Скачать 450.96 Kb.
|
На правах рукописиЮЛКИН Евгений Сергеевич ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВТОВОДИТЕЛЕЙ Специальность 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук ТВЕРЬ - 2012Диссертационная работа выполнена в рамках совместного научного проекта кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» и кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»
Защита состоится «21» марта 2012 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета, с авторефератом - на сайте Тверского государственного университета: www.university.tversu.ru. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru Автореферат разослан «__» февраля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук М.В. Мороз ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Научный и практический интерес к исследованиям деятельности автоводителя как субъекта труда определяется тем, что транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей РФ, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы, а за последние годы в транспортной системе страны наблюдается тенденция к росту удельного веса как пассажирских, так и грузовых перевозок именно автомобильным транспортом. Поэтому вполне понятным кругом практических задач в области профессионального труда автоводителя является повышение эффективности, результативности и качества его деятельности. Решение данных задач невозможно без качественной профессиональной и психологической подготовки автоводителей, обеспечивающей их безопасную, безаварийную работу. На современном этапе подготовка автоводителей ведется без учета их индивидуальных психофизиологических качеств, что неэффективно и не отвечает актуальным требованиям, так как известно, что нет людей с одинаковыми психофизиологическими возможностями, все разные по своему развитию и способностям. Труд автоводителя любой специализации представляет собой сложную операторскую работу, которая осуществляется в условиях высоких психоэмоциональных перегрузок, характеризуется значительным объемом перерабатываемой информации, необходимостью принятия решений за ограниченное время и выполнением работы с нарушением режимов труда и отдыха, т.е. является напряженнейшей деятельностью с высокой опасностью и ответственностью. Такая специфика предъявляет самые высокие требования к психофизиологическим качествам автоводителей, поэтому их подготовку необходимо осуществлять на профессиональном уровне, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. Известны работы ряда российских и зарубежных авторов, посвященные психологическому анализу операторской деятельности. Это научные труды Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.П. Зинченко, Б.Н. Тардова, В. Штерна и др. Непосредственно психологический анализ деятельности автоводителей представлен в работах Е.С. Браиловского, М.А. Котика, А.М. Емельянова, Г. Мюнстенберга, В.И. Коноплянко, А.В. Федотова, В.М. Мишурина, А.Н. Романова, В.М. Курганова, Э.С. Цыганкова, Д. Клебельсберга и др. Данные этих исследований представляют огромную ценность для подробного изучения психологических особенностей труда автоводителя, однако достаточно разнообразны и требуют систематизации и уточнения. Поэтому представленная диссертационная работа посвящена исследованию психологических особенностей профессиональной деятельности автоводителей любой специализации и на основе этого совершенствованию методов их подготовки с помощью психологического сопровождения обучения. Потребность в повышении эффективности, результативности и качества деятельности автоводителей как субъектов профессионального труда обусловливает актуальность выбранной темы и необходимость ее специального рассмотрения. Цель исследования: усовершенствовать процесс профессиональной подготовки автоводителей с помощью психологического сопровождения обучения. Заявленная цель определяет постановку следующих задач исследования:
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки автоводителей. Предмет исследования: психологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки автоводителей. Гипотеза исследования: применение в процессе подготовки автоводителей системы и комплекса мероприятий психологического сопровождения, включающих комплексный профессиональный психологический отбор, психологическую коррекцию процесса профессиональной адаптации и использование методик саморегуляции, способствует повышению качества подготовки автоводителей, эффективности и безошибочности их профессиональной деятельности. Теоретико-методологической основой работы являются актуальные положения отечественных и зарубежных ученых в области общей психологии, инженерной психологии и психологии труда, эргономики (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Ф.Б. Березин, В.П. Зинченко, В.Штерн, Б.Г. Ананьев, В.Д. Небылицын, Э.Ф. Зеер, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.В. Карпов, А.Ф. Шикун, В.А. Мазилов и др.). В ходе работы автор опирался на основные разработки в области психодиагностики профессионально-психологических качеств специалистов различного профиля (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, Л.С. Нерсесян, В.А. Моляко, В.Н. Пушкин и др.), а также на работы известных автотранспортных психологов (В.И. Коноплянко, В.М. Мишурин, А.Н. Романов, В.М. Курганов, Э.С. Цыганков, Д. Клебельсберг и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов и методик сбора и обработки эмпирических данных: - методы получения информации по проблеме исследования – аналитический обзор литературы, наблюдение, беседа, экспертные оценки; - исследование психофизиологических функций автоводителей выполнялось на компьютерном комплексе УПДК-МК (универсальный психодиагностический комплекс), разработанном ЗАО «Нейроком», включающем аппаратные методики исследования готовности к экстренному действию, скорости простой и сложной сенсомоторной реакции, своевременности реакции на движущийся объект, стрессоустойчивости, чувства времени, объема и распределения внимания, методику Корректурной пробы и методику оценки скорости переключения внимания и помехоустойчивости на красно-черных таблицах Шульте-Платонова; также применялись методика самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», методика Ю.А. Миславского «Шкалирование регуляторно-личностных отношений»; - математико-статистические методы обработки данных – непараметрические критерии рангового коэффициента корреляции Спирмена, критерий согласия χ2 Пирсона, непараметрический критерий Уилкоксона с применением программы «SPSS 14.0». Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями отечественных и зарубежных исследователей; соотнесением общих теоретических положений с полученными результатами; использованием апробированных в психологической науке методов исследования; применением совокупности валидных и надежных методик; репрезентативностью выборки; сопоставлением с выводами других исследований. Выборка исследования включает 750 респондентов, среди них учащиеся автошколы Тверской ГСХА, автоводители со стажем вождения от 1 до 40 лет, сотрудники ГИБДД, начальники и мастера производственного обучения вождению автошкол города Твери и Тверской области, директора автотранспортных предприятий. Диссертационное исследование проводилось в три этапа: - на первом этапе (2008-2009 гг.) проводились анализ литературы по проблеме исследования, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования; - на втором этапе (2009-2010 гг.) осуществлялось психологическое тестирование кандидатов в автоводители и автоводителей со стажем, разрабатывалась программа комплексного профессионального психологического отбора, осуществлялась математическая обработка первичных результатов тестирования; - на третьем этапе (2010-2011 гг.) производились дальнейший анализ, интерпретация и обобщение полученных данных эмпирического исследования, оформление результатов диссертационной работы, разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы подготовки водителей. Научная новизна исследования заключается в том, что: - проанализированы и обобщены, дополнены теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей профессиональной деятельности автоводителей, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии профессиональной деятельности; - разработаны основные принципы, структура и содержание комплексного профессионального психологического отбора кандидатов в автоводители, что способствует рациональному комплектованию учебных групп в автошколах, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; - выявлены биопсихосоциальные факторы нарушения адаптации у автоводителей и разработаны способы коррекции процесса их профессиональной адаптации с помощью применения методик саморегуляции; - разработана методика идеомоторной тренировки кандидатов в автоводители, что способствует облегчению освоения и укреплению автоводительских навыков, а также эмоционально-устойчивому поведению автоводителя в экстремальных ситуациях. Теоретическая значимость исследования: полученные в ходе диссертационного исследования результаты вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, в частности субъекта трудовой деятельности – автоводителя. Путем психологического анализа профессиональной деятельности содержательно раскрыты составляющие процесса труда автоводителя, расширены научные представления о профессионально-важных качествах, обладание которыми необходимо автоводителю для эффективной, надежной и безаварийной работы. Систематизированы и конкретизированы существующие теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей профессиональной деятельности водителей автотранспортных средств. Определен методологический базис модели психологического сопровождения профессиональной подготовки автоводителей. Результаты исследования позволяют расширить спектр психологических средств, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности автоводителей. Практическая значимость исследования: результаты работы расширяют и углубляют знания о психологической сущности, структуре, методах профессиональной подготовки автоводителей, а также представляют основу для практической деятельности психологов автошкол по прогнозированию успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности автоводителей, психологическому сопровождению их профессиональной подготовки. Результаты исследования предоставляют возможность учитывать индивидуальные психофизиологические различия обучаемых кандидатов в автоводители, ускорять их адаптацию к профессиональной деятельности путем применения методик идеомоторной тренировки и рефлексопрофилактики, что способствует повышению эффективности и качества труда автоводителей. Теоретико-эмпирические результаты исследования могут применяться в образовательном процессе автошкол, профессионально-психологическом отборе, в определении профессиональной пригодности автоводителей, а также для дальнейшей разработки и совершенствования методов психологического сопровождения профессиональной подготовки автоводителей. Основные положения, выносимые на защиту:
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступления и обсуждения результатов исследования на заседаниях кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; кафедры общей и социальной психологии НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»; кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»; сотрудников автошколы ФГБОУ ВПО Тверская ГСХА. Материалы диссертационного исследования были представлены на межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, 2008 г.); международной научно-методической конференции «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2009 г.); научной конференции «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2009, 2010, 2011 гг.); международной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития академической и практической психологии» (Тверь, 2010 г.); международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010 г.); научно-практической конференции «Инновационные технологии – основы развития агропромышленного комплекса Верхневолжья» (Тверь, 2010 г.); научно-теоретической конференции «Современная наука и закономерности её развития» (Тверь, 2011 г.). Основные положения работы изложены в научных статьях автора, в том числе в ведущих журналах, рекомендованных ВАК. Результаты научного исследования внедрены в образовательный процесс автошколы ФГБОУ ВПО Тверская ГСХА, автошколы ФГОУ СПО «Бологовский аграрный колледж». |
Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое... Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности... | Задания для подготовки к защите на высшую категорию Психологический... Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
Программа вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое... Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»... | Программа Мониторинг и диагностика Психологическое сопровождение... Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» | ||
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Психологическое сопровождение одаренных детей в школе Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Социально-психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса стр. 67 | Памятка «Психологическое сопровождение егэ» Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно... | ||
Министерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский... Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» | Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы,... | ||
Сообщение на педагогическом совете по теме «Психологическое сопровождение... Принципы гендерного воспитания дошкольников считать одними из основных принципов развивающего обучения и воспитания дошкольников,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение... «жертва» является – расширение системы знаний студентов-психологов о психологии виктимной личности, методах и формах работы с клиентами... | ||
Психологическое сопровождение егэ в школе: опыт и проблемы В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора... | Проблема школы: Социально-личностное становление жизненно-профессиональное... Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного... | ||
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. Детская одаренность М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... |