Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
МО учителей физической культуры Методический Совет Директор МБОУ «Гимназия №1» Руководитель В.Е.Баун Методист М.ГСайдалиева Э. В. Игошин
Протокол № 1 от 29. 08.2013г. Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ № 411 от 31.08.2013г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАССЫ
по предмету «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ»
по программе: «Основы безопасности
жизнедеятельности»
В.Н.Латчук Учитель: Флерко Н.Н.
г. Нижневартовск 2013- 2014 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………3
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….3
Литература для учителя……...…………………………………………………………………………………3
Литература для ученика………………………………………………………………………………………...3
Требования к уровню подготовки……………………………………………………………………………..4
Критерии оценок обучающихся………………………………………………………………………………..5
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование……………………………………6-12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа, экскурсий – 1 час. Учебно-методический комплект включает в себя:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006; д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2004;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2004.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10 классе ученик должен:
знать/понимать:
основные составляющие ЗОЖ и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности,
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания,
нормативно-правовую базу по обеспечению безопасности,
функции и задачи ВС РФ, историю ДВО,
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
уметь:
действовать по сигналу «Внимание всем!»,
действовать в условиях вынужденной автономии,
пользоваться средствами индивидуальной защиты,
выполнять строевые приемы на месте и в движении,
выполнять неполную разборку и сборку АК,
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту,
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к допризывнику.
Критерии к оцениванию знаний и умений учащихся
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценка "5"
выставляется, если ответ:
полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
Оценка "4"
выставляется, если:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе,определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).
Оценка "3"
выставляется, если:
усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания
в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Оценка "2"
выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
|
Тема урока
| Количество часов
| Тип
урока
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
| Вид
контроля.
|
Д/З
| Дата
проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Урок безопасности
| 1
| Комбиниро
ванный
| Знать об основных опасных ситуациях, возникаю-
щих в повседневной жизни
|
| В тетрадях
|
| 2
| Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Знать об основных опасных ситуациях, возникаю-
щих в повседневной жизни и правилах поведения в них.
Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях
| Практическая работа:
Ориентирование на местности.
(20 мин)
| В тетрадях
|
| 3
| Автономное существование в природной среде
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Знать об основных опасных ситуациях, возникаю-
щих при автономном существовании в природной среде
| Решение ситуационных задач
| § 1.1
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 4
| Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
| 1
| Комбинированный
| Знать правила поведения в криминогенных ситуациях.
Уметь:
– объяснить элементарныемспособы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
– использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминоген-ной опасности
| Решение ситуационных задач
| § 1.2 (учебник)
|
| 5
| Уголовная ответственность несовершеннолетних
| 1
| Комбинированный
| Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершен-
нолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения
| Решение ситуационных задач
| § 1.3 (учебник)
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 6
| Уголовная ответственность несовершеннолетних
| 1
| Комбинированный
| Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершен-
нолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни
| Решение ситуационных задач
| § 1.4 (учебник)
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи
| 1
| Комбинированный
| Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
| Индивидуальный опрос
| Подготовка к проверочной
|
| 8
| Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
| 1
| Комбинированный
| Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
| Проверочная работа
по теме
«Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения».
(20 мин)
| § 2.1 (учебник)
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Ядерное и химическое оружие
| 1
| Комбинированный
| Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
| Индивидуальный опрос
| конспект
|
| 10
| Бактериологическое оружие
| 1
| Комбинированный
| Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
| Индивидуальный опрос
| конспект
|
| 11
| Обычные средства поражения
| 1
| Комбинированный
| Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
| Индивидуальный опрос
| конспект
|
| 12
| Оповещение
и информирование населения
об опасностях, возникающих
в чрезвычайных ситуациях военного и мирноговремени.
| 1
| Комбинированный
| Знать способы оповещения населения в чрезвычай-ных ситуациях мирного и военного времени.
Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях
| Индивидуальный опрос
| конспект
|
| 13
| Эвакуация населения
| 1
| Комбинированный
| Знать способы эвакуации.
Уметь действовать при эвакуации
|
| конспект
|
| 14
| Способы эвакуации населения
| 1
| Комбинированный
| Знать способы эвакуации.
Уметь действовать при эвакуации
|
| конспект
|
| 15
| Проверочная работа «Оружие массового поражения»
| 1
| Контроля
|
|
| конспект
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 16
| Инженерная защита населения
| 1
| Комбинированный
| Знать виды защитных сооружений,
правила поведения в защитных сооружениях.
Уметь:
– действовать в чрезвычайных ситуациях;
– использовать средства коллективной защиты.
| Индивидуальный опрос
| конспект
|
| 17
| Средства индивидуальной защиты
| 1
| Урок комп-лексного применения ЗУН учащи-мися
| Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.
Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
| Практическая работа:
Отработка навыков пользования противогазом ГП-7.
(15 мин)
| Задание в тетради
|
| 18
| Коллективные средства защиты
| 1
| Комбинированный
| Знать основные средства коллективной защиты
Уметь владеть навыками пользования средствами коллективной защиты
|
| § 3.3.4. (учебник)
|
| 19
| Проверочная работа «Средства индивидуальной защиты»
| 1
| Контроля
|
|
| Задание в тетрадях
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 20
| Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных
ситуаций
| 1
| Комбинированный
| Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
| Индивидуальный опрос
| § 3.7-8 (учебник)
|
| 21
| Эвакуация населения
| 1
| Комбинированный
| Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.
Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
| Практическая работа:
Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.
(15 мин)
| Задание в тетрадях
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 22
| Приборы разведки
| 1
| Комбинированный
| Знать основные приборы разведки и порядок их применения
|
| Подготовиться к пров. работе
|
| 23
| Мероприятия по защите населения
| 1
| Комбинированный
| Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
| § 2.4-6
|
| 24
| Проверочная работа «АСДНР»
| 1
| Контроля
|
|
| Повторить
§ 2.6-7 (учебник)
|
| 25
| Приборы контроля
| 1
| Комбинированный
| Знать основные приборы контроля и порядок их применения
|
| Задание в тетрадях
|
| 26
| Основы медицинских знаний
| 1
| Комбинированный
| Знать о правилах оказания 1 МП
|
| Р-2, бинты
|
| 27
| Инфекционные
заболевания, их классификация
| 1
| Комбинированный
| Знать об основных принципах классификации инфекционных заболеваний.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для
соблюдения мер профилактики инфекционных
заболеваний
| Индивидуальный опрос
| Конспект, знать определения
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 28
| Влияние биологических ритмов на работоспособность
| 1
| Комбинированный
| Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
| Решение ситуационных
задач
| Задание в тетрадях
|
| 29
| Значение двигательной активности
| 1
| Комбинированный
| Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья.
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
| Индивидуальный опрос
| Задание в тетрадях
|
| 30
| История создания Вооруженных Сил России
| 1
| Урок комп-лексного применения ЗУН учащимися
| Иметь предстваление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
| Семинар
| § 5.1 (учебник)
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 31
| История создания Вооруженных Сил России
| 1
| Урок комп-лексного применения ЗУН учащимися
| Иметь предстваление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Семинар
| § 5.1 (учебник)
|
| 32
| Организационная структура Вооруженных Сил России
| 1
| Комбинированный
| Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к воен-ной службе
| Индиви-дуальный опрос
| § 5.2 (учебник)
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 33
| Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
| 1
| Комбинированный
| Знать состав и предназначение ВС РФ.
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
| Индиви-дуальный опрос
| § 5.2 (учебник)
|
| 34
| Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил
| 1
| Комбинированный
| Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.
Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил.
Владеть навыками осуществления осознанного само-определения по отношению к воен-ной службе
| Индиви-дуальный опрос
| § 5.3 (учебник)
|
| 35
| Другие войска, их состав и предназначение
| 1
| Комбинированный
| Знать состав и предназначение ВС РФ.
Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе
| Индиви-дуальный опрос
| § 5.4 (учебник)
|
|
|