Скачать 0.77 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
«_02_» __сентября__2013г. Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» (Б.3.КВ1 ) Факультет Дефектологический Направление: 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» Кафедра логопедии Составитель: Т.В. Туманова, д.п.н., профессор кафедры логопедии Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой ______Орлова О.С.____ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № 1 «_02» _сентября_2013г.
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: "Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)" Составитель: Т.В. Туманова, профессор кафедры логопедии Москва - 2013
Изучение учебного курса «Онтогенез речевой деятельности» направлено на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов. Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществ- лению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда. Онтогенез речевой деятельности является предметом исследования всех речеведческих наук и прежде всего – психолингвистики (раздел «Психолингвистика развития»). Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыс- лительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности. Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. Важно отметить, что психолингвистика развития помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи. Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р.Е. Левиной, является онтогенетический принцип – принцип опоры на развитие речи в онтогенезе. Этот принцип имеет самое непосредственное отношение ко всем основным направлениям «речевой» логопедической работы. Так, анализируя характер и степень нарушений речи у своих воспитанников по данным логопедического обследования, коррекционный педагог сопоставляет полученные сведения о ходе развития речи, о степени сформированности основных компонентов языка у данного ребенка с возрастными показателями процесса формирования речи «в норме» (или функционирования речевых процессов у взрослого человека). Методика логопедической работы определяется таким образом, чтобы направить и «выстроить» процесс формирования речевой деятельности в строгом соответствии с закономерностями формирования речевой способности в ходе общего онтогенеза (ненарушенного развития). Большое значение практическая реализация «онтогенетического принципа» имеет и для правильной организации работы педагога с родителями ребенка, имеющего отклонения в речевом и познавательном развитии. Основные цели и задачи курса Цель: изучение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» имеет целью формирование у студентов следующих профессиональных знаний и компетенций:
Задачи дисциплины: Сформировать у обучающихся четкие представления:
Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности логопеда, ее изучение способствует решению следующих задач профессиональной деятельности:
Объем в ЗЕ: 4 кредита Время изучения: курс 1; семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Основы психологии», «Возрастная психология», «Педагогическое образование», «Лингвистика» (раздел «Общее языкознание»), «Специальная психология», «Логопедия» (разделы: «Введение в специальность», «Основы логопедии»). Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедия, Методика обучения русскому языку (спец.), Логопедическая помощь в раннем возрасте, Дети с общим недоразвитием речи, Речевое общение детей с недоразвитием речи, Особенности логопедической работы с детьми-билингвами, Психолингвистика. Групповая принадлежность ОМ: Общекультурный / профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный, общегуманитарный Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Знание основных этапов онтогенеза речевой деятельности; возрастной динамики становления психофизиологического и «языкового» механизмов речевой деятельности; Профессиональные умения оперирования базовыми терминами дисциплины; владение приемами и методами онтопсихолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста; технологиями использования диагностических и прогностических показателей речевого развития ребенка; Владение навыками: установления контакта с ребенком, находящимся на разных ступенях речевого развития, навыками психолого-педагогического обследования и психолингвистического исследования детей с целью выявления особенностей их речевого развития, приемами дифференциальной диагностики «нормы речевого развития» и патологии речи. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Формы освоения ОМ : Лекционные, практические (семинарские) аудиторные занятия, сасоятельная работа по изучению учебной дисциплины, выполнение практических заданий в период педагогической практики («пассивной» и самостоятельной). При прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения, рекомендуется использование инновационных форм учебной работы (интернет-общение студентов с преподавателем при выполнении заданий для самостоятельной работы, различные варианты дистанционного обучения, модели- рование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда и др.). Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): I уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и вариативным выбором ответа); тесты идентификации; контрольный устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; классификация; ранжирование; II уровень сложности: реферирование, тезирование, структурирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; исторический анализ, выполнение практических (экспериментальных) работ. III уровень сложности: отчет о выполнении «профильных» заданий (учебной дисциплины) в период педагогической практики, моделирование социально-педагоги- ческих ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий. Принципы отбора содержания и организации учебного материала модуля Выбор предметного содержания учебного курса определяется в первую очередь задачами квалифицированной профессиональной подготовки будущих логопедов к проведению коррекционной работы по формированию речевой деятельности, навыков речевой коммуникации у детей с системными нарушениями речи. Отбор и структурирование учебного материала основаны на научно-дидактических принципах системности, последовательности, наглядности, Системообразующим при этом является теоретико-методологическое обоснование построения методики развития речи у детей с выраженными нарушениями речевого развития. Понятия и категории, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать обучающимся психолингвистические основы современных логопедических технологий: в том числе: специальных психолого-педагогических технологий обследования речи и поэтапного формирования навыков речевой коммуникации у детей с ТНР. Содержание курса определено с учетом разнообразных междисциплинарных связей психолингвистики с теорией и практикой логопедии, со смежными областями науки и общественной педагогической практики. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет (экзамен). Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % – инструментальный / мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Учебно-методический комплекс по модулю «Основы речевой культуры дефектолога» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Культура речевой коммуникации учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... | ||
Логопсихология и онтогенез речевой деятельности Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение участников... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения; содержит учебно-тематический план, учебную... | ||
По видам речевой деятельности предполагается развитие следующих компетенций Учебно-методический комплекс „Der Mann aus dem Westen“ для развития речевых компетенций на немецком языке cоответствует уровню B2+... | Учебно-методический комплекс по модулю в11 ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю в 1 ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б кв2 ... | Учебно-методический комплекс по модулю б кв2 ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю в1 «Методы логопедической коррекции и нейрореабилитации» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |