Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
Детский сад № 56 141006, Московская область, г. Мытищи,3-я Пролетарская ул., д.3 Телефон: 583-84-90
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [м, м`]. БУКВА М.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ М» /Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель
(специалист по развитию речи)
Ткач Л.В.
г. Мытищи, 2009 г.
Программное содержание: - познакомить детей с согласным звуком [м ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ м, м`];
- познакомить созвонким согласным звуком [м ];
- познакомить с буквой М;
- учить называть слоги-слияния с буквой М;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство с литературным и устным народным творчеством:
стихотворения, скороговорки;
- выучить новую скороговорку со звуком [м ];
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе. Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Мама», «Мила»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка. Ход занятия I. Актуализация знаний
- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Игра «Кто внимательный»
В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку. - Что мы с вами знаем о гласных звуках? (Ответы детей?)
- Назовите звуки, которые живут в этих буквах. ( А, О, У, И, Ы)
- Что мы знаем о согласных звуках? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы и назовите звуки. (К, Т, С)
- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
Фонетическая зарядка
- Вы любите слушать сказки, стихотворения. Тогда внимательно послушайте стихотворения, которые приготовил вам Зяма. Все дружно хором добавляйте недостающее словечко. Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей … мамы.
* * *
- Кто пришел ко мне с утра?
- Мамочка! (Отвечают дети)
- Кто сказал: «Вставать пора»?
- Мамочка!
- Кашу вкусно кто сварил?
- Мамочка!
- В доме кто подмел, убрал?
- Мамочка!
- Кто ребячий любит смех?
- Мамочка!
- Кто на свете лучше всех?
- Мамочка!
У. Раджай
- Назовите первый звук в слове мама.
- Сколько их в этом слове?
Демонстрация картинки.
2. Артикуляция звука [м]
- Давайте вместе произнесем звук [м].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Они мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м].
3. Звук [м] согласный
- Произнесите еще раз: [м-м-м].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[м]? (губы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [м] звонкий
- С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]? (С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
- Приложите ее к горлу и произнесите звук [м].
- Поет (дрожит) горлышко? (Да)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
5. Звук [м] может быть твердым или мягким. Предметная картинка – девочка «Мила»
- Ребята, Зяма приготовил нам скороговорку?
- А вы знаете скороговорки? (Ответы детей)
- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.
- Давайте проговорим ее вместе.
- О ком эта скороговорка? (О маме и девочке)
- Расскажите, что делает мама? (Ответы детей)
- Как зовут девочку? (Мила)
Демонстрация картинки девочки «Милы».
- Назовите первый звук в слове «мама»? ([м])
- А в слове «Мила» назовите первый звук? ([м`])
- Сравните звуки - [м], [м`]?
- [м ] – какой? (Твердый)
- А - [м`]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [м]?
Звук [м] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
6. Игра «Где живет звук»
1. - Ребята, расскажите мне какие ваши мамы?
(Добрая, милая, любимая, красивая, умная …)
- Назовите слова, в которых встречается звуки [м], [м`]?. Определите место звуков в этих словах. В начале, в середине или в конце слова они стоят. ( милая, любимая, умная…)
Беседа о маме
- Как можно проявить свою заботу о маме?
- Какие поступки могут огорчить маму?
- Чем можно порадовать свою маму?
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем
|
| То встаем, то приседаем -
| Приседание
| 1-2-3-4-5
|
| Вот как надо отдыхать!
|
|
|
| Головой теперь покрутим -
| Вращение головой
| Лучше мозг работать будет.
|
|
|
| Вертим туловищем бодро -
| Вращение туловищем
| Это тоже славный отдых.
|
|
|
| Отдохнули – и за дело,
| Дети садятся на стульчики
| Снова мы на стульчик сели.
|
|
Знакомство с буквой М
Демонстрация буквы М
Воспитатель показывает букву М
- Ребята, в этой букве живет звук [м].
На наборном полотне выставляем букву
- В какое платьице оденем букву М? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
- Рассмотрите букву М.
- На что она похожа? (Ответы детей)
2. - Сложите из пальцев букву М. 3. Место буквы М в алфавите
- Найдите букву М в алфавите. ( Дети у доски показывают букву М)
4. Работа у доски
- Ребята, сколько палочек у буквы М? (Четыре)
- Давайте напишем ее на доске.
Запись буквы (2-4 ребенка)
– Выложите из счетных палочек букву М.
Игра «Дружба звуков»
Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву М. Положите ее перед собой.
- А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО». Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два звука!
- Положите рядом с буквой М букву А.
- Пусть звук [м] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с
[а].
- Назовите слог? (МА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [м] и [у].
- Что получится? (МУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
1. Дети называют слоги «Волшебной таблицы»
Игра «Кто внимательный»
- Посмотрите на слоги с буквой М?
- Какая в слоге будет первая буква? (М)
- А вот вторые буквы везде разные.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь М.
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
Игра с Зямой
- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.
(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).
Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([м])
- Какой он?
Звук [м] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (М)
- Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были? |