Скачать 0.53 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский социально-экономический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социально-политического менеджмента доцент С.Ю. Седова ________________ «____»__________2015 г. Методические рекомендации к изучению дисциплины Этнополитология Направление подготовки 41.03.04 Политология Профиль подготовки: Государственная политика и управление; Политический менеджмент Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов – 2015 «Э Т Н О П О Л И Т О Л О Г И Я»Методические рекомендации к изучению дисциплины для студентов специальности 030.201.65 «экономическая политология»Разработана на кафедре философии и политологии ССЭИАвтор и составитель: д-р ист. наук, профессор Н.В.СаранцевЦель изучения данной учебной дисциплины в системе бакалавриата состоит в том, чтобы дать студентам-политологам систематизированные знания по этнополитологической науке, которые им необходимы не только для теоретического анализа международной жизни, но и для конкретной практической политической деятельности в многонациональных регионах Российской Федерации. Анализ диалектической связи этнического фактора и государственной политики, характера межнациональных взаимоотношений позволяет сформировать у студентов объективные представления об основных направлениях и концепциях этнополитологической науки, этнополитологических измерениях системы международных связей и взаимодействий. Курс этнополитологии помогает студентам выяснить сущность национализма, опасность шовинизма и расизма в современном мире, рассмотреть этнополитические проблемы современной России и других многонациональных государств. Особую важность для студентов-политологов приобретает изучение процесса становления и функционирования многонациональных государств, исторического многообразия форм правления, государственного устройства, политических режимов, роли этнического аспекта в эволюции системы международных политических отношений, особенностей этнического самосознания, причинах этнических и конфессиональных конфликтов, принципах их разрешения и способы урегулирования. Изучение этих проблем обусловлено сугубо прагматическими требованиями к качеству подготовки специалистов-политологов с высшим университетским образованием. Овладение данным материалом позволит студенту научиться решать стратегические и практические задачи: – выработать навыки научного подхода к вопросам, составляющим сущность этнополитологических теорий, направлений и школ; – сформировать способность разбираться в политических проблемах возникающих на этнической основе; – развить умение разрешать конфликтные ситуации и споры, имеющие как этнический, так и политический характер; – выработать личные позиции, которые способствуют четкому пониманию меры собственной ответственности за возможные негативные последствия в случае некомпетентных действий затрагивающих межэтнические и межконфессиональные проблемы. Преподавание учебной дисциплины «Этнополитология» ведется на третьем курсе в шестом семестре. Учебная дисциплина «Этнополитология» тесно связана с другими предметами и дисциплинами, изучаемыми на политологическом отделении гуманитарного факультета СГСЭУ. К ним относятся: «Политическая история», «История политических учений», «Политическая философия», «Политическая социология», «Правоведение» и другие. Все перечисленные предметы принимают активное участие в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов профиля «экономическая политика». Знания в сфере «Этнополитологии» позволяют развивать у студенческой молодежи черты гражданственности, чувства патриотизма, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, обеспечивают целостное видение современного мира, позволяют вскрывать причины сложных проблем межэтнических отношений, помогают их урегулированию. В результате освоения студентами-политологами дисциплины «Этнополитология» формируется код компетенции – ПК-14 (овладение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок). Обучающийся должен: получить представление о связи этнологии и политики, взаимодействии этносов и государства, уяснить историю становления полиэтнических государств, разобраться в основных теоретических концепциях и доктринах рассматривающих процесс функционирования таких государств, исследовать роль религиозного фактора в их становлении и сохранении (ОК-4); учащимся необходимо приобрести знания об основных категориях данной учебной дисциплины, определить типологию этносов, выявить их роль и функции в становлении многонациональных государств, изучить структуру этносов, вникнуть в процессы этногенеза, продемонстрировать влияние политических режимов на развитие этносов (ОК-6); глубокое изучение дисциплины позволит студенту научиться разбираться в механизмах функционирования полиэтнических государств, вскрывать причины возникающих конфликтных ситуаций, определять пути преодоления кризисных явлений на различных исторических этапах их развития (ОК-12); научиться анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8). Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 академических часа. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Тема 1. Предмет, методы и функции этнополитологии П л а н с е м и н а р с к о г о з а н я т и я 1. Предмет этнополитологии 2. Развитие этнополитологии как науки 3. Методы этнополитологии 4. Функции этнополитологии М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и Студенты, осуществляя подготовку по первому вопросу плана должен обратить внимание на самоопределение науки, на этногосударственные структуры и отношения. Рассмотреть понятие современной этнополитической науки. Выяснить общественную потребность в этнополитологии. Определить этнический фактор в мировой истории. Объект, предмет и задачи этнополитологии. Ее законы, категории и принципы. Второй вопрос предполагает исследование места и роли этнополитологии в системе общественных наук. Соотношение этнополитологии с этнологией, политологией, геополитикой, политической социологией, политической психологией, политической историей и другими общественными дисциплинами. Третий вопрос должен сосредоточиться на методологических основах этнополитологии. Обратить внимание на общенаучные методы используемые этнополитологией. Конкретизация всеобщих методов. Использование системного, структурно-функционального, сравнительного, логического, бихевиористского и других методов. Основное назначение этнополитологии как науки и учебной дисциплины предполагает, что современный специалист обязан разбираться в этнополитологических проблемах. Получить знание о целях, задачах, приоритетах, нормах, национальных противоречиях, альтернативах деятельности – обязательное условие его компетентности. Функции этнополитологической науки. Теоретическая и прикладная этнополитология. Теория ситуационного анализа. Этнополитологическое образование в России: традиции и современность. Контрольные вопросы 1. С именами каких исследователей связаны первые концепции нации? 2. В чем заключаются предмет этнополитологии? 3. Каковы методы этнополитологии как науки и как они соотносятся с методами этнологии и политологии? 4. В чем состоят функции этнополитологии как науки? 5. Каково прикладное значение этнополитологии? 6. Что такое этнологический мониторинг, какие организации и группы в области мониторинга и предотвращения конфликтов существуют в России и в мире? 7. Дайте этнополитический прогноз развития ситуации на Украине? 8. Какие различия между нацией и государством отмечали Х.Линц и А.Степан? Темы рефератов
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания... Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Г. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические... Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине немецкий язык для специальности... Выписка из государственного стандарта для студентов специальности 030. 501. 32 «бакалавриат» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Итоговая государственная аттестация по специальности «педиатрия» Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... |