ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор – проректор по учебной
работе ___________ /Иванов В.А./
«___»_______________________20___ г.
ПРОГРАММА Педагогической практики в группах раннего возраста (Б.5) Направление подготовки
050400 – психолого-педагогическое образование Профиль подготовки
Психология и педагогика дошкольного образования Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Кафедра дошкольной и социальной педагогики
(название) Курс 2 семестр 3 форма обучения очная, экзамен (3 семестр)
Йошкар-Ола
2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Педагогика и психология дошкольного образования»
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики
|
|
| (название кафедры)
| протокол заседания
№____ от «____»_____________ 2011 г.
|
| протокол заседания
№___ от «____»_____________2011г.
|
|
|
| Грунина С.О.
|
| Федорова С.Н.
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой дошкольной и социальной педагогики протокол заседания №__ от «__»___________2011 г. Федорова С.Н., зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики _________________________ ( подпись)
Педагогическая практика студентов факультета педагогики и психологии МарГУ является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В процессе практики не только закрепляются и углубляются теоретические знания, приобретенные студентом в вузе, но и вырабатываются необходимые навыки и умения педагогического труда.
В период практики будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения наблюдает и анализирует различные стороны учебно-воспитательного процесса ДОУ, учится самостоятельно проводить занятия и режимные процессы с детьми раннего возраста, планировать учебно-воспитательный процесс конкретной группы и осуществлять его за время педагогической практики.
Настоящая программа определяет содержание педагогической практики в группах раннего возраста ДОУ. Сроки практики студентов третьего курса определены учебным планом факультета педагогики и психологии вуза, а порядок ее проведения типовой инструкцией по организации педагогической практики.
1. Цель педагогической практики: повышение уровня психолого-педагогической компетентности у будущего бакалавра в области специфики общения в раннем и дошкольном возрасте. Формировать профессиональную компетентность будущего бакалавра на основе изучения современной педагогической науки в области развития и воспитания детей раннего возраста, развивать педагогическую направленность личности будущего бакалавра, педагогическое мышление, рефлексию, готовность к инновациям в педагогической деятельности.
помочь студентам осознать роль раннего возраста для последующего развития ребенка;
углубить знания студентов о приоритетных направлениях, возрастных особенностях раннего детства и специфике педагогической работы с детьми данного возраста;
обеспечить овладение некоторыми практическими умениями общения и ухода за маленькими детьми.
2. Задачи практики:
Научить студентов умению наблюдать и анализировать воспитательную работу с детьми раннего возраста в процессе организации их жизни в группе.
Научить применять полученные теоретические знания по дошкольной педагогике, психологии частным методикам в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Познакомить студентов с ведением соответствующей документации, с планированием воспитательно-образовательной работы в группах 2 -го и 3-гогода жизни с учетом требований «Программы» возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом окружающей обстановки и сезонных изменений в природе.
Вооружить навыками ведения систематических дневниковых записей за разными сторонами педагогического процесса, за деятельностью воспитателя и детьми.
Научить студентов самостоятельно проводить воспитательную работу во все отрезки режима дня, а также на некоторых занятиях, опираясь на знания детской психологии, дошкольной педагогики, физиологии детей, частных методик, применяя при этом разнообразные методы и приемы.
Формировать у студентов заботливое отношение к детям, их здоровью и настроению, уважение к работникам групп раннего возраста, стремление постоянно совершенствовать свои педагогические навыки и умения.
Познакомить студентов с работой заведующей ДОУ, методиста, медперсонала и других специалистов, обслуживающих детей раннего возраста.
Формировать у студентов навыки работы с родителями воспитанников.
3. Место учебной/производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях является обязательной частью профессиональной подготовки бакалавров профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Практика в группах раннего возраста проводится в условиях, приближенных к реальной обстановке будущей профессиональной деятельности, с опорой на знания студентов по изученным дисциплинам профессионального цикла. Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях специальных дисциплин, содержание которых соответствует ФГОС ВПО в рамках подготовки бакалавров данного направления и профиля подготовки. В частности, практика подкрепляет прикладное значение следующих дисциплин: «Общая и экспериментальная психология» (1 семестр), «Теории обучения и воспитания» (1 семестр), «Психология дошкольного возраста» (2 семестр); «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» (3 семестр), актуализирует знания по таким дисциплинам как «Практикум по общей и экспериментальной психологии» (1 семестр), «Детские виды деятельности» (1 семестр), Требования к входным знаниям, умениям и готовностям бакалавров, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении « Педагогической практики в группах раннего возраста».
В результате практики студент должен:
знать:
- закономерности формирования здоровья и развития ребенка раннего возраста;
- анатомо-физиологические, психологические особенности ребенка раннего возраста;
- особенности организации воспитательного процесса детей раннего возраста, его методы и приемы;
уметь:
- создавать условия для полноценного развития, воспитания детей раннего возраста;
- организовывать психологически комфортную и безопасную образовательную среду в учреждении;
- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности;
- взаимодействовать с детьми;
- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей раннего возраста;
владеть:
- современными технологиями педагогической деятельности;
- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики. 4. Формы проведения практики
Педагогическая практика 5. Место и время проведения учебной/производственной практики (Указываются место проведения практики, объект, организация и т.д. Указывается время проведения практики).
Время проведения практики -3 семестр,4 недели (8-11 учебные недели).
Место проведения практики - ДОУ города Йошкар-Олы
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной/производственной практики
Данный вид практики направлен на формирование следующих компетенций:
- готов использовать знания различных теорий обучения, воспитания и развития основных образовательных программ (ОПК - 4);
- готов организовывать различные виды деятельности (игровую, предметную, продуктивную) (ОПК – 5);
- готов использовать методы диагностики развития общения, деятельности детей (ОПК – 3);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК – 6);
- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК – 12).
В процессе практики студенты должны овладеть следующими группами профессионально-педагогических умений: · Гностические – умения анализировать и обобщать данные научно-методической литературы, передовой педагогический опыт; умение ориентироваться в нормативной документации; умения использовать в профессиональной деятельности психолого-педагогические методики диагностики. · Конструктивные - умение определять цели и задачи своей деятельности; умение проектировать педагогическую работу, ориентируясь на актуальные социальные проблемы и потребности микросоциума; умение ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой основе профессиональной деятельности в условиях ДОУ. · Коммуникативные – умения профессионального общения в процессе взаимодействия с клиентами учреждения (умения говорения и слушания); умения устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с администрацией и сотрудниками учреждения. · Организаторские – умение организовать свой труд; умение организовать различные формы работы с клиентами дошкольного учреждения, учитывая возраст, индивидуальные особенности, социальную проблему человека; умение организовать и провести мероприятия просветительско-профилактической направленности; умение организовать научно-практические исследования в сфере изучения особенностей развития детей раннего возраста и делать анализ существующих проблем. · Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение анализировать свою деятельность. После прохождения практики студенты должны владеть:
– методами сбора и накопления данных;
– методами изучения педагогического процесса в ДОУ;
– методами обработки данных;
- основными терминами и понятиями в рамках выполняемой выпускной квалификационной работы;
– навыками анализа документации учреждения (годовой, календарный и перспективный планы и др.) с целью изучения опыта работы ДОУ по определенной теме;
- реализовывать творческие или исследовательские проекты;
- технологиями организации взаимодействия родителей и педагогов;
- навыками обеспечения социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
7. Структура и содержание учебной/производственной практики
В соответствии с учебным планом факультета педагогики и психологии на 2 курсе (3 семестр) педагогическая практика в группах раннего возраста проводится в течение 4 недель.
Общая трудоемкость учебной/производственной практики составляет _5__зачетных единиц, 180 часов.
№
п\п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной/производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| 1 1.
| Подготовительный этап
| 1.Проведение конференции по практике
2.Знакомство с планом практики.
3.Инструктаж по технике безопасности
| Согласование и утверждение плана и программы практики в группах раннего возраста, утверждение приказа по проведению практики
| 2 2.
| Основной этап
| 1.Знакомство с базой практики
2.Инструктаж по технике безопасности в ДОУ
З.Выполнение плана- программы практики
| Проверка групповым и курсовым руководителем хода и содержания практики, активности студента
|
3.
| Заключительный этап
| 1.Оформление отчетной документации
2.Проведение итоговой конференции по практике на базе ДОУ
3.Подготовка презентаций по итогам практики
4.Проведение итоговой конференции на факультете
| Проверка отчетной документации, качества подготовленных презентаций, составление заключения о работе студента
| Содержание педагогической практики в группах для детей раннего возраста
Первая неделя:
Наблюдение и анализ режимных процессов.
Подготовка конспектов пробных режимных моментов на следующую неделю
в первой половине.
Первый день:
Знакомство с дошкольным учреждением, руководством ДОУ и персоналом группы; изучение режима дня и медицинской документации на детей закрепленной группы. Распределение студентов по группам наблюдение и анализ организации кормления и укладывания на сон. Выбор детей для диагностики речевого развития (1/2 группы на каждого студента) и составление психолого-педагогической характеристики (на одного ребенка).
Второй день:
Наблюдение и анализ приема детей, организация игровой самостоятельной деятельности детей, гигиенических процедур, подготовки к завтраку и завтрак.
Диагностика речевого развития 2-х детей группы. Наблюдение и анализ занятия.
Наблюдение и активное участие в организации одевания детей на прогулку и
проведения прогулки.
Методика организации одевания - раздевания, проведение прогулки в календарных планах воспитателя.
Изучение планирования режимных моментов.
Выявить последовательность формирования умений и навыков
самообслуживания.
Третий день:
Диагностика речевого развития детей, наблюдение за психическим состоянием и поведением выбранного ребенка.
Наблюдение и анализ приема детей, кормления, активное участие в организации самостоятельной деятельности детей, анализ игровых материалов в группе. Наблюдение и анализ занятий, прогулки.
Активное участие в организации подготовки к обеду и проведение обеда, укладывание на сон.
Подготовка конспекта пробных режимных процессов: прием детей и организация деятельности детей до завтрака.
Анализ планов - выявить систему ознакомления с окружающим и словарной работы.
Четвертый день:
Наблюдение за психическим состоянием и поведением ребенка для составления психологической характеристики.
Обобщение материалов диагностики речевого развития детей, обсуждение с воспитателями группы.
Самостоятельное проведение приема детей и организации в самостоятельной деятельности (пробные).
Подготовка конспектов режимных процессов: прогулки, одевания, раздевания, кормления, укладывания на сон. Обсуждение с воспитателями результатов анализа планов.
Пятый день:
Активное участие студентов в организации и проведении всех режимных процессов.
Самостоятельное проведение пробных: прогулки, одевания, раздевания детей, кормления, укладывание. Наблюдение и анализ занятий. Подготовка конспектов пробных режимных процессов в первую половину дня.
Выполнение поручений педагогов в оснащении педагогического процесса. Наблюдение и анализ работы воспитателя с родителями.
|