Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации04.02.2014
Размер1.07 Mb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Право > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента

Кафедра институциональной экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431

(магистерская программа «Управление образованием»)

На тему: Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Студентка группы № 2431

Желнова
Ольга Дмитриевна


Руководитель ВКР

д.п.н., профессор

Пискунова
Елена Витальевна
Санкт-Петербург, 2013

РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Объем диссертации: 98 страниц. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения.

Диссертация содержит 12 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения, 64 использованных источника.

Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, КОНКУРС, МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, СПЕЦИФИКАЦИЯ, ДИССЕМИНАЦИЯ, МОДЕЛЬ, КОНТРАКТ.

Тема исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».

Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.

Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений

Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).

Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.

  • Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.

Содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.

  • Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).

Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель основана на главных функциях управления (анализ, планирование, организация и исполнение, стимулирование, контроль), подразумевает цикличность исполнения, позволяет описать процесс, а не статическую иерархию элементов.

  • Необходим механизм диссеминации передового опыта победителей профессиональных конкурсов через контрактную систему.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

Статьи:

  1. «Профессиональное развитие личности: межпредметный подход».

Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. – 84 с.

  1. «Конкурс профессиональных достижений как средство повышения

профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее…», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. – СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. – 222 с.

Доклады:

1. «Совершенствование механизма управления профессиональным развитием педагогов». VIII ежегодная (III международная) научно-практическая конференция факультета менеджмента «Теории и практики управления: вызовы современности» (очная);

2. «Подготовка современного педагога к решению актуальных задач образовательной организации». Межрегиональная научно-практическая конференция «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее» (очная).

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........

6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ …………………...


13

    1. Феномен профессионального развития в современной социокультурной ситуации……………..…………………………


13

    1. Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов……………………………………………….

    2. Конкурс профессиональных достижений как инструмент управления профессиональным развитием педагогов…………...


18
27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………

31

ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГОВ……………......


33

    1. Сущностные характеристики профессиональных конкурсов…...

33

    1. Конкурсы профессиональных достижений как развивающаяся практика организации профессионального развития педагогов...


34

    1. Обзор отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов профессиональных достижений ………..


39

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………

45

ГЛАВА 3 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ..........................



47

3.1 Характеристика методов диагностического исследования……...

47

3.2 Анализ мотивов, стимулов, барьеров педагогов-участников профессиональных конкурсов……………………………………..


50

3.3 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений………………………………………………………….



65

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………

79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

86

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

94

Приложение 1…………………………………………………………..

94

Приложение 2…………………………………………………………..

98

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего учителя, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста [9].

К процессу профессионального развития учителя можно отнести самые различные действия, результатом которых выступает обогащение опыта и повышение профессиональной компетентности педагога.

Повышение профессионализма учителя осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности ОУ, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.) [4].

Согласно Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту [12].

Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших учителей. С одной стороны, конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять учительскому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие. С другой стороны, в педагогической практике наблюдается ряд противоречий, требующих решений, а именно: между потребностью в самореализации и непониманием педагогами возможностей конкурсов; между потребностью в выявлении лидеров образования и недостаточным использованием потенциала конкурсантов-победителей; между необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов – участников конкурсов педагогических достижений и недостаточным сопровождением субъектов конкурсов.

Необходимость разрешения этих противоречий предполагает разработку эффективного механизма управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов педагогических достижений.

Проблему исследования сформулируем вопросом: возможно ли управлять профессиональным развитием педагога средствами профессиональных конкурсов?

Степень разработанности проблемы:

Конкурсы профессионального мастерства являются предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования.

Исследования по проблеме конкурсного движения:

  • понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов (Л.П. Дуганова, Е.М. Пахомова) [47];

  • развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства (Г.Ф. Привалова) [19];

  • организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников (Е.М. Пахомова) [18];

  • влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов (В.А. Дубровская) [16];

  • анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий (Е. И. Власова, К. А. Митрофанов, С. В. Старобинский);

  • проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г. И. Зимина, Т. А. Соколова);

  • поддержка деятельности педагога методической службой (Н. В. Немова, Т.П.Афанасьева) [22];

  • необходимость консультационного сопровождения профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования (Е.В.Стародубцева, С.В. Кирдянкина) [17] и др.

Анализ перечисленных исследований и психолого-педагогической литературы позволил установить, что специальных исследований, посвященных управлению профессиональным развитием педагогов средствами конкурсного движения, не существует.

Актуальность темы, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, а также практика образовательной деятельности обусловили выбор темы исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».

Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

Достижение цели обусловило постановку задач исследования:

  1. обобщить теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие»;

  2. охарактеризовать особенности управления профессиональным развитием педагогов;

  3. выявить возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов;

  4. проанализировать практику организации конкурсов профессиональных достижений;

  5. проанализировать отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);

  6. оценить механизм сопровождения конкурсов на современном этапе и определить место данной системы в профессиональном развитии педагогических кадров;

  7. выявить основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение;

  8. выявить условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.

В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования: конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога при соблюдении следующих условий:

  1. наличие спецификации конкурсов на различные категории педагогов, представленные через педагогический стаж и квалификацию, тип ОУ, предмет преподавания;

  2. сформированная модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;

  3. создание механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.

Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.

Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).

Экспериментальная база исследования включает 18 образовательных учреждений Адмиралтейского, Курортного, Невского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга и гимназии города Кирова. Участники исследования: педагоги-участники конкурсов педагогических достижений; педагоги, не участвовавшие в конкурсах.

Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.

К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты:

  • систематизирован положительный опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства и использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);

  • обоснована необходимость спецификации конкурсов на различные категории педагогов;

  • спроектирована модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;

  • обоснована необходимость создания механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.

Ключевые слова: профессиональное развитие, управление, инструмент, конкурс, мотивы, стимулы, спецификация, диссеминация, модель, контракт.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.

Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, списка литературы (64 источника), 2 приложения, 12 рисунков, 12 таблиц.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены его теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, отмечена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В 1 главе обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие», определена специфика профессионального развития педагогов, а также охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

Во 2 главе изучены особенности конкурсов педагогических достижений как составляющей профессионального развития педагогов; проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения профессиональных конкурсов; описан опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства (Челябинская область, Республика Беларусь, Кемеровская область) и опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов) в США.

В 3 главе определены объективные условия (квалификация, образование, стаж и т.д.), влияющие на решение педагогов участвовать в конкурсе, выявлены мотивы и стимулы участия, степень удовлетворенности качеством методического сопровождения конкурсантов, выяснены ценностные результаты участия в плане собственного профессионального развития, параметры спецификации конкурсов. На основе теоретических и эмпирических данных охарактеризованы возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

Заключение работы содержит систематизацию основных результатов исследования.

В приложении представлены:

  • опросник, составленный с целью получения данных для анализа по теме диссертации;

  • экспертное заключение по проекту «Модель профессионального развития педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск