Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте





Скачать 219.77 Kb.
НазваниеПодготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте
Дата публикации19.09.2013
Размер219.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Опыт работы

Наталии Юрьевны Кобзарь,

учителя-логопеда МБДОУ д/с № 49

комбинированного вида

г. Североморска
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А.Сухомлинский.

В соответствии с ФГТ ребенок дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должен быть любознательным, активным, способным решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, уметь планировать свои действия.

Огромная роль с позиции решения задач по формированию различных личностных качеств у детей с ОНР отводится учителю – логопеду, который одновременно с устранением речевых нарушений активизирует физическую и умственную деятельность, включают дошкольника в разные формы сотрудничества со взрослыми и детьми.

В ходе подготовки детей с ОНР к обучению в школе, свою работу выстраиваю с учетом принципов ФГТ:

  1. Принцип развивающего образования.

  2. Принцип научной обоснованности образовательного процесса.

  3. Принцип практической применимости педагогических и логопедических подходов.

  4. Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания логопедической работы.

  5. Принцип единства коррекционно - развивающих, воспитательных и обучающих целей и задач образования детей компенсирующей группы.

  6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии со спецификой и возможностями детей с ОНР.

  7. Принцип комплексно-тематического планирования коррекционно – развивающего процесса.

  8. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности (коррекционно- развивающей) и в проведении режимных моментов.

  9. Принцип адекватности возрасту детей с ОНР форм взаимодействия с воспитанниками.

Такой подход позволяет мне реализовать индивидуальный потенциал каждого воспитанника в освоении основной общеобразовательной программы ДОУ.

Вся система моей работы отражает «Модель логопедической работы» по подготовке детей с ОНР к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте.

Основной целью реализации «Модели логопедической работы» является - сформировать личностные качества у детей с ОНР, необходимые для успешного обучения в школе и способствовать полноценному освоению письменных форм речи – грамоты.

Выделила приоритетные направления в достижении поставленной цели:

  • пересмотр задач логопедической коррекции с учетом ФГТ;

  • работа в режиме «обходного пути», т.е. координирование функциональных расстройств путем использования современных технологий общения, ориентированных на раскрытие сохранных возможностей и способностей ребенка;

  • пересмотр способов передачи информации детям, основных на формировании инициативы и исследовательских навыков (деятельностный подход).

Модель логопедической работы с детьми в группе компенсирующей направленности рассматривается мной с позиции трех модулей, которые отражают общую систему коррекционно-развивающего воздействия, направленного на полноценное освоение детьми с ТНР письменных форм речи – грамоты.


Каждый модуль данной модели включает в себя:

  • цель;

  • задачи;

  • содержание работы согласно поставленной цели;

  • анализ результативности проделанной работы;

  • выработка регулирующих параметров, направленных на профилактику нарушений письма и чтения.

В рамках комплексно-диагностического (первого) модуля «Модели» осуществляю логопедическое обследование по методике Н. В. Нищевой и провожу его в три этапа.

  • В ходе I этапа для меня важно изучить условия воспитания ребенка в семье, чтобы в последующем выстроить наши отношения с родителями в рамках комплексного воздействия на ребенка. Провожу анкетирование и беседы с родителями, а также изучаю медицинскую документацию на ребенка.

  • На II этапе провожу логопедическое обследование с подробной регистрацией результатов вербальной и невербальной деятельности ребенка.

  • В ходе III этапа анализируем вместе с воспитателями полученные результаты педагогической диагностики и логопедического обследования. Результатом этой деятельности является составление речевых «профилей» на каждого ребенка разработка индивидуальных программ коррекционно-психолого-педагогического сопровождения ребенка на один год.

В ходе реализации задач (второго) модуля коррекционно-педагогического использовала адаптированную рабочую программу «Скоро в школу» для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5 – 7 лет. Программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Содержание программы «Скоро в школу» направлено на реализацию индивидуальных образовательных возможностей и способностей детей с ОНР II, III уровня речевого развития и на формирование интегративных качеств этих детей, так необходимых при переходе на следующую ступень образования - в школу.

Программа рассчитана на 2 года и может быть использована в работе учителя-логопеда логопедического пункта и воспитателей логопедической группы.

Структура программы отражает два периода работы – «Подготовительный» (1 год – старшая группа) и «Букварный» (1 год – подготовительная группа). Каждый период определён сроками, сформулированы задачи с учётом интеграции образовательных областей, их индивидуальных особенностей и возможностей в речевом развитии.

С учетом анализа результатов логопедического диагностирования четко сформулировала задачи: подготовительного и букварного периодов, которые являются составной частью при решении задач подготовки детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте.

Задач подготовительного периода:

  1. Стимулировать развитие ВПФ у ребенка в режиме «обходного пути»: поддержка детской инициативы, интереса к звучащей речи, как основы подготовки к звуковому анализу и синтезу.

  2. Развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со звуком.

  3. Поставить и закрепить правильное произношение звуков на основе осознанного пользования ребенком органами артикуляции с опорой на символы, модели.

  4. Способствовать развитию умений самостоятельно определять положение звука в слове, и дифференцировать звуки по их характеристикам, употреблять в речи термины – «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

  5. Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис, как основу для подготовки руки дошкольника к письму.

  6. Обеспечить активное сотрудничество педагогов и родителей в рамках подготовки к освоению письменных форм речи – грамоте.

Задачи букварного периода:

  1. Стимулировать развитие ВПФ у ребенка в режиме «обходного пути»: поддержка детской инициативы, интереса к звучащей речи, как основы подготовки к звукобуквенному анализу и синтезу.

  2. Развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со словом (выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов; составлять слова из звуков и слогов с использованием схем; употреблять термины: «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук»).

  3. Познакомить детей с буквами, учить дифференцировать понятия «звук» и «буква», поддерживать их интерес к чтению и письму букв.

  4. Обеспечить активное сотрудничество педагогов и родителей в рамках предшкольного образования детей.

В ходе «Подготовительного» периода осуществляю работу по развитию ВПФ детей с ОНР в режиме «обходного пути» развития ребенка, развитию фонематического восприятия, и подготовке к анализу и «чтению» обратных и прямых слогов, развитию мелкой и общей моторики.

Содержание «Букварного» периода направлено на освоение детьми элементов грамоты и овладения навыками письма, продолжение работы по коррекции речевых нарушений и ФПФ.

В ходе решения непосредственно образовательной деятельности детей считаю успешной апробированную структуру коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте:

  1. Дидактическая игра (пальчиковая гимнастика), направленная на мотивацию ребенка к логопедическому занятию (3 мин – 5 мин.). 

  2. Создание проблемной ситуации (3 – 5 мин.), которая выводит детей на осознание своих действий в рамках программного содержания занятия (надо подумать, как выйти из затруднительной ситуации).

  3. Исследовательская деятельность детей. Знакомство и работа со звуком с опорой на пособие «Звуковые человечки», зеркало (5 мин.).

  4. Физкультминутка.

  5. «Открытие» ребенком нового знания или умения в речевой деятельности (3 мин.).

  6. Дидактические игры на воспроизведение «нового открытия» (5 - 7 мин.).

  7. Работа в тетради (2-3 минуты).

  8. Итог занятия: (что нового узнали, где новое пригодится?).

Данная структура - занятия позволяет выводить ребенка на активную мыслительную деятельность, самореализацию, активную речевую позицию. Интересны детям занятия, на которых они самостоятельно решают проблемные ситуации, строят диалоги с персонажами, «живущими» в группе, «путешествуют» по карте – схеме «Город звуков и его жители», осваивают развивающие игры-упражнения с тренажером «БОС - оздоровление».

Так же в своей работе использую следующие методы и приёмы:

  • введение в занятие персонажей – Ёж, Лисенок, Мудрая сова, тренажер – Лягушка;

  • сказки «Веселый язычок»;

  • приемы РТВ – круги Луллия «Познавай-ка»;

  • карта – схема «Город звуков и его жители»;

  • игровые упражнения (постановка, автоматизация звуков);

  • модели «Звуковые человечки», «Подбери схему к слогу»;

  • речевые дидактические игры: «Кубики звуков» «Пирамидка» «Звуковая мозаика», «Слушай и выкладывай» «Веселый поезд», «Буквенные пазлы», тренажер «Волшебная дощечка»,

  • пальчиковые игры: «Пальчиковая азбука», трафареты букв;

В целях систематизации своей работы, мною составлены картотеки:

  • артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

  • игр на развитие координации движений с речью;

  • карточки для автоматизации поставленных звуков, которые (используются педагогами и родителями);

  • дыхательных упражнений;

  • для развития зрительного восприятия.

С позиции оптимизации работы по подготовке детей с ОНР к полноценному освоению письменных форм речи разработан комплексный проект «Готовимся в школу». Его участниками являются: учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию.

Цель проекта «Готовимся в школу» – сформировать у детей с ОНР личностные, интегративные качества, мотивационную готовность к обучению в школе.

В структуру проекта включено 5 тематических блоков:

  • «Букварёнок» (учитель-логопед);

  • «Мы будущие школьники» (воспитатели группы);

  • «Дружные ребята» (педагог-психолог);

  • «Я и мое тело» (инструктор по физическому воспитанию)

  • «Ритмика» (музыкальный руководитель).

Содержание проекта имеет две составляющие:

  • совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);

  • самостоятельная деятельность детей.

Это позволяет взрослому включаться в деятельность наравне с детьми.

Большое внимание уделяю работе с родителями детей, потому что успех коррекционного воздействия на ребенка впрямую зависит от качества взаимодействия учителя – логопеда и родителей. Здесь важно донести до родителей понимание ими своей роли в коррекционном процессе.

Цель работы с родителями - пополнить специальными педагогическими знаниями родителей детей и научить их приемам исправления речевых нарушений.

С этой целью разработала план работы с родителями, который включает в себя три блока: информационный, педагогическое просвещение родителей, консультационный (включение родителей в деятельность группы).

Чтобы вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, необходимо установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Для этого оформила в группе «Логопедический уголок». Провожу консультации, как индивидуальные, так и подгрупповые, на которых подчёркиваю успехи и трудности детей, показываю, на что нужно обратить внимание дома.

Большую помощь родители получают через работу консультационного пункта, которым я руковожу и через страничку учителя-логопеда на сайте ДОУ.

Интересны родителям тренинги, а также «Дни открытых дверей» на которых показываю приёмы логопедической работы с ребенком в домашних условиях. Родителей учу правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, осваивать артикуляционные позы, учу приемам закрепления поставленных звуков.

Благодаря такой работе родители начинали понимать, на каком этапе осуществляется моя работа с их ребенком по устранению речевых нарушений.

Два раза в год родители присутствуют на открытых занятиях по подготовке к полноценному освоению детьми с ОНР письменных форм речи – грамоте, с последующим обсуждением. Всё это способствует адекватной оценке родителями работы всех участников коррекционно-развивающего процесса

Система моей работы по реализации поставленных задач позволяет выйти на конечный результат в рамках заключительного (третьего) модуля «Модели» коррекционно-диагностического (в динамике).

На этом этапе осуществляю мониторинг промежуточных и итоговых результатов эффективности коррекционно-развивающей работы с точки зрения освоения детьми содержания программы. Такой подход позволяет увидеть не только динамику достижений детей, но и выработать регулирующие параметры, направленные на качественное изменение воспитательно-коррекционного процесса.

Результаты мониторинга динамики

подготовки к освоению детьми письменных форм речи

за 2010 – 2011 учебный год



Сравнительный анализ показывает, что по всем диагностируемым параметрам прослеживается положительная динамика всех речевых процессов у детей группы. Это свидетельствуют о том, что проводимая работа по подготовке к полноценному освоению письменных форм речи – грамоты у детей с ОНР даёт положительные результаты.

В результате комплексного психолого - педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках освоения Общеобразовательной программы ДОУ у наших детей сформированы интегративные качества, которые необходимы при обучении в школе:

  • ребенок физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками;

  • ребенок любознательный, способный самостоятельно действовать и участвовать в образовательном процессе. В случаях затруднений обращаться за помощью;

  • ребенок, овладевший средствами речевого общения и способами взаимодействия со сверстниками; максимально скорректированы речевые нарушения;

  • ребенок, способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения на основе ценностных представлений;

  • ребенок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

  • ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

  • ребенок, овладевший предпосылками учебной деятельности;

  • ребенок, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом

В 2010 году выпущены дети группы компенсирующей направленности в школу. Уровень их готовности к обучению в школе составил:


критерии

высокий

средний

низкий

Адаптация к школе всех выпускников группы (11детей)

60%

(7 детей)

20%

(2 ребенка)

20%

(2 ребёнка)

Успешность освоения программы первого класса выпускниками группы (11 детей)

36%

(4 ребёнка)

54 %

(6 детей)

10%

(1 ребенок)


Учителя начальной общеобразовательной школы отмечают у выпускников группы компенсирующей направленности:

  • психологическую и физическую готовность;

  • любознательность, способность самостоятельно действовать и участвовать в образовательном процессе;

  • владение средствами речевого общения и способами взаимодействия друг с другом, проявление интереса к школьному обучению;

  • уровень освоения программы первого класса соответствует возрастным нормам.

Таким образом, система коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с ОНР в рамках подготовки к полноценному освоению письменных форм речи - грамоте рассматривается как связующее звено в преемственности между новым (школа) и старым (детский сад).

Использованная литература


    1. Алтухова Н. Г. «Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребёнка к школе». СПб.: «Лань», 1999.

    2. Безруких М. М. «Ступеньки к школе». М.: «Дрофа», 2001.

    3. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». М.: «Просвещение», 1981.

    4. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. «Логопедия». М.: «Владос», 1998.

    5. Гризик Т. И. и другие. «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга»». М.: «Просвещение», 2011.

    6. Дурова Н. В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки». М.: «Мозаика-синтез»,1999.

    7. Иванова Т. В. «Диагностика готовности ребёнка к школе», Волгоград: «Корифей», 2009.

    8. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке. Методические рекомендации». М.: «Баласс, издательский Дом РАО», 2003.

    9. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб.: «Детство – Пресс», 1999.

    10. Филичева Т. Б. и другие. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». М.: «Просвещение», 2010.

    11. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М.: «Просвещение», 1989.

    12. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Спб.: «Лань», 2002.



Приложение
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

К ПОЛНОЦЕННОМУ ОСВОЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ФОРМ РЕЧИ – ГРАМОТЕ

(Букварный период)
По дороге в школу
Программные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Совершенствовать фонематические процессы: навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Закрепить употребление в речи понятия: «согласный звук», «звонкий звук», «гласный звук», «глухой звук», «твёрдый звук», «слог», «слово», «предложение».

  2. Развивать речевой слух и умение различать согласные звуки [С, Ш], закрепить артикуляторные и акустические представления о звуках [С, Ш].

  3. Закрепить зрительный образ букв С, Ш, совершенствовать навык чтения слогов и слов.

  4. Закрепить навык образования существительных во множественном числе родительного падежа от существительных множественного числа именительного падежа, развивать речевое творчество.

Образовательная область «Здоровье»

    1. Развивать слуховое, зрительное внимание и память, мышление и пространственную ориентировку на листе бумаги, общую и мелкую моторику.

Образовательная область «Социализация»

      1. Воспитывать самостоятельность, активность, уверенность в себе, желание получать новые знания на основе сотрудничества.

Оборудование: Карта «Город звуков», звуковые человечки, телеграмма, стрелочки. Игрушки: Мудрая сова, Лисенок, Ежик. Игра «Пирамида», касса букв, набор для звукового анализа - демонстрационные и на каждого ребёнка. Предметные картинки с изображением школьных принадлежностей. Карточка, на которой изображены школа и детский сад, по количеству детей. Портфели, медали по количеству детей. Карандаши. Мяч. Доска. Магнитофон и фонограммы.

Ход занятия.

Звучит музыка, дети входят в групповую комнату.
Логопед: Обращает внимание детей на гостей, предлагает рассмотреть их, улыбнуться и поздороваться (здороваются дети и учитель-логопед: Здравствуйте, дорогие гости, мы рады Вас видеть у нас).

Логопед: Гости пришли посмотреть, как вы занимаетесь, как мы с вами готовимся к школе. Я уверена, вы им понравитесь! Ведь вы у меня самые умные.

Логопед: У нас сегодня трудное занятие. Скажите, как можно помочь своей голове хорошо думать? (правильно дышать, делать пальчиковую гимнастику, массаж головы).

Логопед: Давайте сядем по-турецки и выполним упражнение на развитие диафрагмального дыхание (3 раза), пальчиковую гимнастику «Дни недели»:


Раз, два, три, четыре, пять –

Будем дружно мы играть.

Пальцы будем загибать,

Дни недели вспоминать:

Понедельник, вторник, среда,

Четверг, пятница, суббота,

Воскресенье.

Всем на удивленье!

Н. Ю. Кобзарь

Дети хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают по одному пальцу на каждый день недели.
Хлопают в ладоши.


Логопед: Отгадайте загадку:

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (школа)

Логопед: А почему вы решили, что это «школа»?

Логопед: Поднимите руку, кто осенью пойдёт в школу? А в какой класс? (в первый класс).

Логопед: Ребята, вы мне назвали два очень важных слова. Это слово «школа» и слово «класс». Назовите первый звук в слове «школа» - [Ш]. Назовите последний звук в слове «класс» - [С]. Молодцы! Сегодня на занятии мы будем учиться слышать и различать звуки [С, Ш], читать буквы и выполнять много интересных заданий. А помогать нам будут наши друзья, назовите их (Мудрая сова, Лисенок, Ежик). (Дети встают).

Логопед: Первое задание нам приготовила Мудрая сова, которая ждет нас у карты «Город звуков». (Логопед подводит детей к карте).

Мудрая сова: Ребята, звуки подарили мне свои фотографии. Но я не могу узнать их, где звук [С], а где звук [Ш], а мне нужно поселить их в свои домики. Мне кажется, что они одинаковые (выставляются звуковые человечки).

Логопед: Права ли Мудрая сова? (Нет). А почему не права? (При произнесении звука [С] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] – губы трубочкой). А почему Мудрая сова подумала, что фотографии одинаковые? (одежда «Звуковых человечков» одинаковая: синие ботиночки и цилиндры – одинаковые). Что обозначает синий цвет ботинок? (твердые звуки), а цилиндры? – (глухость). Проверьте, так ли это? (дети доказывают глухость согласных звуков).

Логопед: вкладывает символы звуков «С» и «Ш» в ладошки «звуковых человечков, уточняет с детьми, где какой звук.

Логопед: Ребята, а у Мудрой совы есть еще одна подсказка, это - стрелки, которые указывают положение языка при произнесении звука [С] и звука [Ш]. Как правильно расположить стрелку у звука [С], звука [Ш] (2 ребенка у доски располагают стрелочки звук [С] – стрелка вниз, звук [Ш] – стрелка вверх, остальным предлагает проверить правильность выполнения задания).

Логопед: У Мудрой совы есть «телеграмма», но вот беда, она не может её прочитать. Давайте ей поможем!? Сначала прочитайте телеграмму про себя, молча. Кто будет готов, поднимите руку (дети расшифровывают «читают телеграмму», затем логопед спрашивает 1- 2 детей, а потом читают хором).

Логопед: Ребята, мы очень много узнали о звуках [С] и [Ш]. Дайте характеристику звуку [С]. А теперь звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой звук). Мудрая сова очень довольна вами.

Логопед: Ребята, Мудрая сова спрашивает: какие улицы вы знаете в городе Звуков? (Улицу гласных и согласных звуков).

Логопед: Ребята, расселите звуки [С] и [Ш] в «Городе звуков» (дети прикрепляют к карте символы звуков). Покажите домик звука [С]. Покажите домик звука [Ш].

Логопед: Почему у звука [Ш] один домик, а у звука [С] два? (потому, что у звука [Ш] нет младшего брата, а у звука [С] есть мягкий брат [С’]).

Логопед: Скажите, с какими звуками дружат согласные звуки? (с гласными звуками).

Логопед: На какой улице живут гласные звуки? (на улице гласных звуков). Покажите её на карте (дети показывают).

Логопед: Ребята, давайте мы по улице гласных погуляем.

Физкультминутка «Веселая дорога» звучит музыка марш.


Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево, вправо повернись.

Дружно сели,

Дружно встали.

И наклоны делать стали.

Стали прыгать и скакать,

А теперь опять шагать,

Будем звуки повторять.

Н. Ю. Кобзарь

Шагают на месте.
Поднимают руки вверх.

Опускают руки вниз.

Ставят руки на пояс, выполняют повороты.

Приседают.

Встают.

Делают наклоны вперёд.

Прыгают на месте.

Шагают на месте.



Логопед: предлагает детям сесть на ковер. Ребята, чем отличаются согласные звуки от гласных? (гласные звуки можно петь, а согласные нельзя).

Логопед: А что получается, если подружились гласный и согласный звуки? (слог).

Логопед: А у меня есть интересная игра - «Лишний слог».

Логопед: повторите за мной цепочку слогов и назовите лишний: СА – СА – ША; АШ – АС – АШ, прокатывая мяч (ребенок называет цепочку слогов и выделяет лишний слог, возвращая мяч логопеду). Логопед хвалит детей и обращает внимание на Ёжика, который заждался ребят и предлагает детям подойти к нему.

Логопед: Здравствуй, ёжик.

Ёжик: Я хочу поиграть с вами в игру «Пирамида».

Логопед: вы согласны? предлагает детям сесть за столы и собрать «Пирамиду»на столе.

Логопед: Ежик предлагает такое задание – отгадать ребус. (На доске расположены картинки: мел – индюк – сани – конфета – ананас). Дети называют картинки.

Логопед: Соберите слово из первых звуков названий картинок (дети называют слово «миска»).

Логопед: Молодцы! А что обозначает слово «миска»? (дети объясняют, логопед раздаёт всем картинку с изображением миски).

Логопед: Предлагает детям сосчитать количество слогов в слове и найти соответствующую цифру (дети выкладывают цифру 2 на второй полоске пирамиды).

Логопед: А сейчас давайте выложим звуковую схему слова «миска» (дети выкладывают схему из фишек на третьей полоске пирамиды).

Логопед: Скажите, сколько звуков в слове «миска»? (в слове «миска» 5 звуков). Назовите мне первый согласный звук? (Первый согласный звук в слове «миска» [МЬ]). Назовите второй согласный звук в слове? (Второй согласный звук [С]). Назовите третий согласный звук в слове? (Третий согласный звук в слове [К]).

Логопед: А сколько всего гласных звуков в этом слове? (В этом слове два гласных звука). Какие это звуки? (Звук [И] и звук [А]).

Логопед: А сейчас давайте выложим слово «миска» буквами (дети выкладывают слово «миска» из букв разрезной азбуки на четвёртой полоске пирамиды). Педагог предлагает детям прочитать слово «миска».

Логопед: А сейчас замените букву [С] на букву [Ш], какое слово получилось? (слово «мишка»).

Логопед: Чем отличается звук от буквы? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки слушаем и говорим).

Логопед: предлагает детям встать и выйти на ковер. Дети, стоя в кругу, играют в игру «Замени звук». Вместе с логопедом дети объясняют значение новых слов: кашка – каска, нас – наш, мишка – миска, споры – шпоры и т. д.

Логопед: Ребята, а следующее задание-игру нам приготовил Лисенок.

Лисёнок: Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь! У меня запутались слова в предложении. Что у меня не так в этом предложении: Сушки купили старушку. Шуба одела Сашу. Сумка несёт старушку (дети исправляют предложения и произносят их).

Лисёнок: Молодцы, а за помощь я подарю вам портфели.

Логопед: Спасибо, Лисенок! Портфели будущим ученикам в школе очень нужны (Логопед и Лисенок раздают портфели детям, которые благодарят за подарок, и предлагают им сесть на стулья).

Логопед: Лисенок предлагает вам поиграть в игру «Есть – нет». Посмотреть на картинки, которые лежат в портфеле.

Лисёнок: У меня есть сумки.

1-й ребёнок: У меня нет сумок, но у меня есть краски.

2-й ребёнок: У меня нет красок, но у меня есть ластики.

3-й ребёнок: у меня нет ластиков, но у меня есть карандаши.

4-й ребёнок: У меня нет карандашей, но у меня есть кисточки.

5-й ребёнок: У меня нет кисточек, но у меня есть шары. Молодцы, ребята.

Логопед: Назовите мне предметы, которые пригодятся в школе (краски, ластики, кисточки, карандаши, картинки размещаются на мольберте).

Логопед: Ребята, все эти предметы нужны в школе и называются они – школьные принадлежности. (Дети повторяют словосочетание «школьные принадлежности» и объясняют его смысл).

Логопед: А сейчас я приглашаю вас сесть за столы и сделать упражнение с карандашом. Это упражнение поможет нам писать.

Чтобы правильно писать

И красиво рисовать.

Карандашики катаем,

Свои руки разминаем.

Будем с ними мы играть,

По ладони их катать.

Покатаем, покатаем,

Отдохнем, когда устанем!

Н. Ю. Кобзарь

Дети катают карандаши между ладонями и крутят пальчиками

.



Логопед: Наши друзья приготовили интересное путешествие из детского сада в школу (детям раздаётся карточка, на которой изображены школа и детский сад).

Логопед: Вам нужно нарисовать дорогу по точкам от детского сада до школы. Сядьте правильно, на весь стул, ноги поставьте вместе, возьмите карандаш, покажите, как вы взяли его и начинайте работать. Работать надо аккуратно и не торопиться (дети выполняют задание – звучит музыка).

Логопед: Молодцы! У вас на карточках спрятались буквы. Кто может их прочитать? Скажите, в каком углу спряталась буква С? (буква С спряталась в левом верхнем углу). А в каком углу спряталась буква Ш? (буква Ш спряталась в правом нижнем углу). Молодцы! Выходите на коврик.

Логопед: Послушайте стихотворение С. Михалкова

Учим в детстве мы, друзья,

Наш алфавит от А до Я

И буква к букве, к слогу слог

Читали: школа, труд, урок.

Большая сила в буквах есть,

когда мы можем их прочесть,

Все дело в том лишь, где и как

Поставлен в слове каждый знак.

Итог занятия

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? Чем отличаются звуки «Ш» и «С». Почему у звука [Ш] один домик, а у звука [С] два домика? Оценка деятельности детей. А сейчас я хочу подарить вам медали. Давайте попрощаемся с гостями, и пригласим их ещё раз к себе (Звучит музыка дети уходят).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconПрограмма для детей с общим недоразвитием речи Т. Б филичева, Г. В. Чиркина Вид занятия
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconГоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течение учебного года мы приняли на занятия детей со следующими логопедическими заключениями: 54% детей с общим недоразвитием речи,...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconКонспект занятия по развитию речи
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconПодготовительный этап: Беседы с детьми, для выявления знаний детей...
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconПояснительная записка общее недоразвитие речи
Целями логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием ре­чи являются
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconИспользование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте icon«Использование занимательного материала в развитии связной речи у...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconКонспект театрализованной игры на тему: «Морская игра» для детей...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconУрок истории и литературы
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте icon«Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у...

Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconКонспект з анятия по лфк по дыхательной гимнастике
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconКонспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1)
Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению письменных форм речи – грамоте iconКонспект урока истории в 8 классе Тема: Бородинская битва
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск