Триединая концепция устойчивого развития сельской школы





НазваниеТриединая концепция устойчивого развития сельской школы
страница1/6
Дата публикации11.04.2015
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6
М
Автор: Кардапольцев А.Ю. к.п.н., директор МОУ Староутчанской СОШ.
инистерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староутчанская средняя общеобразовательная школа с полным днем обучения


Концепция развития школы

д.Ст.Утчан

2011г.

Концпция развития муниципального общеобразовательного учреждения

Старо-Утчанской средней общеобразовательной школы

Алнашского района

Тема: Триединая концепция устойчивого развития сельской школы:

здоровый ученик – инициативное образование – достойный гражданин села в рамках реализации цикло-блочной (модульной) системы обучения в сельской малокомплектной школе.

Раздел 1

Суть инициативы: Эффективность учебного процесса, представленного традиционной классно-урочной формой, можно существенно повысить путем его реорганизации в цикло-блочную систему обучения. Эффективность достигается за счет более продуктивного использования основных ресурсных компонентов процесса обучения на уроке-блоке.

Актуальность. В современном мире, лидерство не только отдельных индивидов, но и целых государств задается эффективностью используемых ими технологий для достижения поставленных целей (экономических, политических, военных и др.). Эффективной может считаться та технология, которая при сопоставимых или меньших затратах ресурсов дает лучшие результаты. Современные экономически развитые страны перешли черту, отделяющую индустриальный капитализм от общества информационных технологий. При этом, успешность развития государства и общества определяется тем, насколько эффективно его граждане будут использовать имеющуюся и создавать новую востребованную информацию.

Традиционная, практикуемая в большинстве российских школ, классно-урочная система во многом изжила себя, так как была создана еще в то время, когда образование воспринималось как законченный процесс. Тогда как сегодня образование – это процесс непрерывный, сопровождающий человека всю жизнь.

Любая технология в своем развитии проходит те же этапы, что и живой организм:

  1. Рождение (рождение идеи, теоретических разработок, первая практика)

  2. Развитие, становление (корректировка теоретических положений на основе практических испытаний)

  3. Зрелость (реализация исходных положений, полная востребованность обществом)

  4. Старость (старость наступает при невозможности развития при изменившихся требованиях общества)

  5. Смерть (полное противоречие с требованиями общества и невозможность реконструкции технологии)


Основные противоречия классно-урочной системы обучения в условиях глобализации и информатизации российского общества.

Требования общества

Возможности классно-урочной системы

1. Индивид должен быть здоров

Здоровье индивида на одном из последних мест. На первом- качество знаний через нервный стресс, нервные и психологические перегрузки.

2. Индивид должен быть открыт для последующего обучения.

Возможностей для развития подобных навыков самопознания на обычном уроке очень мало.

3. Индивид способен анализировать и осваивать самостоятельно новую информацию.

Возможности в самостоятельной целенаправленной деятельности очень ограничены (время!). Уровень развития детей очень разный и большинство учащихся в предложенные временные рамки (мах – 20 мин.) не укладываются. Эта часть образования для них остается недоступной.

4. Индивид должен уметь общаться.

Ученик – прежде всего созерцатель, слушатель и исполнитель, но не деятель. Возможностей для общения с учителем и сверстниками на уроке почти нет.

5. Индивид должен грамотно и доказательно излагать свою точку зрения.

Устное закрепление материала касается очень небольшого числа детей. Дети говорить не умеют (особенно в сельской национальной школе).

6. Знания индивида должны соответствовать современной картине мира.

Возможности системы по введению новых предметов исчерпаны. В самом деле, вряд ли разумно устанавливать для детей 8, или даже 9 часовой рабочий день.

7. Предметные знания индивида должны быть целостны.

Знания в годовом цикле и ежедневно представлены фрагментарно. При этом остается за кадром, что аккумулируется в банке знаний учащегося при 6 кратном переключении с предмета на предмет в течении дня и через недельный промежуток, если ведется 1 час в неделю.


Сопоставив требования к традиционной системе обучения и ее возможности в удовлетворении этих требований видно, что она, как технология обучения, ближе к «старости», чем к «зрелости» своей стадии развития. Думается, что не нужно скорбеть по этому поводу. В свое время вершиной технического прогресса был паровоз, фонограф и даже каменный топор. Старое- базис зарождения нового.

Школа, как основной социальный институт общества в глобальной информационной конкуренции, должна воспитать и обучить будущего гражданина общества, имеющего не только определенную сумму знаний, но и:

Э
ти требования еще более значимы и актуальны для учащихся сельских малокомплектных школ, так как они во многом лишены того потока информации, в котором (вольно или невольно) находятся их городские сверстники. Неизбежна при этом для сельских школьников стрессовая ситуация при переходе к обучению в ВУЗы или ССУЗы, так как при этом сельский школьник в отличие от горожанина меняет не только тип учебного заведения, но и фактически образ жизни. Помочь ему в этом может новая форма организации учебного процесса.

Основные идеи.

  1. Образование должно быть эффективным. Эффективным не только по результатам обучения, но и по тем методам, которыми оно достигается.

  2. Модульный принцип организации учебного процесса позволит повысить его эффективность за счет:

  • Рационального использования учебного времени на отдельном уроке и в целом образовательном процессе.

  • Интенсификации методов дифференцированного подхода к обучению. Оптимизация ресурсов учебного времени позволит активно задействовать на занятии учащихся «сильных», «средних» и «слабых». При этом первые являются активными консультантами при работе в группах со «средними» и « слабыми».

  • Использования разнообразных форм работы учащихся на уроке-блоке, кроме применяемых традиционно:

      • Работа в группах.

      • Обязательной визуализации результатов обучения через выполнение письменных работ на классной доске.

      • Обязательной аудиализации усвоенных знаний на каждом уроке-блоке.

      • Комментирования всех этапов работы при выполнении практических заданий.

  • Усиления связи учитель-ученик. Учитель из транслятора и интерпретатора учебного материала превращается в тьютора (наставника).

  • Усиления мониторинга качества обучения. Учитель и ученик ежедневно получают информацию о результатах своего труда, а не два-три раза в месяц как это обычно в традиционной системе обучения. За счет этого возрастает управляемость учебного процесса.

  • Увеличения эмоциональной составляющей оценки. Работа ученика оценивается не только учителем, но и товарищами по группе, что понуждает ленивых изыскивать резервы, а успевающих – развивать свои результаты.

  • Снижения нагрузки на нервную систему учащегося за счет разнообразия форм работы на уроке, свободного стиля обучения и легкого общения с учителем.

  1. Конструирование цикло-блочной формы организации учебного процесса невозможно в рамках одного предмета или класса, в ней должна работать вся школа.

Цели проекта.

Построение образовательной среды, обеспечивающей эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие личности школьника с разносторонней коммуникативной компетенцией.

Подцели проекта.

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей через снижение учебной нагрузки, ее оптимальным перераспределением, использованием антистрессовых, релаксационных мероприятий, вовлечение детей в активную спортивную деятельность

  2. Интенсификация учебного процесса за счет оптимизации его ресурсных компонентов.

  3. Повышение информационно- коммуникативной самостоятельности учащихся.

  4. Вывод качества образования выпускников школы на уровень, который позволит им успешно реализовать право выбора учебного заведения для получения последующего профессионального образования.

Задачи проекта.

    • Создание организационных и материально-технических условий безопасного, здоровьесохраняющего и здоровьеукрепляющего течения учебного процесса.

    • Создание содержательных, организационных и методических условий для формирования коммуникативной культуры детей и культуры самопознания.

    • Апробация, внедрение элементов прогрессивных педагогических технологий, способствующих интенсификации учебного процесса.

    • Создание условий для формирования навыков самостоятельного целеполагания, планирования и контроля учебно-познавательной деятельности.

Проанализировав существующее положение в учебном процессе, оценив перспективы развития школы при использовании традиционных форм обучения, администрацией школы в 1999 г. были сформированы идеи поддержанные коллективом учителей, которые как предполагалось, могли бы вывести школу на качественно иной уровень деятельности.

Исходные теоретические положения.

Выработка нового направления развития школы во многом определяется осмыслением современных образовательных тенденций. Анализ образовательной ситуации в целом свидетельствует о доминировании в образовании традиционной «монологической» системы, которая в настоящее время полностью утратила свою практическую эффективность. Характерным следствием такой системы является то, что учебные дисциплины в обычной школе носят конкурирующий характер – они по логике выстраивания не дополняют друг друга (хотя это и декларируется), а противостоят – каждая всем остальным. При таких обстоятельствах нельзя утверждать, что в образовательной практике создаются условия для целостного восприятия мира. Вместе с тем стремление к развитию системного восприятия мира учащимися свойственно каждому мыслящему педагогу. И основой его деятельности в этом направлении может стать цикло-блочная лабораторная система преподавания учебных предметов.

Любая экспериментальная работа основывается на оригинальных идеях, а также на основательном теоретическом фундаменте. Педагогический эксперимент требует особой ответственности, так как определяет будущее детей и при этом нет возможности вернуться к исходным позициям и повторить все заново. Необходимо также определится, что же такое педагогическая технология. Мы исходили из определения В.П. Беспалько [1], который определяет технологию как совокупность взаимосвязанных методов, процессов и средств в обучении. Также мы использовали разработанную им 4-х уровневую модель обученности учащихся (приложение ) при оценке учебных достижений учащихся .

Цикло-блочная система является одной из организационных форм модульного обучения. Основные концептуальные положения, взятые нами в качестве основы для разработки и реализации цикло-блочной системы преподавания, базируются на трудах П.А. Юцявичене (модульное обучение), М. Чошанова (модульные технологии), Г.К. Селевко (образовательные технологии) и ряда других авторов. Практическая реализация проекта наблюдалась в шк. №2 г. Сарапула (УР) в 1999г., 2000г.. В 2001г. были проведены практические семинары с учителями шк. №2 г.Сарапула на базе нашей школы, подведены промежуточные итоги и дальнейшие пути развития внедряемой технологии. В мае 2004 года школу посетил коллектив учителей Июльской школы Воткинского района совместно с ведущими специалистами ИПК и ПРО г.Ижевска. В ходе совместного семинара «Педагогические инновации: опыт практической реализации» были обсуждены особенности реализации модульного обучения в сельской малокомплектной школе, опыт переноса и адаптации модульных технологий в другие школы (по нашей технологии работает Старо – Шудьинская основная школа Алнашского района УР), отмечены значимые достижения школы в обучении детей, намечены пути дальнейшего развития школы в рамках реализации инновационных педагогических технологий.

Принципы модульного обучения [3, с.38]:

  1. модульность

  2. структуризация содержания обучения на обособленные элементы

  3. динамичность

  4. деятельность

  5. гибкость

  6. осознанная перспектива

  7. разносторонность методического консультирования

  8. паритетность

Взаимодействие принципов модульного обучения и общедидактических принципов раскрыто в приложении 3.

Использование принципа модульности позволило избавиться от декларативности дидактических целей. Каждый учащийся и преподаватель точно знают, что достигнуто на занятии, и над чем еще предстоит работать, так как каждый модуль завершается зачетом.

Структуризация содержания обучения позволила оптимизировать учебный материал таким образом, что основное время уделяется наиболее значимым элементам предмета и высвободить время для изучения дополнительного материала.

Динамичность модуля позволяет дополнять и расширять его содержание, а также формы и методы использования учебного материала.

Практика подтвердила, что центральное место в модульном обучении занимает деятельностный подход, развивающий у учащихся навыки (методы) самостоятельного поиска и создания нового знания.

Гибкость модуля позволяет строить его содержание дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Это позволило поставить перед каждым из них достижимые индивидуальные цели, что особенно важно в условиях сельской школы при малой наполняемости классов и практической возможности реализации этого принципа.

Принцип осознанной перспективы позволяет нацелить учащихся как на близкие ожидаемые результаты деятельности в конце модуля, так и на более отдаленные, при окончании изучения цикла предмета. Это повышает мотивацию учеников, процесс обучения становится плановым не только для учителя, но и для ученика.

Принцип разносторонности методического консультирования и паритетности в нашей системе обучения являются взаимопроникающими, поэтому мы их объединили под названием принципа «Тьюторства». Деятельностный подход и групповые методы обучения показали необходимость совместной равноправной учебной деятельности педагога и обучаемых. При этом учитель – это «старший тьютор», а лидеры групп тьюторы для членов группы. Этим достигается значительное ускорение обмена знаний между учащимися, совершенствование самих тюторов-учеников, оперативное выявление сложных вопросов и их дополнительная проработка совместно с учителем. Следует отметить, что это происходит на каждом уроке-блоке и является обычным методом самоподготовки учащихся., таким образом каждый ученик имеет возможность проявить инициативу (инициативность образования). Инициативность в практическом , деятельном познании мира предполагается осуществлять в форме школьного научно-экспедиционного отряда. Проект « Наш дом – весь мир», приложение 12.





М. Чошанов приводит созвучные принципы построения модульной технологии [2,с.21]:

  1. системное квантование

  2. мотивация

  3. проблемность

  4. модульность

  5. когнитивная визуализация

  6. опора на ошибки

  7. экономия учебного времени

Если говорить о когнитивной визуализации то, важнейшим структурным компонентом урока-блока является визуализация и аудиализация знаний через построение опорных схем, рисунков графиков на доске ( у нас в классах по 2 кл. доски) и последующем их анализе и объяснении. Опорные схемы даются преподавателем на лекции. Так дети учатся говорить и отстаивать свою точку зрения.

Экономия учебного времени в некоторых классах по отдельным предметам за время эксперимента составляла до 30%. Что интересно, такую же цифру приводит автор [2,С. 28]. Возможно, это служит косвенным доказательством полноты реализации технологических условий при внедрении модульной системы обучения в нашей школе, так как любой технологический процесс имеет определенный набор фиксированных выходных параметров, которые проявляются при полном выполнении технологических требований.

Все принципы модульного обучения и, соответственно, цикло-блочной системы преподавания, опираются на общедидактические принципы (приложение 1) и взаимосвязаны с ними. [3,С. 50]. Таким образом цикло-блочная система обучения не отрицает прежнее содержание обучения, а является надстройкой к прежнему базису и выводит его на иной качественный уровень.

В
о многом неудачное использование многообещающих педагогических технологий объясняется их бессистемным использованием в педагогическом процессе. Любая педагогическая технология не должна быть инородным телом в школе. Поэтому мы (коллектив) решили и взяли на себя ответственность перевести всю школу на модульную систему обучения. Это дало возможность проявить модульной системе обучения свои системные качества:

Устойчивость системы испытывалась в ходе многочисленных проверок инстанциями МНО различного уровня (внешний фактор), столкновением мнений внутри учительского коллектива (внутренний фактор) и многими другими.

Целостность системы позволила составить единое школьное расписание, создать единое образовательное пространство внутри школы.

Эмерджентность (надсистемное качество). Несколько с неожиданной стороны проявилось системное требование к ведению учебного процесса. Оказалось, что традиционный урок абсолютно не вписывается в цикло-блочную систему преподавания ни по форме, ни по методам. Урок - блок в цикло-блочной системе состоит из 4-х частей (приложение 5):

  1. Лекция -30 мин.

  2. Самопогружение-30 мин.

  3. Практикум - 30 мин.

  4. Зачет- 30 мин.

Учебный день состоит из двух уроков-блоков и двух лабораторий (45 мин), далее следуют уроки труда, музыки, физической культуры по традиционной системе. Блок является законченным модулем и имеет все его свойства. Предмет изучается в едином цикле, состоящем из ряда модулей (приложение 6).

Второе надсистемное качество проявилось в требованиях к методологии учебного процесса. Возникла необходимость в использовании разнообразных педагогических технологий, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся на занятии. Причем эта необходимость возникла как потребность ученика и учителя, а не как директива администрации, что говорит о ее именно системном, внутреннем происхождении.

В школе внедрены и широко используются следующие педагогические технологии [1]:

  1. Современное традиционное обучение на уроках вынесенных за рамки модульной системы.

  2. Модульное обучение (П.А. Юцявичене). Является методологической, формообразующей и концептуальной основой.

  3. КСО, групповые технологии (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Как уже отмечалось, самостоятельная деятельность учеников на уроке- блоке в системе построена на основе тьюторства. Тьюторы не назначаются учителем. Их по умолчанию принимает группа из числа сильных учеников. Тьюторов может быть несколько в группе при этом идет активный обмен знаниями и их проверка и закрепление.

  4. Педагогика сотрудничества (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.). Использованы ее целевые ориентации в части перехода от педагогики требований к педагогике отношений.

  5. Проблемное обучение (П. Дьюи). Использованы групповая форма работы, проблемные методы обучения.

  6. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). Внедрены в учебный процесс опорные конспекты, методы их разработки и использования. Используются на лекциях и при самостоятельной работе учащихся.

  7. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. (С.Н. Лысенкова). При работе в группах знающие дети обучают незнающих, комментируют свои действия при выполнении у доски практических заданий.

  8. Дифференциация обучения. Самостоятельная работа учащихся идет дифференцированно. Каждый ученик выбирает посильную часть общего задания и затем исполняет его. Зачет строится также дифференцированно, имеет три уровня сложности.

  9. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). На лабораторных занятиях учитель индивидуально работает с учащимися освоившими не весь материал, либо наоборот, с теми, кто желает изучить предмет более глубоко.

Может возникнуть вопрос: каким образом в одной школе уживается такое количество педагогических технологий? Конечно же нереально было из использовать их в том виде как они замышлялись авторами (за исключением модульной технологии). Поэтому мы взяли на себя смелость вычленить из них те элементы, которые удовлетворяли системному требованию активизации познавательной деятельности учащихся на уроке-блоке. При отборе элементов технологий мы руководствовались следующими соображениями:

  1. Элемент технологии должен быть самодостаточным и способным существовать автономно в условиях цикло-блочной системы.

  2. Он должен соответствовать системным целям и принципам модульного обучения.

  3. Он должен быть мобильным, экономить время и способствовать повышению эффективности учебного процесса.

  4. Элемент должен соответствовать специфике организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе.

Точное соответствие принципам модульного обучения, детальная проработка всех технологических этапов цикло-блочной системы обучения, системный подход, удачный выбор и синтез необходимых элементов педагогических технологий позволил реализовать все намеченные цели проекта.

Концептуальные положения здоровьесбережения в деятельности школы.

  • Сохранение здоровья требует усилий над собой

  • Урок должен быть природосообразным биологии человека.

  • Учеба – это напряженный труд

  • Чередование работы и отдыха – залог сохранения здороьвя.

  • Стрессу не место в школе

  • Человек существо разностороннее и деятельность его также должна быть разносторонней

  • Нормативы СанПина – это закон для учредителя, администрации школы, учителя и родителя.

  • Ребенок не обязан за бесплатное образование рассчитываться своим здоровьем с государством.

Работа школы в режиме здоровьесбережения

(приложение 11)

Учебный день начинается с зарядки-танцевибротерапии 8.15-8.30 мин. Зарядка проводится под современную танцевальную музыку. Зарядка для старших классов и младших классов проводится отдельно. Зарядку ведет дежурный класс по разработанному комплексу упражнений (Приложение 11).Упражнения утренней зарядки рассчитаны на перевод из состояния сон-бодрствование в состояние бодрствование-работа.

Урок – блок начинается с лечебного массажа физиологически активных точек по профессору Уманскому Г.Н. (Приложение 11), что позволяет ребенку гораздо легче и с меньшими усилиями включиться в учебный процесс.

После первого урока-блока начальной школы (10.10)– время большой перемены (15 мин.), время обеденного перерыва младших школьников (1-5кл.). В это же время для старших школьников организуется спортивный час. Во время спортивного часа дети занимаются при хорошей погоде на спортивных снарядах спортплощадки школы (турник, шведская стенка, бег, ходьба по стадиону) ; при плохой в спортзале (волейбол, баскетбол, состязательные игры) ответственный – дежурный учитель.

Второй обеденный перерыв (10.55), для старших школьников, длится также 15 мин., во время которого организуется спортивный час уже для младших школьников.

Конец учебных занятий по предметам гуманитарного и естественно-научного цикла– в 13.25, после которого – полдник.

Начало лабораторных занятий в 13.35, окончание – 15.00. В это же время идет цикл занятий по физической культуре, технологии, труду. Конец учебного дня в 15.00.

С 17.00 по 20.00 в школе работают спортивные секции, кружки, кроме тех работа которых вынесена на субботу .

Урок- блок (Приложение 5)

Необходимо сразу отметь, что урок-блок принципиально не сопоставим со спаренным уроком, так у него совершенно иная организация деятельности учащихся, и совершенно иная идеология и методология преподавания.

Все части урока-блока имеют продолжительность 30минут.

Лекция. Урок-блок начинается с лекции. Стиль занятия аудиторный, урочный.

Лекция основана на конспективном изложении материала преподавателем с использованием опорных конспектов по методу В.Ф. Шаталова, которые получили всеобщее признание. Это позволяет существенно снизить нагрузку на зрительный аппарат детей, так как использование знакографических способов записи учебного материала сводит к минимуму необходимость текстовых пояснений. Например, запись закономерностей протекания химических в зависимости от температуры, давления, присутствия катализаторов выглядит следующим образом, при ее записи занкографическим способом:
Записи в тетради учащихся. Пояснения учителя.


При увеличении температуры скорость химических реакций возрастает экспоненциально.


Т1 Т2
V1 V2

При увеличении давления скорость химических реакций возрастает, так как возрастает число межмолекулярных столкновений.



P1 P2
V1 V2 V1 V2


Действие катализатора резко увеличивает скорость химической реакции. На рисунке показана схема работы «орудия» жука-бомбардира.







Использование знакографической записи текста лекции облегчает ее последующее восприятие, запоминание, воспроизведение, развивает аналитические, синтетическое мышление, на старшей ступени обучения позволяет готовить детей к переходу школа-ВУЗ.

Через 15минут после начала каждой лекции, либо любой письменной работы, введены упражнения для релаксации глаз (Приложение 11).

Перерыв 5 минут.

Самопогружение. Стиль занятия индивидуальный и групповой, свободный. Здесь ребенок самостоятельно, по заданию учителя планирует и осуществляет учебную деятельность, преимущественно с товарищами в группе. Учащиеся могут работать в библиотеке, индивидуально с таблицами, раздаточным материалом, производить обсуждение в рекреациях школы. В перспективе планируется поиск необходимой информации к заданию через сеть Интернет. Занятие направлено развитие навыков самостоятельной работы с текстом, иллюстрациями, графиками, числовыми данными. В конце самопогружения группа должна имеет план ответа по заданной теме, вопросу.

Практикум. Здесь на сцену выступает ключевой метод обучения – КСО (коллективный способ обучения). Авторами КСО являются Ривин А.Г. педагог-новатор и профессор кафедры педагогики Красноярского ИПК работников образования Дьяченко В.К. основная идея КСО –обучение есть общение обучающих и обучаемых, каждый учит каждого.

И практикум, и самопогружение направлены на активное участие ребенка в группе. Группа формируется из детей приблизительно одинаковых по темпу восприятия учебного материала и самостоятельно определяет лидера (тьютора, наставника). Таким образом, схема учебного процесса при самопогружении и практикуме выглядит следующим образом:




Необходимость такой компоновки учебного процесса обусловлена следующими важными причинами:

При традиционной системе обучения ученик не деятель, он слушатель, реципиент. Он лишен права активной деятельности. Он не может встать на уроке, сменить позу, поговорить с товарищем, посоветоваться с учителем. Концентрация внимания ограниченна рамками: доска-книга-тетрадь. То есть его поведение неестественно. И так в течении 6,7, а то и 8 часов. Отсюда искривление позвоночника, падение остроты зрения, стрессовые состояния организма, угнетение психики.

У
стный ответ , заметим обязательный элемент проверки сформированных знаний, колоссальный стресс для ученика., даже если он получит пятерку. И на стоящая трагедия, если оценка низкая, да еще сопровождается комментариями учителя и ехидными взглядами товарищей. Отсюда – состояние повышенной тревожности у всех и наиболее сильное – у успевающих хорошо и отлично. Общеизвестно, что стресс угнетает и истощает иммунную систему, что ведет к общесистемным заболеваниям от аллергии до рака. Иногда чувство угнетения настолько может быть велико, что ребенок! кончает жизнь самоубийством. Вспомним печальный пример самоубийства ученика 3кл. в г.Можга. Замечу, что в этом виноват не столько педагог, сколько классно-урочная система, возведенная в абсолют, апофеоз функционирования которой – смерть обучающегося. Поэтому мы ставим фундаментальной целью реорганизации учебного процесса предотвращение стрессовых ситуаций в системе учебных занятий.
На самопогружении, на практикуме работая в группе каждый ученик знает, что он будет отвечать. Причем будет отвечать не один на один с учителем, а в группе, среди своих товарищей. Группа имеет право оказывать отвечающему поддержку, дополнять его, продолжать ответ. Схема ответа приведена ниже:

Ученик получает право на ошибку. Он получает право ошибаться и исправлять ошибку – ведь в этом вся соль обучения, а не в заучивании догм. Стресс при этом отсутствует по определению так как:

  • Спрашивать будут всех и на каждом уроке- блоке

  • Я буду отвечать в месте с товарищами и мне помогут, если я ошибусь

  • Мне дадут возможность исправить ошибку

  • Все зависит от меня, если я буду работать, то это не останется не замеченным.


Технология КСО лежит в основе цикло-блочной (модульной) системы обучения и позволяет вовлечь в активную учебную деятельность всех учащихся , независимо от уровня их развития. Для общеобразовательной малокомплектной школы это принципиально важно, так как дети очень разные и к каждому необходим индивидуальный подход, чего никак нельзя достичь в течении 45 мин. и при постоянной смене преподавателя. Ведь не случайно в начальной школе почти все предметы ведет один учитель, дети привыкают к нему, к темпу подачи материала, манере общения и т. .д. У нас этот подход сохранен и в старших классах, ребенку не нужно 6 – 7 раз адаптироваться к разным педагогам в течение дня и многократно в течение недели.
Зачет. Зачет обязательная часть урока-блока. На зачете ученик получает оценку. Всего в течении занятия до четырех оценок. Зачет может быть письменный либо устный. Сдавшие зачет до окончания занятия, вправе оставшееся время использовать как перемену. Если это зачет устный, то дети в группе объясняют решение задач, доказательство теорем, постановку опыта и его результаты. Цель зачета научиться грамотно и доказательно излагать свою точку зрения, письменно или устно.

Второй урок –блок протекает аналогично первому с соблюдением тех же валеологических компонентов. Предметная направленность первого, второго блоков не должна совпадать. Поэтому мы стараемся чередовать предметные циклы: языки – предметы естественно-научного цикла; математика – предметы гуманитарного цикла.

После 2 урока-блока время полдника, после которого начинаются лабораторные занятия. Лаборатория – этот время индивидуальных консультаций ученика с преподавателем, по тем частям урока, которые оказались сложны для усвоения. Стиль занятия - свободный. На лабораториях выполняются домашние задания. Практически на дом ребенок поучает домашних заданий в облегченной форме максимум на 30 – 60 минут., что значительно меньше рекомендованной максимальной по СанПин 2.42.1178-02 п.2.9.19, которая уже во 2 классе составляет 1.5 часа и доходит в 11кл до 4-х часов в день. У нас же это время дети используют для занятий в спортивных секциях.

В старших классах в течение недели 6 лабораторий, в 5, 6кл – 4. Лабораторные занятия чередуются с занятиями по физической культуре, труду (технологии).

На этом, в 15.00, учебный день заканчивается.

С 17.00 до 20.00 школа функционирует как учреждение дополнительного образования, в это время идут занятия спортивных секций, кружков. Часть кружковых занятий вынесена на субботу. Суббота является общим методическим днем учителей, и временем отдыха детей. Таким образом, наши дети получают два выходных дня в неделю, могут больше времени проводить в семье, активно отдыхать. Это достигается тем, что мы за тоже время учебных занятий, что и при традиционной системе обучения, можем изучить большее количество учебного материала без ущерба для здоровья учащихся и оставшееся время использовать в целях здоровьесбережения. Годовая планировка учебных занятий позволяет выделить в учебном плане школы дополнительные каникулы в середине самой длинной четверти – 3. Как правило, это время начала распространения эпидемии гриппа и ОРЗ. Благодаря этому, школа за время экспериментальной работы ни разу не закрывалась по показаниям заболеваемости учащихся гриппом, тогда как в районе – ежегодно. Считаю это большим достижением, так как грипп часто дает тяжелые осложнения на сердце.
Учебный план школы в режиме здоровьесбережения.
Годовой учебный план школы составлен на основе базисного плана на основе которого составлено школьное расписание, определяющее годовой цикл работы школы.

Учебные предметы изучаются в едином цикле – эпохе. Эпоха может состоять от 10 до 30 блоков. При этом длинные предметные циклы делятся: половина проходит в первом полугодии , половина во втором. Как учебный день учащегося, так и недельный цикл занятий составлен в соответствии с требованиями с СанПин 2.42.1178-02 п.2.9.17 с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащегося. Так понедельник является облегченным учебным днем, общее время учебных занятий в понедельник:

5-6 кл. 2.75 ч. + кл.час. По требованиям СанПин 2.42.1178-02 п.2.9.1(таблица 3) средняя нагрузка в день в 5-6кл . составляет при 5 дн. учебной неделе – 5.7 ч., при 6 дн. учебной неделе – 5,25 ч. Сопоставление учебной нагрузки в классах школы и требований СанПин 2.42.1178-02 приведено в таблицах 1-2.

Таблица 1

Соответствие часовой нагрузки учебного дня школы требованиям СанПин 2.42.1178-02.

класс

требования к часовой нагр. в соотв. с нед нагр. СанПин 2.42.1178-02

часовая интенсивная нагрузка в день по школе

уменьшение интенсивной учебной нагрузки, % от установленной предельной нормы

2

4,4

2,75

60%

3

4,4

3,75

17%

4

4,4

3,75

17%

5

6,2

5,5

13%

6

6,4

5,5

16%

7

6,8

5,5

24%

8

7

5,5

27%

9

7

5,5

27%

10

7,2

5,5

31%

11

7,2

5,5

31%


Таблица 2

Соответствие часовой нагрузки учебного дня школы требованиям СанПин 2.42.1178-02. с учетом занятий свободной формы (самопогружение, практикум, лаборатории )и применения к ним коэффициента уменьшения учебной нагрузки 0,5.

класс

требования к часовой нагр. в соотв. с нед нагр. СанПин 2.42.1178-02

часовая интенсивная нагрузка в день по школе.

уменьшение интенсивной учебной нагрузки, % от установленной предельной нормы

2

4,4

1,9

57%

3

4,4

2,2

50%

4

4,4

2,2

50%

5

6,2

4,1

34%

6

6,4

4,1

36%

7

6,8

4,1

40%

8

7

4,1

41%

9

7

4,1

41%

10

7,2

4,1

43%

11

7,2

4,1

43%



Продолжительность времени отдыха ученика в школе соответствует требованиям СанПин 2.42.1178-02., п. 2.9.18. и составляет в 5-11 кл. 85 минут в день, в начальной школе – 2-4кл. 45 минут при 6,7 занятиях по 30минут каждое.

Занятия, прием в первый класс учащихся в 1 класс полностью соответствуют требованиям СанПин 2.42.1178-02., п.2.9.4; п. 2.9.5; п. 2.9.6; 2.9.15; 2.9.18 и др.
Урок-блок в начальной школе.

Урок блок состоит из тех же частей, что и в старшей школе, но их наполнение учебным материалом, методология обучения соответствуют психофизиологическим особенностям младших школьников.

Лекция.

В начале урока идет массаж по профессору Уманскому Г.Н., непосредственно перед уроком – зарядка. После массажа дети хором читают тему, самостоятельно из темы выводят цели и задачи урока. Лекция проходит в виде беседы. Обязательным является работа по аналогии на закрепление новой темы. На математике, на каждой лекции разбор и решение задачи. На чтении: первичное чтение, словарная работа, работа над содержанием. В конце лекции: возврат к началу темы, целям урока, проговаривание выводов.

Самопогружение:

Стиль занятия – свободный. Урок начинается с профилактической зарядки. В середине самопогружения разминка для глаз. На математике и языках дети учат и в парах рассказывают друг другу учебный материал лекции, дополняя его из учебника по заданию учителя., повторяют выводы лекции. Самостоятельное выполнение задания сопровождается индивидуальной помощью учителя, далее идет совместная с учителем проверка самостоятельной работы, вновь проговаривание выводов и устный анализ ошибок. Чтение: пересказ, разучивание ролей и их воспроизведение при групповом ответе у доски, разучивание стихов, пословиц, поговорок, возможна самостоятельная работа с текстом по вопросам и заданиям учителя.

Практикум.

Стиль занятия –свободный. Урок начинается с массажа. На математике и языках проговариваются название темы, цели и выводы. Далее идет чистописание или устный счет. Обычная форма организации учебного процесса на практикуме это дидактические игры, соревнования между группами, конкурсы. На чтении идут речевые разминки (скороговорки ,чистоговорки), эмоциональный анализ героев произведения, их поступков. Творческая работа в группах: составление диафильмов, рассказов, стихов, сказок, чтение по ролям, инсценирование ключевых моментов в произведениях.

Зачет.

Зачет трехуровневый.

А. задачи на узнавание по новой теме, проверка фактологических знаний.

В. Задания на повтор действий по известной схеме, проверка операционных умений.

С. Задания на смекалку, проверка сформированности творческих умений, умений осуществлять синтез нового знания.

Те дети, которые выполнили письменный зачет, беседуют с учителем по зачетным вопросам, при этом одновременно происходит проверка усвоенных знаний на уроке-блоке и их необходимая корректировка на зачете же, либо продолжается на лаборатории. В конце зачета ученики получают поощрение – оценку. Лабораторные занятия в целом проходят также, как и в старшей школе, но с учетом особенностей состояния детей к концу учебного дня.

Перспективным и действенным методом не только сохранения здоровья, но и его умножение является деятельность детей в научном, экспедиционном отряде. Подробно организация работы отряда рассмотрена в приложении ( ___ ).
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СТАРО-УТЧАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(малокомплектной сельской)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconПрограмма развития
Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа её реализации на 2006-2010 годы
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconПрограмма развития школы
Создание и реализация модели сельской школы социализации, обеспечивающей подготовку адекватного
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconШколы
Цель: Создание единого образовательного пространства для развития личности ребенка в условиях сельской школы
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconКонцепция новой школы с. 38 Общая стратегия, основные направления...
Программа предназначена для руководства работой лицея в режиме развития
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconУстойчивого развития умных городов
Международная конференция «Информатизация и технологическая модернизация образования» в содружестве XXXIII- международной конференции...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconРеферат по дисциплине социальная философия. «Современная концепция устойчивого развития»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconОтчет о результатах оценки соответствия Проекта Канкунской гэс критериям...
Методика оценки соответствия гидроэнергетических Проектов критериям Устойчивого развития
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного...
Концепция «Активной школы- школы успеха» ( критерии, среда, принципы, технологии)
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconКнига служит цели информирования специалистов в области устойчивого...
Книга предназначена для специалистов архитекторов, строителей, работников префектур
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconКонцепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconРабочая программа по технологии для неделимых 5-8классов сельской...
«Технология. Технический труд»,«Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа...
Триединая концепция устойчивого развития сельской школы iconВопросы теории раздел Базовые положения теории устойчивого развития (УР) 48
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск