муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеГимназия № 4 г.о. Самара«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель Директор гимназии
Совета гимназии _____Е.А.Соколова
___________Загудаева Н.В. «_
_27_» _
февраля 2011 г.
«____
16_»___
февраля_2011 г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯна период 2011-2015 годыПрограмма рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
(протокол № _
5__ от «
12»
января2011г.)
Программа принята на педагогическом совете
МОУ гимназии № 4
(Протокол №
4 от «
25»
февраля 2011 г.)
г. Самара, 2011I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновная образовательная программа начального общего образования МОУ Гимназии №4 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется гимназией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Настоящая программа определяет концепцию развития начальной школы и основные направления деятельности по ее реализации.
Формы, средства и методы обучения, система оценок, порядок и периодичность промежуточной аттестации определены в уставе школы и соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель создания программы:Создание условий для эффективного развития начального образования младших школьников в ходе обновления содержания общего образования и введения федеральных государственных стандартов второго поколенияЦель реализации основной образовательной программы начального общего образования:- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программыК числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Задачи основной образовательной программы:
обеспечить адаптацию начальных классов к изменениям, инициированным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования)
определить оптимальное содержания образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику начальной ступени общего образования (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями),
повысить профессионализм педагогов и воспитателей через их вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса;
укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития.
2.РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения ООП;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ1. Программы отдельных учебных предметов, курсов
2. Программа формирования универсальных учебных действий;
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания;
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
5.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ1.Учебный план гимназии;
2.План внеурочной деятельности;
3.Система условий реализации ООП НОО;
психолого-педагогическое сопровождение.
3.Этапы реализации основной образовательной программы начального общего образования:1
. Ориентировочный (2010-2011 учебный год) – выявление перспективных направлений развития начального общего образования, моделирование его нового качественного состояния.
2.
Основной этап (2011-2014 учебные годы) – освоение программ начального общего образования, переход школы первой ступени в новое качественное состояние на основе федеральных стандартов начального общего образования.
3.
Обобщающий этап (2014-2015 учебный год) – анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития начальной ступени общего образования
№п/п
| Учебный год перехода на ФГОС 2 поколения
| Ф.И.О. педагогов
|
1.
| 2011/2012
| Бурмистрова Л.В.
Бочкарёва Е.Б.
|
2.
| 2012/2013
| Ленкова Н.А.
Тюрина В.Н.
|
3.
| 2013/2014
| Бобкова Т.В.
Делькина Е.Н.
|
4.
| 2014/2015
| Герасимова М.С.
Клепикова А.В.
|
Управление основной образовательной программой начального общего образования (далее - ООП НОО)Педагогический совет гимназии оставляет за собой право корректировки ООП НОО. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по УВР.Гимназия обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
4.Информационная справка о кадровом потенциале Гимназии:Количественные показатели. Общие данные
| Штатные
| Совместители
| Декретники
| Всего
|
Количество пед. работников
|
45
|
2
|
3
|
50
|
Из них:
- педагогов
| 42
| -
| 3
| 45
|
- иностранные граждане
| 1
| -
| -
| 1
|
- педагоги доп. образования
| -
| 2
| -
| 2
|
-учитель - логопед
| 1
| -
| -
| 1
|
- педагог – психолог
| 1
| -
| -
| 1
|
Данные по возрасту и стажу штатных педагогических работников. Кол-во педагогов
| Общее кол-во
| Начальные классы
| Русский язык
| Математика
| Немецкий язык
| Английский язык
| Физика
| Химия
| Биология
| География
| История
| Физкультура
| ОБЖ
| Информатика
| Учитель - логопед
| Педагог психолог
| Социальный педагог
| Воспитатель ГПД
|
Возраст:
до 25 лет
| 0
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
25-35
| 10
| -
| 1
| 1
| 3
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| -
| -
| -
| 1
| 1
| -
|
36 -45
| 15
| 1
| 1
| -
| 6
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| 1
|
46-55
| 14
| 6
| -
| 2
| 2
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
| 1
| 1
| -
| 1
| -
| -
| -
|
старше 55
| 6
| 2
| 1
| -
| 2
| -
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Стаж:
1-2 года
| 3
| -
| 1
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
3-5 лет
| 2
| -
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
|
6-10 лет
| 5
| -
| -
| -
| 3
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
|
| -
| 1
|
11-20 лет
| 11
| -
| -
| 2
| 3
| -
| 1
| 1
| -
|
| 2
| -
| -
| 1
| -
| 1
| -
| -
|
свыше 20 лет
| 24
| 9
| 2
| 1
| 6
| 1
| -
| -
| 1
| 1
| -
| 1
| 1
| -
| 1
| -
| -
| -
|
вновь прибывшие педагоги
| 2
| -
| -
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
|
| -
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Основную часть педагогического коллектива составляют педагоги со средним возрастом: 36-45 лет – 33% и 46-55 лет – 31%; педагоги в возрасте от 25 до 35 лет
составляют 22 %. Педагоги пенсионного возраста (старше 55 лет) составляют 13%.
78% педагогического коллектива имеют стаж педагогической работы более 10 лет. В
2010-2011 учебном году в педагогический коллектив гимназии прибыли учитель немецкого языка из Германии Р.Шлик и учитель физической культуры Крылов Е.П.
Категорийность штатных педагогических работников: Предмет/ категория
| Общее кол-во
| Руководители
| Начальные классы
| Русский язык
| Математика
| Немецкий язык
| Английский язык
| Физика
| Химия
| Биология
| География
| История
| Физкультура
| Учитель -
логопед
| Информатика
| Педагог - психолог
| Социальный педагог
| Воспитатель ГПД
|
высшая
|
29
|
4
|
6
|
2
|
2
|
8
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1 категория
|
7
|
-
|
1
|
-
|
-
|
3
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2 категория
|
3
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
Итого:
( кол-во,%)
| 39,
87%
| 4,
100%
| 7,
78%
| 2,
67%
| 3,
100%
| 12,
92%
| 1,
50%
| 0,
0%
| 1,
100%
| 1,
100%
| 1,
100%
| 2,
100%
| 2,
67%
| 1,
100%
| 1,
100%
| 1, 100%
| 0,0%
| 0,0%
|
Стопроцентную категорийность имеют руководители, учителя математики, химии, биологии, географии, истории, информатики, учитель – логопед, педагог-психолог. Наименьший процент категорийности составляют учителя физики - 0%, английского языка - 50 %, не имеют категорийности социальный педагог и воспитатель ГПД.
64% штатных педагогических работников имеют высшую категорию, 16% - первую категорию, 7% - вторую категорию. Общий процент категорийности педагогических работников составил
87% ( 64% из них имеют высшую категорию).
В 2010/2011 учебном году аттестовались 9 педагогов.
Сведения о педагогах, имеющих награды, звания. Название награды
| Ф.И.О. награждённых
| Должность, предмет
|
Заслуженный учитель Российской Федерации
| Е.А. Соколова
Л.В.Щёлокова
| директор
учитель, русский язык
|
Орден Трудовой Славы 3 степени
| Л. М.Глазкова
| учитель, биология
|
Грамота Главы города 3 степени и нагрудный знак « За заслуги перед городом»
| Е.А. Соколова
Е.Г.Ураксина
Н.В.Катькова
С.Ю. Жесткова
Е.В. Коранашвили
Л.В.Щёлокова
Е.С. Григорова
| директор
заместитель директора по УВР
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
учитель, русский язык
учитель, ОИиВТ
|
Грамота Главы города 2 степени и нагрудный знак « За заслуги перед городом»
| Е.А. Соколова
Е.Г.Ураксина
Н.В.Катькова
С.Ю. Жесткова
| директор
заместитель директора по УВР
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
|
Почётный работник
общего образования
Российской Федерации
| Н.В.Катькова
Л.В.Бурмистрова
Т.В. Бобкова
Л.И. Валуенко
О.А.Сверкунова
Е.Г.Ураксина
Г.И.Иванова
Е.А.Шеина
С.Ю.Жесткова
| учитель, немецкий язык
учитель, начальные классы
учитель, начальные классы
заместитель директора по ВР
учитель, немецкий язык
заместитель директора по УВР
учитель географии
учитель истории
учитель немецкого языка
|
Отличник народного
просвещения
| Е.А. Соколова
Л.В. Щёлокова
Е.В. Коранашвили
Тюрина В.Н.
| директор
учитель, русский язык
учитель, немецкий язык
учитель, начальные классы
|
Почётная грамота
Министерства Образования
Российской Федерации
| Е.С. Григорова
Н.В.Катькова
Л.В.Щелокова
| учитель, информатика и ИКТ
учитель, немецкий язык
учитель, русский язык
|
Почётная грамота министерства образования Самарской области
| Е.А.Соколова
С.Ю.Жесткова
| директор,
учитель, немецкий язык
|
Почётная грамота консультанта Главного Управления Зарубежных школ ФРГ
| Е.А.Соколова
Е.Г.Ураксина
Н.В.Катькова
О.А.Сверкунова
Е.В. Коранашвили
С.Ю.Жесткова
Н.В.Радостина
| Директор
заместитель директора по УВР
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
учитель, немецкий язык
|
Всего
награждённых
| Отраслевыми наградами
| 16
|
Правительственными наградами
| 3
|
Наградами Главы города
| 12
|
Результаты участия учителей в международных и национальных проектах. №
| Название
| Уровень
| ФИО учителя
| Предмет
| Результат
|
1
| Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области-2011».
| Областной
| Артеменко О.В.
| Химия
| Лауреат регионального уровня
|
2
| Конкурсный отбор на размещение информации в энциклопедии «Лучшие люди в России»
| Всероссийский
| Щелокова Л.В.
| Русский язык и литература
| Победитель
|
3
| Конкурсный отбор на размещение информации в энциклопедии «Лучшие люди в России»
| Всероссийский
| Катькова Н.В.
| Немецкий язык
| Победитель
|
4
| Конкурсный отбор лучших учителей на денежное поощрение в рамках реализации ПНПО 2011
| Всероссийский
| Катькова Н.В.
| Немецкий язык
| Победитель
|
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: педагогический коллектив гимназии по возрасту, педагогическому стажу и категорийности в основном опытный, трудоспособный и высококвалифицированный. 5. Анализ результатов образовательного процессаЗа последние 3 года уровень успеваемости и качества обучения на ступени начального образования оставался стабильно высоким.
На 1 ступени в 2010-11 учебном год обучалось 231 обучающийся. Закончили обучение на 1 ступени 58 обучающихся.
Похвальным листом «За отличные успехи в учении» награждены 19, (8%) учащихся.
Основные показатели результатов обучения ( % )за 2009-2010, 2010-2011 уч. годыДинамика основных показателей обучения в начальных классах Показатели
| 2009-2010
уч.год
(кол – во, %)
| 2010-2011
уч.год
(кол – во, %)
| Динамика по сравнению
с 2008-2009уч.годом
|
Отличники
| 21, 12,2%
| 26, 13%
| +5, +0,8%
|
Хорошисты
| 114, 66,6%
| 117, 59%
| +3, - 7,6%
|
Качество
| 78,8%
| 80%
| + 1,2
|
Успеваемость
| 100%
| 100%
| =
|
Данные таблицы показывают, что успевают все обучающиеся начальной школы, процент качества высокий – 80%, количество отличников увеличилось по сравнению с прошлым учебным годом на 0,8%, количество хорошистов уменьшилось на 7,6%.
Показатели качества обучения по классам. Класс
| 2а
| 2б
| 2в
| 3а
| 3б
| 4а
| 4б
| Средние
показатели
|
2009-2010 учебный год
| -
| -
|
|
76,9%
|
76,9%
|
78%
|
81%
|
78,8%
|
2010-2011 учебный год
|
88%
|
96%
|
66,6%
|
80%
|
76%
|
71%
|
81%
|
80%
|
Динамика
|
|
|
|
+3,1
|
-0,9%
|
-7%
|
=
|
+1,2
|
Сравнение со средним показателем 2010-11 учебного года на 1 ступени
|
+8%
|
+16%
|
-13,4%
|
=
|
-4%
|
-9%
|
+1%
|
|
Данные таблицы показывают повышение результата среднего показателя качества знаний обучающихся на 1,2%. Качество знаний выше среднего по начальной школе во 2А классе (учитель Делькина Е.Н.), во 2Б классе (учитель Бобкова Т.В.), в 3А классе (учитель Ленкова Н.А.), в 4Б классе (учитель Бочкарева Е.Б.). Наблюдается понижение качества в 3Б классе (учитель Тюрина В.Н.) на 0,9%, в 4А классе (учитель Бурмистрова Л.В.) на 9% по сравнению с 2010-11 учебным годом.
Результаты итогового контроля по начальной школе в сравнении с 2009-10 учебным годом