Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема





Скачать 480.2 Kb.
НазваниеГлавное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема
страница1/5
Дата публикации12.08.2013
Размер480.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5
Главное управление профессионального образования и науки

Челябинский институт развития профессионального образования

ПЛ-40


Тема: «Ритмическая гимнастика как средство

развития гибкости и координационных способностей девушек 15-16 лет».


Выполнила:

Преподаватель физвоспитания ПЛ-40

Шевченко Н.А.

Консультант:

Доцент кафедры управления

Калинкина Г.Т.
г. Златоуст

2004

2

ОГЛАВЛЕНИЕ.

стр.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.Состояние проблемы в педагогической теории и практике.

1.1.Задачи физического воспитания в ПТУ. . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2.Ритмическая гимнастика как фактор укрепления детского

организма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.3.Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости

и координационных способностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4.Возрастные и психологические особенности девушек

15 – 16 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Глава 2. Из опыта работы по использованию ритмической

гимнастики как средства развития гибкости

и координационных способностей.

2.1.Цель работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2.Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.3.Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.4.Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Глава 3. Результаты исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Используемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36


3

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время на фоне интенсификации учебного процесса в профтехучилищах наметилась тревожная тенденция снижения объема двигательной активности обучающихся, что отрицательно сказывается на их физическом развитии, здоровье и в частности на репродуктивном здоровье. Одним из путей решения этой проблемы я вижу увеличение часов ритмической гимнастики. Поэтому справедливо было бы считать эту проблему актуальной.

Ни для кого не секрет, какую пользу для здоровья приносит двигательная активность. Вряд ли найдется человек, который взял бы на себя смелость отрицать, что движения, мускульные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием нормального состояния человеческого организма.

Известные афоризмы "Движение - это жизнь", "Движение - залы здоровья", "В здоровом теле - здоровый дух" и т. п., пожалуй, отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной активности для развития и поддержания человеком нужных свойств и возможностей своего организма.

Аристотель говорил: "ничто так не истощает и не разрушает человека, как двигательное бездействие". А одно из мудрых изречений Платона гласит так «Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой ..., того мы по всей справедливости можем назвать человеком вполне гармоническим.»

В нашей системе физического воспитания развиваются и совершенствуются различные направления и формы занятий физическими упражнениями. Традиционно общедоступными для детей и взрослых являются такие формы, как занятия в секциях, группах здоровья, клубах любителей бега и т.п.

Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности. Особой выразительности ритмизированные танцы
4

достигли в древней Индии. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Высоко ценили ритмичные

движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека. Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были очень сложными, такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.

В России еще в дореволюционные годы существовали школы художественного движения, как их называли, ритмики. Свободные, пластичные движения стали широко применяться и как средство физического воспитания.

Сейчас ритмическая гимнастика успешно культивируется в нашей стране, современная музыка внесла новую струю в содержание ритмической гимнастики. Элементы мюзик-холла, популярных танцев придали новую эстетическую окраску уже существовавшим общеразвивающим движениям. Современная ритмическая гимнастика обогатилась и знаниями в области физических качеств, а так же физиологии мышечной деятельности, которые разработали ученые в спорте. "Сила, выносливость, гибкость плюс красота" - вот формула современной ритмической гимнастики.

Уровень физической подготовленности девушек очень низкий, а требования к гармоничному развитию своего тела высоки. Таким образом, решить проблему повышения уровня физической подготовленности можно через ритмическую гимнастику, которая будет способствовать развитию гибкости и координационных способностей.


5

ГЛАВА I.
Состояние проблемы в педагогической теории и практике.

1.1. Задачи физического воспитания в профтехучилищах.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы ПТУ и занимает важное место в подготовке обучающихся к жизни, к общественно-полезному труду, к защите Родины. Оно представляет собой длительный организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых людей (15).

Основные задачи физического воспитания в ПТУ следующие:

  1. Содействие укреплению здоровья, физическому развитию

обучающихся.

Эта задача является важнейшей во всей работе по физической культуре и спорту, она должна быть в центре внимания каждого преподавателя физвоспитания, всего педагогического коллектива, медицинского работника, родителя. Она решается всем комплексом занятий - физическими упражнениями на уроках физкультуры, при проведении физкультурных минуток, а так же во время внеурочных занятий (36).

2. Содействие развитию двигательных качеств.

В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, а так же гибкость. Выполнение физических упражнений в разном темпе, с разными усложнениями, в течение определенного отрезка времени способствует их развитию. Программа по физической культуре построена так, чтобы дети, систематически занимаясь на уроках, дома, в физкультурных кружках и спортивных секциях овладели жизненно важными двигательными навыками (23).

6

3.Воспитание морально-волевых качеств.

Занятия физической культурой и спортом содействуют воспитанию ценных морально-волевых качеств. Многие физические упражнения, игровые действия способствуют воспитанию смелости и чувства дружбы (23).

4. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Задача нашего учебного заведения состоит в том, чтобы дети систематически привыкали к различным занятиям физическими упражнениями не только в ПТУ, но и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в их быт и стали привычными на всю жизнь. Для достижения этой цели все занятия с обучающимися необходимо организовывать и проводить эмоционально, интересно по содержанию и форме, в атмосфере большой доброжелательности со стороны руководителя занятиями, создавая лучшие условия для проявления взаимоотношений занимающихся (36).

5. Сообщения сведений из области физической культуры и спорта.

Обучающимся необходимы знания из области физической культуры: о пользе занятий физическими упражнениями, о соблюдении гигиенических правил, о правильном использовании естественных сил природы, о режиме дня, о значении правильного выполнения всех упражнений, предусмотренных программой (36).

Физическое воспитание обучающихся ПТУ - сложный педагогический процесс, эффект которого определяется комплексным подходом к решению перечисленных задач, полноценным использованием всех основных форм работы: уроки физической культуры, мероприятия по физической культуре в режиме учебного дня, внеурочные формы организации обучающихся для занятий физической культурой и спортом (36). Успех работы УНПО по физическому воспитанию зависит от усилий всего педагогического коллектива, родителей, общественности.

7

1.2. Ритмическая гимнастика, как фактор укрепления детского организма.

Ритмическая гимнастика. Что это? Модное увлечение или система физического воспитания? Современный человек, особенно в городе, ведет малоподвижный образ жизни. Цивилизация все больше и больше освобождает нас от физического труда. Что делать? Может быть заняться бегом? В самом деле, чего проще, а польза вне всяких сомнений. Но тут оказывается, что поблизости от дома нет стадиона, парка. Может быть, просто включить магнитофон и потанцевать, попрыгать, покружиться, помахать руками, ногами? Но куда полезнее, если не хаотично двигаться, выполняя случайные, пусть и доставляющие вам удовольствия движения, а соблюдая определенную последовательность и дозировку, делать упражнения, которые позволят вам эффективно воздействовать на организм: улучшить фигуру, повысить работоспособность, снять усталость. Вот тут ритмическая гимнастика и поможет Вам. Всевозможные наклоны, выпады, махи ногами, скачки, подскоки, беговые движения, элементы современных танцев предлагает ритмическая гимнастика (17).

Ритмическая гимнастика - одна из разновидностей образовательно-развивающих видов гимнастики, содержанием ее являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения. Они выполняются в основном поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку. В них и современные линии, и свобода движений, раскрепощенность, гармония с музыкальным сопровождением. Но, пожалуй, главное - они функциональны. Упражнение ритмической гимнастики позволяют проработать все группы мышц. Лучшие специалисты мира, обобщив опыт различных гимнастических школ, изучив достижение в области современных танцев, движений мюзик-холла, сконструировали упражнения, активно воздействующие на мышцы рук, плечевого пояса, туловища, ног (17).
8

Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы человека. Они могут быть средством активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы (18).

Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуры движений. Ритмика, как система специальных музыкально-ритмических упражнений, сочетает в себе духовное и физическое начало и, как бы перекидывая мостик от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Сущность ее заключается в том, что занимающиеся, слушая музыку, воспроизводят ее ритм, темп, характер движениями тела по заранее установленной форме (10).

Ритмика лежит в основе таких занятий, как аэробика, шейпинг, степ-аэробика и других современных направлений физической культуры. В настоящее время в ранг спорта введена спортивная аэробика, по программе которой проводятся чемпионаты страны, мира (33).

Актуальность ритмической гимнастики обусловлена тем, что она доступна, так как содержание ее базируется на знакомых занимающимся упражнениях. Она позволяет успешно использовать современные технические средства: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Заниматься ритмической гимнастикой можно в группе или самостоятельно. Групповые занятая мобилизуют на выполнение упражнений в полную силу, заставляют больше стараться, "выкладываться" и, естественно, доставляют радость общения. В процессе занятий воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие, необходимые занимающимся качества (14).

9

Автор одной из статей, посвященных ритмической гимнастике, написал: "Музыка, одежда, синхронность в группе - это да, да - дело десятое". Можно спорить с автором этой статьи о роли одежды, танцев, эстетики вообще, в частности в ритмической гимнастике. Но бесспорно то, что музыка - это дело далеко не "десятое". Музыка - это эмоции, это радость, которые люди ощущают на занятиях.

В занятиях ритмической гимнастикой может быть использована самая разная музыка, но главное она должна быть ритмичной. Однако она не должна утомлять нервную систему, то есть быть монотонной и однообразной, соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию занимающихся (14).

Особенностью ритмической гимнастики является непрерывность движений под музыку в различных темпах. Музыка должна быть хорошо смонтирована по характеру, темпу и ритму. Эмоционально-возбуждающая музыка чередуется со спокойными, мягкими мелодиями

Занятия под музыкальное сопровождение развивают музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, дает возможность занимающимся выразить в движение не только свои индивидуальные особенности и не только на занятиях ритмической гимнастикой, но и на вечерах отдыха, в художественной самодеятельности. Музыкальный ритм, размер содействуют воспитанию умения применять различные по длительности и амплитуде движения, помогают сочетать их во времени и пространстве, оказывают влияние на развитие координации движений, быстроты реакции и других жизненно важных качеств (14).

Весомыми аргументами в пользу ритмической гимнастики являются доступность, эффективность, эмоциональность (18).

Доступность ритмической гимнастики прежде всего в том, что ее содержание базируется на знакомых всем учителям физической культуры обшеразвивающих упражнениях.
10

Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением. Работа в составе группы, стремление согласовать свои действия с действиями товарищей, возможность демонстрировать хорошо отработанные движения на лицейских праздниках, конкурсах так же оживляют занятия ритмической гимнастикой (18).


11

1.3. Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости и координационных способностей.

Развитие двигательных качеств, в частности гибкости и координационных способностей, занимает важное место в физическом воспитании обучающихся.

Гибкость - это способность выполнять упражнение с большой амплитудой.

Размах движения зависит как от анатомических особенностей суставных поверхностей и окружающих сустав мягких тканей, так и от функционального состояния нервной системы, оказывающей влияние на тонус мускулатуры (13).

Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяюшую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в начале занятия гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка или кратковременное напряжение мышц непосредственно перед выполнением основной части (13).

Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощением и без них. Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30 – 45 повторений; темп при активных
12

упражнениях – в среднем одно повторение в секунду, при пассивных – одно повторение за 1 - 2 секунды; выдержка в статических положениях – 4 – 6 секунд (37).

Упражнения на гибкость следует проводить в конце основной или заключительной части занятия. В этих условиях им предшествует разносторонняя разминка. Комплекс упражнений на гибкость лучше начинать с упражнений для развития активной гибкости или очень осторожных пассивных упражнений на гибкость. Чтобы достичь большей подвижности, нужны ежедневные упражнения. Поэтому, кроме уроков физической культуры, рекомендуется включать упражнения на гибкость в другие формы физического воспитания обучающихся, в частности, в ежедневную утреннюю гимнастику (4).

Оптимум развития гибкости определяется величиной, которая должна несколько превосходить максимальную амплитуду движений в изучаемых двигательных умениях и навыках. После получения необходимой величины гибкости количество упражнений на гибкость следует уменьшить, сохранив при этом достигнутую амплитуду движений. Если же не соблюдать это условие, то гибкость, особенно у подростков быстро уменьшается. Уже через недельный перерыв в занятиях она начинает снижаться и быстро становиться равной исходным величинам (4).

Гибкость выступает как вспомогательное средство, способствующее освоению новых высококоординированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

В комплексной программе физического воспитания не мало внимания уделено координации движений.

Координационные способности – способность быстро освоить новые двигательные действия и быстро перестроить двигательную деятельность в зависимости от условий (13).

Развитию координационных способностей способствуют
13

систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности. Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями (20).

Упражнения для развития координации движений особенно нужны в изучаемом возрасте, чтобы не допускать дискоординации движений.

В ритмической гимнастике для воспитания координации движений используют различные, постепенно усложняемые сочетания элементарных движений рук и ног; танцевальные движения – ритмическую ходьбу, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки (со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук, прыжки через препятствия (в степ-аэробике)) (37).

В возрасте 15 – 16 лет большое внимание должно быть уделено поддержанию и дальнейшему совершенствованию координации движений. Значительное место на занятиях следует уделять упражнениям, имеющим целью совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласования движений отдельных частей тела при

выполнении сложных упражнений и их комплексом и др.). Неравномерность развития отдельных систем организма может привести к неловкости, скованности движений. При систематических упражнениях это явление в значительной мере ослабляется. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы внутреннего торможения в коре головного мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры (38).

14

Дети 15-16 лет могут достичь высокого уровня совершенства в сложных движениях, поэтому актуально развивать это качество у девушек 15-16 лет именно с помощью ритмической гимнастики.

15

1.4. Возрастные и психологические особенности девушек 15-16 лет.

Развитие организма у девушек идет непрерывно, но не равномерно. Темпы роста тела, увеличение мышечной массы, развитие органов и систем в различные возрастные периоды неодинаковы. В процессе роста отдельных органов и систем наблюдаются не только количественные сдвиги (34).

В юношеском возрасте ( 15 – 17 лет ) организм продолжает развиваться, хотя и медленнее, чем в предыдущих периодах. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Изменения, связанные с процессом полового созревания оказывают свое влияние на весь организм (25).

Этот этап в развитии детей является одним из важнейших, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, т.к. это период перехода к взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Трудности юношеского возраста характеризуются эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Н.К. Крупская писала: « Это самый мятующийся, самый неуравновешенный возраст ». Вместе с тем педагогика утверждает, что правильно организованный воспитательный процесс, учитывающий особенности этого периода возрастного развития, позволяет преодолеть

трудности этого возраста (25).

Наибольшее внимание в возрасте 15 – 16 лет следует уделять несовершенной еще нервной системе, к которой постоянно предъявляются очень высокие требования всеми учебными предметами. Интеллектуальные усилия в процессе обучения двигательным действиям, контроль за своими движениями и управление ими, повышенные волевые и эмоциональные напряжения, связанные с преодолением разного рода трудностей в условиях двигательной деятельности, - все это тоже является значительной нагрузкой для центральной нервной системы. Правильное регулирование,

16

видоизменение и постепенное, строго последовательное увеличение этой нагрузки позволяют укреплять центральную нервную систему и повышать ее работоспособность. Вместе с тем однообразие и просчеты в ее дозировке приводят к противоположным последствиям (1).

В рассматриваемом возрасте проявляется дисбаланс раздражительного и тормозного процессов в связи с нейроэндокринной перестройкой. В поведении девушек с наступлением полового созревания отмечено преобладание процесса возбуждения.

Повышенная возбудимость заметно сказывается и в двигательной деятельности, в частности в учебной, когда, например, возникает чрезмерная иррадиация возбуждения. Из-за недостаточного внутреннего торможения, частности дифференцировочного, затрудняется процесс координирования движений и не достигается необходимая их точность. В связи с этим важно особенно строго соблюдать правила последовательности в постановке учебных задач и конкретизации заданий, широко пользоваться подводящими упражнениями, устранять действие сильных внешних раздражителей. Много внимания следует уделять постепенному укреплению процессов торможения.

Характеристика физического развития в юношеском возрасте включает в себя свойственное всем этапам онтогенеза описание трех составляющих: уровня физического развития; соотношение трех основных размеров тела, приближенно отражающих развитие сомы – скелета, мускулатуры, жироотложения; интенсивности нарастания тотальных размеров тела (28).

В этом возрасте взаимодействие внутренних ( нейроэндокринная перестройка ) и внешних факторов, прежде всего социальных ( условия жизни, воспитание, учебная нагрузка, участие в общественно полезном и производительном труде, организация занятий физической культурой и спортом ), существенным образом сказывается на физическом развитии, умственной и мышечной работоспособности, состоянии здоровья (28).
17

В возрасте 15 – 16 лет, как и периоде второго детства у девушек наибольшую интенсивность увеличения проявляет масса тела по сравнению с его длиной и окружностью грудной клетки; последняя же возрастает с той же интенсивностью, что и длина тела. У девушек раньше, чем у юношей, наблюдается резкое увеличение длины и массы тела, окружности грудной клетки – это так называемый пубертатный скачок.

С 14 лет у девушек увеличивается скорость роста тазового диаметра. В 15 – 16 лет период повышения интенсивности роста сочетается с бурной нейроэндокринной перестройкой (39).

Соответствие биологического возраста девочек и мальчиков их календарному возрасту устанавливается преимущественно по развитию вторичных половых признаков. Стадии полового созревания связаны с оссификацией скелета – скелетной зрелостью. По мере перехода от низкой к высокой стадии полового созревания увеличивается массивность скелета, число постоянных зубов (39).

В рассматриваемом возрасте заметно снижается уровень работоспособности и быстро наступает утомление.

Итак, в возрасте 15 – 16 лет у девушек продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности ее филогенетически наиболее новых отделов – ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции. Созреваю отдельные звенья сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, почечный аппарат, эндокринные органы (8).

На этом этапе развития центральной нервной, сердечно-сосудистой и
18

дыхательной систем, органов пищеварения и почек на адекватные нагрузки выражены хуже, чем у детей 9-10 лет, а нередко чрезмерно усилены и выходят за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем в 15 лет к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья обучающихся, что свидетельствует и необходимости особо тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля за здоровьем обучающихся на этом этапе развития (25).

Высокая активность диэнцефальных структур на этой стадии полового созревания приводит к сдвигу установившегося баланса корково-подкорковых отношений, что находит свое отражение в особенностях высших нервных и психических функций девушек. Анализом электрофизиологических показателей функционирования центральной нервной системы установлено, что в данном периоде вследствие повышенной активности диэнцефальных структур мозга и усиления их генерализованного влияния на кору больших полушарий происходит дезорганизация механизмов локальной корковой активации, лежащих в основе внимания и селективного восприятия, ухудшается возможность произвольной регуляции сенсорной и двигательной функции, снижаются адаптационные возможности центральной нервной системы и умственная работоспособность. Специфика функционирования мозга на этом этапе полового созревания обусловливает хорошо известные особенности поведения подростка, его неустойчивость, взрывчатость, сниженную контролируемость своих действий и поступков. Последнее может привести к нарушению социальных норм поведения. В специальных исследованиях, направленных на изучение функциональных особенностей ЦНС в этом возрасте, употребляющих алкогольные напитки (Е.Е. Губернаторов, Д.А. Фарбер, 1985), было показано, что вредоносное воздействие алкоголя особенно велико на этом этапе развития. Свойственная половому
19

созреванию повышенная активность структур мозга, являющихся, как известно, эмоциогенными, особо опасна для развития пристрастия к алкоголю (8, 34).

В заключении можно сказать, что юношеский возраст – ответственный период в становлении личности человека. В это время активно формируется мировоззрение, появляется устойчивый интерес к отдельным отраслям знаний, производства, определенной профессии. Задача учителя физической культуры – объяснить (и доказать), что физическая подготовка поможет обучающимся приобрести навыки, необходимые в их будущей деятельности. Отношения к юношам и девушкам необходимо строить на доверии к их возможностям. Обучающиеся этого возраста любят четко организованные занятия, отличающиеся творческим подходом к решению заданий, тогда они с готовностью выполняют упражнения (37).

20

ГЛАВА 2.
Из опыта работы по использованию ритмической гимнастики как средства развития гибкости и координационных способностей.
2.1. Цель работы

изучение влияния ритмической гимнастики на развитие гибкости и координационных способностей девушек 15 – 16 лет.

Рабочая гипотеза.

Было сделано предположение о том, что применение средств и методов ритмической гимнастики повысят интерес к урокам физической культуры, активизирует двигательную активность обучающихся на уроках, создаст положительный эмоциональный настрой, обеспечит условия для развития определенных двигательных качеств девушек.

2.2. Задачи исследования:

1.Определить уровень гибкости и координационных способностей девушек экспериментальной и контрольной групп в процессе педагогического эксперимента.

2.Определить уровень физической работоспособности и психической напряженности девушек контрольной и экспериментальной групп на сентябрь 2001г и сравнить с данными на май 2002г.

3.Разработать наиболее эффективную методику использования ритмической гимнастики для развития гибкости и координационных способностей.

2.3. Методы исследования.

2.3.1. Метод анализа литературных источников.

Было изучено 40 работ, сделан анализ литературных источников и инструктивных документов, прямо или косвенно касающихся темы исследования.
21

2.3.2. Метод контрольных испытаний.

Использовались тесты, позволяющие оценить уровень гибкости и координационных способностей:

а) для определения уровня развития гибкости.

Мост из положения лежа.

Испытуемый, лежа на спине на гимнастическом мате поднимался вверх, опираясь на руки и ноги прогибался назад, стараясь максимально снизить расстояние между руками и ногами. Измерялось расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

Выкрут в плечевых суставах.

Испытуемый, держа в руках гимнастическую палку, производил выкрут вперед и назад с прямыми руками. Измерялась ширина хвата. Чем меньше расстояние между кистями рук, тем лучше результат.

Наклон вперед, стоя на скамье.

Испытуемый вставал на скамью, выполнял наклон вперед-вниз, соединив стопы вместе и не сгибая коленей. Фиксировал положение 5 секунд. Измерялось расстояние от кончиков пальцев рук до пола.

б) для определения координационных способностей.

Выполнение комплекса упражнений.

После показа упражнений, движения изучались с обеими группами по 3 – 5 человек. Комплекс выполнялся два раза в медленном темпе, один раз в среднем и один раз в быстром. Затем давалось 45 сек. На самостоятельное выполнение. Контрольное выполнение производилось в среднем темпе.

И.П. – стойка ноги вместе, руки на поясе

1 – шаг на месте левой ногой, левая рука к плечу

2 – шаг на месте правой ногой, правая рука к плечу

3 – шаг на месте левой ногой, левая рука вверх ладонь кнутри
22

4 – шаг на месте правой ногой, правая рука вверх ладонь кнутри

5 – шаг на месте левой ногой, левая рука к плечу

6 – шаг на месте правой ногой, правая рука к плечу

7 – шаг на месте левой ногой, левая рука на пояс

8 – шаг на месте правой ногой, правая рука на пояс

И.П. – основная стойка

1 – шаг на месте левой ногой, левая рука вверх, правая к плечу локоть в сторону, голову направо

2 – шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу локоть в сторону, правая рука вверх, голову налево

3 – прыжком левое плечо вперед, поворот кругом, хлопок над головой, посмотреть вверх

4 – прыжком правое плечо вперед, поворот кругом, хлопок над головой, посмотреть вперед.

2.3.3. Метод математической статистики.

Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики:

определение средней арифметической величины по формуле:

, где

- суммирование результатов

n - число вариантов
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconОтчет о самообследовании Челябинского филиала фгбоу впо мггэи челябинск,...
Гоу дпо челябинский институт развития профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 20
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconГлавное управление общего и профессионального образования иркутской...
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconУчебное пособие Челябинск 2004 Челябинский институт (филиал) Государственного...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconРоссийской Федерации Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconТема урока. Основное содержание
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconПрограмма утверждена Ученым советом естественно-технологического...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconРоссийской Федерации Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconПубличный отчет кгбоу дпо «Хабаровский краевой институт развития образования» за 2014 год
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconДипломная работа
...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconГлавное управление образования Государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Главное управление профессионального образования и науки Челябинский институт развития профессионального образования пл-40 Тема iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск