Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление
страница1/4
Дата публикации17.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс
по модулю М.2.КВ.1 Инновационные технологии в логопедии

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составитель: О.С.Орлова,

д.п.н.,профессор

кафедры логопедии
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»


"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Программа модуля

«Инновационные технологии в логопедии»
Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)


Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__
Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование следующей компетенции:

  • Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность.

Задачи:

  • освоение базовых профессиональных категорий;

  • освоение базовых профессиональных навыков в сфере работы с лицами с ОВЗ;

  • освоение студентами основных приемов учебной деятельности. 

  • всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с речевой патологией

  • выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического и физического развития

  • изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с КИ- теоретическое обоснование и разработка системы комплексного специально организованного процесса обучения и воспитания

  • разработка научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), принципов и методов обучения.

  • Практические аспекты применения простейших компьютерных технологий при решении учебных задач

Особое внимание следует уделять созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с нарушениями речи, применению информационных технологий.
Объем в ЗЕ: 2 кредита

Время изучения: курс 1, семестр 2

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Медико-биологические проблемы дефектологии,

Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями ,

Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы, эффективные коммуникации и другие.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  • Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

  • Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

  • Практическое применении простейших компьютерных технологий при решении учебных задач.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Осуществление профессиональной деятельности.

  • Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.

  • Практические аспекты применения простейших компьютерных технологий при решении учебных задач

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, владение навыками работы с компьютером и аудиовизуальными техническими средствами обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;



2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1


Инновационные технологии в образовательном процессе



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 3


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 1



Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1



Традиционные и инновационные технологии в реабилитации


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание


Компетенция 1



Ранняя помощь детям с нарушениями речи


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 1



БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1



Компьютерные технологии в логопедической практике


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание


Компетенция 1



Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 1



Интеграция лиц нарушениями речи


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Инновационные технологии в логопедии

Лекции

4

26

2

Практические/семинарские

12

30

2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

экзамен







2

Общий объем часов по дисциплине

16

56






3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации

4




14

2

Ранняя помощь детям с нарушениями речи

БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи




6

14

3

Компьютерные технологии в логопедической практике




2

14

4

Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи




4

14







4

12

56


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновация и прогресс. Классификация инновационных средств и методов. Инновационные технологии в педагогике и логопедической работе

Инновация и прогресс




2.

Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи

Объективные методы изучения дыхания. Акустический анализ голоса. Объективные методы исследования голоса. Психологические методы изучения лиц с нарушениями речи. Компьютерная томография.

Изучение голоса и дыхания

Компьютерная томография

3

Традиционные и инновационные технологии в реабилитации

Комплексная реабилитация и ее составляющие. Основные традиционные и инновационные направления логопедического воздействия. Авторские методики логопедического воздействия.

Реабилитация

Авторские методики

4

Ранняя помощь детям с нарушениями речи

Этапы развития детской речи в онтогенезе. Система оказания помощи детям раннего возраста за рубежом. Ранняя помощь детям с различными речевыми нарушениями. Группы риска.

Система оказания помощи детям

Группы риска

5

БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи

Применение БОС в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи (заикание, афазия, дисграфия, дислексия (Определение БОС. Полифункциональная и монофункциональная БОС. Виды БОС.

БОС

Полифункциональная и монофункциональная БОС

6

Компьютерные технологии в логопедической практике

Применение компьютерной программы «Видимая речь». Возможности компьютерной программы «Игры для Тигры». Презентации и их возможности в коррекционной работе.

Применение компьютерной программы

«Видимая речь»

«Игры для Тигры»

7

Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха

Комплексное сопровождения имплантированных детей. Основные направления логопедической работы с детьми после КИ. Развитие слухового восприятия. Развитие устной речи. Развитие просодической стороны речи. Развитее голоса и интонации. Развитие речевого дыхания. Развитие пассивного словаря. Формирование активного словаря.

Кохлеарная имплантация

Современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха

8

Интеграция лиц нарушениями речи

Модели интеграции. Полная и частичная интеграция. Медицинская, психологическая, педагогическая поддержка семьи вопросам воспитания, обучения и создания стимулирующей развитие обстановки. Уровни педагогического сопровождения.

Модели интеграции

Уровни педагогического сопровождения



Основные понятия

  • Основные области профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:

  1. образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;

  2. осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

  • Объекты профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:

  1. коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы;

  2. коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.

Основные виды профессиональной деятельности:

  1. коррекционно-педагогическая;

  2. дидактическая

  3. методическая;

  4. диагностико-консультативная;

  5. исследовательская;

  6. воспитательная;

  7. организационная;

  8. социально-педагогическая.

        1. Кохлеарная имплантация




  1. Календарно-тематический план

(по каждой форме обучения)

Факультет дефектологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)

Курс_____1_________

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Специальное дефектологическое образование / логопедия


Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации

18

4







14

ноябрь/1 неделя

Ранняя помощь детям с нарушениями речи. БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи

20




6




14

ноябрь/2 неделя

Компьютерные технологии в логопедической практике

16




2




14

март/3 неделя

Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи

18




4




14

март/4 неделя



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет : дефектологический

Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»

Курс ___1__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Специальное дефектологическое образование / логопедия

Инновационные технологии в образовательном процессе. Инструментальные и объективные методы обследования лиц с нарушениями речи Традиционные и инновационные технологии в реабилитации

Конспект занятия







*
















Ранняя помощь детям с нарушениями речи

БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи

Конспект занятия







*
















Компьютерные технологии в логопедической практике

Конспект занятия













*










Кохлеарная имплантация – современная технология формирования речи у детей с нарушениями слуха Интеграция лиц нарушениями речи

Конспект занятия













*













  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет
Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения...
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Современные технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю в2 Логопедия (раздел «Нарушение голоса») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационные технологии обучения физической культуре» / Сост.: А....
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии в логопедии Факультет: дефектологический Направление iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск