Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности»





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности»
страница1/7
Дата публикации06.05.2015
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова










______________________

__Орлова О.С.




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от

«_02_» __сентября__2013г.

Учебно-методический комплекс
по модулю
«Онтогенез речевой деятельности» (Б.3.КВ1 )


Факультет Дефектологический
Направление: 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Кафедра логопедии

Составитель: Т.В. Туманова,

д.п.н., профессор

кафедры логопедии
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

______Орлова О.С.____

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры

Протокол № 1

«_02» _сентября_2013г.



  1. Программа модуля «Онтогенез речевой деятельности»


Направление: 050700 «Специальное дефектологическое

образование»
Профиль: "Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)"


Составитель: Т.В. Туманова, профессор кафедры логопедии

Москва - 2013


  1. Пояснительная записка


Изучение учебного курса «Онтогенез речевой деятельности» направлено на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов.

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществ- лению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда.

Онтогенез речевой деятельности является предметом исследования всех речеведческих наук и прежде всего – психолингвистики (раздел «Психолингвистика развития»).

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыс- лительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.

Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. Важно отметить, что психолингвистика развития помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р.Е. Левиной, является онтогенетический принцип – принцип опоры на развитие речи в онтогенезе. Этот принцип имеет самое непосредственное отношение ко всем основным направлениям «речевой» логопедической работы. Так, анализируя характер и степень нарушений речи у своих воспитанников по данным логопедического обследования, коррекционный педагог сопоставляет полученные сведения о ходе развития речи, о степени сформированности основных компонентов языка у данного ребенка с возрастными показателями процесса формирования речи «в норме» (или функционирования речевых процессов у взрослого человека). Методика логопедической работы определяется таким образом, чтобы направить и «выстроить» процесс формирования речевой деятельности в строгом соответствии с закономерностями формирования речевой способности в ходе общего онтогенеза (ненарушенного развития). Большое значение практическая реализация «онтогенетического принципа» имеет и для правильной организации работы педагога с родителями ребенка, имеющего отклонения в речевом и познавательном развитии.
Основные цели и задачи курса

Цель: изучение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» имеет целью формирование у студентов следующих профессиональных знаний и компетенций:

  • профессиональные знания об основных закономерностях и последовательности этапов онтогенетического развития речи;

  • систематизировать и уточнить имеющиеся у студентов знания о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности;

  • формирование профессиональных компетенций в определении уровня речевого развития, диагностики и коррекции речевых нарушений; овладение студентами тех- нологиями диагностического логопедического обследования.

Задачи дисциплины:

Сформировать у обучающихся четкие представления:

  • об общих закономерностях формирования речевой деятельности и усвоения языка в ходе онтогенеза;

  • закономерностях формирования различных компонентов речевой (языковой) системы, навыков речевой коммуникации в ходе речевого онтогенеза;

  • о речевой и языковой способности как важнейшего условиях осуществления речемыслительной деятельности и социальной коммуникации;

  • систематизировать и обобщить знания студентов о закономерностях и особенностях формирования речевой и языковой способности в онтогенезе;

  • познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами онтогенеза устной и письменной речи;

  • дать представление о периодизации речевого развития ребенка;

  • определить роль социальных, психофизиологических и психологических факторов в развитии всех механизмов детской речи;

  • сформировать представление о значении «сензитивных» и «квазисензитивных» фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;

  • познакомить обучающихся с диагностическими критериями разграничения речевой нормы и патологии.

Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности логопеда, ее изучение способствует решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • в области диагностико-аналитической деятельности:

  • квалифицированное проведение психолого-педагогического обследования с целью определения особенностей речевого развития ребенка, имеющего нарушение речи, соответствия речевого онтогенеза возрастным нормам;

  • в области учебно-воспитательной деятельности:

  • использование современных научно обоснованных приемов и методов обследования и коррекционной логопедической работы;

  • владение техническими средствами обучения, информационными и компьютерными технологиями;

  • применение современных средств анализа и дифференциально-диагностической оценки результатов логопедического обследования и коррекционного обучения.

Объем в ЗЕ: 4 кредита

Время изучения: курс 1; семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Основы психологии», «Возрастная психология», «Педагогическое образование», «Лингвистика» (раздел «Общее языкознание»), «Специальная психология», «Логопедия» (разделы: «Введение в специальность», «Основы логопедии»).

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Логопедия, Методика обучения русскому языку (спец.), Логопедическая помощь в раннем возрасте, Дети с общим недоразвитием речи, Речевое общение детей с недоразвитием речи, Особенности логопедической работы с детьми-билингвами, Психолингвистика.

Групповая принадлежность ОМ: Общекультурный / профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный, общегуманитарный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Знание основных этапов онтогенеза речевой деятельности; возрастной динамики становления психофизиологического и «языкового» механизмов речевой деятельности;

Профессиональные умения оперирования базовыми терминами дисциплины; владение приемами и методами онтопсихолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста; технологиями использования диагностических и прогностических показателей речевого развития ребенка;

Владение навыками: установления контакта с ребенком, находящимся на разных ступенях речевого развития, навыками психолого-педагогического обследования и психолингвистического исследования детей с целью выявления особенностей их речевого развития, приемами дифференциальной диагностики «нормы речевого развития» и патологии речи.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности;

  • Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

  • Формирование навыков онтогенетического анализа нарушений речи у детей и взрослых, компетентного решения задач планирования и организации логопедической работы.

  • Общегуманитарное и профессиональное образование.

  • Овладение основами профессиональной деятельности.


Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Формы освоения ОМ :
Лекционные, практические (семинарские) аудиторные занятия, сасоятельная работа по изучению учебной дисциплины, выполнение практических заданий в период педагогической практики («пассивной» и самостоятельной).

При прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения, рекомендуется использование инновационных форм учебной работы (интернет-общение студентов с преподавателем при выполнении заданий для самостоятельной работы, различные варианты дистанционного обучения, модели- рование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда и др.).

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

I уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и вариативным выбором ответа); тесты идентификации; контрольный устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; классификация; ранжирование;

II уровень сложности: реферирование, тезирование, структурирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; исторический анализ, выполнение практических (экспериментальных) работ.

III уровень сложности: отчет о выполнении «профильных» заданий (учебной дисциплины) в период педагогической практики, моделирование социально-педагоги- ческих ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала модуля

Выбор предметного содержания учебного курса определяется в первую очередь задачами квалифицированной профессиональной подготовки будущих логопедов к проведению коррекционной работы по формированию речевой деятельности, навыков речевой коммуникации у детей с системными нарушениями речи.

Отбор и структурирование учебного материала основаны на научно-дидактических принципах системности, последовательности, наглядности, Системообразующим при этом является теоретико-методологическое обоснование построения методики развития речи у детей с выраженными нарушениями речевого развития. Понятия и категории, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать обучающимся психолингвистические основы современных логопедических технологий: в том числе: специальных психолого-педагогических технологий обследования речи и поэтапного формирования навыков речевой коммуникации у детей с ТНР. Содержание курса определено с учетом разнообразных междисциплинарных связей психолингвистики с теорией и практикой логопедии, со смежными областями науки и общественной педагогической практики.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет (экзамен). Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % – инструментальный / мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю «Основы речевой культуры дефектолога»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет
Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconЛогопсихология и онтогенез речевой деятельности
Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение участников...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения; содержит учебно-тематический план, учебную...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconПо видам речевой деятельности предполагается развитие следующих компетенций
Учебно-методический комплекс „Der Mann aus dem Westen“ для развития речевых компетенций на немецком языке cоответствует уровню B2+...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю в11
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности» iconУчебно-методический комплекс по модулю в1 «Методы логопедической коррекции и нейрореабилитации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск