Основная общеобразовательная программа дошкольного образования





НазваниеОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
страница1/13
Дата публикации01.07.2013
Размер1.75 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО г.ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Муниципальное казенноедошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 58 « Гнездышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования
Железногорск 2012г.

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете Заведующий МКДОУ № 58

«29»_февраля 2012 г. Н.А.Савенкова

Протокол № _4_


Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

СОГЛАСОВАНО

Председатель родительского

комитета МКДОУ № 58 «Гнездышко»

«__»_________2012г.

Введение

Основная общеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 58 «Гнездышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МКДОУ № 58 «Гнездышко» является:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1(с изменениями и дополнениями).Статья 9. пункт 6; Статья 14 п. 5;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «20» июля 2011 г. № 2151);

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946 );

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 03-248 о переходном периоде для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 58 «Гнездышко»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей (утвержден Постановлением Главы муниципального образования г.Железногорска № 2362 от31.12.2010г.).

Методическими рекомендациями «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе:

Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»/ Н.О.Березина, И.А.Бурлакова,Е.И.Герасимова и др; научный руководитель А.Г.Асмолов, руководитель коллектива Н.В.Федина). – М.: Просвещение, 2011.

Парциальной образовательной программы по приоритетному - физическому направлению развития детей «Физическая культура –дошкольникам» Л.Д.Глазырина «Владос».М.2001.

СОДЕРЖАНИЕ




п /п

Разделы программы

стр







3




Обязательная часть Основной Общеобразовательной Программы

7

I

Пояснительная записка

8

1.1

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

26

1.2.

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

27

1.3.

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

27

1.4.

Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

29

1.5.

Принципы и подходы к формированию программы

31

II

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

33

2.1.

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности

37

2.2.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

44

III

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

52

3.1.

Образовательная область «Здоровье»

53

3.2.

Образовательная область «Физическая культура»

55

3.3.

Образовательная область «Социализация»

57

3.4.

Образовательная область «Труд»

59

3.5.

Образовательная область «Безопасность»

61

3.6.

Образовательная область «Познание»

63

3.7.

Образовательная область «Коммуникация»

65

3.8.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

66

3.9.

Образовательная область «Художественное творчество»

68

3.10.

Образовательная область «Музыка»

70

IY

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

72

Y

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

76

II

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса в МДОУ

91

VI

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по приоритетному направлению развития контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

92

6.1.

Коррекционно - развивающая образовательная область «Коррекция речевых нарушений»

96

6.1.

Дополнительное образование

100

YII

Приложение

103














Обязательная часть

основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Раздел I. Пояснительная записка

1. 1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

1.1.1.Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Особенности развития ребенка четвертого года жизни.

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.

В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться,пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка Основная общеобразо
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей и оздоровительной направленностей
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования icon1. Анализ уровня реализуемых программ и технологий 2
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования на период 2011-2014уч год Государственного бюджетного дошкольного...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная программа: «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы,...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconМоу «Антонятская основная общеобразовательная школа» Карагайского...
Муниципальное образовательное учреждение моу «Антонятская основная общеобразовательная школа» имеет статус основной и реализует образовательные...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования бердск 2013 год
А возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду «Кристаллик»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемая программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика-синтез, 2013 г
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ( под ред Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск