Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_03_» __сентября__2012_г.
Программа модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» аправление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: __ Орлова О.С., профессор__
(Ф.И.О., должность)
Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.
Задачи:
проанализировать этапы становления и развития логопедии как науки;
проанализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению в России;
сформировать четкие представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения;
систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях;
сформировать у студентов навыки работы с логопедической документацией дошкольных учреждений;
систематизировать и обобщить знания студентов о работе логопеда в образовательных учреждениях;
познакомить студентов с логопедической документацией, которая ведется в общеобразовательных и специальных общеобразовательных учреждениях;
сформировать у студентов навыки организации и проведения консультативных и диагностических мероприятий логопеда в различных учреждениях.
Объем в ЗЕ: ______________5 кредитов____________
Время изучения: курс___4______семестр________7_____
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Медико-биологические проблемы дефектологии, Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы,
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): * Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля) при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| 2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида
| Лекции
| 32
| 35
| 6,7
| Практические/семинарские
| 58
| 35
| 6,7
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
экзамен
|
|
| 7
| Общий объем часов по дисциплине
| 90
| 70
|
|
Очно-заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида
| Лекции
| 20
| 60
| 8,9
| Практические/семинарские
| 34
| 66
| 8,9
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
экзамен
|
|
| 9
| Общий объем часов по дисциплине
| 54
| 126
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида
| Лекции
| 6
| 80
| 8,9
| Практические/семинарские
| 12
| 82
| 8,9
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
экзамен
|
|
| 9
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 162
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 20
|
| 25
| 2
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки.
| 12
| 28
| 25
| 3
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
|
| 30
| 20
|
|
| 32
| 58
| 70
| Очно-заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 12
|
| 50
| 2
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| 8
| 14
| 36
| 3
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
|
| 20
| 40
|
|
| 20
| 34
| 126
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 6
|
| 54
| 2
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
|
| 6
| 54
| 3
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
|
| 6
| 54
|
|
| 6
| 12
| 162
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| I. Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 1.1.Основные периоды становления и развития логопедии как науки. Возникновение и развитие предпосылок становления логопедической помощи, становление логопедии как науки, укрепление научной платформы логопедии, определение статуса учителя-логопеда. Раскрытие основных трех этапов становления логопедической службы.
| Основные периоды становления и развития логопедии как науки
| Раскрытие основных трех этапов становления логопедической службы
| 1.2.Логопедическая помощь в России на современном этапе развития. Логопедическая помощь населению осуществляется в системе образования и здравоохранения, каждая из которых имеет свою сеть учреждений, которая и в настоящее время продолжает расширяться.
| Логопедическая помощь в России на современном этапе развития
|
| 1.3. Преемственность в работе отдельных учреждений. Между работой отдельных учреждений должна осуществляться преемственность для того, чтобы дети и взрослые с речевыми нарушениями могли безболезненно перейти из одного учреждения в другое.
| Преемственность в работе отдельных учреждений
|
| 2
| II. Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| 2.1. Организация логопедической службы в детской поликлинике. Первичный прием логопеда, комплектование групп и длительность занятий, профилактическая работа, санитарно-просветительская работа логопеда, диспансеризация, документация логопеда в поликлинике, отчетность логопеда.
| Организация логопедической службы в детской поликлинике
| Первичный прием логопеда
| 2.2. Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере. Описание контингента больных, регулярность занятий, документация логопеда в психоневрологическом диспансере.
| Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере
| документация логопеда в психоневрологическом диспансере
| 2.3. Организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами. организация работы логопеда в стационарном отделении. Организация работы центра патологии речи и нейрореабилитации. При организации специализированной службы больных с нарушениями речи и других высших психических функций важно определение основных аспектов работы и взаимодействия специалистов при осуществлении комплексной системы лечения и нейрореабилитации больных в стационаре на дому, в стационарном отделении, в дневном стационаре.
| Организация работы дневного стационара
| Комплексная система лечения
|
| 2.4. Работа логопеда в Доме ребенка.
| Дом ребенка
|
| 3
| III. Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| 3.1. Логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях: детские образовательные учреждения для детей с нарушениями речи, детские учреждения комбинированного вида, детские учреждения компенсирующего вида, центры развития ребенка, дошкольные учреждения общеобразовательного вида, дошкольные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
| Логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях
| Виды учреждений
| 3.2. Оказание логопедической помощи в общеобразовательных учреждениях: специальные общеобразовательные школы для детей с ТНР, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Логопедическая помощь в Центрах помощи: консультативно-диагностические центры, центры профилактики и реабилитации.
| Оказание логопедической помощи в общеобразовательных учреждениях
| Виды учреждений
| Основные понятия
- структура нарушения речи;
- комплексный подход;
- принципы коррекционной работы;
- этапы и содержания коррекционной работы;
- профилактика;
- реабилитация;
- консультативно-диагностические центры.
Календарно-тематический план
(по каждой форме обучения)
Факультет дефектологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю
__Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида__
Форма обучения ____очная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс_____4_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 45
| 20
|
|
| 25
| февраль/3-4 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| 65
| 12
| 28
|
| 25
| март/1-3 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| 50
|
| 30
|
| 20
| март/4 неделя
апрель/1неделя
|
Форма обучения ____очно-заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс____5_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 62
| 12
|
|
| 50
| февраль/3-4 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| 60
| 8
| 14
|
| 36
| март/1-3 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| 60
|
| 20
|
| 40
| март/4 неделя
апрель/1неделя
|
Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс_____5_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| 60
| 6
|
|
| 54
| март/1 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| 60
|
| 6
|
| 54
| март/2 неделя
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| 60
|
| 6
|
| 54
| март/3 неделя
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс __4__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| Конспект занятия
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
| *
|
|
| График самостоятельной работы студентов очно-заочной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс ___5__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| Конспект занятия
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
| *
|
|
| График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс ___5__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения. Раскрываются основные тематические блоки:
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Структура и деятельность логопедической службы в системе образования.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|