Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы





Скачать 453.04 Kb.
НазваниеПсихолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы
страница1/4
Дата публикации02.12.2014
Размер453.04 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Исаева Анна Сергеевна
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНСПЕКТОРА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

(психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2009
Работа выполнена на кафедре прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института



Научный руководитель: доктор психологических наук,

профессор

Недбаева Светлана Викторовна
Официальные оппоненты: член-корр. ГАН РАО, доктор

психол. наук, профессор

Котова Изабела Борисовна,

доктор психол. наук, профессор

Щербакова Татьяна Николаевна



Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пятигорский

государственный лингвистический

университет»

Защита состоится «30» мая 2009 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина 13 факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 29 апреля 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Г.Н.Юшко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В настоящее время одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и социальной практикой, является повышение уровня профессионализма служащих государственных органов власти, развитие их компетенций, в том числе и психологических. В последнее время эти вопросы стали предметом научной рефлексии в психолого-акмеологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств, прежде всего, потребностью осмыслить возможности личностно-профессионального развития должностных лиц таможенных органов, определением значимости их опыта в процессе самодвижения к профессиональному и личностному акмэ, необходимостью повышения профессионализма личного состава, стремлением оценить влияние психологической службы на активизацию и развитие личности специалистов этого профиля.

Сложность, многоаспектность и неоднозначность проблем общественного и экономического бытия современной России предъявляет повышенные требования к самой личности таможенника, а также к осуществлению им своих профессиональных функций на качественно новом уровне. Целостное изучение детерминант успешности выполнения служебных обязанностей таможенника позволит более глубоко исследовать возможности профессионально-личностного развития, оптимального использования ресурсов и гармонизации его взаимодействия с различными субъектами, задействованными в пространстве его профессиональной деятельности.

Значимость настоящего исследования определяется все более возрастающим интересом к процессу формирования профессионалов в области таможенной службы, необходимостью уточнения теоретических и прикладных аспектов их подготовки, разработкой эффективных технологий и стратегий обучения и повышения квалификации.

Анализ имеющихся литературных источников показывает, что существует большое количество исследований, в которых отражены общие проблемы профессионального развития и профессиональной успешности личности. В то же время практико-ориентированные работы, выполненные в русле психолого-акмеологического подхода к проблеме психологического сопровождения профессиональной успешности специалистов таможенных органов, практически отсутствуют.

В научных исследованиях традиционно освещаются вопросы кадровой политики служб различных государственных учреждений, разрабатываются способы и технологии подготовки государственных служащих к реализации сложных социальных задач, требующих высокого уровня профессионализма. Анализируются также психологические и социально-психологические особенности личности государственных служащих, заинтересованных в карьерном продвижении, в самопроектировании последовательных этапов собственного профессионального роста (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Э.Ф.Зеер, Е.Н.Богданов, Е.А.Климов, А.К.Маркова, И.Н.Семенов и др.).

Представление о функциях и профессиональных обязанностях специалистов таможенных органов можно получить из различных нормативных сборников. Они позволяют понять, с какими проблемами сталкиваются таможенные служащие наиболее часто, а также осмыслить тот широкий круг задач, которые требуют решения в кадровых службах.

Анализ служебной деятельности показывает, что выполнение все усложняющихся требований, предъявляемых к специалистам таможенных органов, становится возможным только в случае постоянного повышения ими уровня профессионализма, рефлексии приобретенного опыта, осмысления акмеологических ориентиров профессионального развития и условий, обеспечивающих должностной и профессиональный рост. Однако психологические службы таможенных органов еще не освоили акмеологические идеи и технологии, которые бы обеспечили решение задач содействия профессиональному развитию специалистов этой сферы.

Недостаточная разработанность вопросов развития профессиональной успешности специалистов таможенных органов в процессе их деятельности определила выбор темы настоящего исследования.

Изучение научной литературы и опыта деятельности психологических служб в таможенных органах позволило выявить наличие следующих противоречий:

  • между быстрым развитием и становлением психологических служб во всех сферах социальной практики и недостаточной изученностью специфики их деятельности в таможенных органах, степени влияния психологического сопровождения на формирование личностных и профессионально-деловых качеств специалиста таможенной службы;

  • между необходимостью оказания психологической помощи должностным лицам таможенных органов в их профессиональном развитии и не разработанностью психолого-акмеологических технологий оказания им такого содействия;

  • между стремлением должностных лиц таможенных органов к становлению профессионализма и отсутствием опыта личностной рефлексии каждого из этапов профессионального роста.

Цель исследования – психолого-акмеологическое изучение характеристик профессионального развития инспекторов таможенных служб.

Объект исследования – личность инспектора таможенной службы.

Предмет исследования – психолого - акмеологическое сопровождение профессионального развития инспекторов таможенных служб.

В связи с поставленной целью, были определены теоретические, методические и эмпирические задачи исследования:
Теоретические задачи:

1. Провести системный анализ категориально-понятийного аппарата, используемого при изучении проблемы профессиональной успешности в современной психологической науке;

2. Проанализировать особенности психолого-акмеологического подхода к исследованию профессионального развития должностных лиц таможенных органов.

3. Осуществить теоретический анализ основных концепций и теорий формирования профессиональной успешности личности;

4. На основе анализа литературы выявить профессионально важные качества и психолого-акмеологические характеристики должностных лиц таможенной службы;

5. Установить детерминанты психолого-акмеологической успешности должностных лиц таможенной службы.

Методические задачи:

  1. Разработать процедуру экспертной оценки для диагностики профессиональной успешности должностных лиц таможни;

  2. Подобрать банк диагностических методик для изучения детерминации профессиональной успешности таможенников.

  3. Разработать систему психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития должностных лиц таможни;

Эмпирические задачи:

1. Провести психологическую диагностику профессионально важных качеств инспекторов таможенных служб, влияющих на успешность их профессиональной деятельности.

2. Определить уровни профессиональной успешности в деятельности инспекторов таможенных служб, используя процедуру экспертной оценки.

3. На основе проведенной диагностики модернизировать профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы в соответствии с современными психолого-акмеологическими требованиями.

4. На основе психограммы инспектора таможенной службы разработать обобщенную модель профессиональной успешности таможенника.

5. Провести психологический мониторинг влияния психолого-акмеологического сопровождения на профессиональную успешность инспекторов таможенных органов.

6. Эмпирически выявить факторы, детерминирующие успешность профессиональной деятельности инспекторов таможенных служб.

7. Проверить эффективность разработанной психолого-акмеологической системы сопровождения профессионального развития должностных лиц таможни.

Гипотезы исследования:

  1. Для профессионального развития инспектора таможенных органов наибольшую значимость имеют морально-нравственные, эмоционально-волевые, познавательные и индивидуально-типологические качества. Среди них: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокий уровень самоконтроля, наличие стенического типа реагирования в критических и экстремальных ситуациях; высокая адаптивность, сохранение работоспособности, способность к адекватному отражению происходящих событий. В своей совокупности указанные качества и свойства личности определяют ее нервно- психическую, эмоциональную устойчивость, которую следует рассматривать как один из важнейших факторов профессиональной пригодности к работе в таможенных органах.

  2. При психологическом отборе специалистов таможенной службы требуется проведение диагностики следующих групп качеств, обеспечивающих успешность профессиональной дея­тельности: морально-нравственных; эмоционально-волевых, познавательных и индивидуально-типологических.

  3. Психолого-акмеологическое сопровождение может позитивно влиять на профессиональную успешность инспекторов таможенных органов, если будут учтены следующие условия:

- программа и модель психолого-акмеологической службы будет разрабатываться с опорой на профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы, отражающих психолого-акмеологические требования к специалистам таможенных служб;

- программа и модель психолого-акмеологической службы будет содержать научно-обоснованную систему средств воздействия на развитие профессиональной успешности, связанную с развитием мотивации, усовершенствованием профессиональных навыков, освоением основных функциональных обязанностей и развитием профессионально важных личностных качеств;

- формами психолого-акмеологического сопровождения могут быть: психологическая диагностика, психолого-акмеологическое консультирование, психологическая коррекция, обучающая, профилактическая и развивающая деятельность, способствующие развитию профессиональной направленности и профессиональных устремлений инспекторов таможенных органов.

4. Психолого-акмеологическими характеристиками развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов являются: высокая самоэффективность в сфере профессиональной деятельности, интернальный локус контроля, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, идентификация с профессией.

Научная новизна исследования

- впервые разработана и апробирована обобщенная модель профессиональной успешности, в основу которой положена психограмма инспектора таможенной службы, включающая три основных блока: профессионально-деловые качества; полимотивированные качества; психофизиологические качества;

- доказано, что психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов таможни, построенное на основе обобщенной модели профессиональной успешности, значимо повышает возможности их профессионального развития;

- впервые разработана научно-обоснованная система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службы;

- впервые разработана модель и программа психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов;

- впервые эмпирически выявлены психологические показатели, характеризующие уровень развития профессиональной успешности инспекторов таможенных служб;

- проведен психологический мониторинг влияния психологического сопровождения на профессиональную успешность должностных лиц таможни;

- уточнена и дополнена профессиограмма и психограмма для должностных лиц таможенных органов в соответствии с современными требованиями к специалистам данной сферы.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующем:

- результаты исследования и конкретные психологические рекомендации позволят психологам таможенных органов определять направления и методы наиболее эффективного психологического сопровождения должностных лиц таможни;

- диагностический комплекс может быть использован психологами таможенных органов для выявления профессионально значимых и личностных качеств таможенников;

- программа психолого-акмеологического сопровождения может быть применена психологами и кадровыми работниками для проведения работы, нацеленной на развитие профессиональной успешности должностных лиц таможни;

- модель и программа психолого-акмеологического сопровождения может быть использована как типовая для организации работы психологических служб таможенных органов;

- материалы диссертации и ее результаты могут быть использованы в спецкурсах и курсах лекций по акмеологии, организационной психологии.

Методологическая основа исследования. В исследовании использованы: системный подход (Т.Ф.Базилевич, Ю.М.Забродин, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарев, Э.Г.Юдин и др.), гуманистический подход к развитию личности (К.А. Абульханова-Славская, М.Н.Берулава, В.П.Зинченко, Дж.Ньюттен, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт и др.); субъектно-деятельностный подход, (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков).

Научные принципы отечественной психологии: принцип развития, принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова). Методологические основы акмеологического подхода в области развития профессионализма, (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, А.А.Бодалев, А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Е.А.Яблокова и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: работы, в которых рассматриваются идеи деятельностной сущности человека (А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы психологии саморегуляции (И.В.Дубровина, В.И.Моросанова, В.А.Иванников, О.А.Конопкин, М.А.Котик, В.А.Петровский, В.Н.Дружинин). Также публикации, касающиеся проблематики человека, его субъективного мира: К.А.Абульхановой-Славской, С.С.Батенина, Л.П.Буевой, В.В. Давыдова, Л.Н.Когана, А.Г.Мысливченко, В.Ф.Сержантова, Л.В.Скворцова, Г.Л.Тульчинского, Д.И.Фельдштейн и др.).

Методы исследования.

1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования,

2. В качестве эмпирических методов исследования использовались: констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, метод ранжирования.

Обработка полученных экспериментальных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики.

В комплекс психодиагностических методик вошли следующие: (методика К. Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (адаптированный Н.Гришиной); стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест ММРI) в модификации Л.Н.Собчик; краткий отборочный тест В.Н.Бузина; тест Р. Кеттелла (16-факторный); изучение личных дел специалистов таможенной службы; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.А.Чикер и В.Э.Винокуровой); методика экспертной оценки профессионально-важных качеств Липмана; методика уровня субъективного контроля Дж.Роттера (адаптация Ксенофонтовой Е.Г., рекомендована для специалистов таможенной службы); анкета психической надежности В.Э.Мильман, оценка уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, достаточным объемом выборки испытуемых, строгостью методов математико-статистической обработки результатов (t- критерий Стьюдента, корреляционный, регрессионный и факторный анализ по программе SPSS v. 11.0.1 for Windows 2003.).

Организация и этапы исследования. Исследование носило пролонгированный характер, продолжалось в течение четырех лет и осуществлялось в три этапа.

На первом, подготовительном этапе (2004 – 2005гг.) изучались теоретико-методологические материалы; осмысливалась стратегия и тактика исследования, подбирались методы, осуществлялась разработка требований к экспериментальной выборке с учетом правил экспериментальной психологии (содержательного критерия, критерия репрезентативности, критерия эквивалентности испытуемых), проводился отбор испытуемых, прорабатывалась этапность эмпирических шагов, оттачивались требования к ним.

На втором, констатирующем этапе (2005 – 2006гг.) проводилось эмпирическое обследование (сбор и анализ материала), определение психологических детерминант профессиональной успешности таможенников, выявление критериев успешных и менее успешных должностных лиц таможенной службы. На этом этапе также осуществлялась модернизация профессиограммы и психограммы таможенных служащих.

На основе синтеза эмпирического материала было осуществлено построение модели психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности таможенников, а также осуществлена организация формирующего эксперимента.

В ходе третьего этапа (2006-2008гг.) осуществлялась апробация поостренной модели, затем осуществлялась повторная диагностика качеств «менее успешных» специалистов таможни. Анализировались полученные результаты. В заключение данного этапа оформлялись результаты исследования в виде диссертационной работы и автореферата.

Эмпирическую базу исследования составили должностные лица Минераловодской таможни. Количество респондентов составляет 160 человек в возрасте от 25 до 45 лет. Из них 80 женщин и 80 мужчин. Должностной статус специалистов таможни: государственный таможенный инспектор, старший государственный таможенный инспектор, главный государственный таможенный инспектор, инспектор, старший инспектор, главный инспектор.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В профессиональной деятельности инспектора таможни имеются специфические особенности, обусловленные реализацией поисковой, организационной, коммуникативной и познавательной функций. Деятельность инспектора таможни протекает в условиях острого дефицита времени и постоянного общения с большим количеством людей. Наличие поисковой доминанты обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, что может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний.

В связи с этим необходимым является осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития инспекторов таможенных органов.

2. Обобщенная модель профессиональной успешности, разработанная на основе психограммы инспектора таможенной службы, включает следующие основные блоки, составляющие ее содержание:

а) профессионально-деловые качества (профессиональная наблюдательность, профессиональное мышление, требовательность при выполнении оперативно-служебных задач, эмоционально-волевые качества, умение общаться в конфликтных ситуациях и дисциплинированность);

б) полимотивированные качества (идейная убежденность, отношение к общественной дея­тельности, общественная активность, отношение к профессии, чувство долга, ответственность, позитивное отношение к учебе);

в) психофизиологические качества (высокая работоспособность, скорость реакции, способность быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке).

3. Система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службы должна опираться на научно-обоснованную модель и программу психолого-акмеологического сопровождения и включать следующие формы и виды работы: психологическую диагностику, психолого-акмеологическое консультирование, психологическую коррекцию, обучающую, профилактическую и развивающую деятельности.

4. Психологическими показателями уровня развития профессиональной успешности выступают: интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, высокая самоэффективность в сфере деятельности.

5. Наличие психолого-акмеологической службы в таможенных органах и осуществление систематического психолого-акмеологического сопровождения инспекторов таможни значимо повышает их профессиональную успешность.

Апробация работы. Отдельные аспекты работы обсуждались на аспирантских семинарах Северо-Кавказского Социального Института (г. Ставрополь), заседаниях и методических семинарах кафедры психологии Армавирского Государственного педагогического университета (г. Армавир), Кисловодского института экономики и права (г. Кисловодск). Полученные материалы составили основу докладов на: межрегиональной научно-практической конференции в г. Армавире «Социально-психологическая поддержка педагогов», 2006г. Участие в дискуссии по теме: «Технологии работы психолога с детьми»; на всероссийской научно-практической конференции в г. Краснодаре, 2005г. «Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектности личности в профессии»; на межрегиональной научно-практической конференции в г. Ставрополе, 2005г. «Развитие личности как стратегия гуманизации образования»; на всероссийской научно-практической конференции в г. Екатеринбурге, 2008г. «Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности».

Публикации: по теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 1,6 условных печатных листа, в том числе 1 работа – в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 202 источников, в том числе 13 на иностранном языке, приложений. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое...
...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconКонкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Кильдеевой Галины Ивановны, действующего на основании Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе
По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной...

Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconЛитература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация...
...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconПсихолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной...
Защита состоится «20» ноября 2013 г в 12. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 136. 04 при фгбоу впо «Московский государственный...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconВ «Моглино» может появиться отдельный таможенный пост
Экспертная комиссия Федеральной таможенной службы проверит условия для создания «зеленого коридора»
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы icon«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconМинистерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский...
Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconГосударственная услуга по государственная регистрация товаров, подлежащих...
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск