Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации12.01.2014
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи

Ткалич Светлана Константиновна
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА


Специальность 13.00.02 - Теория и методика

обучения и воспитания (изобразительное искусство)

Специальность 13.00.08 – теория, методика

профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук


Москва 2012
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ветрова Ирэна Борисовна

доктор педагогических наук, профессор

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор

Горбунова Галина Александрова

Ведущая организация: Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург)


Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 13-00 на заседании диссертационного Совета Д.212.136.06 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.



Автореферат разослан 25 марта 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Р. Геворгян

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. Стратегическая инициатива «Новое образовательное измерение» обозначила перспективу развития высшей школы во имя будущих поколений, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации, опираясь на её великое историческое и культурное наследие1. Фундаментальные исследования вузовской науки должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентного поиска, анализа, освоения и обновления информации. Вступление России в ВТО, организация Евразийского экономического пространства, стратегия модернизации социально-экономического пространства ставят перед наукой задачу активизации внутренних несырьевых ресурсов, определяющих особенность конкурентного преимущества интеллектуальных, проектно-конструктивных, художественно-творческих достижений, аккумулированных в регионах Российской Федерации.

Региональный аспект модернизации содержания образования открывает новую страницу в педагогической науке и практике. Региональные университеты рассматриваются центрами научной, информационной, экспериментальной деятельности, ориентированной на модернизацию образовательного и культурного пространства; сохранение социокультурного генома в каждом регионе. Поиск новых форм диалога этничности, как специфической характеристики наследия многонациональной страны, и профессионального образования, являющегося инструментом социализации личности, является важной исследовательской задачей педагогической науки2.

Анализ показал, что региональный вектор профессиональной подготовки студентов в вузах культуры, современного искусства, дизайна формулируется в аморфной конфигурации. В квалификационных модулях профессиональной подготовки творческих кадров (бакалавров, магистров) не учитывается роль графической межпоколенной коммуникации в художественном творчестве, являющейся индикатором самосохранения этнических культур многонациональной России в условиях глобальной информатизации. Образовательный пробел отражается на однообразии сюжетных композиций и художественно-образных достоинств эскизов, учебно-проектных предложений по модернизации средового пространства со стилевым единством. Практически отсутствует в образовательных методиках профессиональной подготовки творческих кадров легитимация графической константы в структуре изобразительного искусства. Проведённый анализ позволил сделать вывод о слабо разработанном научном направлении, раскрывающем разнообразие художественно-образных графических достижений, являющихся особенностью развития культурных ландшафтов многонациональной России. Выявлен коммуникативный потенциал, аккумулированный в массивах культурного наследия российских территорий, но не отрефлектированный в методиках преподавания изобразительного искусства в творческих вузах. Многие технико-изобразительные способы передачи информации, зафиксированные с помощью рисунков, фотографий в историко-культурных, этнографических исследованиях, служебных записках и описаниях (XVII-XX вв.), являются ценнейшим достоянием российской многонациональной культуры. Сегодня они не адаптированы к педагогической практике в области изобразительного искусства, не вошли в проектную культуру дизайн-образования. Как следствие, у будущих специалистов по изготовлению театральных костюмов, постановщиков зрелищных представлений, консультантов по разработке внутренних туристических маршрутов отмечено поверхностное представление о разнообразии этнохудожественного наследия, графических достижений, освоенных в дописьменный период. Эволюция изобразительного искусства на территории многонациональной России от первобытного времени до сегодняшних дней не адаптирована к учебной литературе, актуальной для профессиональной подготовки творческих кадров.

Обобщение результатов проведённого комплексного анализа позволило сделать вывод, что спроектированная на государственном уровне стратегия информационно-технологического прорыва сегодня не имеет полноценной стартовой платформы, так как не обеспечена достоверным контентом о разнообразии графического компонента в структуре этнохудожественного наследия.

Выявлена крупная научная проблема межотраслевой несогласованности между: государственной стратегией регионального вектора модернизации содержания образования; государственным заказом на подготовку компетентных кадров в области культуры и образования; регионально-ориентированным вектором вузовской науки и методик квалификационной/профильной подготовки компетентных творческих кадров в вузах культуры, современного искусства, дизайна. Механизмом разрешения проблемы выдвигается универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента с графической доминантой.

Универсальность модели обеспечивается способностью адаптации национально-культурного компонента к программам обучения студентов творческих специальностей в колледжах, вузах (бакалавр, магистр), на факультетах дополнительного образования, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов творческих сфер деятельности. Авторский модуль национально-культурного компонента, выдвигаемого в исследовании, конкретизирован и представлен следующими дидактическими концептами. Региональная художественная константа в структуре наследия включает в себя вариативность достижений локальных традиционных школ в виде технических приёмов декорирования предметов. Графическая константа в структуре изобразительного искусства выдвигается новой дидактической единицей. Она представлена графическими достижениями в дописьменный период и символами современной культуры региона, олицетворяющими жизнеспособность традиции в художественном творчестве XXI века и развитии регионального дизайна. Графическая константа аккумулирует все способы передачи сообщений/информации конкретной исследуемой территории во временном пространстве первобытной, традиционной, современной культуры. Педагогическая инновация «национально-культурный компонент с графической доминантой» определяет вектором модернизации профессиональной подготовки творческих кадров оптимальную систему методов анализа и систематизации графического наследия многонациональной России.

Проблема исследования представлена поиском оптимального взаимодействия между современными требованиями профессиональной подготовки творческих кадров и внедрением национально-культурного компонента с графической доминантой, воздействующего на модернизацию преподавания изобразительного искусства в вузах культуры, современного искусства, дизайна.

Целью исследования являются: конструирование универсальной модели, обеспечивающей модернизацию профессиональной подготовки творческих кадров на основе концептуальной целостности содержания, организационных форм обучения и оптимального комплекса методов анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия; проверка эффективности инновационной модели в опытно-экспериментальной работе.

Объектом исследования выдвигается профессиональная подготовка творческих кадров, востребованных стратегией регионального вектора модернизации образования.

Предметом исследования определена система оптимальных методов в структуре сконструированной универсальной модели, обеспечивающая достижение дефицитных знаний и формирование квалификационной компетенции на основе навыка анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия конкретной территории.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что универсальная модель с методикой освоения национально-культурного компонента является преобразующим психолого-воспитательным, квалификационно-профильным преобразующим механизмом воздействия на формирование нового поколения специалистов, подготовленных к профессиональной самореализации в регионах РФ. Эффект воздействия на формирование нравственных, этических, социально-профессиональных качеств выпускника творческой кафедры предполагается при условии внедрения в учебный процесс национально-культурного компонента с графической доминантой. В педагогической практике формирование компетентных специалистов, востребованных в регионах России, может быть реализовано при условии:

  • включения педагогической инновации «национально-культурный компонент с графической доминантой» в учебный процесс;

  • разработки дидактического модуля учебно-исследовательской деятельности студентов (бакалавров, магистров);

  • учёта жанровой профильной подготовки студентов творческих кафедр и многообразия интерпретаций графической константы в творческих проектах.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

  1. провести комплексный анализ, позволяющий выявить и обосновать факторы, определяющие: особенности российской школы профессиональной подготовки творческих кадров на современном этапе развития многонациональной России; подходы к реализации регионального вектора модернизации содержания образования, заявленного на уровне государственной стратегии;

  2. выделить графическую константу в структуре этнохудожественного разнообразия наследия; обосновать ролевую функцию графической константы, воссоздающей межпоколенную преемственность в процессе освоения дефицитных знаний о коммуникативном и технико-изобразительном потенциале графической культуры, аккумулированной в территориальных лакунах многонациональной России;

  3. конкретизировать особенность взаимозависимости составляющих педагогического процесса, совокупно обеспечивающих динамику развития регионального вектора вузовской науки;

  4. разработать теоретико-методологические основы универсальной модели, включая принципы и оптимальный комплекс методов анализа и систематизации графической константы в структуре изобразительного искусства, аккумулированного в массивах наследия многонациональной России;

  5. разработать этапы опытно-экспериментальной работы для подтверждения универсальности и результативности методики освоения национально-культурного компонента с графической доминантой, учитывая жанровое разнообразие профильной подготовки студентов творческих кафедр;

  6. подготовить рекомендации по модернизации профессиональной подготовки студентов вузов культуры, современного искусства, дизайна на основе национально-культурного компонента с графической доминантой, учитывая научно-исследовательскую, художественно-творческую, технологическую особенность профильной подготовки творческих кадров.

Теоретические и методологические основы исследования. Межотраслевая проблема исследования, поиск результативного решения комплекса поставленных задач обусловили обращение к научным трудам отечественных философов: И.А.Бердяева, М.М.Бахтина; А.Ф.Лосева о категории эстетики, трактующейся как символическое, как носитель формообразующего смысла (значения, ценности); Вл.С.Соловьева о ценностно-иерархической шкале трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовной, интеллектуальной и социальной, известной в науке как «философия всеединства»; Д.С.Лихачева о роли наследия в развитии культурно-цивилизационной модели общества. Важной составляющей осмысления роли графической культуры в территориальных лакунах многонациональной России являются результаты исследования профессора Ю.Б.Борева, определяющего проблемное поле эстетики из шести сфер деятельности (территорий знания). В этой связи наше исследование косвенно затрагивает, наряду с эстетикой действительности, эстетикой искусства, технической эстетикой (дизайн), практической эстетикой, также и новые формы теоретико-информативной и рецептивной эстетики.

Теоретические подходы к обоснованию модернизации профессиональной подготовки педагогических и творческих кадров опирались на работы ведущих российских учёных: С.П.Ломова о системной подготовке учителей декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; Л.Г.Савенковой о роли полихудожественного образования в развитии детей и юношества; Н.М.Сокольниковой о полимотивированности в деятельности обучающихся, о роли художественного образования для всех уровней образовательной и профессиональной подготовки. Важным ориентиром в области целостного представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры, эколого-педагогического, эстетического воспитания явились работы А.В.Антоновой, Т.И.Баклановой, В.Н.Банникова, Л.В.Ершовой, Т.С.Комаровой, Л.А.Рапацкой, Т.Я.Шпикаловой. Систематизированы концепции докторских исследований последних лет, направленные на повышение качества подготовки по изобразительному искусству: Л.Л.Алексеевой (художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития, 2009); В.Н.Банникова (профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства, 2009); Г.А.Горбуновой (инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников, 2010); Е.Н.Губановой (национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы, 2010); М.А.Денисовой (формирование этнокультурной компетенции молодёжи в учреждениях дополнительного образования в процессе основ декоративно-прикладного искусства, 2004); Л.В.Кучеровой (профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна, 2011); Л.Н.Мун (синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования, 2009); С.П.Рощина (формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога, 2010).

Методический интерес вызвали работы, посвящённые конструированию учебного процесса с использованием образовательных технологий: М.В.Кадыровой (использование национально-художественных традиций на уроках по изобразительному искусству, 2004); Т.С.Комаровой (методика обучения изобразительной деятельности и конструированию); Е.Ф.Кузнецова (формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на материале обучения студентов на художественно-графическом факультете, 2008); И.Н.Полынской (преподавание изобразительного искусства в школе с учётом национально-регионального компонента; 2010); Г.А.Поровской (методика преподавания изобразительного искусства в школе и вузе; 2009). В процессе работы со студентами-дизайнерами методическим ориентиром явились исследования в области дизайна авторов К.А.Кондратьевой, Ю.В.Назарова, И.Н.Савельевой, уточняющих ценность этнокультурного наследия для развития дизайн-образования в многонациональной России. Обращение к работам в области педагогической науки обусловлено соотношением авторской инновации с существующей базой научных подходов, раскрывающих роль:

  • системного подхода как направленной методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостной системы (П.К.Анохин, А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, А.И.Пискунов, В.Н.Садовский, Ю.П.Сокольников, Э.Г.Юдин);

  • личностно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (Л.П.Буева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, А.А.Вербицкий, К.К.Платонов, СЛ.Рубинштейн);

  • структуры и содержания образования (В.С.Леднев, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин);

  • целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, А.И.Пискунов, Н.А.Половникова);

  • дидактической составляющей учебного процесса, представленной в работах авторов: Ю.П.Азарова, А.Г.Асмолова, Б.С.Гершунского, Т.А.Ильиной, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.М.Монахова, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого, М.М.Поташника, Н.С.Розова, Л.Ф.Спирина, А.И.Суббето, В.Д.Шадрикова, И.С.Якиманской;

  • психологической основы образовательного процесса в системе профессионального образования, рассмотренной в работах: К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.П.Давыдова, Л.В.Занкова, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, А.И.Щербакова, Д.Б.Эльконина, В.А.Якунина;

  • Ю.П.Сокольникова о воспитании социально-активной личности с позиций системного подхода.

Методологическим ориентиром в процессе разработки универсальной модели послужили работы: В.П. Беспалько о роли системообразующего элемента в педагогической системе; Н.А. Давыдова о дидактическом проектировании этапов образовательного процесса в профессиональном образовании (ВУ); А.Г. Казаковой о блочно-модульном структурировании познавательного материала (МГУКИ).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск