Скачать 453.04 Kb.
|
На правах рукописи Исаева Анна Сергеевна ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНСПЕКТОРА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2009 Работа выполнена на кафедре прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Недбаева Светлана Викторовна Официальные оппоненты: член-корр. ГАН РАО, доктор психол. наук, профессор Котова Изабела Борисовна, доктор психол. наук, профессор Щербакова Татьяна Николаевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» Защита состоится «30» мая 2009 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина 13 факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148. Автореферат разослан 29 апреля 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Г.Н.Юшко ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. В настоящее время одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и социальной практикой, является повышение уровня профессионализма служащих государственных органов власти, развитие их компетенций, в том числе и психологических. В последнее время эти вопросы стали предметом научной рефлексии в психолого-акмеологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств, прежде всего, потребностью осмыслить возможности личностно-профессионального развития должностных лиц таможенных органов, определением значимости их опыта в процессе самодвижения к профессиональному и личностному акмэ, необходимостью повышения профессионализма личного состава, стремлением оценить влияние психологической службы на активизацию и развитие личности специалистов этого профиля. Сложность, многоаспектность и неоднозначность проблем общественного и экономического бытия современной России предъявляет повышенные требования к самой личности таможенника, а также к осуществлению им своих профессиональных функций на качественно новом уровне. Целостное изучение детерминант успешности выполнения служебных обязанностей таможенника позволит более глубоко исследовать возможности профессионально-личностного развития, оптимального использования ресурсов и гармонизации его взаимодействия с различными субъектами, задействованными в пространстве его профессиональной деятельности. Значимость настоящего исследования определяется все более возрастающим интересом к процессу формирования профессионалов в области таможенной службы, необходимостью уточнения теоретических и прикладных аспектов их подготовки, разработкой эффективных технологий и стратегий обучения и повышения квалификации. Анализ имеющихся литературных источников показывает, что существует большое количество исследований, в которых отражены общие проблемы профессионального развития и профессиональной успешности личности. В то же время практико-ориентированные работы, выполненные в русле психолого-акмеологического подхода к проблеме психологического сопровождения профессиональной успешности специалистов таможенных органов, практически отсутствуют. В научных исследованиях традиционно освещаются вопросы кадровой политики служб различных государственных учреждений, разрабатываются способы и технологии подготовки государственных служащих к реализации сложных социальных задач, требующих высокого уровня профессионализма. Анализируются также психологические и социально-психологические особенности личности государственных служащих, заинтересованных в карьерном продвижении, в самопроектировании последовательных этапов собственного профессионального роста (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Э.Ф.Зеер, Е.Н.Богданов, Е.А.Климов, А.К.Маркова, И.Н.Семенов и др.). Представление о функциях и профессиональных обязанностях специалистов таможенных органов можно получить из различных нормативных сборников. Они позволяют понять, с какими проблемами сталкиваются таможенные служащие наиболее часто, а также осмыслить тот широкий круг задач, которые требуют решения в кадровых службах. Анализ служебной деятельности показывает, что выполнение все усложняющихся требований, предъявляемых к специалистам таможенных органов, становится возможным только в случае постоянного повышения ими уровня профессионализма, рефлексии приобретенного опыта, осмысления акмеологических ориентиров профессионального развития и условий, обеспечивающих должностной и профессиональный рост. Однако психологические службы таможенных органов еще не освоили акмеологические идеи и технологии, которые бы обеспечили решение задач содействия профессиональному развитию специалистов этой сферы. Недостаточная разработанность вопросов развития профессиональной успешности специалистов таможенных органов в процессе их деятельности определила выбор темы настоящего исследования. Изучение научной литературы и опыта деятельности психологических служб в таможенных органах позволило выявить наличие следующих противоречий:
Цель исследования – психолого-акмеологическое изучение характеристик профессионального развития инспекторов таможенных служб. Объект исследования – личность инспектора таможенной службы. Предмет исследования – психолого - акмеологическое сопровождение профессионального развития инспекторов таможенных служб. В связи с поставленной целью, были определены теоретические, методические и эмпирические задачи исследования: Теоретические задачи: 1. Провести системный анализ категориально-понятийного аппарата, используемого при изучении проблемы профессиональной успешности в современной психологической науке; 2. Проанализировать особенности психолого-акмеологического подхода к исследованию профессионального развития должностных лиц таможенных органов. 3. Осуществить теоретический анализ основных концепций и теорий формирования профессиональной успешности личности; 4. На основе анализа литературы выявить профессионально важные качества и психолого-акмеологические характеристики должностных лиц таможенной службы; 5. Установить детерминанты психолого-акмеологической успешности должностных лиц таможенной службы. Методические задачи:
Эмпирические задачи: 1. Провести психологическую диагностику профессионально важных качеств инспекторов таможенных служб, влияющих на успешность их профессиональной деятельности. 2. Определить уровни профессиональной успешности в деятельности инспекторов таможенных служб, используя процедуру экспертной оценки. 3. На основе проведенной диагностики модернизировать профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы в соответствии с современными психолого-акмеологическими требованиями. 4. На основе психограммы инспектора таможенной службы разработать обобщенную модель профессиональной успешности таможенника. 5. Провести психологический мониторинг влияния психолого-акмеологического сопровождения на профессиональную успешность инспекторов таможенных органов. 6. Эмпирически выявить факторы, детерминирующие успешность профессиональной деятельности инспекторов таможенных служб. 7. Проверить эффективность разработанной психолого-акмеологической системы сопровождения профессионального развития должностных лиц таможни. Гипотезы исследования:
- программа и модель психолого-акмеологической службы будет разрабатываться с опорой на профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы, отражающих психолого-акмеологические требования к специалистам таможенных служб; - программа и модель психолого-акмеологической службы будет содержать научно-обоснованную систему средств воздействия на развитие профессиональной успешности, связанную с развитием мотивации, усовершенствованием профессиональных навыков, освоением основных функциональных обязанностей и развитием профессионально важных личностных качеств; - формами психолого-акмеологического сопровождения могут быть: психологическая диагностика, психолого-акмеологическое консультирование, психологическая коррекция, обучающая, профилактическая и развивающая деятельность, способствующие развитию профессиональной направленности и профессиональных устремлений инспекторов таможенных органов. 4. Психолого-акмеологическими характеристиками развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов являются: высокая самоэффективность в сфере профессиональной деятельности, интернальный локус контроля, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, идентификация с профессией. Научная новизна исследования - впервые разработана и апробирована обобщенная модель профессиональной успешности, в основу которой положена психограмма инспектора таможенной службы, включающая три основных блока: профессионально-деловые качества; полимотивированные качества; психофизиологические качества; - доказано, что психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов таможни, построенное на основе обобщенной модели профессиональной успешности, значимо повышает возможности их профессионального развития; - впервые разработана научно-обоснованная система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службы; - впервые разработана модель и программа психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов; - впервые эмпирически выявлены психологические показатели, характеризующие уровень развития профессиональной успешности инспекторов таможенных служб; - проведен психологический мониторинг влияния психологического сопровождения на профессиональную успешность должностных лиц таможни; - уточнена и дополнена профессиограмма и психограмма для должностных лиц таможенных органов в соответствии с современными требованиями к специалистам данной сферы. Практическая значимость данного исследования состоит в следующем: - результаты исследования и конкретные психологические рекомендации позволят психологам таможенных органов определять направления и методы наиболее эффективного психологического сопровождения должностных лиц таможни; - диагностический комплекс может быть использован психологами таможенных органов для выявления профессионально значимых и личностных качеств таможенников; - программа психолого-акмеологического сопровождения может быть применена психологами и кадровыми работниками для проведения работы, нацеленной на развитие профессиональной успешности должностных лиц таможни; - модель и программа психолого-акмеологического сопровождения может быть использована как типовая для организации работы психологических служб таможенных органов; - материалы диссертации и ее результаты могут быть использованы в спецкурсах и курсах лекций по акмеологии, организационной психологии. Методологическая основа исследования. В исследовании использованы: системный подход (Т.Ф.Базилевич, Ю.М.Забродин, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарев, Э.Г.Юдин и др.), гуманистический подход к развитию личности (К.А. Абульханова-Славская, М.Н.Берулава, В.П.Зинченко, Дж.Ньюттен, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт и др.); субъектно-деятельностный подход, (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков). Научные принципы отечественной психологии: принцип развития, принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова). Методологические основы акмеологического подхода в области развития профессионализма, (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, А.А.Бодалев, А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Е.А.Яблокова и др.). Теоретическую основу исследования составляют: работы, в которых рассматриваются идеи деятельностной сущности человека (А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы психологии саморегуляции (И.В.Дубровина, В.И.Моросанова, В.А.Иванников, О.А.Конопкин, М.А.Котик, В.А.Петровский, В.Н.Дружинин). Также публикации, касающиеся проблематики человека, его субъективного мира: К.А.Абульхановой-Славской, С.С.Батенина, Л.П.Буевой, В.В. Давыдова, Л.Н.Когана, А.Г.Мысливченко, В.Ф.Сержантова, Л.В.Скворцова, Г.Л.Тульчинского, Д.И.Фельдштейн и др.). Методы исследования. 1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, 2. В качестве эмпирических методов исследования использовались: констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, метод ранжирования. Обработка полученных экспериментальных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. В комплекс психодиагностических методик вошли следующие: (методика К. Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (адаптированный Н.Гришиной); стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест ММРI) в модификации Л.Н.Собчик; краткий отборочный тест В.Н.Бузина; тест Р. Кеттелла (16-факторный); изучение личных дел специалистов таможенной службы; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.А.Чикер и В.Э.Винокуровой); методика экспертной оценки профессионально-важных качеств Липмана; методика уровня субъективного контроля Дж.Роттера (адаптация Ксенофонтовой Е.Г., рекомендована для специалистов таможенной службы); анкета психической надежности В.Э.Мильман, оценка уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера. Достоверность результатов исследования обеспечивается применением апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, достаточным объемом выборки испытуемых, строгостью методов математико-статистической обработки результатов (t- критерий Стьюдента, корреляционный, регрессионный и факторный анализ по программе SPSS v. 11.0.1 for Windows 2003.). Организация и этапы исследования. Исследование носило пролонгированный характер, продолжалось в течение четырех лет и осуществлялось в три этапа. На первом, подготовительном этапе (2004 – 2005гг.) изучались теоретико-методологические материалы; осмысливалась стратегия и тактика исследования, подбирались методы, осуществлялась разработка требований к экспериментальной выборке с учетом правил экспериментальной психологии (содержательного критерия, критерия репрезентативности, критерия эквивалентности испытуемых), проводился отбор испытуемых, прорабатывалась этапность эмпирических шагов, оттачивались требования к ним. На втором, констатирующем этапе (2005 – 2006гг.) проводилось эмпирическое обследование (сбор и анализ материала), определение психологических детерминант профессиональной успешности таможенников, выявление критериев успешных и менее успешных должностных лиц таможенной службы. На этом этапе также осуществлялась модернизация профессиограммы и психограммы таможенных служащих. На основе синтеза эмпирического материала было осуществлено построение модели психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности таможенников, а также осуществлена организация формирующего эксперимента. В ходе третьего этапа (2006-2008гг.) осуществлялась апробация поостренной модели, затем осуществлялась повторная диагностика качеств «менее успешных» специалистов таможни. Анализировались полученные результаты. В заключение данного этапа оформлялись результаты исследования в виде диссертационной работы и автореферата. Эмпирическую базу исследования составили должностные лица Минераловодской таможни. Количество респондентов составляет 160 человек в возрасте от 25 до 45 лет. Из них 80 женщин и 80 мужчин. Должностной статус специалистов таможни: государственный таможенный инспектор, старший государственный таможенный инспектор, главный государственный таможенный инспектор, инспектор, старший инспектор, главный инспектор. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В профессиональной деятельности инспектора таможни имеются специфические особенности, обусловленные реализацией поисковой, организационной, коммуникативной и познавательной функций. Деятельность инспектора таможни протекает в условиях острого дефицита времени и постоянного общения с большим количеством людей. Наличие поисковой доминанты обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, что может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний. В связи с этим необходимым является осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития инспекторов таможенных органов. 2. Обобщенная модель профессиональной успешности, разработанная на основе психограммы инспектора таможенной службы, включает следующие основные блоки, составляющие ее содержание: а) профессионально-деловые качества (профессиональная наблюдательность, профессиональное мышление, требовательность при выполнении оперативно-служебных задач, эмоционально-волевые качества, умение общаться в конфликтных ситуациях и дисциплинированность); б) полимотивированные качества (идейная убежденность, отношение к общественной деятельности, общественная активность, отношение к профессии, чувство долга, ответственность, позитивное отношение к учебе); в) психофизиологические качества (высокая работоспособность, скорость реакции, способность быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке). 3. Система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службы должна опираться на научно-обоснованную модель и программу психолого-акмеологического сопровождения и включать следующие формы и виды работы: психологическую диагностику, психолого-акмеологическое консультирование, психологическую коррекцию, обучающую, профилактическую и развивающую деятельности. 4. Психологическими показателями уровня развития профессиональной успешности выступают: интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, высокая самоэффективность в сфере деятельности. 5. Наличие психолого-акмеологической службы в таможенных органах и осуществление систематического психолого-акмеологического сопровождения инспекторов таможни значимо повышает их профессиональную успешность. Апробация работы. Отдельные аспекты работы обсуждались на аспирантских семинарах Северо-Кавказского Социального Института (г. Ставрополь), заседаниях и методических семинарах кафедры психологии Армавирского Государственного педагогического университета (г. Армавир), Кисловодского института экономики и права (г. Кисловодск). Полученные материалы составили основу докладов на: межрегиональной научно-практической конференции в г. Армавире «Социально-психологическая поддержка педагогов», 2006г. Участие в дискуссии по теме: «Технологии работы психолога с детьми»; на всероссийской научно-практической конференции в г. Краснодаре, 2005г. «Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектности личности в профессии»; на межрегиональной научно-практической конференции в г. Ставрополе, 2005г. «Развитие личности как стратегия гуманизации образования»; на всероссийской научно-практической конференции в г. Екатеринбурге, 2008г. «Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности». Публикации: по теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 1,6 условных печатных листа, в том числе 1 работа – в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 202 источников, в том числе 13 на иностранном языке, приложений. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами. |
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое... Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной... | Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской... Кильдеевой Галины Ивановны, действующего на основании Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской... | ||
Программа вступительных испытаний по магистерской программе По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под... | Литература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация... ... | ||
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной... Защита состоится «20» ноября 2013 г в 12. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 136. 04 при фгбоу впо «Московский государственный... | В «Моглино» может появиться отдельный таможенный пост Экспертная комиссия Федеральной таможенной службы проверит условия для создания «зеленого коридора» | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое... «Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,... | «информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья | ||
Министерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский... Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» | Государственная услуга по государственная регистрация товаров, подлежащих... Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | ||
Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... |