11 КЛАСС
Рабочая программа
курса химии (профильный уровень)
по учебнику Габриеляна О. С., Лысовой Г. Г. Химия, 11 класс, Профильный уровень Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 12 издание, 2010, на 5 часов в неделю Пояснительная записка Рабочая программа составлена:
-На основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.04 г. № 1086);
- Примерной программы по химии (профильный уровень) среднего (полного) общего образования;
- авторской Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) авторов: О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова
- М.: Дрофа, 2007г.;
-федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 № 2885)
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования (http://mon. gov.ru)
-базисного учебного плана 2004 (приказ МО РФ от 09.03.04 №1312) Методические пособия для учителя:
1) Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений -М.: Дрофа. 2006;
2) Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Профильный уровень. 11 класс. Методическое пособие - М., Дрофа. 2002 или 2010;
3) Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы. Химия. 11 класс, М.; Дрофа, 2005;
4) Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс,, М, Дрофа, 2004.
дополнительная литература для учителя:
1) Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И. Г. Готовимся к единому государственному экзамену: Химия. М., Дрофа. 2003;
2) CD «Общая химия». «Химия элементов», «Неорганическая химия», «Органическая химия» - демонстрационное поурочное планирование; авт. Ширшина Н.В. (электронные пособия для учителей и учащихся 8-11 классов);
3) Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии, 11 класс (1и 2 части), М., Дрофа, 2003; дополнительная литература для учащихся:
Га6риелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М Дрофа. 2005г.;
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях, 11 класс, М., Дрофа, 2003;
3) Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и и способы их решения М. Оникс, 2004;
4) Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. Дидактические материалы 10-11 классы. - М. Владос. 2003;
Оржековский П.А. и др. ЕГЭ-2012. Химия: тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2012;
Медведев Ю.Н.; ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты.М.; «Экзамен», 2012.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения: ДМ - дидактические материалы, Д - демонстрации,
Л - лабораторные опыты, ПР - практическая работа,
ПСХЭ - периодическая система химических элементов, ТБ - техника безопасности.
Типы уроков:
• урок ознакомления с новым материалом (УOHM);
• урок применения знаний и умений (УПЗУ)
• комбинированный урок (КУ);
• урок семинар (УС):
• урок-лекция (Л);
• урок контроля знаний (К). Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта: умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснении физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Количество часов по рабочему плану
Всего -170 часов; в неделю - 5 часов.
Плановых:
- контрольных работ – 4,
- практических работ (ПР) – 8( ( по 2 часа на работы №1, 5-7).
- лабораторных опытов (ЛО) - 15
Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование (экзамен)
Изменения в рабочей программе по химии для 11 класса
(профильный уровень) Рабочая программа для 11 класса составлена в соответствии с программой 11 класса к учебнику Габриеляна О. С., Лысовой Г. Г. Химия, 11 класс 2006 года, Профильный уровень авторов О.С. Габриеляна, И.Т. Остроумовой - 170 часов в год, согласно учебному плану – 5 часов в неделю.
Поскольку обучение будет производиться по году выпуска 2010 этого же учебника, то скорректированы номера домашних заданий, которые отличаются в этих изданиях.
В конце учебного года резервное время – 3 часа предположительно будет использовано на подготовку к ЕГЭ – решению тестовых заданий.
Изменено число часов по темам в сравнении с типовой программой :
Тема №1»Строение атома»(16 часов)
Тема №2 «Строение вещества. Дисперсные системы»(24 часа)
Тема №3»химические реакции»(40 часов)
Тема №4»Вещества и их свойства»(68 часов)
Тема №6»Химия и общество»(19 часов)
Тема №5 «Химический практикум»(10 часов)- распределена в течение учебного года по всем темам курса
Резервное время- 3 часа (подготовка к ЕГЭ)
Тематическое планирование курса химии 11 класса химико-биологического профиля.
Программа: О.С. Габриелян (профильный уровень) М. Дрофа (4 часа в неделю) переработана на 5 часов в неделю. Учебники: О.С. Габриелян, Г.Н. Лысова 11 класс (профильный уровень) М. Дрофа 2006г.
А.С. Егоров Химия (пособие репетитор) Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г.
№ п/п
| Тема урока
| Содержание
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Демонстрация, эксперимент
| Задания на дом
| Тема №1 «Строение атома» (16 часов)
| 1
Л
| Вводный инструктаж по правилам ТБ Атом – сложная частица. Модели строения атома.
| Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира. Моделирование химических явлений.
| Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС.
| Периодическая система элементов(ПСХЭ).Таблицы «Строение атома». Модели атомов.
| §1, упр. . 1-4.
| 2
Л
| Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы.
| Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира
| Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС.
| Габриелян О.С., Березкин П.Н.и др. Контроль-ные и провероч
ные работы. Химия. 11.
Стр. 141-142 (выборочно
| Записи в тетради
| 3
КУ
| Атомная орбиталь. Состояние элетронов в атоме.Квантовые числа.
| Состояние электронов в атоме Электронное облако, электронная орбиталь. Квантовые числа. Основное и возбужденное состояния атомов.
| Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей,
| Слайд-лекция«Строение атома. АМУ (атомно-молекулярное учение)», проектор, ноутбук.
| §2, упр. №2-7.
| 4
КУ
| Энергетические уровни и подуровни.
Распределение электронов по орбиталям.
| Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.
| Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей,взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. Правило Хунда и Клечковского
| Габриелян О.С., Березкин П.Н. и др. Стр. 5-17 (выборочно
| §2, упр. №8,9
| 5
КУ
| Электронные конфигурации атомов химических элементов.
| Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов
| Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов
| ПСХЭ.
| §3, упр. №1-5.
| 6
КУ
| Электронно-графические формулы атомов элементов.
| Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов, s-, р-, d-, f- элементов
| Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы элементов
| ПСХЭ.
| §3, упр. № 6-8
| 7-8
КУ
| 1)Валентные возможности атомов химических элементов.
2)Основное и возбужденное состояние атомов.
| Валентные возможности атомов химических элементов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей.
| Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия.
| ПСХЭ.
| §4, упр. 3-7
| 9
Л
| Предпосылки открытия периодического закона.
| Предпосылки открытия периодического закона Работы предшественников Менделеева
|
| ПСХЭ, портрет Менделеева Д.И. Видеофильм «Великий закон».
| Записи в тетради
| 10
КУ
| Периодический закон и Периоди-ческая система химических
Элементов
| Периодический закон и Периоди-ческая система химических
Элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
| Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Современная формулировка ПЗ. Знать смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС
| ПСХЭ, портрет Менделеева ..Видеофильм «Великий закон».
| §5,упр. 1-4.
| 11
КУ
| Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности
| Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности.
| Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС
|
| §5,упр. 5,6
| 12
КУ
| Периодический закон и строение атома.Современная формулировка ПЗ
| Периодический закон и строение атома.Современная формулировка ПЗ
| Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы; причину периодических свойств элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.
| ПСХЭ, Д.М.
| §5, упр. 7.8
| 13
КУ
| Периодическая система химических элементов Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
| Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Физический смысл порядкового номера элемента, группы и периода
| Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы; причину периодических свойств элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.
|
| §5, упр. 9,10
| 14
КУ
| Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах
| Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. Третья формулировка ПЗ
| Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы; причину периодических свойств элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.
|
| Е. п. 3.2, 3.3
| 15
КУ
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тома»,
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тома», подготовка к контрольной работе.
| Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева.
|
| Повторение гл. 1. §1-6.
| 16
К
| Контрольная работа №1 по теме «Строение атома. Периодический закон»
| Контрольная работа №1 по теме 1
| Контроль знаний по темам: «Строение атома», «Периодический закон».
| К.р. «Строение атома».Габриелян и др. Общая химия в тестах, упр. и задачах, стр.47-49
| Повторить тему
| Тема№2 «Строение вещества. Дисперсные системы.»(24 часа)
| 1
КУ
| Молекулы и химическая связь. Ионная хим. связь
| Ионная хим. связь и ионные кристаллические решетки
| Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать
| Слайд-лекция «Химическая связь»,проектор, ноутбук, ПСХЭ.
Д. Модели крист.решеток различных веществ.
Л.О.№1 «Свойства гидроксидов третьего периода»
| §6, № 5-6.
| 2
КУ
| Ковалентная химическая связь и ее классификация..
| Ковалентная химическая связь и ее классификация( по механизму образования,по ЭО, по способу перекрывания элетронных орбиталей,по кратности)
| Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать
|
| §6, № 7
| 3
КУ
| Полярность связи и полярность молекулы, геометрия молекул.
| Свойства ковалентной связи. Геометрия молекул. Полярность связи и полярность молекулы.
| Знать пространственное строение молекулы.
|
| Е. п.3.7, стр44-46- Г,записи в тетради.
| 4
КУ
| Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью.
| Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная.
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию мопекулы по характеристикам хим. связей.
| Д. Модели кристаллических решеток
| Записи в тетради, Е. стр 140
| 5
КУ
| Металлическая связь и металлические кристаллические решетки.
| Металлическая связь и металлические кристаллические решетки
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию мопекулы по характеристикам хим. связей.
|
| П. 6, стр 52-52,записи в тетради
| 6
КУ
| Водородная связь, межмолекулярная и внутримолекулярная.
| Водородная связь, межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования водородной связи.
| Уметь определять геометрию мопекулы по характеристикам хим. связей.
|
| Г, стр 52-53
Е стр 137-139
| 7
КУ
| Основные типы межмолекулярного взаимодействия.
| Основные типы межмолекулярного взаимодействия.
|
|
| Е стр 139-141
| 8
КУ
| Единая природа химической связи.
| Единая природа химической связи, ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи, переход одного вида связи в другой.
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию мопекулы по характеристикам хим. связей.
|
| Г стр 53-56, записи в тетради
| 9-
УОНМ
| Гибридизация электронных орбиталей. sp3-гибридизация, sp2 –гибридизация, sр-гибридизация
| Гибридизация электронных орбиталей. sp3-гибридизация у алканов, воды,аммиака, алмаза; sp2 -гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов. диенов и графита; sр-гибридизация у лкинов,карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществГеометрия молекул
| Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения.
| Д Изготовление моделей молекул воды, аммиака, метана и др.
| п7, упр. 1-4.
| 10
| Геометрия молекул органических и неорганических веществ
| Гибридизация электронных орбиталей. sp3-гибридизация у алканов, воды,аммиака, алмаза; sp2 -гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов. диенов и графита; sр-гибридизация у лкинов,карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществГеометрия молекул
| Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения
|
| п7, упр. 1-4.
| |