Скачать 54.67 Kb.
|
Урок по обучению грамоте. Г. Калининград. МОУ лицей №17 Учитель: Кучерявая Наталья Владимировна. Тема: «Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста.» Учебник : Азбука (авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) Цели и задачи урока: формировать умение определять сильную и слабую позицию фонем; постановка ударения в словах; упражнять в делении слов на слоги; понимать смысл текста; развивать устную речь учащихся, развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей, развивать фонематический слух; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка. Ход урока: I.Организационный момент -Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица. Ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. -Начинаем наш урок. II Актуализация знаний 1. Игра «Да - Нет» (по ленте букв) -Ребята, я загадала букву. Угадайте её, задавая мне любые вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет». ( загадала букву «Д») 2.Аукцион слов -Придумайте слова на эту букву (двор, дом, дым, дверь, Даша, Дима, дракон, друг, дача, дерево, диво, дуб) ( Кто последним назвал слово, тот и выиграл) А я тоже придумала слово, его вы узнаете, когда мы поиграем. 3. Игра «Слово спряталось» -Пользуясь алфавитом, определите, какие буквы спрятались. Составьте слово из этих букв. Г…Е П…С Т…Ф В…Д Какое слово спряталось? ДРУГ -Составьте звуковую схему этого слова ( 1 ученик - у доски, остальные на «Корабликах» ) -Как произносим последний звук в этом слове? - Есть ли расхождение в произношении и написании этого слова? - В слове ДРУГ в какой позиции находится согласный звук? - Сегодня на уроке мы и продолжим разговор о расхождении произношения и написания слов, выясним, в сильной или слабой позиции находится звук (ПОЗИЦИЯ – это место положения звука в слове) III Работа по теме урока. Игра «Мои друзья» -Сейчас мы поиграем в игру «Мои друзья». Возьмите жёлтые карточки со словами. Каждый из вас играет роль слова напечатанного на карточке. (Даны слова: СНЕГ, ГРИБ, ЗУБ, ЛУГ, ПРУД, СТОЛБ, ЛЁД, ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК, ГРУЗ, СЛОВА, ВОДА, ДОМИК, ГРОЗА, СОВЫ, ТРАВА, СОСНЫ, СТОЛИК, СЛОНЫ, СВИСТОК) - Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «О», его написание нельзя спутать. (СТОЛБ, ДОМИК, СОВЫ, СОСНЫ, СТОЛИК) -Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья. -Мои друзья – слова, в которых можно ошибиться в написании согласной в конце слова ( ГРИБ, СНЕГ, ЗУБ, ЛУГ, ГЛАЗ, ЛЁД, СТОЛБ, ГРУЗ,) -Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья. - Мои друзья – слова, в которых буква обозначает гласный звук в слабой позиции. (СЛОВА, ВОДА, ГРОЗА, СЛОНЫ) -Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья -Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «А» в середине слова. (ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК). -Молодцы! А теперь поработаем по учебнику. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( «Азбука». Стр. 66) СПОРТ СВИСТ ЛОЗУНГИ ФЛАГИ СП…РТИВНЫЙ СВ…СТОК ЛОЗУН… ФЛА… 1)-Прочитайте слова в столбиках, с указанием ударения. -Какое задание можно предложить? -Вставьте букву в первом столбике. Какая это буква? (О) Докажите. ( спорт – «о» в сильной позиции, значит и в слове спортивный тоже – «о» т.к. слова однокоренные) -Вставьте букву во втором столбике. Какую букву вставили? Докажите. (И) -В какой позиции стоят гласные в словах СПОРТИВНЫЙ, СВИСТОК? ( в слабой позиции). -Какую букву вставим в третьем столбике? Обоснуйте свой ответ. (Г) (формы одного слова) -Какую букву вставим в последнем столбике? Докажите. (Г) -Какой вывод можно сделать? (Слова, в которых ЕСТЬ расхождения между произношением и написанием - СЛАБАЯ позиция, а в которых НЕТ расхождения - СИЛЬНАЯ позиция. Слабая позиция проверяется сильной.) -Дети, а почему СЛАБАЯ позиция называется СЛАБОЙ, а СИЛЬНАЯ - сильной? 2) Игра «Расселите слова по домикам». - По какому признаку расселим слова по домикам? -Из данной группы слов исключите «лишнее» слово. По какому принципу это можно сделать? ( спортивный – отвечает на вопрос «какой?», это имя прилагательное, а остальные слова - имена существительные, отвечают на вопрос « что?») -Придумайте имена прилагательные, чтобы слову было не «скучно» в домике ( У этого слова должен быть «друг») Ребята, а что общего между словами во всех этих столбиках? К какой теме они имеют отношение? ( к спорту) -Вот сейчас мы с вами проведём физминутку, поиграем в игру «Держи вора», используя слова связанные со спортом 3. ФИЗМИНУТКА ( Игра «Держи вора»). САМБО ФИНИШ ШАХМАТЫ ГОРОДКИ ШАЙБА ФУТБОЛ ГИМНАСТИКА ЛОЗУНГИ СПОРТИВНЫЙ СПОРТ БЕГУНЫ СТАДИОН ВЕЛОСИПЕД ТРИБУНА СКАКАЛКА РАКЕТКА ПРЫГУНЫ КОНЬКИ -Каждому ряду раздаются карточки со словами. Дети встают и ходят с карточками около своих мест туда-сюда. На каждом ряду 1 ведущий. (полицейский) -Держи вора, в этом слове 2 слога.(полицейские отводят в сторону детей, чьё слово состоит из 2-х слогов) , (САМБО ФИНИШ ШАЙБА ФУТБОЛ КОНЬКИ) -Держи вора! Слово начинается с буквы «С». (САМБО, СПОРТ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА) -Держи вора, в нем ударение падает на второй слог. (ГИМНАСТИКА, РАКЕТКА, ТРИБУНА, ФУТБОЛ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА, КОНЬКИ) -Держи вора, в этом слове 1 слог. (СПОРТ) -Молодцы, дружно поиграли. А сейчас поработаем с текстом. 3.РАБОТА С ТЕКСТОМ а) Посмотрите на рисунок справа от текста. -Предположите, о чём будет текст? б) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПРО СЕБЯ в) Чтение текста вслух по предложениям. -О чём прочитали? - Верно, ли было наше предположение? -Докажите, что это был не просто праздник. -Найдите и прочитайте предложения, которые доказывают, что праздник проходил на стадионе. -Кто участвовал в соревнованиях? Как назвать их одним словом? (спортсмены) -Кто выступал от первого класса? (Слава Кузин, Саша Зотов, Миша Разин) -Что заметили в написании этих слов? -Кто болел за ребят? (мамы, папы, бабушки, дедушки, друзья) -Как называется место, где начинается забег? (старт) А конец забега? (финиш) СТАРТ ФИНИШ -Прочитайте вопрос? (А кто потом?) ( Слава Кузин) -Докажите. г) - Подчеркните в тексте слова на тему «СПОРТ». -Какие слова вы подчеркнули? ( Дети называют слова. На доске выставляются карточки) СТАДИОН, БЕГУНЫ, ПРЫГУНЫ, ГИМНАСТЫ, КОМАНДА, ФОРМА, ТРИБУНА, СТАРТ, ФИНИШ ( РАБОТА В ПАРАХ) -Ребята, выберите из этой группы любое слово и составьте к нему звуковую схему. Потом предложите угадать это слово своему соседу по парте. (Один ученик у доски составляет схему к слову СТАДИОН). Проверка. д) РАБОТА СО СХЕМОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Обратите внимание на схему предложения. -Что можно сказать об этом предложении? I______ _____ _____ _____ _____ . (повествовательное, состоит из 5 слов) -Найдите и прочитайте это предложение. (Стадион украшен флажками и шарами.) е) ИСТОРИЯ СЛОВА «СТАДИОН» - О том, как в нашем языке появилось слово СПОРТ, нам прочитает …(читает подготовленный ученик). -Ребята, вернёмся к нашему тексту. А кто ещё был на соревновании? (судья) -А как он командовал? Что стоит в конце? Прочитайте. - А как можно по-другому назвать текст? Ваши предложения. - А как лучше? - А кто из вас занимается спортом? - А для чего нужно заниматься спортом? 4. РАБОТА С КРОССВОРДОМ (работа в парах) Чтение ключевых слов. ( спорт, стрела, парашют, обруч, ракетка, тир) III ИТОГ УРОКА -Что интересного открыли для себя на уроке? - Что вас удивило на уроке? -Какое настроение? |
Тема: Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции? Цель: создать ситуацию, в которой учащихся усомнятся в том, все ли орфограммы слабых позиций им известны; проверить, существует ли... | Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | ||
Урок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» ... | Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской... Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail: miss obisowa2011@yandex... | ||
Учебно-тематическое планирование по обучению грамоте (русский язык... Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» под ред. Горецкого В.... | Рабочая программа по подготовке детей к обучению грамоте Разработчики:... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Тема: «Симметрия в живой природе красота, гармония, совершенство» Руководители: Богачева Наталья Владимировна учитель математики и Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Урок обучения грамоте Учитель высшей квалификационной категории Косарева Наталья Николаевна, мбоу «оош №10» 18. 10. 2012г | Дементьева Наталья Владимировна, учитель начальных классов моу средняя... В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. Вот конь и зайка. У любы и Маши бумажные бусы. Хороши наши... | ||
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Силкина Светлана Владимировна, учитель географии, моу сош №34 г. Челябинска, 2008г. Тема урок Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием и уникальностью природы Австралии | ||
Конспект урока обучению грамоте м. Н. Лёзова, учитель начальных классов моу «Усть-Кубинская сош» Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | Беккер Анастасия Александровна Учитель: Прокопьев Валерий Викторович... Развивать умение, используя язык разметки текста, создавать Web- страницу, размещать гиперссылки на Web- странице | ||
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор – Медведева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Лицей №3» г. Чебоксары |