Скачать 1.09 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Северо-Восточное управление образования ГБОУ гимназия №1577 Тематическое планирование Курса обществознания 10 класс профильный уровень К учебнику «Обществознание» Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой 10 класс профильный уровень Москва «Просвещение» 2008 4 часа в неделю Учитель:Строева Е.А Москва 2013 1. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу. В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей. Целями курса являются:
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны1 знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем. Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 2. Содержание изучаемого курса 2.1 Учебно-тематический план Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (3часа ∙34 недели=102 часа).
2.2 Содержание изучаемого курса2 Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (10 часов) Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения. Знать понятия: «социальные науки», философия, социология, политология, социальная психология; миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство. Идеальное государство, славянофилы, теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, ленинизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Академия, университет, колледж, лицей, гимназия. Уметь - находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать необходимую информацию из источников - переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.); - работать с текстами различных стилей; - выступать с сообщениями; - владеть основными видами публичных выступлений. Раздел 2. Введение в философию. (50 часов) Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии (1 часа). Общество и человек. (23 часа) Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Понятие информации. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума. Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество. Знать понятия: антропогенез, социогенез деятельность, её структура, мышление, язык. Социальная система, её структура, цивилизационный подход, формационный подход. Традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, общественно-экономическая формация, культура. Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы. Уметь: - характеризовать с научной позиции основные явления; - оценивать различные суждения, сопоставлять различные научные подходов; - находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа систематизации изученных фактов; - переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую, - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и культуры); - оценивать различные суждения о социальных объектах - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения владеть основными видами публичных выступлений; - следовать этическим нормам и правилам ведения диспута Деятельность как способ существования людей. (10 часов) Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Политические отношения. Легитимность власти. Знать понятия: потребности, интересы, творчество. Духовная культура, духовные ценности, трудовая деятельность, социальное партнерство. Уметь: - проводить социологическое мини-исследование; - формировать развернутый план ответа; - оценивать различные суждения; - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Сознание и познание. (16 часов) Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук Духовная жизнь людей. Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание самопознание, самооценка, притязание Уметь: - сопоставлять различные научные подходы; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах; - отделять основную информацию от второстепенной; - критически оценивать достоверность полученной информации; - обосновывать суждения, давать определения; - приводить доказательства. Раздел 3. Введение в социальную психологию. (32 часа) Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (1 час) Социальная психология личности. (6 часов) Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Ролевое поведение. Гендерное поведение Общение как обмен информацией Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Мир общения. (6 часов) Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Психология социальных групп. (20 часов) Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. Итоговое повторение. Знать понятия: социальная психология индивид, индивидуальность, личность социализация. Социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, социальная роль. Гендерное поведение, общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение, идентификация, эмпатия, стереотип восприятия условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция. Толерантность, национализм бытовой. Социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер. Антисоциальные группы, дедовщина, криминальные группы. Уметь: - решать проблемные, логические, творческие задачи; - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе; - анализировать и классифицировать социальную информацию; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - участвовать в обучающих играх; - взаимодействовать с другими людьми; - исследовать реальные связи и зависимости; - создавать идеальные объекты. Раздел 4. Введение в социологию. Социальное развитие современного общества. (34) Социология как наука. (1 час) Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии. Общество и общественные отношения (8 часов) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки. Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности. Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы современной социальной политики Российской Федерации. Знать понятия: социальная сфера, социология, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный «лифт», классы, страты, люмпены, маргиналы, социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество компромисс, консенсус, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение. Уметь: - характеризовать с научных позиций основные социальные группы; - сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества осуществлять комплексный поиск информации; - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления выбора. Личность и общество (9 часов) Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека. Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации отклоняющееся поведение, санкции, мораль, право, правовая культура отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление. Уметь: - использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей; - делать самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления фактов и оценок; - уметь участвоватьв дискуссиях по актуальным проблемам. Виды социальных отношений (7 часов) Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни, рынок труда, безработица, профсоюз; семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия, депопуляция, миграция, воспроизводство населения. Уметь: -объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы; - уметь анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах) Этнические и конфессиональные отношения (7 часов) Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации. Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет, сепаратизм, ксенофобия. Знать причины межнациональных конфликтов. мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Межконфессиональный диалог. Уметь: - передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность. - развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного); - осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений. Раздел 5. Введение в политологию. Политическое развитие современного общества (32 часа) |
Тематическое планирование курса «Обществознание», 11 класс Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История... | Тематическое планирование курса «Обществознание», 10 класс Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История... | ||
Тематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История... | Тематическое планирование по обществознанию Класс Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/профильный уровень. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой,... | ||
Рабочая программа курса химии ( профильный уровень ) по учебнику Габриеляна О. С., Лысовой Г. Г. Химия, 11 класс, Профильный уровень Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 12 издание,... | Тематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с... Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л.... | ||
Тематическое планирование по обществознанию 11 класс (профильный... Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей | Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания (базовый... Кравченко А. И., учебника по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко М. «Русское слово» 2008 г., методических рекомендаций по... | ||
Тематическое планирование курса «Обществознание» 6 класс Обществознание. Программа курса. 5 – 7 классы. А. И. Кравченко. Москва. «Русское слово» | Рабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень) Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | ||
Содержание География 10 класс. Календарно – тематическое планирование (профильный уровень) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерное планирование по интегрированному курсу «Обществознание». 10 класс. (70 часов, 2 часа в неделю) по учебнику «Обществознание».... | ||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,... | Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 11... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 11 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | ||
Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 10... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | Тематическое планирование по праву Класс Право. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10 класс/профильный уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбово, Е. А. Лукашевой,... |