Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня





Скачать 429.67 Kb.
НазваниеПрограмма учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня
страница1/3
Дата публикации13.10.2013
Размер429.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
 Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР 3 уровня.

Автор – составитель:

 учитель – логопед МБДОУ ЦРР-д/с «Солнышко» Кудинова Н.Н.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего  уровня.      

  Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется программа «Радуга» (авторский коллектив Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.). Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии.

В связи с появлением в детских садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений: Г.В. Чиркина., Филичева Т.Б. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми, направлено на устранение речевых дефектов, предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных группах в  том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «Радуга» (авторский коллектив Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др),  поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина.

Кроме того, не все дети групп общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до ОНР.

Поэтому все дошкольники с выявленным речевым диагнозом направляются на обследование ПМПК, где получают соответствующее направление, на основании которого в детском саду  формируются группы детей-логопатов для наиболее оптимальной работы с ними.

Исходя из этого, программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни  авторов: Чиркиной Г.В.., Филичевой Т.Б, Нищевой Н.В., Смирновой Е.О. необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при детском саде.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в логопедическую группу на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

  • образовательная программа детского сада «Радуга» ( авторский коллектив Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др)

  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  • Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.

  • Методическое пособие Л.Н.Смирновой «Логопедия в детском саду».

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей осложненным ОНР приобретают особую значимость от простого к сложному: систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы:  

устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в

усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Основные задачи коррекционного обучения.

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

  • Формирование грамматического строя речи.

  • Развитие связной речи старших дошкольников.

  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического не доразвития (Р. Е. Левина).

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

 Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем  развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик»-снеговик), антиципации («астобус»-автобус), добавление лишних звуков ( «мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики»-волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

       Таким образом, указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая и контрольное с 23.12 по 30.12 Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.

Количество занятий.

В старшей группе 3 раза в неделю групповых (фронтальных) занятий: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по формированию фонетико-фонематического восприятия. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально 2 раза в неделю с каждым ребенком.

В подготовительной группе 2 групповых (фронтальных) занятия: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятие по формированию фонетико-фонематического восприятия и обучению грамоте. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально 2 раза в неделю с каждым ребенком.

Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа проводится с 8.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00 . Каждое групповое (фронтальное) занятие длится 20 – 25 минут. Каждое индивидуальное занятие длится 10-15 минут.

Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

  • профилактического;

  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

5. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

 фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

 экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

 беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;

  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

  • игры-драматизации.

Специалист по ИЗО:

  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

  • обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Специалист по ФИЗО:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Рабочая программа включает в себя 32 тематические недели. На основе этих тем строится перспективный план занятий в течение учебного года.

Перспективный тематический план занятий в старшей логопедической группе.

недели

Тема

Занятия

Цели занятий

Дата проведения

1,2




обследование




3

Осень

Фонетико-фонематическое занятие

Развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках

18.09.12

Лексико-грамматич.занятие

Расширять понятия об осени

20.09.12

Развитие связной речи

Учить составлять описательный рассказ об осени.

21.09.12

4

Овощи

Фонетико-фонематич

Знакомство с гласными и согласными звуками.

25.09.12

лексико-грамматич.

Согласование сущ.с прилаг. в роде, числе,падеже. Образование сущ.с уменьшительно-ласкат.суфф.по теме.

27.09.12

Развитие связной речи

Составление описат.рассказа об овощах с опорой на схему.

28.09.12




1

Фрукты

Фонетико-фонематич

(ФФ)

Знакомство с алфавитом.

02.10.12

Лексико-грамматич.

(ЛГ)

Согласование сущ.с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. Согласование сущ.с прилаг.в роде, числе, падеже.

04.10.12

Развитие связной речи (Св.р)

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

05.10.12

2

Сад-огород

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [А]

09.10.12

Лексико-грамматич.занятие

Согласование сущ.с прилаг.и глаголами. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с-в-из-под-над.

11.10.12

Развитие связной речи

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использ.сюжетных картин.

12.10.12

3

Деревья

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [У]

16.10.12

Лексико-грамматич.занятие

Упражнять в употреблении формы мн.ч. имен сущ.в Р.п.(много чего:яблок, листьев, веток, )

18.10.12

Развитие связной речи

Изготовление поделок из листьев. Составление рассказа о своей поделке.

19.10.12

4

В лесу

Фонетико-фонематическое занятие

[О]

23.10.12

Лексико-грамматич.занятие

Согласование имен сущ. с прилаг., числительными.

25.10.12

Развитие связной речи

Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

26.10.12

5

Человек

Фонетико-фонематическое занятие

Закрепление звуков [А, У,О]

30.10.12

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря детей. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

01.11.12

Развитие связной речи

Драматизация русской народной сказки «Три медведя».

02.11.12

ноябрь




1

Одежда

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [И]

06.11.12

Лексико-грамматич.занятие

Различение одежды по времени года. Формирование навыков словообразования.

08.11.12

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.

09.11.12

2

Обувь и головные уборы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ы]

13.11.12

Лексико-грамматич.занятие

Согласование сущ.с числит..Упражнение в образовании сущ.с уменьшительно-ласкательн.суффиксами.

15.11.12

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

16.11.12

3

Посуда

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Э]

20.11.12

Лексико-грамматич.занятие

Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; учить давать понятия о материалах, из которых делают предметы посуды.

22.11.12

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

23.11.12

4

Продукты питания

Фонетико-фонематическое занятие

Закрепление гласных звуков [А О У И Э Ы]

27.11.12

Лексико-грамматич.занятие

Упражнять в употреблении различных форм имени сущ.; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

29.11.12

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел"

30.11.12

декабрь




1

Домашние животные и их детеныши

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [М]

04.12.12

Лексико-грамматич.занятие

Учить образовывать сложные слова; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения.

06.12.12

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок».

07.12.12

2

Зима

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Н]

11.12.12

Лексико-грамматич.занятие

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по.,к; учить образовывать глаголы прошедшего времени.

13.12.12

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

14.12.12

3

Зимующие птицы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [С-З]

18.12.12

Лексико-грамматич.занятие

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкат.суффиксами.

20.12.12

Развитие связной речи (Св.р)

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

21.12.12

4

Зимние забавы. Новый год

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [В]

25.12.12

Лексико-грамматич.занятие

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах.

27.12.12

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

28.12.12

январь




1

Дикие животные и их детеныши

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Г]

15.01.13

Лексико-грамматич.занятие

Обучать образованию притяжательных прилаг.; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

17.01.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е.Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.)

18.01.13

2

Мебель

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [ Д]

22.01.13

Лексико-грамматич.занятие

Развивать умение согласовыватьсущ.с прилаг.в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления сущ.в Р.п.

24.01.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам.

25.01.13

3

Транспорт

Фонетико-фонематическое занятие

Звук[Т]

29.01.13

Лексико-грамматич.занятие

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена сущ.в форме косвенного падежа.

31.01.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ с элементами драматизации Г.Цыферова «Паровозик».

01.02.13

4

Инструменты

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Л]

29.01.13

Лексико-грамматич.занятие

Упражнять в употреблении различных форм имени сущ.; обучать образованию прилаг.от сущ..

31.01.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

01.02.13

февраль

1

Профессии

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [П]

05.02.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление сущ.в Т.п.; упражнять в образовании сущ. мн.ч.Р.п..

07.02.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы.

08.02.13

2

Наша армия

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [К]

12.02.13

Лексико-грамматич.занятие

Обучать образованию прилаг.от сущ.; закреплять умение согласовывать числит.два ипять с сущ.

14.02.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин.

15.02.13










3

Рыбы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Р]

19.02.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить образовывать сложные слова; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения

21.02.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

22.02.13

4

Семья

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ф]

26.02.13

Лексико-грамматич.занятие

Развивать словарь антонимов; учить образовывать сложные слова; закреплять предложения с предлогами.

28.02.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества)

01.03.13

Март

1

Весна. 8 марта

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Х]

05.03.13

Лексико-грамматич.занятие

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен сущ.ед.и мн.ч.; учить преобразовывать имена сущ. мужск.рода в имена сущ. женского рода.

07.03.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

07.03.13

2

Перелетные птицы

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки Д-Т

12.03.13

Лексико-грамматич.занятие

Образование и употребление приставочных глаголов; закрепление употребления в речи простых предлогов на-с-в-из-под; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкат.суфф

14.03.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

15.03.13

3

Зоопарк

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки В-Ф

19.03.13

Лексико-грамматич.занятие

Развивать умение согласовывать сущ.с прилаг.в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к сущ.по теме.

21.03.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ адаптированногорассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

22.03.13

4

Насекомые

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ж]

26.03.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить преобразовывать глаголы ед.ч.в мн.ч.; развивать умение употреблять сущ.в форме Р.п.мн.ч.

28.03.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

29.03.13

Апрель

1

Космос

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки Г-К

02.04.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида; образовывать возвратные глаголы; развивать словарь антонимов;

04.04.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказов о космосе по собственному рисунку.

05.04.13

2

Мой дом

Фонетико-фонематическое занятие

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

09.04.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить образовывать сложные слова;закреплять предложения с предлогами

11.04.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала сюжета.

12.04.13

3

Цветы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук[ Ц]

16.04.13

Лексико-грамматич.занятие

Развивать словарь антонимов; учить образовывать сложные слова; упражнять в подборе родственных слов.

18.04.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

19.04.13

4

Школа. Школьные принадлежности

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ш]

23.04.13

Лексико-грамматич.занятие

Расширять словарный запас по теме; подбирать прилаг.к существительным.

25.04.13

Развитие связной речи (Св.р)

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучёк»

26.04.13

май













1

Наша страна. Мой родной край.

Фонетико-фонематическое занятие

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

30.04.13-7.05.13

Лексико-грамматич.занятие

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилаг.от сущ.

16.05.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

16.05.13

2

Лето

Фонетико-фонематическое занятие

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

14.05.13

Лексико-грамматич.занятие

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

23.05.13

Развитие связной речи (Св.р)

Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине.

23.05.13

3,4

Обследование



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconРоль логопеда в экологическом воспитании дошкольника с онр на материале...
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект занятия в старшей, подготовительной группах детского сада
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект занятия «Музыкально-игровое творчество детей в старшей, подготовительной группах»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconСюрпризы осени Совместная коррекционно-игровая деятельность учителя-логопеда...
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению для воспитателей в старшей группе для детей с онр
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с онр. – Спб.: «Детство-пресс»,...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconПротокол №4 от 17 мая 2012г. №70 от 17 мая 2012г. Положение о группе...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconВзаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении...
Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconСценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/...
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconОбразовательная деятельность по формированию лексико-грамматических...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconИ. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы...
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект занятия по физической культуре в старшей группе для детей...
В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности,...
Программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр 3 уровня iconКонспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск