«согласовано» «согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
______/Курбангалеева Г.Г./ руководителя по УВР «Чувашско-Бродская СОШ»
Протокол № __ от МБОУ «Чувашско-Бродская СОШ» _______/Мубаракшина Г.И../
«___» _________2011г. _______/Зяббарова Г.И./ «____»_______2011г.
Рабочая программа
для 1 класса
МБОУ «Чувашско-Бродская средняя общеобразовательная школа»
Валеевой Гульнары Ильгизовны
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол №______ от
«_____»__________2011г
2011-2012 учебный год.
Литературное чтение
1 класс. УМК «Перспектива».
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 20--/20-- учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20--/20-- учебный год»
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебнымипредметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительностьопределяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новойбуквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Рабочая программа рассчитана на «Литературное чтение» - 66 часов в год.
Количество часов в неделю – 2.
Предмет «Литературное чтение включает четыре этапа:
1) подготовительный -8ч.
2) основной – 29ч.
3) послебукварный – 5ч.
4) работа по учебнику «Литературное чтение» - 24ч.
Русский язык – 99 часов в год
Количество часов в неделю - 3
Для реализации программного содержания используются:
1. Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г.Азбука. Учебник . 1 класс. В 2 ч.
2. .Ф.Климанова,Л.А. Виноградская,В.Г.Горецкий,М.В. Голованова.Литературное чтение. Учебник по чтению. 1 класс. В 2 ч.
3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь по чтению.1 класс. Программа является авторской.
Содержание:
литературное чтение является органической частью «Обучение грамоте» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Задачи:
— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценносте
— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Литературное чтение в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего
слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Цели:
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
— осознать язык как средство общения;
— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
№
урока
| Тема урока
| Универсальные учебные действия
| Планируемые результаты
| Примечание
| Дата
план.
| Дата
факт.
| Подготовительный этап - 10ч.
|
| «Давайте знакомиться!»
«Мы — хорошие друзья». Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.
| Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.
| Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы.
|
| 02.09
|
|
| «Общение без слов». «Жест и его значение». Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка).
«Страшный зверь». «В мире природы». «Понимаем ли мы язык животных?».
| Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.
| Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать;
|
| 05.09
|
|
| «О чем рассказал Гулливер?». «Слова или предметы?».
Вн.чт. «Авторские сказки»
|
Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр».
| Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; знание понятия «бордюр
|
| 06.09
|
|
| «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.
«Не быть равнодушным». «Знаки в лесу и в парке». Знаки по охране природы. «Чтение» знаков, т. е. осмысление их значения. Логические упражнения. Устные рассказы.
Вн.чт. «Произведения Н.Носова».
| Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.
| Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки;
|
| 12.09
|
|
| «Знаки на дорогах». Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение).
«Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков).
| Ввести понятие «знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов.
| Знание понятия «знак»; знание элементарных правил дорожного движения; умение читать знаки;
|
| 13.09
|
|
| «Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове.
| Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма.
| Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; ориентироваться в звуковой структуре слова;
|
| 19.09
|
|
| Звуки гласные и согласные. Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [ ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове
«Слог. Деление слов на слоги». «Ударение в слове». Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам.
| Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем.
| Умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи; умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем;
|
| 20.09
|
| Основной этап (букварный) - 29ч.
|
| Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам.
Вн.чт. К.Чуковский. «Айболит».
| Учить выделять звуки [а] и [о] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры;
| Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов;
|
| 26.09
|
|
| Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний».
| Учить выделять звук [у] из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой у;
| Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение работать самостоятельно; анализировать выполненную работу;
|
| 27.09
|
|
| Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. Звуковой анализ слов со звуком [э].
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквами и, ы;
| Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.
|
| 03.10
|
|
| Звуки [м] — [м`]. Буква М. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.
Вн.чт. «Стихи А.Барто».
| Дать общее представление о согласных; помочь детям уловить свойства согласных звуков; развивать навыки чтения
| Знание о согласных и их свойствах; умение читать по схемам; отгадывать ребусы; умение анализировать;
|
| 04.10
|
|
| Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных;
| Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.
|
| 10.10
|
|
| Звуки [н] — [н`], буква Н. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами».
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных;
| Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.
|
| 11.10
|
|
| Звуки [л] — [л`], буква Л. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. Игры со словом. Чтение предложений и текста.
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;
| Умение выделять звуки; у ; умение проводить звуковой анализ слов;
|
| 17.10
|
|
| Звуки [т] — [т`], буква Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.
Вн.чт. «Произведения о животных».
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных;
| Умение выделять звуки; умение проводить звуковой анализ слов; умение ;
|
| 18.10
|
|
| Звуки [к] — [к`], буква Кк. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Узелки на память. Послоговое чтение. Ударение, чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения.
| Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных;
| Умение проводить звуковой анализ слов;
|
| 24.10
|
|
| Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В.
| Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения;
| Умение проводить звуковой анализ слов;
|
| 25.10
|
|
| Звуки [п] — [п`], буква Пп.
| Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения;
| Умение проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
|
| 31.10
|
|
| Звуки [г] — [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами.
Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к].
Вн.чт. «Скороговорки».
| Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения;
| Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать ; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.
|
| 01.11
|
|
| Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се. Узелки на память. Чтение слов с буквами е, ё: ноc — нёс, ров — рёв, мэр — мёд. Составление предложений. Повторение всех изученных букв.
| Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения;
| Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать ; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.
|
| 14.11
|
| |