Скачать 303.37 Kb.
|
На правах рукописи__________________КОНОВАЛОВА Надежда ВладимировнаПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАМЕНТАЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ Специальность 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ростов-на-Дону 2010 Работа выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится 26 июня 2010 г. в 9.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 21 мая 2010 года. Ученный секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация всё более отождествляется с развитием масс-медиа. По мнению ряда исследователей (У. Бек, П. Вирилио, Э. Гидденс, С. Лэш), состояние мира в начале XXI в. может быть объяснено в терминах тенденций и эффектов развития новых информационных технологий. Два признака массовых информационных процессов современного общества, отмеченные многими авторами, служили нам указателями актуальности предпринятого исследования. Во-первых, историзм медийной картины мира. Доступность электроники обостряет и делает явным один из главных парадоксов эпохи: массовизацию архаичных мифологических представлений в век самого быстрого технического прогресса (Р. Барт, Ж. Бодрийяр). Как пишет М. Кастеллс, рубеж ХХ и XXI в., возможно, относится к тем редким интервалам мировой истории, когда трансформация материальной культуры может быть преподнесена как западный аналог традиционной магии (M. Castells). С. Жижек полагает, что кибертехнологии, проникая за грань познания, дробят и пересоздают базисную структуру нашей психики в направлении культурной инволюции (S. Zizek). Во-вторых, масс-медиа характеризуется конвергенцией существующих технических каналов трансляции. Стремительное распространение сетевой электронной коммуникации (Интернет, мобильная телефонная связь) перераспределяет доли «информационного пирога» и общественно-политического влияния разных медийных трансмиссий. Первенство телевидения, казавшееся незыблемым ещё в 1980-ые гг., теперь под сомнением. Однако разработанные в телевидении приёмы образного воздействия не пропадают, а входят в общий арсенал медийности. Факты сегодняшнего дня (телевещание для Интернета, мобильные телефоны) показывают чрезвычайную гибкость и взаимодополнительность различных медийных способов подачи информации. Их историческая многослойность и конвергенция в социально-политическом, культурном, психологическом охвате населения делает актуальной разработку синтетических, обобщающих понятий и моделей масс-медиа психолого-исторического профиля. В рамках психолого-исторического подхода (В.Н. Топоров, Е.Г. Кагаров, Р.Генон) введено понятие «Древо мира», которое определяется как основной признак разделения картины мира на вертикальное и горизонтальное измерение. Вертикальное измерение представлено трехчастным делением картины мира на «верх-середина-низ», горизонтальное – выделение единиц анализа медиаментальности. Состояние разработанности проблемы. Начало исследования понятия «ментальность» положил Л. Леви-Брюль. Методологию исследования истории ментальности и ее психологическую составляющую предложила школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Р. Мандру и др.). Данное направление рассматривало ментальность как способ исследования культурно-исторических аспектов истории, которые позволяют реконструировать картину мира ментальности. В рамках исторической психологии понятие ментальности было применено к книгоизданию (О.В. Бермант), государственному делопроизводству (Г.А. Орлова), автобиографической литературе (Я.М. Еремеев), журнальной периодике (Е.В. Бакшутова), граффити (А.И. Белкин). В указанных работах медиа-процессы затрагиваются как аспект письменной передачи информации. Объект исследования. В качестве объекта исследования были выбраны 1760 новостных выпусков телевизионных каналов «Россия» и «НТВ» за 2007-2008 гг. Цель исследования состоит в изучении психолого-исторических особенностей медиаментальности на материале новостного вещания каналов российского телевидения. Предмет исследования: медиаментальность на материале новостного вещания. Задачи исследования разделялись на теоретические, методические и эмпирические. Теоретические задачи:
Методические задачи: 3. Установление круга источников для психолого-исторического изучения медиаментальности. 4. Подбор исследовательского инструментария и разработка процедуры для реализации психолого-исторического подхода в изучении медиаментальности и её картины мира. Эмпирические задачи: 5. Изучение вертикально-горизонтальной организации новостной картины мира. 6. Анализ новостных выпусков с использованием качественных и количественных методов анализа в контексте медиаментальности. 7. Анализ особенностей структурных элементов картины мира медиаментальности. 8. Описание семантики картины мира по стратам. Гипотезы исследования:
Методологические основания и теоретические принципы исследования определены так, чтобы дифференцировать культурно-исторический и экспериментально-эмпирический подходы в психологии и одновременно использовать их как взаимодополнительные в анализе масс-медиа. Диссертационное исследование опирается на принцип историзма и опыт его использования для психологического анализа в культурно-исторической теории Л.С. Выготского; социальный реализм школы Э. Дюркгейма и концепцию примитивной ментальности Л. Леви-Брюля; методологию исторической реконструкции картины мира, предложенную ментальной историей; динамический подход к анализу психологических функцией и творений (историческая психология И. Мейерсона); критику субъектоцентризма Ю. Хабермасом и его теорию коммуникативного разума; герменевтику «Древа мира» В.Н. Топорова, М.Н. Соколова, Е.Г. Кагарова, Р. Гедона, Р. Линтона, Р. Креза, Л. Кука; исследования по исторической психологии В.А. Шкуратова. Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью замысла исследования, разнообразием применяемых методов, сочетанием теоретического анализа, историко-гуманитарного описания материала и количественной обработкой эмпирических данных. Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Впервые проведён сравнительный анализ понятия «ментальность» в субъектоцентристской и социально-реалистской традициях гуманитарных наук; уточнено определение медиаментальности через видовые признаки ментальности; понятие медиаментальности апробировано в эмпирическом исследовании; эмпирически установлено, что в основе картины мира, транслируемой новостным телевидением, лежит архаический архетип «Древа мира»; установлено, что зрительская стратификация новостной картины мира аналогична вертикальному разделению мирового древа; выявлено, что семантика зрительского восприятия информационных сообщений расположена по стратам низа-середины-верха соответственно с их древней аксиологией. Работа является одним из первых в отечественной науке опытов применения к массовым информационным процессам концептуального аппарата исторической психологии. Её научная новизна определяется методологическим замыслом совмещения истории и психологии, переводом стандартного предмета психолого-эмпирического исследования в макроисторический формат, синтезом в нём историко-гуманитарных и психолого-эмпирических элементов. Теоретическая значимость работы обусловлены тем, что она строится как раздел исторической психологии массовых коммуникативных процессов. Для этого теоретически и эмпирически апробируется понятие медиаментальности, специально сконструированное для исторического анализа актуальных явлений масс-медиа. Теоретически значимый результат достигается тем, что сложившееся в традиции Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, М. Блока, Л. Февра понимание ментальности сопоставляется с её аналогом в современной субъект-ориентированной психологии и делается вывод о различии исследовательских целей и процедур в двух направлениях познания человека. Одно специализируется на изучении индивидуальной организации психики и личности современного человека, другое - на долгосрочных изменениях и тенденциях человеко-культурных систем. Обосновывается правомерность и собственный круг задач исторической психологии в изучении масс-медиа. Получает расширение и культурно-историческая теория. Традиционно сконцентрированная на знаковом и предметном опосредованиях, она применяется к словесно-визуальному материалу, который в контексте исторически понимаемой ментальности является особым классом артефактов со своим режимом опосредования. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предлагает и демонстрирует инструменты конкретного анализа масс-медиа в долговременной протяженности последних. Это открывает возможности прогностики и экспертизы тенденций масс-медиа и, таким образом, отражаемых в масс-медиа явлений. Практически значимыми являются следующие результаты исследования:
Положения, выносимые на защиту:
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Неделях науки в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, 2007, 2008), всероссийских конференциях преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 2007- 2009); «Ананьевских чтениях – 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход» (Санкт-Петербург, 2008); международных конференциях «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрог, 2007, 2009); «Психология – наука будущего» (Москва, 2007); «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Пенза, 2007). Материалы диссертационного исследования используются в Таганрогском институте управления и экономике при чтении дисциплин «Методологические основы психологии», «История психологии, часть II»; в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) при чтении спецкурса «Личность в медиаментальности и видеоцивилизация образа». Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим авт. объемом в 4,1 п.л., из них 1 работа – в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, перспективы дальнейшего исследования и практические рекомендации; списка используемой литературы из 136 источников, из которых 36 – на иностранных языках; 3 Приложений. Работа включает 3 Рисунка, 21 Таблицу. Основное содержание диссертации изложено на 148 машинописных страницах. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; указываются использованные методы; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования; выдвигаются положения, выносимые на защиту. В главе I на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы описывается концептуальное пространство ментальных исследований. В параграфе 1.1 характеризуется разнообразие трактовок анализируемого термина в отечественной литературе. Констатируется их разнородность и отсутствие единых критериев в подходе к предмету изучения. В параграфе 1.2 анализируются две традиции использования понятия. Предметно-дисциплинарно они соотносятся с исторической и экспериментально-опытной ветвями психологической науки. Экспериментальная психология складывалась из элементов, предоставленных идеалистической философией субъекта, позитивизмом, сплавленных с данными физиологии и других наук посредством лабораторно-квантифицирующих процедур во второй половине XIX – начале ХХ веков. Лидером научно-психологического процесса сначала выступает Германия, страна классического идеализма и высокоразвитого естествознания Нового времени. Именно здесь появляется слово «психология» и тот вариант перевода проблематики трансцендентного субъекта в стандартные эмпирические описания, который лёг в основу современной психологии под названиями экспериментальной, лабораторной, опытной науки о психике. В ХХ в. эстафету лидера перенимают США. Они расширяют фехнеровски-вундтовский синтез субъектности и лаборатории до тестово-статистической процедуры больших выборок. При определении подхода современной экспериментально-опытной психологии к понятию и проблематике ментальности используется термин «субъектоцентризм» в философско-методологическом объяснении Ю. Хабермаса. Субъектоцентризм в описании немецкого автора связан с гносеологической консолидацией места «одиноко стоящего субъекта, который направляется к предметам и в рефлексии делает предметом самого себя» (Ю.Хабермас). Основателем субъектоцентризма модерна Ю. Хабермас считает И. Канта. Родоначальник немецкой классической философии перевел субстанциального субъекта религии и метафизики в субъект процедурного разума. Процедурный разум современной экспериментальной науки конструирует субъекта в формальных алгоритмах исследования, добавляя к ним его, субъекта, рефлексивное позиционирование. Исследователь получает роль активного познавательного начала по отношению к условиям своего исследования. В этом качестве он продолжает трансцендентного субъекта Канта. Если речь идет об изучении человека, то в числе исследовательских предметов находятся испытуемые. Однако испытуемый сам наделяется качествами субъекта в пределах гносеологического отношения к миру окружающих его объектов. Как происходит формирование экспериментального субъекта в пределах психологии, показано в работах К. Данцигера, Г. Ричардса, Н. Роуза, М. Томсона (Danziger, Richards, Rose, Thomson). Альтернативная субъектоцентристской психология имеет другие философские корни и принципы. В диссертации она сопоставляется с направлением исторической психологии, которое происходит из социального реализма, наиболее четко сформулированного во французской мысли Нового времени и ХХ в. Социальный реализм исходит не из индивида, а из социального качества совместной жизни людей. Это качество не сводится к характеристикам психики. Наоборот, структура психологического индивида есть интериоризация его социальных отношений. Коллективная жизнь суть первичная данность существования и познания, от которой надо отправляться, изучая личность. Сравнительные признаки двух подходов представлены в Таблице 1. Таблица 1 Субъектоцентризм и социальный реализм в определении ментальности
В диссертации анализируется дискуссия о книге Л. Леви-Брюля «Примитивная ментальность», состоявшаяся во Франции в 1923 г. Она выявила разное отношение к термину его академических критиков и его автора Л. Леви-Брюлем. Полемические подходы к ментальности представлены как ряд дихотомий: «понимание – объяснение», «коллективное – индивидуальное», «культурное – социальное», «содержание – форма», «системное – процессуальное», 2коммуникативное – когнитивное», «конструкционизм – онтологизм». Делается вывод, что установки, заложенные «Ментальными функциями в отсталых обществах», «Примитивной ментальностью» и другими трудами Л. Леви-Брюля, до сих пор определяют спектр «новейших» определений ментальности. Далее в главе рассматривается движение понятия ментальности в науке ХХ в. в плане различий двух психологий, исторической и экспериментальной (психологии современного человека). Отмечая вариации психологического историзма прошлого столетия (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, история ментальностей, историческая психология И. Мейерсона), диссертационное исследование выявляет в его развитии моменты методологического сходства. В частности, исследовательская процедура И. Мейерсона, начинающаяся с «культурных творений», а не с психологического индивида, напоминает реконструкцию ментального инструментария по Л. Февру и Р. Мандру. Идущий от П. Жане концепт «тенденция», которым заменяются конкретные психологические спецификации культурного материала, близок ментальности в трактовке школы «Анналов». |
Психолого-педагогический университет «Психолого-дидактические особенности модульного подхода в преподавании итальянского языка русскоговорящим школьникам» | 1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме... Психолого-педагогической особенности личности юношеского возраста | ||
Александра Костюнина «Земное притяжение» Цель: ознакомить учащихся с содержанием повести; путем анализа определить особенности изображения жизни деревни в различные исторические... | Урок 26. Поэмы о людях и богах. Цели урока по линиям развития личности:... Рассматривая поэмы Гомера как исторические источники, научить объяснять особенности эпохи «тёмных веков» в истории Древней Греции,... | ||
Особенности формирования новых терминосистем (на материале английской... | Издательство: Наука На большом фактическом материале автор с позиции географа рассматривает исторические изменения в освоении территории Новгородского... | ||
Рабочая программа по мхк в 9-11 классах Учитель: Зеленкова И. С Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале... | Лингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом... Работа выполнена в гоувпо «Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского» | ||
Темы рефератов «История и философия науки» Античная наука: социально-исторические... Внутри дисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке | Рабочая программа по внеурочной деятельности Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста | ||
Тематическое планирование по возрастным группам Содержание психолого-педагогической... Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные... | Программа по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста | ||
Урок 28 Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности древнегреческой религии, объединяя... | Конспект урока «Садко», показать им, как в былине отображены реальные исторические события; формировать у школьников исторические представления;... | ||
Семинар Исторические типы мировоззрения Мифология как тип мировоззрения: особенности мифологического сознания, типы мифов | Содержательно-композиционные и стилистические особенности русской... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук |