Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах»





Скачать 157.12 Kb.
НазваниеКонспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах»
Дата публикации03.09.2014
Размер157.12 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа Тольятти

Конспект урока

в 1 классе

Тема: « Буква Я и ее роль в словах»

Урок разработала

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Бушнева Ирина Викторовна


Технологическая карта урока

Предмет

Обучение грамоте УМК «Перспектива»

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

«Буква Я и ее роль в словах»

Цель

Создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я двумя звуками в начале слова и после гласных и показателями мягкости после согласных



Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о буквах е,ё, я, как обозначающих два звука в начале слова;

- иметь представление о буквах е,ё,я,и как показателях мягкости после согласных;

- уметь определять в слове количество звуков букв е,ё,ю и я .


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Используемые ЭОР

1. Формирование учебных мотивов

Ребята, наш урок пройдет под девизом «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».

А сейчас встаньте в круг и давайте дружно произнесем нашу речевку:
Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!
А сейчас пройдут на свои места ребята, имена которых начинаются со звуков, образующих слог. Что это за звуки? (гласные). Назовите свое имя и выделите первый звук.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых написаны стихи про буквы. Прочитайте их сначала про себя, а потом вслух для всех.
Ребята, а теперь сядут на места те, чье имя начинается с твердого согласного звука. Докажите, что ваше решение верное.
А почему остался Миша?

Какие буквы показывают твердость или мягкость согласного звука?


Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держаться за руки.

Психологическая поддержка.

Ребенок называет свое имя, выделяет первый звук и проходит на место, где читает стихотворение про букву.


Ребята дают объяснение и проходят на места.

Имя Миши начинается с мягкого согласного.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Компьютерная презентация (проектор, интерактивная доска)

Слайд 1.

Слайд 2.

2. Актуализация знаний

А сейчас к доске выйдут ребята, у которых на столе карточки со стихами.

Давайте прочитаем стихотворение.

(на слайде появляются буквы)
Послушай сказку, мой дружок.

Жил-был на свете голосок.

Он утром с солнышком вставал

И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,

Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за

крылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

«Ну-ка, спой мне

песню - Э».
-Какие звуки мы произнесли?

-Что вы можете сказать об этих буквах?
Какие гласные буквы вы не назвали? (и, е, ё) В чем особенность этих букв?

(слайд с буквами)

- О какой роли гласных говорится в стихотворении?
Всем ответить поспешу,

Букву рядом напишу.

Только гласный даст ответ,

Как читается сосед.

Ребята, урок наш сегодня необычный. В гости к нам пришли сказочные человечки. А что это за человечки вы узнаете, отгадав загадку:
Этот крохотный народ

Под землей в горах живет.

Ищет золото впотьмах,

Прячет клады в сундуках.

Правильно, это гномы. Два брата гнома, пришли к вам в гости. Они приготовили для вас много интересных заданий.

А зовут этих гномов… Впрочем вы сейчас сами узнаете их имена. Знакомьтесь.

(Слайд)

Ребята, что не так? Действительно, в имени гнома нет первой буквы. А с чего вы взяли, что здесь закралась ошибка?

И чтобы узнать эту букву надо выполнить задание гнома.
(слайд загадка)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

и конечно детки.

Назовите первую букву в слове отгадке. В слове яблоко первая буква Я. Как зовут второго гнома?

Ребята, а как вы думаете, кого называют «Яколками»?
А сейчас вы познакомитесь с буквой Я и послушаете стихотворение.
Что поучительного вы услышали в этом стихотворении? Как не нужно поступать?

Ребята, а как же будет звучать тема нашего урока?

«Буква Я и ее роль в словах».

(слайд с названием темы)


Ребята читают стихотворение и весь класс произносит звук о котором идет речь.

Гласные буквы

-Показывают твердость согласным звукам.

-Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо.

Эти буквы показывают мягкость согласного звука.
Гласные буквы после согласных показывают их твердость или мягкость.


На слайде дети читают имя Аколка, а в имени второго гнома пропущена буква.
Имена пишутся с большой буквы
Ребята называют отгадку и выделяют первую букву в слове яблоко.


Гнома зовут Яколка..

Заслушиваются ответы детей.
Ребята называют тему.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

- освоение клавиатурного набора текста

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли



Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5.
Слайд 6.

Слайд 7.

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Ребята, какие гласные буквы показывают мягкость согласного звука? (и, е, ё).

В чем особенность букв Ё, Е?

А теперь давайте понаблюдаем за новой буквой. Гномы предлагают выполнить вам следующее задание.

(слайд для чтения слогов).
Какой вывод вы можете сделать. Что показывает буква Я, когда стоит после согласного?
Ребята, вспомните, в чем особенность букв Е Ё, если они стоят в начале слова?

А как же ведет себя буква Я в начале слова? Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено. Произнесите первый звук в слове ЯБЛОКО. Что вы слышите? Дайте характеристику этих звуков. Звукобуквенный анализ слова. (ученики вызываются к доске и составляют схему слова ЯБЛОКО.
Теперь посмотрите на следующую картинку и скажите что это за дерево? Как из одного яблока сделать целое дерево?
Сколько букв Я в слове яблоня? А сколько звуков? Составьте схему слова на доске.

Ребята выходят к доске и не уходят на места. После того, как схемы составлены, проводится видео физкультминутка «Гномики».



Эти буквы не имеют своего звука и если стоят после согласного, то буква Е дает звук [ Э], а буква Ё [О].

Если эти буквы стоят в начале слова, то они дают два звука.
Дети выявляют роль буквы я как показателя мягкости после согласного.

Дети делают вывод о Йотированности буквы Я.
Добавляется слог НЯ и получается новое слово ЯБЛОНЯ.
Работа со схемой .


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.


Использование интерактивной доски для составления схемы

3. Открытие новых знаний

Ребята, вы отдохнули и хорошо справились с заданиями гномов. Наши гости приготовили для вас сюрприз. В знак благодарности они решили познакомить вас с творчеством одного замечательного художника-мультипликатора, режиссера, автора детских сказок Владимира Сутеева. А кто-нибудь из вас слышал его имя? А если я назову такие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Мешок яблок», «Палочка выручалочка», «Яблоня», то возможно вы вспомните некоторые из них.
(слайд Сутеев).
Дело в том, что гномы не случайно решили познакомить вас с этим автором. Сейчас вам предстоит познакомиться с одной из его сказок.

Но гномы – существа не простые. Они большие труженики и любят работящих людей. Вам предстоит выполнить их очередное задание.

Из карточек составьте слова и дайте характеристику выделенных букв.
(где стоит буква, что она обозначает?)

Сделаем вывод.

Если гласные Ё Е Я стоят в начале слова или после гласного, то ….

Если гласные буквы Ё Е Я стоят после согласного, то ….
А слова гномы подобрали не случайно. Дело в том, что среди них есть название сказки и перечислены персонажи. Но один персонаж отсутствует. Вы сейчас прослушаете сказку и ответите на вопросы:

-как называется сказка?

-какого персонажа не назвали гномы и почему?
А сейчас вы по цепочке прочитаете сказку. А гномы подготовили для вас вопросы, чтобы проверить внимательно ли вы читали сказку.
Вопросы после прочтения:

  • Перечислите героев сказки в той последовательности, как они появлялись.

  • Почему заяц обратился к вороне за помощью?

  • Из-за чего яблоко упало на ежа?

  • Почему появился медведь?

  • Что предложил мишка животным? (прочитайте это предложение)

  • На сколько частей разделили животные яблоко?

  • За что медведю досталась долька яблока? (как это объяснили герои сказки, прочитайте).

  • Что послужило причиной ссоры между персонажами? Какое качество сыграло здесь важную роль?

  • Прочитайте пословицу и докажите что она подходит к этой сказке.

А сейчас прочитайте стихотворение, которое принесли вам гномы и скажите чему оно вас учит.

(слайд со стихотворением)




Дети составляют слова из карточек и определяют какие звуки обозначают йотированные гласные.

Ребята дополняют фразу.

Дети слушают сказку и отвечают на вопросы учителя.

Яблоня

Ворона. Ее не назвали потому, что в слове нет букв ё е я.

Дети читают сказку по цепочке.

Фронтальная беседа.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




Слайд 8.

Работа с интерактивной доской.

4. Закрепление знаний

Самостоятельная работа по карточкам с различными уровнями сложности.
Карточка повышенного уровня сложности

В слова вставить пропущенные буквы А или Я и соедини линиями подходящие по смыслу слова.

Хитра__

б__бочк__

Ловк__я

мышк__

Пушиста__

змее__

Сера__

обезь__н__

Ядовит__я

кошк__

Ярка__

лис__

Карточка среднего уровня сложности

Кр__ны

С__поги

Бар__нки

Пр__ди

Р__бина

К__ртина

Гр__чи

Г__маки

П__кетик

Пл__жи

В__зали

Кур__тник


Карточка легкий уровень





Ребята сидят парами. В паре им предлагается выполнить задания, а потом выполнить взаимопроверку. Задания разноуровневые. Рядом сидящие ребята получают идентичные задания, только различающиеся словами.



Предметные:

- уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Использование документ камеры

6. Рефлексия

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

Я узнал …

Я понял…..

Мне интересно …

Я хочу узнать ….

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? Если вы считаете, что на уроке было абсолютно все понятно и не было затруднений, то поднимите вверх руки.

если было понятно, но остались, какие-то вопросы, то положите руки на пояс.

Если на уроке было скучно и не понятно было все, то оставьте руки опущенными.



Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.


Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Слайд 9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: Звук {ы}, буква...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconТема урока: «Большая буква в словах». Цели урока
Организационный момент (приветствие учащихся), энергизатор, на основе которого дети должны быть замотивированы на знакомство с новой...
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока по обучению письму в 1 «Б» классе. Тема урока: Заглавная буква Э
...
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconРазработка урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Ударные и безударные гласные в слове
На минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная буква м и строчная буква м. Подготовим наши пальчики к работе
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Звук [ы], гласная буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к»
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока обучения грамоте " Согласные звуки [ c ], [ c’], буква...
Называют последнее слово в стихотворении, выделяя первый звук в словах-ответах (сверчок, светлячок, слон)
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект открытого урока во 2 г классе на тему: «Дифференциация звуков...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока русского языка в 1 классе (письмо) Тема: “Письмо заглавной буквы
Тема: “Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах ”
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока в 1 классе Тема: «Буква я и ее роль в словах» iconТема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск