Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании письма ООО КЗ «Ростсельмаш» от 07.06.2011 № 137-14/1353 в связи с необходимостью повышения качества подготовки обучающихся по профессии, для освоения дополнительных компетенций и в соответствии с потребностями работодателей. Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное
учреждение начального профессионального
образования Ростовской области
«Профессиональный лицей №3»
Разработчик:
1. Гараев Олег Равильевич начальник департамента развития производственной системы ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш»
2. Осин Олег Валериевич Начальник отдела ДРПС ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш»
Рецензенты:
Иванова Марина Николаевна – зам. директора по УМР ГАОУ НПО ПЛ №3
__________________________________________________________________________________________________________________________
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией ________________
протокол №________от _________________
председатель МК_______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации программы учебной дисциплины | 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11
|
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка:
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке, профессиональной переподготовке (лицензия серия А, № 143298, рег. № 10175 от 06.10.2006)
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать инструменты Бережливого производства. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основы Бережливого производства;
систему «Упорядочение/5S» ;
систему «Самостоятельное обслуживание оборудования производственным персоналом (СООПП - направление ТРМ)»;
технологию решения проблем;
рабочее место без потерь;
JiT. Супермаркет;
JiT. Канбан.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 108
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 72
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| 24
| практические занятия
| 0
| контрольные работы
| 0
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 36
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| Подготовка рефератов
Презентации
Домашняя работа
Расчетно-графическая работа
| 6
-
30
| Итоговый контроль в форме зачет
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Бережливое производство
|
|
72
|
| Тема 1.1. . Основы Бережливого производства
| Содержание
|
|
| История создания концепции Бережливого производства (БП). Ценности и потери в производственном процессе. Общая схема потерь. Реализация принципов БП в практической деятельности компаний в рамках Производственной системы Ростсельмаш (ПСР). Цели ПСР. Задачи ПСР. Организационная структура ПСР. Краткое описание реализуемых проектов.
| 6
|
| Тема 1.2. Система «Упорядочение/5S»
| Пять принципов системы «Упорядочение/5S». Требования культуры производства к рабочему месту. Цветовая идентификация объектов производственной инфраструктуры. Процедура контроля культуры производства. Процедура подачи предложений (Кайдзен-деятельность).
| 12
| Тема 1.3. Система «Само-стоятельное обслужива-ние оборудования произ-водственным персоналом (СООПП - направление ТРМ)»
| Цели. Задачи. Методы сбора данных и расчет коэффициента общей эффективности оборудования. Работа с картами чистки проверки и смазки (Карты ЧПС). Принятие мер источникам загрязнений, труднодоступным и сложным местам. Проведение проверки работы оборудования. Заполнение контрольных листков по соблюдению карт чистки-проверки и смазки.
| 6
| Лабораторные работы
| 21
|
| №1. Оформление контрольного листка по первичной чистке - уборке (на примере одной единицы оборудования)
|
| №2. Оформление контрольного листка обнаружение неисправностей (на примере одной единицы оборудования)
|
| №3. Оформление контрольного листка по чистке, проверке и смазке (на примере одной единицы оборудования)
|
| №4. Оформление Карты чистки-проверки и смазки оборудования (на примере одной единицы оборудования)
|
| Тема 1.4. Быстрая переналадка/SMED
| Цели и задачи SMED. «Внутренние» и «внешние» операции во время переналадки. 5 шагов SMED. Этапы совершенствования переналадки. Методы сбора данных. Анализ потерь.
| 6
|
| Тема 1.5. Технология решения проблем. Рабочее место без потерь.
| Ценность продукта. Определение потерь. Виды потерь. Этапы устранения потерь на рабочем месте. Инструменты выявления и устранения потерь.
| 6
| 2
| Тема 1.6. JiT. Супермаркет
| Определение, условия внедрения, варианты вытягивания. Взаимосвязь с другими системами и инструментами БП. Преимущества системы «Точно вовремя – JIT». Правила и шаги построения вытягивающей системы.
| 6
| Тема 1.7. JiT. Канбан
| Определение. Пять этапов построения Бережливого логистического потока. Виды канбанов, правила их движения. Проектирование движения материальных потоков на основе канбанов. Структура и виды запасов в производстве. Расчет размера запасов. Преимущества и недостатки инструмента Канбан.
| 6
| Лабораторные работы
| 3
|
| №9. Симуляционная игра «КАНБАН» .
|
| Самостоятельная работа при изучении раздела
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2.Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
3.Оформление лабораторных работ.
4.Выполнение индивидуального задания по теме «Организация рабочего места станочника».
5.Поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя.
| 36
|
| Примерная тематика домашних заданий
Новейшие методы организации рабочего места.
Устранение потерь на рабочем месте.
Логистические потоки на производстве
|
|
| Всего
| 108
|
| 3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и доступа на производственный участок с механообрабатывающими станками (для проведения лабораторных работ, наблюдения).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя; Технические средства обучения:
- компьютер в сборе (монитор Aser, сист.блок IMANGO, клавиатура, мышь) с лицензионным программным обеспечением;
- проектор мультимедийный Optoma ES522;
- интерактивная доска Star Board AН 00133 (Hitachi НТ – FX - 77 WD прямой проекции);
3.2. Информационное обеспечение обучения Литература:
Хоббс Д.П. Внедрение бережливого производства: Практическое руководство по оптимизации бизнеса - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 352 с
Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 402 с.
Лайкер Дж., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota/ Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 588 с.
5S для рабочих: как улучшить свое рабочее место / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - 160 с
Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству / Под ред. Ч. Марчвински и Дж. Шука; Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD (Центр развития деловых навыков), 2005. -123 с.
«Точно вовремя» для рабочих / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ),2007 - 112 с.
Питеркин С.В. Точно вовремя для России /М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 368с.
Синго С. Быстрая переналадка: Революционная технология оптимизации производства. – М.: Альпина Бизнес Букс,
Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс. – Режим доступа: http//fcior. edu. ru, свободный.
ИнтерГУру. – Режим доступа: http://www. intergu. ru, свободный.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| использовать инструменты Бережливого производства.
| оценка действий обучающихся на лабораторных занятиях
| Знания:
|
| основы Бережливого производства;
| тестовое задание
| систему «Упорядочение/5S»;
| тестовое задание
| систему «Самостоятельное обслуживание оборудования производственным персоналом (СООПП - направление ТРМ)»;
| оценка выполнения л/р №1. Оформление контрольного листка по первичной чистке- уборке (на примере одной единицы оборудования); №2. Оформление контрольного листка обнаружение неисправностей (на примере одной единицы оборудования); №3. Оформление контрольного листка по чистке, проверке и смазке (на примере одной единицы оборудования); №4. Оформление Карты чистки-проверки и смазки оборудования (на примере одной единицы оборудования)
| Быстрая переналадка/SMED
|
| технологию решения проблем;
| оценка действий обучающихся на лабораторных занятиях
| рабочее место без потерь;
|
| JiT. Супермаркет;
|
| JiT. Канбан;
| оценка выполнения л/р №9. Симуляционная игра «КАНБАН».
|
|