Скачать 96.94 Kb.
|
Открытый урок учителя биологи Золотаревой Елены Михайловны тема: «Флора родного края» 6 класс Открытый урок по биологии учителя Золотаревой Елены Михайловны Тема: «Флора родного края» 6 класс 19.04.2006 год I. Входной контроль знаний. Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим основные вопросы пройденных тем. 1. Используя таблицу, назовите основные отделы царства растений 'водоросли, моховидные, хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные, юлосеменные, покрытосеменные). 2. Работая с сигнальными карточками,гербарием,коллекциями- ноделями, ответьте на вопросы: 1 .Какие растения размножаются спорами? 2.Вчем развиваются семена у хвойных? З.В чем развиваются семена у цветковых? 4. Как называется орган семенного размножения у покрытосеменных? 3. По таблице назовите основные отличия класса двудольных и одно дольных растений. Однодольные растения Двудольные растения '. Одна семядоля в зародыше семени 1. Две семядоли в зародыше семени ?. Параллельное или дуговое жилкова- 2. Сетчатое жилкование листьев те ?. Мочковатая корневая система 3. Стержневая корневая система I. Простой околоцветник 4. Двойной околоцветник >. Проводящие пучки разбросаны по 5. Проводящие пучки расположены в ',сему стеблю и обычно лишены кам- центре или имеют вид кольца. Как шя правило, имеют камбий. Кора и серд- цевина обычно хорошо выражены. 4. Фронтальный опрос
(Если весь цикл развития от прорастания семени до образования новых ipoxodum в течение одного вегетационного периода, то такие растения назы-аются однолетними. Если в 1-ый год жизни идет накапливание питательных веществ в корнях i стеблях, а на второй год образуются плоды и семена, то такие растения на-ывают двулетними. Многолетние растения цветут и плодоносят многократно). - Что мы понимаем под биологическими особенностями растений? (требо вательность к почве, теплу, свету, влаге и т.д.) II. Изучение нового материала Флора родного края Растительный мир Белгородской области разнообразен и богат. На ее территории произрастает около 1500 видов сосудистых растений.
Чаще всего растения образуют естественные заросли, скопления, группировки, которые называются растительными сообществами или фитоценозами. Растительное сообщество- это совокупность растений, приспособленных к особым условиям совместной жизни, которые сложились в этих сообществах. -Какие условия имеются ввиду? (почвы, влажность, освещенность, температура, другие растения). В зависимости от биологических особенностей растения образуют различные растительные сообщества, которые обычно называются именем того вида, который в нем преобладает. Так еловые леса обычно растут на достаточно тяжелых влагоемких суглинистых почвах. Еловый опад медленно разлагается и влияет на температурный режим, влажность, и другие свойства почвы. В еловом лесу мало света, влажность повышена и даже в жару прохладно. Под густыми елями растут тенелюбивые кислица, седмичник, майник двулистный, черника, брусника, различные мхи лишайники, а также плауны. (Работа с таблицей и гербарием). Естественных еловых лесов в нашем крае нет. Растительность Белгородчи-ны, главным образом, лесостепная и только на крайнем юге-востоке- степная. - Чем растительное сообщество отличается от растительности? (Рас тительность- это совокупность растительных сообществ, произрастающих на данной территории). Таким образом, кроме лесостепей и степей у нас встречаются сосновые боры на мелу и песке, сфагновые болота, растительные сообщества меловых отложений, обширные луга. Каждая группа учащихся подготовила сообщения по различным сообществам. Послушаем их. По ходу рассказа, вы должны составить опорный конспект. • Широколиственный лес. Сообщение учащегося. Широколиственные леса располагаются у нас в Шебекинском, Валуйском, Красногвардейском и Алексеевском районах. Главной лесообразующей породой здесь является дуб, который вместе с липой, кленом, вязом, ясенем образуют верхний ярус. Второй ярус представлен рябиной, черемухой, дикой яблоней и грушей. Третий ярус составляют кустарники- орешник (лещина, бересклет, крушина, жимолость лесная). Травянистая растительность составляет четвертый ярус- это чина, копытень, вороний глаз, сныть, колокольчики, ландыши, медуница, ветреница, папоротники. В пятом ярусе встречаются мхи и грибы. Можно отметить важную закономерность, чем ниже ярус, тем более теневыносливые и влаголюбивые растения здесь растут. Почвы дубрав темно- серые лесные богаты минеральными веществами. Под пологом леса прохладно и влажно. (Работа с гербариями, таблицами, рисунками). Рассказ учителя. В нашей области с 1999 года организован Государственный заповедник «Белогорье»,который включает 5 участков. Первый заповедный участок «Лес на Ворскле» находится в Борисовском районе и стал охраняться как эталон среднерусской дубравы с 1922 года, где проживали потомки графа Шереметьева, сподвижника Петра I, владевшего Бо-рисовкой с 1705 года. Типичная нагорная дубрава «Лес на Ворскле»- здесь произрастает до 550 видов растений. Золотой фонд заповедника- это 300-летние дубы. Кроме типичных для дубравы растений, здесь есть и краснокнижные виды- калдезия белозе-ролистная и ятрышник болотный. Интересен также дендропарк, созданный в 1936 году академиком Сукачевым, где мы можем встретить 200 видов растений Европы, Азии, Америки, Африки. (Лиственница сибирская, бархат амурский, тутовое и уксусное дерево, амурский виноград и другие растения экзоты). (Работа с таблицами, гербарием, фотографиями). • Сосновые леса. Сообщение учащегося. Сосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сухих сосновых лесах почву покрывают мхи лишайники. Из травянистых растений встречаются черника, брусника, прострел луговой и обыкновенный, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая- большинство охраняемые виды или растения Красной книги. Сосна обыкновенная -это реликтовое растение Встречаются хвойные леса в южных и восточных районах области и представлены песчаными и меловыми сосновыми борами. Песчаные боры- явление редкое. Следы их остались на левобережье Север-ского Донца и Нежеголи, а также близ Старого Оскола. (Работа с гербарием, таблицами, рисунками). Рассказ учителя. Еще более редко встречаются меловые боры. Их участки сохранились близ с.Слоновка Новооскольского района в заповедном участке «Стенки Изгорья», который был открыт в 1926 году ученым Козо-Полянским Б.М. Меловые сосны здесь имеют возраст до 250 лет и занесены в Красную книгу. Встречаются здесь и другие краснокнижные растения- волчеягодник Софии, василек луговой, пыльцеголовник красный, венерин башмачок настоящий, ятрышники болотный и шлемоносный, брандушка разноцветная и ковыль красивейший-это не только реликты, но и эндемики края . Меловые сосны встречаются также в Бекарюковском бору у с. Маломихай-ловка Шебекинского района на берегу р. Нежеголь. Здесь растет и волчеягодник Софии. В этих участках меловые отложения покрыты тонким слоем чернозема или выходят на поверхность. • Пойменные и суходольные луга. Сообщение учащегося. И все же, более распространенной в области, является травянистая растительность. У нас она представлена ковыльными и луговыми степями и лугами. Луговая растительность является вторичной. Она возникает на месте сведенных лесов. Пойменные луга тянутся вдоль левых берегов рек. Преобладающие виды: костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница луговая. Сопутствующие виды: клевер луговой, ползучий, гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник лекарственный, ромашка луговая, лютик едкий, василек луговой. Заливные луга- это ценные сенокосные угодья. Суходольные луга более бедные по видовому составу и используются как ценные пастбища. (Работа с гербарием, таблицей, рисунками). • Луговые и ковыльные степи Рассказ учителя Большая часть степей распахана и превращена в поля. Неприкосновенная луговая степь представлена в Губкинском районе. Это знаменитая Ямская степь. Здесь произрастает половина всех видов растений Белгородской области. Она была открыта в 1921 году профессором Алехиным В.В.. Для Ямской степи характерна растительность т.н. «Сниженных Альп». Во время ледникового периода растительность Альпийских гор стала распространяться на равнинные территории и дошла до наших мест. У нас встречаются эндемичные виды проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, эфедра двухколосковая (исч), кизильник алаунский, прострел меловой, пыльцеголовник красный, брандушка разноцветная, ковыли перистый и красивейший. Примером ковыльной степи является Вейделевская степь с низким изреженным травостоем и сухолюбивыми злаками. Здесь также встречаются растения Красной книги адонис весенний, живучка жен., ковыли Лессинга, перистый, опушенный, красивейший. Почвы степей богатые, черноземные. • Низинные и верховые болота. Сообщение учащегося. Растительность болот представлена растениями, приспособленными к почвам с повышенной влажностью. В нашей области- это преимущественно низинные болота. Среди них встречаются тростниково-камышовые (тростник обыкновенный, рогоз широколиственный, калужница болотная, сабельник болотный, гравилат речной) и осоковые болота, часто покрытые кочками, здесь преобладают осоки, среди которых осока низкая из Красной книги, ситники, ольхово-лозняковые кустарники. (Работа с таблицами, гербарием, рисунками). Рассказ учителя Верховые болота- это гипновые или сфагновые- уникальные объекты природы. Они довольно редки и концентрируются на западе области в условиях наиболее влажного и прохладного климата. Представители северной флоры этих болот- сфагнум тупой, обманчивый, однобокий, кукушкин лен, багульник, клюква, росянка, глацинтик беловатый являются реликтами, сохранившимися с холодных эпох четвертичного периода. Примером таких болот может служить верховое болото «Моховое» вблизи Грайворона, входящие в международный список болотных угодий. «Лысые горы» Губкинского района, также часть заповедника «Белогорье». Он объединяет байрачную природную дубраву и растения «Сниженных Альп». Это проломник Козо-Полянского, астрогал белостебельный, пыльцеголовник красный, ковыль перистый, косатик боровой. Пятый участок заповедника «Белогорье» находится в Борисовском районе это урочище «Низкое» или «Острась-евы Яры», которые также характеризуются байрачным лесом и луговой степью. III. Выводы.
IV. Закрепление
3. Работа в группах по карточкам. У.Выходной контроль знаний
VI. Домашнее задание § 56, вопросы на странице 253. Записи в тетради. Расклеить листовки «Внимание -ПЕРВОЦВЕТ!» VII. Подведение итогов. Отчего же зависит, в каком сообществе мы встречаем данное растение ? BjiH^j^B^H^iejpjjeHOK VIII. Рефлексия.
'- Цели урока: Образовательные: создать условия учащимся для выяснения типов и состава растительных сообществ Белгородской области; ознакомление с заповедниками «Белогорье» и другими охраняемыми природными комплексами; редкими и исчезающими растениями. Развивающие: способствовать выявлению учащимися причин совместного произрастания тех или иных видов растений; причин снижения численности видов растений. Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о возможностях и путях участия в процессе охраны природы и необходимости бережного отношения к ней; способствовать пробуждения любви к родному краю, чувству гордости и сопричастности к его богатствам. |
Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | ||
Урок по теме Тип урока: вводный урок Тема урока: Животные родного... Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Территория области 71,5... | Тема: Лекарственные растения родного края Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически... | ||
I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят... | Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | ||
Урок по курсу «Кубановедение». Тема: «Особенности труда и быта жителей родного края» Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района" | Тема: Растения родного края (обобщающий урок) Оборудование: логико-смысловые модели, учебник «Человек и мир» 2 класс, наглядность для заполнения моделей, конверт с загадками,... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны... Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9... | Классный час «С чего начинается Родина » Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,... Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | ||
Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного... | Рабочая программа предмета «Культура родного края» Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики.... | ||
Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и... |