Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Орлова О.С.
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.
| Учебно-методический комплекс по модулю М.2.КВ.1 Инновационные технологии в логопедии
Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Кафедра: Логопедии
Составитель: О.С.Орлова,
д.п.н.,профессор
кафедры логопедии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
"Утверждаю"
| Зав.кафедрой
| Орлова О.С.
|
| ___________________
| Решение заседания кафедры
| протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.
|
Программа модуля
«Инновационные технологии в логопедии» Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__ Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формирование следующей компетенции:
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность.
Задачи:
освоение базовых профессиональных категорий;
освоение базовых профессиональных навыков в сфере работы с лицами с ОВЗ;
освоение студентами основных приемов учебной деятельности.
всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с речевой патологией
выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического и физического развития
изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с КИ- теоретическое обоснование и разработка системы комплексного специально организованного процесса обучения и воспитания
разработка научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), принципов и методов обучения.
Практические аспекты применения простейших компьютерных технологий при решении учебных задач
Особое внимание следует уделять созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с нарушениями речи, применению информационных технологий. Объем в ЗЕ: 2 кредита
Время изучения: курс 1, семестр 2
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Медико-биологические проблемы дефектологии,
Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями ,
Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы, эффективные коммуникации и другие. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Практическое применении простейших компьютерных технологий при решении учебных задач.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Практические аспекты применения простейших компьютерных технологий при решении учебных задач
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, владение навыками работы с компьютером и аудиовизуальными техническими средствами обучения. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Инновационные технологии в образовательном процессе
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 3
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Традиционные и инновационные технологии в реабилитации
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
|
Компетенция 1
| Ранняя помощь детям с нарушениями речи
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Компьютерные технологии в логопедической практике
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
|
Компетенция 1
| Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Интеграция лиц нарушениями речи
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Инновационные технологии в логопедии
| Лекции
| 4
| 26
| 2
| Практические/семинарские
| 12
| 30
| 2
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
экзамен
|
|
| 2
| Общий объем часов по дисциплине
| 16
| 56
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения) Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации
| 4
|
| 14
| 2
| Ранняя помощь детям с нарушениями речи
БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи
|
| 6
| 14
| 3
| Компьютерные технологии в логопедической практике
|
| 2
| 14
| 4
| Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи
|
| 4
| 14
|
|
| 4
| 12
| 56
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Инновационные технологии в образовательном процессе
| Инновация и прогресс. Классификация инновационных средств и методов. Инновационные технологии в педагогике и логопедической работе
| Инновация и прогресс
|
| 2.
| Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи
| Объективные методы изучения дыхания. Акустический анализ голоса. Объективные методы исследования голоса. Психологические методы изучения лиц с нарушениями речи. Компьютерная томография.
| Изучение голоса и дыхания
| Компьютерная томография
| 3
| Традиционные и инновационные технологии в реабилитации
| Комплексная реабилитация и ее составляющие. Основные традиционные и инновационные направления логопедического воздействия. Авторские методики логопедического воздействия.
| Реабилитация
| Авторские методики
| 4
| Ранняя помощь детям с нарушениями речи
| Этапы развития детской речи в онтогенезе. Система оказания помощи детям раннего возраста за рубежом. Ранняя помощь детям с различными речевыми нарушениями. Группы риска.
| Система оказания помощи детям
| Группы риска
| 5
| БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи
| Применение БОС в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи (заикание, афазия, дисграфия, дислексия (Определение БОС. Полифункциональная и монофункциональная БОС. Виды БОС.
| БОС
| Полифункциональная и монофункциональная БОС
| 6
| Компьютерные технологии в логопедической практике
| Применение компьютерной программы «Видимая речь». Возможности компьютерной программы «Игры для Тигры». Презентации и их возможности в коррекционной работе.
| Применение компьютерной программы
| «Видимая речь»
«Игры для Тигры»
| 7
| Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха
| Комплексное сопровождения имплантированных детей. Основные направления логопедической работы с детьми после КИ. Развитие слухового восприятия. Развитие устной речи. Развитие просодической стороны речи. Развитее голоса и интонации. Развитие речевого дыхания. Развитие пассивного словаря. Формирование активного словаря.
| Кохлеарная имплантация
| Современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха
| 8
| Интеграция лиц нарушениями речи
| Модели интеграции. Полная и частичная интеграция. Медицинская, психологическая, педагогическая поддержка семьи вопросам воспитания, обучения и создания стимулирующей развитие обстановки. Уровни педагогического сопровождения.
| Модели интеграции
| Уровни педагогического сопровождения
|
Основные понятия
Основные области профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:
образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;
осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
Объекты профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:
коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы;
коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.
Основные виды профессиональной деятельности:
коррекционно-педагогическая;
дидактическая
методическая;
диагностико-консультативная;
исследовательская;
воспитательная;
организационная;
социально-педагогическая.
Кохлеарная имплантация
Календарно-тематический план
(по каждой форме обучения)
Факультет дефектологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю
Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс_____1_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации
| 18
| 4
|
|
| 14
| ноябрь/1 неделя
| Ранняя помощь детям с нарушениями речи. БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи
| 20
|
| 6
|
| 14
| ноябрь/2 неделя
| Компьютерные технологии в логопедической практике
| 16
|
| 2
|
| 14
| март/3 неделя
| Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи
| 18
|
| 4
|
| 14
| март/4 неделя
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс ___1__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации
| Конспект занятия
|
|
| *
|
|
|
|
|
| Ранняя помощь детям с нарушениями речи
БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи
| Конспект занятия
|
|
| *
|
|
|
|
|
| Компьютерные технологии в логопедической практике
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|