Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов





Скачать 371.79 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов
страница1/4
Дата публикации02.05.2015
Размер371.79 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


ОСИПОВ Павел Станиславович

Психолого-педагогическое сопровождение

процесса развития профессиональной компетентности

специалистов-кинологов
13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2013
Работа выполнена в НОУ ВПО «Вятский социально-экономический

институт» на кафедре педагогики


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Наталья Сергеевна Александрова



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского филиала университета

Российской академии образования (УРАО)

Игорь Викторович Биочинский


кандидат педагогических наук,

начальник института ФКОУ ДПО «Томский институт повышения квалификации работников ФСИН»

Александр Андреевич Вотинов


Ведущая организация:

ФКОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников

Федеральной службы исполнения наказаний»


Защита состоится «20» ноября 2013 г. в 12.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Автореферат диссертации размещён в сети Министерства образования и науки Российской Федерации (referat_vak@mon.gov.ru) «17» октября 2013 г.
Автореферат разослан «19» октября 2013 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор



Сенатор С. Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных психолого-педагогических исследованиях всё большее внимание уделяется непрерывному образованию. Внедряемые сегодня стандарты высшего образования третьего поколения построены в плане формирования определенных компетенций. Эти компетентности в практической деятельности совершенствуются и расширяются, что реализуется наиболее эффективно в системе повышения квалификации работающих специалистов. Такая практика в полной мере относится и к специалистам-кинологам.

К специалистам-кинологам, работающим в уголовно-исполнительной системе, постоянно повышаются требования ввиду важности выполнения ими постоянно усложняющихся должностных обязанностей. От того, насколько быстро и качественно они выполнят их, зависит безопасность и жизнь отдельной личности и общества в целом. Именно поэтому задача повышения профессиональной компетентности каждого сотрудника системы является на сегодняшний день актуальной. Однако практика показывает, что многие специалисты системы исполнения наказаний России демонстрируют при выполнении поставленных руководством задач недостаточный уровень профессиональных знаний, умений и компетенций. Одной из причин этого является несоответствие возникающих в их профессиональной деятельности экстремальных ситуаций сформированным у них компетенциям.

Смягчить сложившуюся ситуацию может действующая система повышения квалификации специалистов кинологической службы. Однако сегодня для этой системы характерны консервативный характер, несовершенство нормативно-методического обеспечения, отсутствие систематической, целенаправленной воспитательной работы и необходимого психолого-педагогического сопровождения. Вместе с тем, анализ практики организации кинологической службы показывает, что в нее набирается личный состав, не имеющий достаточно полного представления о специфике этой работы, а также умений и навыков деятельности в сложных и непредвиденных ситуациях. Специфика кинологической службы требует от сотрудников проявления таких качеств, как находчивость, решительность, смелость, самообладание, самоотверженность, дисциплинированность, взаимовыручка и др. Анализ сложившейся ситуации требует всестороннего развития профессиональных способностей и личностных качеств, т.е. профессиональной компетентности специалистов-кинологов, которое должно осуществляться систематически, и наиболее интенсивно в период обучения на курсах повышения квалификации.

Общие вопросы профессиональной подготовки специалистов уголовно-исполнительной системы наказания изучены И. В. Биочинским, А. В. Будановым, А. А. Вотиновым, В. Я. Кикоть, А. А. Кобозевым, С. Х. Шамсуновым и др. Эти исследования послужили расширению и обогащению знаний по теории и методике профессионального образования этой категории специалистов. Между тем, исследований по специфике развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации нам практически обнаружить не удалось. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам констатировать, что организация психолого-педагогического сопровождения специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации может стать эффективным средством повышения уровня профессионального развития специалистов, формирования их активной социальной позиции, возможности активнее применять свои знания в выполнении профессиональных обязанностей в кинологической службе.

В ходе изучения опыта организации различных курсов повышения квалификации специалистов-кинологов, анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы были выявлены противоречиями между:

- признанием необходимости в кинологической службе высококвалифицированных сотрудников и недостаточным уровнем их профессиональной подготовленности для действий в особо сложных ситуациях;

- необходимостью постоянного повышения уровня развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов и отсутствием достаточного психолого-педагогического сопровождения этого процесса на курсах повышения квалификации.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении места системы повышения квалификации в общей структуре совершенствования профессиональной компетентности специалистов-кинологов, в поиске необходимых путей ее развития. Для разрешения названной проблемы сформулирована тема исследования «Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов».

Цель исследования теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка теории и практики психолого-педагогического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов в системе повышения квалификации.

Объект исследования развитие профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации.

Предмет исследованияпсихолого-педагогическое сопровождение процесса совершенствования профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации в вузе.

Гипотеза исследования – психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации в вузе будет более эффективным, если:

- определена сущность профессиональной компетентности сотрудников кинологической службы и совокупность компонентов их профессиональной деятельности;

- разработана модель психолого-педагогического сопровождения названного процесса, ее компоненты, элементы, свойства, отношения субъектов, параметры;

- обоснованы андрагогические условия, направленные на формирование профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации.

Задачи исследования:

1. Определить сущность профессиональной компетентности сотрудников кинологической службы и совокупность компонентов их профессиональной деятельности, требующих психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения на курсах повышения квалификации.

2. Выявить факторы, повышающие эффективность развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации.

3. Теоретически обосновать и разработать модель психолого-педагогического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации.

4. Обосновать и апробировать андрагогические условия, направленные на формирование профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации.

Теоретическую основу исследования составили следующие современные теории:

  • психологическая теория личности и деятельности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

  • теории организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов (В. С. Артамонов, С. С. Ачанов, Ю. Г. Баскин, И. В. Биочинский, В. А. Гадышев, А. А. Грешных, Н. Г. Винокурова, А. А. Вотинов, А. А. Луговой, М. Т. Лобжа, Н. Н. Северин, В. И. Ткачев, Л. С. Узун и др.);

  • теории управления образовательным процессом в системе повышения квалификации (А. В. Буданов, В. Я. Кикоть, Ю. О. Овакимян, Д. В. Чернилевский и др.).

Методы исследования, применяемые в процессе организации исследования: теоретические (анализ философской, педагогической и психологической литературы для формулирования позиций исследования; контент-анализ, анализ учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников кинологической службы; обобщение эффективного педагогического опыта; эмпирические (диагностические методы (анализ результатов деятельности, анкетирование, наблюдение, ранжирование, хронометрия), педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Организация исследования. Исследования по теме диссертационной работы проводились в период с 2006 по 2013 гг. на кафедре кинологии Пермского института ФСИН России и кафедре педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт».

Исследования проводились в четыре этапа.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) проводилось теоретическое исследование проблемы повышения профессиональной компетентности сотрудников кинологической службы в условиях обучения на курсах повышения квалификации, с этой целью изучались философская, психолого-педагогическая литература; формулировался понятийный аппарат, определялась рабочая гипотеза, намечались цели и задачи исследования, выбирались пути и средства разработки модели психолого-педагогического сопровождения специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации.

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) пилотажно изучались некоторые компоненты модели психолого-педагогического сопровождения специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации андрагогических условий, необходимых для улучшения профессиональной деятельности сотрудников кинологической службы; проводилось текущее сравнение, оценка, реконструирование с целью качественного улучшения исследуемого процесса, а также наблюдения (включенные и невключенные) за профессиональной деятельностью специалистов-кинологов.

На третьем этапе (2009 - 2011 гг.) проводился педагогический эксперимент, обработка, анализ и систематизация полученных результатов, делались теоретические и экспериментальные обобщения по внедрению результатов исследования в практику профессиональной подготовки сотрудников кинологической службы России.

На четвертом этапе (2011 - 2013 гг.) проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, внедрение их в практику профессиональной переподготовки сотрудников кинологической службы России, написание и публикация статей и диссертации.

Научная новизна исследования состоит в:

  • определении сущности развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов на курсах повышения квалификации. Она заключается в развитии личностных (самостоятельность; постоянное обновление своих знаний в сфере кинологии; гибкое и системное мышление; нравственная позиция) и профессиональных (мобильность; уравновешенность; эмоционально-волевая устойчивость, позволяющая эффективно действовать в экстремальных ситуациях) компонентов деятельности специалистов-кинологов;

  • выявлении компонентов профессиональной компетентности специалистов-кинологов (мотивационно-целевой, эмоциональный, аксиологический, поведенческий, рефлексивный), совокупность которых при условии психолого-педагогического сопровождения в ходе обучения на курсах повышения квалификации обеспечивает ее развитие;

  • определении факторов, повышающих эффективность развития профессиональной компетентности специалистов кинологической службы в условиях обучения на курсах повышения квалификации. К ним относятся: наличие необходимой мотивации у специалистов-кинологов к освоению новых профессиональных особенностей деятельности; совпадение личных и профессиональных ценностных ориентаций у специалистов кинологической службы; позиционирование важности формирования профессионально важных и личностных компонентов у специалистов-кинологов; применение интерактивных технологий развития профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации; наличие эффективных методов моделирования учебного процесса на курсах повышения квалификации с целью формирования профессиональных навыков;

  • обосновании и разработке модели психолого-педагогического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации. Модель основывается на андрагогических принципах и включает в себя блок целеполагания, содержательный блок, практический блок и результативный блок;

  • установлении этапов (экспертно-диагностический, коррекционный, практико-ориентированный, рефлексивный) развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов в условиях обучения на курсах повышения квалификации, которые позволяют прослеживать динамику развития их личности. Каждый из перечисленных этапов имеет свое содержание, цель и задачи;

  • обосновании андрагогических условий, необходимых для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения специалистов-кинологов с целью развития их профессиональной компетентности в условиях обучения на курсах повышения квалификации. К ним относятся:

  • отработка служебных задач, позволяющая приобрести опыт успешного их решения при наличии критериев оценки профессиональной деятельности;

  • применение средств профессионального повышения квалификации и профессиональное самосовершенствование в формировании навыков действий в экстремальных ситуациях;

  • приоритет совместной деятельности, взаимодействие обучающихся с коллегами в учебных группах, партнерские отношения с преподавателями;

  • использование педагогических приемов в повышении мотивации специалистов-кинологов к развитию профессионализма;

  • применение интерактивных методов обучения на занятиях в условиях обучения на курсах повышения квалификации;

  • активная позиция обучаемого взрослого;

  • учет профессионального и социального опыта сотрудников;

  • успешная реализация новых знаний в профессиональной деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое...
Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconОставшихся без попечения родителей «верховский детский дом» содержание стр. Введение
Психолого – медико – педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация целевой программы «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса»
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе
По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое...
...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогических кадров волости, обеспечивающее достижения...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов iconЛитература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация...
...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности специалистов-кинологов icon«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск