательном центре МСХ РФ и г. Мичуринска - наукограда РФ в области сельского хозяйства.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconМониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село»
Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса icon5 (49) 2012 адаптация развития агропромышленного комплекса
Апк к изменению агрометеорологических условий производства продукции. Отмечается, что данную проблему необходимо рассматривать в...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса icon«Основные проблемы повышения профессиональной компетентности в условиях...
Научно – учебно производственная платформа как база для подготовки высококвалифицированных бакалавров
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconПрограмма проведения Дней науки «Катановские чтения 2014»
Научно-практическая конференция преподавателей музыкального колледжа «Проблемы профессиональной подготовки специалистов для сферы...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconОтдаленные результаты эндоваскулярного лечения при использовании...
Работа выполнена в Лаборатории рентгенологии и ангиографических методов исследований и Отделе заболеваний миокарда и сердечной недостаточности...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconУчастие в научно-практических конференциях, семинарах; участие в...
Поэтому педагоги сознательно стремятся к повышению своей профессиональной компетенции, так как желают быть готовыми и способными...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса icon«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Лодейнопольский...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «разработка и реализация...
Банковская система белгородской области, коммерческие банки, корпоративное обслуживание клиентов, новые продукты и услуги представителям...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconРеферат статьи
Устаревшие статьи: а Онлайновые показатели результатов научно-исследовательской деятельности; б Онлайновое будущее науки: наукометрическая...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconРоль производственного обучения в подготовке квалифицированных кадров
Поденкова Лариса Юрьевна, старший мастер производственного обучения Государственного образовательного автономного учреждения начального...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения общеобразовательного...
Создать условия для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способность участников образовательного процесса...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы производственного...
Дисциплина Б. 2 В. 4 «Основы производственного мастерства» является вариативной общепрофессионального цикла ооп впо по направлению...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса icon«Герои Татарстана на Курской дуге» и стала
Методическая работа – это систематическая, коллективная, индивидуальная деятельность преподавателей и мастеров производственного...
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса icon1. Логистика в современных условиях
Основные законы рациональной организации производственного процесса
Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса iconОбоснование проекта (актуальность и значимость)
В широком смысле слова профориентация система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск