Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания





Скачать 303.37 Kb.
НазваниеПсихолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер303.37 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи

__________________




КОНОВАЛОВА Надежда Владимировна



ПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МЕДИАМЕНТАЛЬНОСТИ

НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ


Специальность

19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук








Ростов-на-Дону

2010

Работа выполнена на кафедре психологии личности

факультета психологии Южного федерального университета



Научный руководитель

доктор философских наук, профессор




Шкуратов Владимир Александрович






Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор




Карпова Галина Федоровна;









кандидат психологических наук




Казанцева Елена Васильевна







Ведущая организация –

Ростовский областной институт по­вышения квалификации и перепод­готовки работников образования



Защита состоится 26 июня 2010 г. в 9.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кан­дидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федераль­ного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 21 мая 2010 года.


Ученный секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация всё более отождествляется с развитием масс-медиа. По мнению ряда исследо­вателей (У. Бек, П. Вирилио, Э. Гидденс, С. Лэш), состояние мира в начале XXI в. может быть объяснено в терминах тенденций и эффектов развития новых информационных технологий. Два признака массовых информационных про­цессов современного общества, отмеченные многими авторами, служили нам указателями актуальности предпринятого исследования. Во-первых, историзм медийной картины мира. Доступность электроники обостряет и делает явным один из главных парадоксов эпохи: массовизацию архаичных мифологических представлений в век самого быстрого технического прогресса (Р. Барт, Ж. Бод­рийяр). Как пишет М. Кастеллс, рубеж ХХ и XXI в., возможно, относится к тем редким интервалам мировой истории, когда трансформация материальной культуры может быть преподнесена как западный аналог традиционной магии (M. Castells). С. Жижек полагает, что кибертехнологии, проникая за грань по­знания, дробят и пересоздают базисную структуру нашей психики в направле­нии культурной инволюции (S. Zizek). Во-вторых, масс-медиа характеризуется конвергенцией существующих технических каналов трансляции. Стремитель­ное распространение сетевой электронной коммуникации (Интернет, мобиль­ная телефонная связь) перераспределяет доли «информационного пирога» и общественно-политического влияния разных медийных трансмиссий. Первен­ство телевидения, казавшееся незыблемым ещё в 1980-ые гг., теперь под со­мнением. Однако разработанные в телевидении приёмы образного воздействия не пропадают, а входят в общий арсенал медийности. Факты сегодняшнего дня (телевещание для Интернета, мобильные телефоны) показывают чрезвычайную гибкость и взаимодополнительность различных медийных способов подачи информации. Их историческая многослойность и конвергенция в социально-политическом, культурном, психологическом охвате населения делает актуаль­ной разработку синтетических, обобщающих понятий и моделей масс-медиа психолого-исторического профиля.

В рамках психолого-исторического подхода (В.Н. Топоров, Е.Г. Кагаров, Р.Генон) введено понятие «Древо мира», которое определяется как основной признак разделения картины мира на вертикальное и горизонтальное измере­ние. Вертикальное измерение представлено трехчастным делением картины мира на «верх-середина-низ», горизонтальное – выделение единиц анализа ме­диаментальности.

Состояние разработанности проблемы. Начало исследования понятия «ментальность» положил Л. Леви-Брюль. Методологию исследования истории ментальности и ее психологическую составляющую предложила школа «Анна­лов» (М. Блок, Л. Февр, Р. Мандру и др.). Данное направление рассматривало ментальность как способ исследования культурно-исторических аспектов исто­рии, которые позволяют реконструировать картину мира ментальности.

В рамках исторической психологии понятие ментальности было приме­нено к книгоизданию (О.В. Бермант), государственному делопроизводству (Г.А. Орлова), автобиографической литературе (Я.М. Еремеев), журнальной пе­риодике (Е.В. Бакшутова), граффити (А.И. Белкин). В указанных работах ме­диа-процессы затрагиваются как аспект письменной передачи информации.

Объект исследования. В качестве объекта исследования были выбраны 1760 новостных выпусков телевизионных каналов «Россия» и «НТВ» за 2007-2008 гг.

Цель исследования состоит в изучении психолого-исторических осо­бенностей медиаментальности на материале новостного вещания каналов рос­сийского телевидения.

Предмет исследования: медиаментальность на материале новостного вещания.

Задачи исследования разделялись на теоретические, методические и эм­пирические.

Теоретические задачи:

  1. Анализ понятий ментальности, медиаментальности и картины мира в контексте психолого-исторического подхода.

  2. Анализ концепта «Древо мира».

Методические задачи:

3. Установление круга источников для психолого-исторического изуче­ния медиаментальности.

4. Подбор исследовательского инструментария и разработка процедуры для реализации психолого-исторического подхода в изучении медиаментально­сти и её картины мира.

Эмпирические задачи:

5. Изучение вертикально-горизонтальной организации новостной кар­тины мира.

6. Анализ новостных выпусков с использованием качественных и количе­ственных методов анализа в контексте медиаментальности.

7. Анализ особенностей структурных элементов картины мира медиа­ментальности.

8. Описание семантики картины мира по стратам.

Гипотезы исследования:

  1. Медиаментальность может быть определена как вид ментальности, где атрибутами являются процессы передачи и усвоения информации в СМК и формирование картины мира.

  2. Картина мира медиаментальности может быть представлена с помощью модели «Древо мира».

  3. Структура и семантика «Древа мира» может быть обусловлена карти­ной мира медиаментальности, которое находит отражение в новостном блоке.

Методологические основания и теоретические принципы исследова­ния определены так, чтобы дифференцировать культурно-исторический и экс­периментально-эмпирический подходы в психологии и одновременно исполь­зовать их как взаимодополнительные в анализе масс-медиа.

Диссертационное исследование опирается на принцип историзма и опыт его использования для психологического анализа в культурно-исторической теории Л.С. Выготского; социальный реализм школы Э. Дюркгейма и концеп­цию примитивной ментальности Л. Леви-Брюля; методологию исторической реконструкции картины мира, предложенную ментальной историей; динамиче­ский подход к анализу психологических функцией и творений (историческая психология И. Мейерсона); критику субъектоцентризма Ю. Хабермасом и его теорию коммуникативного разума; герменевтику «Древа мира» В.Н. Топорова, М.Н. Соколова, Е.Г. Кагарова, Р. Гедона, Р. Линтона, Р. Креза, Л. Кука; иссле­дования по исторической психологии В.А. Шкуратова.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологиче­ской обоснованностью замысла исследования, разнообразием применяемых ме­тодов, сочетанием теоретического анализа, историко-гуманитарного описания материала и количественной обработкой эмпирических данных.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Впервые проведён сравнительный анализ понятия «менталь­ность» в субъектоцентристской и социально-реалистской традициях гумани­тарных наук; уточнено определение медиаментальности через видовые при­знаки ментальности; понятие медиаментальности апробировано в эмпириче­ском исследовании; эмпирически установлено, что в основе картины мира, транслируемой новостным телевидением, лежит архаический архетип «Древа мира»; установлено, что зрительская стратификация новостной картины мира аналогична вертикальному разделению мирового древа; выявлено, что семан­тика зрительского восприятия информационных сообщений расположена по стратам низа-середины-верха соответственно с их древней аксиологией.

Работа является одним из первых в отечественной науке опытов приме­нения к массовым информационным процессам концептуального аппарата ис­торической психологии. Её научная новизна определяется методологическим замыслом совмещения истории и психологии, переводом стандартного пред­мета психолого-эмпирического исследования в макроисторический формат, синтезом в нём историко-гуманитарных и психолого-эмпирических элементов.

Теоретическая значимость работы обусловлены тем, что она строится как раздел исторической психологии массовых коммуникативных процессов. Для этого теоретически и эмпирически апробируется понятие медиаментально­сти, специально сконструированное для исторического анализа актуальных явлений масс-медиа. Теоретически значимый результат достигается тем, что сложившееся в традиции Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, М. Блока, Л. Февра понимание ментальности сопоставляется с её аналогом в современной субъект-ориентированной психологии и делается вывод о различии исследовательских целей и процедур в двух направлениях познания человека. Одно специализиру­ется на изучении индивидуальной организации психики и личности современ­ного человека, другое - на долгосрочных изменениях и тенденциях человеко-культурных систем. Обосновывается правомерность и собственный круг задач исторической психологии в изучении масс-медиа. Получает расширение и культурно-историческая теория. Традиционно сконцентрированная на знаковом и предметном опосредованиях, она применяется к словесно-визуальному мате­риалу, который в контексте исторически понимаемой ментальности является особым классом артефактов со своим режимом опосредования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно пред­лагает и демонстрирует инструменты конкретного анализа масс-медиа в долго­временной протяженности последних. Это открывает возможности прогно­стики и экспертизы тенденций масс-медиа и, таким образом, отражаемых в масс-медиа явлений. Практически значимыми являются следующие результаты исследования:

  1. Полученные результаты можно использовать для психологического ана­лиза медиасобытия.

  2. Результаты эмпирического исследования применимы в работе новост­ных служб, в частности, при нахождении баланса между стратами «верх-сере­дина-низ» для улучшения подачи новостного материала.

  3. Полученные результаты по индивидуальной семантике «Древо мира» можно использовать для повышения эффективности рекламного продукта среди потребителей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Медиаментальность представляет собой определенный вид ментально­сти, в которой главными отличительными признаками являются передача и ус­воение информации в средствах массовой коммуникации и формирование кар­тины мира; понятие «медиаментальность» описывает человеческое измерение культурно-исторических систем массовой технической коммуникации; структур­ная организация медиаментальности представлена картиной мира.

  2. Картина мира медиаментальности в новостном телевещании организо­вана по горизонтали (во времени) быстрыми циклами содержательно-рейтинго­вых изменений новостных блоков; её вертикальная (пространственная) органи­зация создана стратами верха, середины и низа; вертикальное измерение миро­картины новостных выпусков аксиологически дифференцировано.

  3. Понятие медиаментальности как обозначение человеко-культурной сис­темы массовой технической коммуникации распространяет на изучение масс-медиа подход исторической психологии в рамках несубъектоцентристской со­циально-реалистской методологической традиции. Оно вносит в изучение масс-медиа историзм, единство психологического анализа и герменевтики культур­ных источников, ценностно- смысловой подход к человеку, учёт социокуль­турного контекста явлений, охват долгосрочных социальных процессов и сдви­гов.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Неделях науки в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, 2007, 2008), все­российских конференциях преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 2007- 2009); «Ананьевских чтениях – 2008: Психология кри­зисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход» (Санкт-Пе­тербург, 2008); международных конференциях «Проблемы регио­нального управ­ления, экономики, права и инновационных про­цессов в образовании» (Та­ганрог, 2007, 2009); «Психология – наука будущего» (Москва, 2007); «Психо­логия XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Пенза, 2007).

Материалы диссертационного исследования используются в Таганрог­ском институте управления и экономике при чтении дисциплин «Методологи­ческие основы психологии», «История психологии, часть II»; в Южном феде­ральном университете (Ростов-на-Дону) при чтении спецкурса «Личность в ме­диаментальности и видеоцивилизация образа».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим авт. объемом в 4,1 п.л., из них 1 работа – в журнале, рекомендо­ванном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, перспективы дальнейшего исследова­ния и практические рекомендации; списка используемой литературы из 136 ис­точников, из которых 36 – на иностранных языках; 3 Приложений. Работа включает 3 Рисунка, 21 Таблицу. Основное содержание диссертации изложено на 148 машинописных страницах.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; оп­ределяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; указываются использованные методы; раскрываются новизна, теоре­тическая и практическая значимость диссертационного исследования; выдви­гаются положения, выносимые на защиту.

В главе I на основе теоретического анализа отечественной и зарубеж­ной литературы описывается концептуальное пространство ментальных иссле­дований.

В параграфе 1.1 характеризуется разнообразие трактовок анализируе­мого термина в отечественной литературе. Констатируется их разнородность и отсутствие единых критериев в подходе к предмету изучения.

В параграфе 1.2 анализируются две традиции использования понятия. Предметно-дисциплинарно они соотносятся с исторической и эксперимен­тально-опытной ветвями психологической науки. Экспериментальная психоло­гия складывалась из элементов, предоставленных идеалистической философией субъекта, позитивизмом, сплавленных с данными физиологии и других наук посредством лабораторно-квантифицирующих процедур во второй половине XIX – начале ХХ веков. Лидером научно-психологического процесса сначала выступает Германия, страна классического идеализма и высокоразвитого есте­ствознания Нового времени. Именно здесь появляется слово «психология» и тот вариант перевода проблематики трансцендентного субъекта в стандартные эмпирические описания, который лёг в основу современной психологии под названиями экспериментальной, лабораторной, опытной науки о психике. В ХХ в. эстафету лидера перенимают США. Они расширяют фехнеровски-вунд­товский синтез субъектности и лаборатории до тестово-статистической проце­дуры больших выборок. При определении подхода современной эксперимен­тально-опытной психологии к понятию и проблематике ментальности исполь­зуется термин «субъектоцентризм» в философско-методологическом объясне­нии Ю. Хабермаса. Субъектоцентризм в описании немецкого автора связан с гносеологической консолидацией места «одиноко стоящего субъекта, который направляется к предметам и в рефлексии делает предметом самого себя» (Ю.Хабермас). Основателем субъектоцентризма модерна Ю. Хабермас считает И. Канта. Родоначальник немецкой классической философии перевел субстанци­ального субъекта религии и метафизики в субъект процедурного разума. Про­цедурный разум современной экспериментальной науки конструирует субъекта в формальных алгоритмах исследования, добавляя к ним его, субъекта, рефлек­сивное позиционирование. Исследователь получает роль активного познава­тельного начала по отношению к условиям своего исследования. В этом каче­стве он продолжает трансцендентного субъекта Канта. Если речь идет об изу­чении человека, то в числе исследовательских предметов находятся испытуе­мые. Однако испытуемый сам наделяется качествами субъекта в пределах гно­сеологического отношения к миру окружающих его объектов. Как происходит формирование экспериментального субъекта в пределах психологии, показано в работах К. Данцигера, Г. Ричардса, Н. Роуза, М. Томсона (Danziger, Richards, Rose, Thomson). Альтернативная субъектоцентристской психология имеет дру­гие философские корни и принципы. В диссертации она сопоставляется с на­правлением исторической психологии, которое происходит из социального реализма, наиболее четко сформулированного во французской мысли Нового времени и ХХ в. Социальный реализм исходит не из индивида, а из социаль­ного качества совместной жизни людей. Это качество не сводится к характери­стикам психики. Наоборот, структура психологического индивида есть инте­риоризация его социальных отношений. Коллективная жизнь суть первичная данность существования и познания, от которой надо отправляться, изучая личность. Сравнительные признаки двух подходов представлены в Таблице 1.
Таблица 1

Субъектоцентризм и социальный реализм в определении ментальности

Субъектоцентризм

Социальный реализм

1

2

Ментальность является индивидуальным феноменом, обозначает индивидную орга­низацию психики и личности

Ментальность является коллективным фено­меном, обозначает межиндивидную органи­зацию общества и культуры

Познание ментальности субъектно, состоит в реификации опыта психической жизни индивида

Познание ментальности интерсубъктно, со­стоит в установлении норм и конвенций со­вместного опыта, диалога и групповой соли­дарности




1

2

Исследование ментальности предполагает са­монаблюдение или эмпирические действия психологов с индивидом. Ментальность дана прямо и непосредственно для фиксации в ин­троспективных и экспериментально-тестовых отчетах

Исследование ментальности предполагает анализ культурных памятников (текстов, предметов, об­рядов и т.п.) Ментальность не дана прямо и непо­средственно в отчётах испытуемых, она дана в системе их общих представлений и действий

Ментальность синонимична психике

Ментальность не синонимична психике

Понятие ментальности используется для конституирования и расширения подходов национальных школ англо-американской и постсоветской современной психологии

Понятие ментальности используется для кон­ституирования социо- и культурно-историче­ского подходов исторической психологии, ан­тропологии, этнологии во Франции, СССР, России и некоторых других странах


В диссертации анализируется дискуссия о книге Л. Леви-Брюля «Прими­тивная ментальность», состоявшаяся во Франции в 1923 г. Она выявила разное отношение к термину его академических критиков и его автора Л. Леви-Брю­лем. Полемические подходы к ментальности представлены как ряд дихотомий: «понимание – объяснение», «коллективное – индивидуальное», «культурное – социальное», «содержание – форма», «системное – процессуальное», 2коммуникативное – когнитивное», «конструкционизм – онтологизм». Делается вывод, что установки, заложенные «Ментальными функциями в отсталых об­ществах», «Примитивной ментальностью» и другими трудами Л. Леви-Брюля, до сих пор определяют спектр «новейших» определений ментальности. Далее в главе рассматривается движение понятия ментальности в науке ХХ в. в плане различий двух психологий, исторической и экспериментальной (психологии современного человека). Отмечая вариации психологического историзма про­шлого столетия (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, история ментальностей, историческая психология И. Мейерсона), диссертационное ис­следование выявляет в его развитии моменты методологического сходства. В частности, исследовательская процедура И. Мейерсона, начинающаяся с «куль­турных творений», а не с психологического индивида, напоминает реконструк­цию ментального инструментария по Л. Февру и Р. Мандру. Идущий от П. Жане концепт «тенденция», которым заменяются конкретные психологические спецификации культурного материала, близок ментальности в трактовке школы «Анналов».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconПсихолого-педагогический университет
«Психолого-дидактические особенности модульного подхода в преподавании итальянского языка русскоговорящим школьникам»
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания icon1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме...
Психолого-педагогической особенности личности юношеского возраста
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconАлександра Костюнина «Земное притяжение»
Цель: ознакомить учащихся с содержанием повести; путем анализа определить особенности изображения жизни деревни в различные исторические...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconУрок 26. Поэмы о людях и богах. Цели урока по линиям развития личности:...
Рассматривая поэмы Гомера как исторические источники, научить объяснять особенности эпохи «тёмных веков» в истории Древней Греции,...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconОсобенности формирования новых терминосистем (на материале английской...

Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconИздательство: Наука
На большом фактическом материале автор с позиции географа рассматривает исторические изменения в освоении территории Новгородского...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconРабочая программа по мхк в 9-11 классах Учитель: Зеленкова И. С
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconЛингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом...
Работа выполнена в гоувпо «Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского»
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconТемы рефератов «История и философия науки» Античная наука: социально-исторические...
Внутри дисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconРабочая программа по внеурочной деятельности
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconТематическое планирование по возрастным группам Содержание психолого-педагогической...
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconПрограмма по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconУрок 28
Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности древнегреческой религии, объединяя...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconКонспект урока
«Садко», показать им, как в былине отображены реальные исторические события; формировать у школьников исторические представления;...
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconСеминар Исторические типы мировоззрения
Мифология как тип мировоззрения: особенности мифологического сознания, типы мифов
Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания iconСодержательно-композиционные и стилистические особенности русской...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск