Скачать 5.22 Mb.
|
Сергей Базаров Ирина Черняева АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО ДЛЯ ЖИЗНИ И СЦЕНЫ Театр-Школа «Образ» Сергея Базарова Полезное образование Книга 1 Белгород «Везелица» 2011 ББК 54.101 Ч-49 Базаров С. Черняева И. Ч-49 Актёрское мастерство для жизни и сцены. Театр-Школа «Образ» Сергея Базарова. Полезное образование. В 2 кн. Кн. 1. - Белгород: «Везелица», 2011. - 423 с. Эта книга об удивительном и уникальном явлении в культурной и творческой жизни нашей страны начала XXI века — об актёрско-психологической школе «Образ», которую в 2001 году создал актёр, режиссёр и психолог Сергей Базаров. За 10 лет проведения актёрских и психологических курсов в ТШ «Образ» был накоплен огромный опыт в области творческого раскрытия людей и эффективного решения их жизненных задач. Сегодня все признают тот факт, что для современного человека необходим процесс постоянного творческого развития. Умение управлять своим состоянием, событиями своей жизни, высокий энергетический потенциал, комфортность и лёгкость в общении становятся основными качествами для успешного и эффективного существования в этом мире. ТШ «Образ» предлагает свой путь решения этих задач - Игру как творческий процесс, изначально заложенный в природу человека, познакомиться с которым Вы можете через самую увлекательную и яркую форму проявления Игры - Театр. «Актёрское мастерство для Жизни» — подарок ТШ «Образ» всем людям планеты. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она может стать прекрасным учебным пособием не только для учеников и мастеров ТШ «Образ», но и для поступающих в другие театральные вузы; для работников сферы образования и культуры - для всех тех, кто осознаёт необходимость саморазвития как естественного творческого процесса в стремительно меняющемся мире. Готовится к изданию вторая книга серии «Полезное образование» - «Психологическая школа Сергея Базарова», в которую войдут практические упражнения из авторского тренинга Сергея Базарова «Искусство Жить» (работа со списком целей, психотехники управления своим состоянием, повышения энергетики и проводимости нервной системы, техники развития памяти, внимания и воображения). © Базаров С., 2011 © Черняева И.., 2011 © Оформление. Издательство «Везелица», 2011 КУРСЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА для Жизни и Сцены для Деловых людей Развивающая программа. Профессиональная программа. Раскрытие творческих способностей. Принципы "игры в жизни". Наработка состояний уверенности и “позволения”. АКТЁРСКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ “ИСКУССТВО ЖИТЬ” Техники достижения желаемого Управление своим состоянием. Управление событиями Состояние комфортности. ОРАТОРСКО - РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ “МАСТЕР ОБЩЕНИЯ” Речь. Голос. Выступление. т. (495)744-64-45 www.teatr-obraz.ru www.sbazarov.ru театральная социальная сеть: www.vobraze.portaletud.ru www. sbazarov. ru Базаров Сергей Анатольевич – основатель и руководитель Театр-школы «Образ» - первой общедоступной театральной школоы в России, создатель нового направления в области игровой психологии «Актерское мастерство для Жизин» и новой современной концепции развития человечества – Философии Игры. Имеет два высших образования: актерское и психологическое. Является ведущим мастером Театр-школы «Образ». Преподает на курсах актерского мастерства, проводит авторские тренинги по всей России, в том числе самый известный и популярный тренинг «Искусство жить». Черняева Ирина Викторовна - руководитель Белгородского филиала Московской Театр-Школы «Образ»; педагог по актёрскому мастерству (актёрские тренинги по системе М. Чехова, К. Станиславского); преподаватель практической риторики, ведущий мастер актёрско-психологического тренинга «Искусство жить», голосовых и речевых тренингов; педагог по психотехникам (по управлению своим состоянием, повышения энергетики и проводимости нервной системы); тренер по дыхательным техникам: дипломированный инструктор по тайскому йога-массажу и оздоровительной гимнастике (Институт спортивной и восстановительной медицины г Санкт-Петербург). Режиссёр Белгородской Театр-Школы «Образ» Режиссёрские работы Ирины Викторовны: А.П Чехов «Егерь» (главный приз второго ежегодного Московского театрального фестиваля миниатюр имени Михаила Чехова в номинации «Лучший коллектив» - март 2010 года); А Вампилов «Успех» (главный приз третьего ежегодного театрального фестиваля миниатюр в Санкт-Петербурге в номинации «Лучшая мужская роль» - июнь 2010 года): А. Вампилов «Свидание»; М. Зощенко «Любовь»; Тэффи «Сватовство», «Джентльмен», «Кокаин» и др.; А.П. Чехов «Ведьма»; С. Есенин «Чёрный человек» (главный приз Южнороссийского театрального фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль» - ноябрь 2010 года): А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (главный приз четвёртого ежегодного фестиваля Бурлеск-2011 в Санкт-Петербурге в номинации «Лучшая женская роль» - июнь 2011 года). «Из всех знаний самыми полезными Являются те, которые дают нам Правильные сведения о нас самих И учат нас управлять собой», Аппий Клавдий (древнеримский поэт) «Много знаний нужных и важных, но самое главное - КАК Ж И ТЬ?». Лев Толстой ВСТУПЛЕНИЕ Мои родители, бабушка по отцовской линии работали в сфере образования, были преподавателями русского языка и литературы, как раньше говорили - учителями словесности. Я продолжила семейную традицию и стала педагогом. Постоянно размышляя о роли образования в современном обществе, я всегда мечтала внести в него свежее дыхание нового времени. Чтобы будущее было хорошим, важно получить хорошее образование. Система образования - важнейший механизм общественного равновесия, главный демпфер, защищающий страну от потрясений. Образование определяет будущее общества и страны. Анализируя свой непростой, но очень интересный жизненный путь, житие других людей и опыт предшествующих поколений, я всегда задавалась одним вопросом. Все родители любят своих детей, обеспокоенное государство заботится о подрастающем новом поколении, всё общество изо всех сил старается и работает в одном направлении - чтобы наши дети были счастливыми. Каждый ребёнок - это бесценный дар. Мы убеждены, что все дети - талантливы, все дети - творцы. Но почему результат усилий и общества, и большинства родителей оказывается таким плачевным? Большинство людей в нашей стране несчастливы. Счастье для них - это редкие моменты в жизни, подобные проблеску солнца в пасмурный хмурый день. Большинство людей не проявили себя ярко в своей профессиональной деятельности, не сделали важных открытий, не стали специалистами мирового уровня. Подлинных успехов в науке, бизнесе, искусстве, спорте и прочих сферах добиваются лишь избранные. Все привыкли к такому положению вещей, и никому не приходит в голову, что это не совсем нормально. А ведь главный пункт назначения как образования, так и воспитания — благополучие, успех, любовь и радость каждого человека. Но горькая правда жизни заключается в том, что большинство людей никогда не приходят к счастью: что бы они ни делали, сколько бы ни работали -всё равно почему-то остаются бедными, больными, одинокими и унылыми. А ведь бедность и уныние непрестанно сеют вокруг себя беды и становятся постоянным источником проблем для общества и страны в целом. А может быть всё дело в том, что родители, педагоги, воспитатели просто не обладают нужными и вполне определёнными знаниями, сами не владеют элементарными техниками достижения желаемого? Они повторяют путь отцов, дедушек, бабушек, делают те же ошибки, наступая на одни и те же грабли. «Если бы люди больше задумывались о том, что Знание есть Спасение, то не было бы и доли того человеческого страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества». Агни-Йога РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использования своих навыков и талантов. В. В. Путин Характерный признак нашего времени - пристальное, обострённое внимание к человеку, к его духовному миру, ко многим человеческим возможностям, увы, до сих пор не развивающимся в полной мере. Время великих, ошеломляющих открытий на всех фронтах науки говорит нам, что человек может делать гораздо больше того, что он делает, его организм - это чудо из чудес, его психика неисчерпаема, его знания способны безгранично совершенствоваться. Законы развития личности всегда связаны с законами развития общества. Для государств, которые в наше время становятся законодателями мировых мод, ценна судьба каждого человека. Для государств, обречённых на прозябание, безразличны все люди, кроме так называемых «денежных мешков». Мы любим свою Россию и должны уже давно всерьёз задуматься о революции в области образования. Мы честно должны признать, что современные методы воспитания и передачи жизненного опыта, методы подготовки детей к реальной жизни несовершенны. Наверняка в будущем будут с ужасом изучать наши методы обучения детей. Но мы живём здесь и сейчас. Нам нужны знания о том. как жить, сегодня, в этот неповторимый миг нашей жизни. Как можно спокойно смириться с тем, что незнание важнейших основ жизни заставляет нас проживать отпущенные нам годы без ощущения гордости за себя, радости, любви, удовлетворения? Известный популяризатор идей инвестирования, автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки говорил, что главное в образовании - чтобы оно дало возможность «гусенице превратиться в бабочку», то есть, чтобы оно было способно изменить всю жизнь. Он отмечал, что образование, способное изменить всю жизнь, должно произвести изменения в четырёх сферах - ментальной, эмоциональной, физической и духовной. Традиционное же образование в основном сосредоточено на ментальном плане человека. Нас обучают таким важным умениям, как письмо, чтение, математика, их часто называют познавательными. Мы так увлеклись процессом обучения, что забыли о главном: цель образования и самообразования - не распухшая от информации голова, а созидание счастливой жизни! Л.Н. Толстой говорил, что в процессе образования важно не развитие, а цель развития - создание гармоничного цельного человека. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он, вместо того чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, искажает. Если в школе ученик не научится творить, то и в жизни он будет лишь копировать, подражать, вытворять. Конечный продукт образования - человек совершенный и целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств. Человек, умеющий жить! В современной школе не открывают истины, от которых наше будущее зависит гораздо больше, чем от знания фактов, исторических дат и математических формул. Никто не объясняет, как стать счастливым. Не учат верить в себя, познавать себя, мечтать, любить, определять свои истинные цели и автоматически их достигать, как найти своё предназначение. Почему среди множества «совершенно необходимых дисциплин» не находится места предмету, который мог бы называться «Жизневедение» или «Искусство жить»? Или курсом по обучению реальности? Уроков по созданию той жизни, которую мы желаем? Почему в наших школах нет такого предмета? Раз мы пришли на эту планету, разве нас не должны научить, как получить то, что принесёт радость? «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Апьбер Камю (французский писатель и философ) Обществу нужен счастливый человек, живущий в мире с собой, друзьями, семьёй, соседями, нашедший своё призвание, предназначение. Он передаст свой опыт восприятия жизни, и количество любви и счастья в мире увеличится. Современная система образования не даёт целостного мировосприятия, а только набор академических знаний, причём часто столь противоречивых, что их нельзя применить в жизни! Уже многие эксперты пришли к выводу, что российская система среднего образования далека от идеальной. Отмечается, что в информационном плане ученик развивается только до пятого класса. Опросы среди школьников и выпускников средних учебных заведений, проведённые АНО «НИИ психологии и развития способностей», показали, что элементарную информацию, которую даёт школа, ребята (даже из элитных гимназий и лицеев) усваивают максимум на 15-20%. И эти знания человек не может применить в реальной жизни. Такая информация не развивает мировоззрение ребёнка. «Образование людей должно бы начинаться пословицами и заканчиваться мыслями». Луций Аней Сенека (римский философ-стоик, поэт и государственный деятель) Отсутствие целостности в обучении ведёт к «полузнаниям» и «полуобразованности». Ещё в 1826 году А.С. Пушкин в официальной записке «О народном воспитании», составленной по просьбе Николая I, писал про «пагубную роскошь полузнаний, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель». Йохан Хейзинга в одной из своих работ «Человек и культура» вводит термин «полуобразованность» в качестве диагноза всей существующей системы образования. «Полуобразованность» как диагноз вовсе не касается количества знаний, она характеризует качество уже полученных знаний, главная особенность которых состоит в том, что знание оказывается урезанным с двух сторон: оно без начала и без конца. То есть знание имеется у людей, прошедших процедуру «образования», но им неизвестны ни происхождение этого знания (история идей, терминов, авторства, культурного контекста), ни сфера применения (или неприменения) его. В результате знание оказывается в ситуации полуправды - самой опасной формы лжи. В истории образования на протяжении последних столетий идёт мутация: первоначально образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к «многознанию», при истощении многознания возникает новый феномен - «полузнание»; наконец, возникает глобальная индустрия «полу образованности», которая охватывает довузовское. вузовское и послевузовское образование. Механизм мутации образования А.С. Пушкину представлялся «в праздности ума», а Мартин Хайдеггер обращал внимание на развитие в системе образования «болтовни». Болтовня есть возможность понимать всё без предварительного усвоении сути. Болтовня возникает в пересказе. А пересказ, между прочим, есть основной способ трансляции знания в любом образовательном учреждении. Возможности печати придают болтовне новый импульс, и болтовня распространяется ещё и как писанина. В писанину превращаются учебники, учебные программы, диссертации. научные монографии. Выходя за пределы образовательного учреждения, в болтовню и писанину превращаются литература и живопись, музыка и хореография, политика и религиозные воззрения. Благодаря сложившейся системе социализации болтовня и писанина становятся, говоря символическим языком, спутниками образования, ею атрибутами и ипостасями. И Мартин Хайдеггер, и Йохан Хейзинга были не просто виднейшими философами XX века, они оба имели опыт организационной работы, оба занимали посты ректоров университетов, что, безусловно, требовало общественного выражения гражданской позиции. Частично эта позиция сводилась к формуле, которую можно представить в следующем виде: болтовня, писанина и полуобразованность - звенья одной пени, которой можно сковать нацию. «Оковы измученного человечества, — по выражению Ф. Кафки, - сделаны из канцелярской бумаги». И полуобразованность - это не мелочь, не случайный промах или недоработка; полуобразованность - это болезнь, органическое поражение всего корпуса образования. По словам И. Хейзинги, «Полуобразованный – смертельный враг личности. Благодаря своей численности и однородности, он душит в почве культуры семя индивидуальности». В далёком прошлом стадное чувство помогало человеку выжить. Индивидуальная конкуренция в процессе эволюции была заменена на коллективное выживание, на коллективную конкуренцию. Но для будущего прорыва в области образования коллективная усредняющая культура биологического выживания просто губительна. Мы же все разные, неповторимые и уникальные. Во всём мире в школах готовят к тому, чтобы стать работником, обслуживающим машины, инженером, создающим машины или же менеджером, управляющим машинами. И наше образование направлено на изучение отношений «человек - машина», «человек - технический прогресс», а не «человек - человек». Образование основано на первобытной конкурентной системе ценностей, школьников готовят к борьбе за выживание, а не к интеграции и взаимопониманию. Нас никогда не учили и не учат жить сообща с другими людьми, принимать каждого человека таковым, какой он есть, к пониманию того, что все мы едины и являемся частью целого. Большая часть информации, которую учащиеся получают в школах, приносит мало пользы. Конечно, навыки письма, счёта, чтения необходимы. Но духовное развитие человеку нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично и всесторонне развитых людей, необходимо дать им возможность проявлять себя ещё в школе, подстегивая их творческую фантазию, всемерно поощрять инициативу, свободу самовыражения. В большинстве наших образовательных учреждений вся идеология сводится только к воспитанию послушных детей, обезличенных по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что системе поточного производства не нужны новаторы, не нужны ниспровергатели стандартов. Вместе с машинами человек получил унификацию мыслей и культуры, унификацию сознания. Нынешняя система образования создана 200-300 лет назад. Она индустриально рабовладельческая. Ведь машины - это идеальное средство получения прибыли, производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы как-то его обслуживать, появилась соответствующая система образования. Многие психологи рассматривают проблемы российского школьного образования в контексте кризиса техногенной цивилизации. Базисными чертами кризиса, по их мнению, являются: «всеобъемлющая» рациональность, породившая человека-функцию; смыслоутрата, представляющая собой логическое следствие развития человека-функции; третьей чертой и одновременно результатом кризиса оказывается экзистенциальный вакуум. В силу дезинтегрированности учебного плана, слабой мотивации (иногда и её отсутствия) познавательной деятельности учащихся можно предположить, что некоторые выпускники слабо осознают связи между учебными предметами и явлениями быстро меняющеюся окружающего мира. И они испытывают трудности в прогнозировании событий и собственного поведения, поскольку не приучены к поиску смысла человеческого существования и своего места в мире, не имеют программы индивидуального развития. «Рыночная экономика», разделив человека на производителя, потребителя и субъекта рынка, также ставит перед личностью и социальной сферой иногда трудноразрешимые проблемы. Сегодня мир изменился. В конце XIX века главным критерием деловой активности были операции с сырьём. К 1940 году положение изменилось, и главным показателем жизнеспособности стали операции с энергией. После 1996-1997 годов основным критерием успеха всё больше становится информация (точнее, данные) и такой её вид, как знания - коллективная умственная энергия. Успех сегодняшнего предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько оно в состоянии использовать интеллектуальный капитал: кадровый, организационный, потребительский. Медленно, но верно мир переходит от экономики массового производства к экономике индивидуального заказа. Всё возрастающая динамичность мира, в котором человек живёт, заставляет быть не просто специалистом, а специалистом вечно переучивающимся., постоянно осваивающим и создающим нечто новое. Таким образом, процесс творчества становится естественной новой формой, нормой существования человека будущего, способом согласования с миром, причём не просто с обществом, в котором он сальная форма энергии. «Вначале было Слово». Слово - это символ, выражающий образ. Сейчас много говорят о том, что надо изменить отношение к слову. Слово - это божественный акт творения! А слово рождает образ. Именно с помощью «мыслеобразов» мы создаём наш уникальный мир. Деньги, дома, дороги, отношения с людьми - всё это вначале было мыслью. Наша судьба - это наши мысли. Наша судьба - это наши ОБРАЗЫ! В книге Владимира Мегре «Сотворение» есть главы, посвящённые науке Образности: «Жрецы создали тайную науку. Наукой образности называлось их ученье, науки все другие от неё произошли. Наука эта позволяет человеку мысль ускорять и образами мыслить, весь космос сразу охватить и в микромир проникнуть, невидимые, но живые образы- субстанции создать и управлять с их помощью большим сообществом людей. Наукой этой овладевшему не нужно формулы писать, чертить и создавать модели разные. В материю он мысленно способен проникать, в ядро, и атом расщеплять... Нет образа, а значит, вдохновенья нет, неясен путь, сиюминутна, хаотична жизнь». В наших школах практически отсутствует направленность на развитие образного мышления, идет мощная загрузка левого полушария. А ведь ребёнок строит модель мира, опираясь на образы, которые видит вокруг. Логическое мышление появляется позже. Неудивительно, что дети рассеяны, концентрация внимания слабая, так как научно установлено, что мгновенное запоминание идет тогда, когда есть Чувство, а чувства нет без Образов. Невозможно быть внимательным к тому, что не интересно. В школах надо ввести уроки мечты и уроки визуализации. Уолт Дисней говорил: «Вы можете добиться всего, о чём мечтаете». В судьбах всех богатых и успешных людей прослеживается одна закономерность - свой успех они всегда надумывали. Маленький мальчик родился в семье колхозника и получил профессию литейщика. Но он мечтал подняться в небо и для этого начал занимался в аэроклубе. Через несколько лет он первым взлетел к звёздам. Имя Юрия Гагарина знает весь мир. «Кто не мечтает о невозможном - не получает и самого малого...» Это уже научно подтверждённый факт, что вера в будущее, в себя, оптимизм способны изменить направление развития не только отдельного человека, но и общества, и всего человечества. А наше традиционное образование основано не на радостных образах и мечтах, а часто на эмоции страха перед ошибками, страха потерпеть неудачу, а ведь допускать ошибки - значит учиться! Мы учимся ездить на велосипеде, учимся ходить в детстве, падаем и поднимаемся, снова падая и поднимаясь. Но вероятно мы так и не научились бы ходить и ездить, если бы нас наказывали за падения и ставили плохие отметки. Одной из величайших проблем, занимающих сегодня людей, является недостаток уверенности в себе. Это тоже последствия традиционного воспитания и образования. Вы можете повсюду встретить людей с глубоко сидящим чувством страха, отступающих перед требованиями жизни, страдающих от глубокого чувства своей никчёмности и незащищённости, сомневающихся в собственных силах. В глубине души они не доверяют своей способности брать на себя какую-либо ответственность или пользоваться благоприятными возможностями. Они всегда охвачены смутным страхом, что что-то идёт не совсем правильно. Они не верят в то, что та личность, которой они хотят быть, находится в них самих, и поэтому довольствуются гораздо меньшим, чем могли бы иметь и уметь. Тысячи люден проползают по жизни на четвереньках, подавленные и полные страха. И в большинстве случаев это всё родом из детства и периода формирования личности. Вот почему так много людей в нашем мире остаются «гусеницами, не сумевшими превратиться в бабочек». Новое образование должно перестать быть миром страха - самой разрушительной для человека эмоции. Также всем известно, что страхи, комплексы, стереотипы сознания - это основная причина для создания хронического стресса. При стрессе часть мозговых возможностей блокируется. Эти блоки формируют несовершенная система обучения, воспитания, различный негативный опыт. Эти блоки ограничивают свободу творческого мышления и нарушают нормальное течение всех жизненных процессов в организме. Не потому ли у нас среди учащихся практически нет абсолютно здоровых? К этому также можно добавить, что педагоги и родители мало знают о той роли, которую играет двигательное развитие ребёнка в его общем психическом развитии. Естественное состояние души ребёнка - движение. А в наших школах хотят и требуют, чтобы он сидел, смотрел, слушал и не двигался, то есть поощряются обездвиженное познание и «спокойное поведение», А ведь движение _ заложено в нас самой природой! Около 650 мыши нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить жизнь тела и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт. И стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движения ребёнка, по сути, тормозит самое важное для него - развитие. Одна из проблем современного ребёнка-школьника - невозможность объединить интеллектуальные процессы с двигательными. Не случайно многие известные психологи и педагоги были единогласны в том, что интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от двигательного (Ж. Пиаже, М. Ибука, П.Ф. Лес-гафт, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, М. Монтессори, Г. Гарднер и другие). Движение - это ключ к обучению! Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд в процессе научных исследований доказала, что движение помогает встраивать и закреплять новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне, в нейронных сетях. Движение жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное своё «Я». Движение — это якорь мысли и успешного учения. Не случайно сейчас более чем в тридцати странах мира развивается молодое направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном и Гейл Деннисон, - «Образовательная кинесиология». Оно предполагает целостное воззрение на человека, на развитие личности и её опыта, на восстановление уникальных возможностей человека... Только обучать надо правильным, эффективным и осознанным движениям (например, взятым из техник йоги, актёрского мастерства, телесно-ориентированной психологии), которые ведут к развитию мозга, к контролируемому поведению, к умению всегда управлять собой и своим состоянием. Новое образование обязательно должно учить управлять собой! |