Скачать 1.04 Mb.
|
УДК 636. 612. 8 (076) ББК 28. 673 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология животных» подготовлен в рамках образовательной программы «Зоотехния», квалификация – бакалавр реализованной в ФГОУ ВПО СтГАУ в 2012 г. Рецензенты: Груздев П.В. – доктор биологических наук, академик МААО, профессор кафедры анатомии Костромской ГСХА. Мещеряков Ф.А. – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии, хирургии и акушерства Ставропольского ГАУ. Воронин М.А. Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Физиология животных», включающего учебную программу, конспект лекций, лабораторный практикум, учебник «Основы физиология и этологии животных», презентационные материалы, контрольно-измерительные материалы, банк тестовых заданий. Приведены рекомендации по самостоятельному изучению основных разделов дисциплины «Физиология животных», а также методика реализации всех видов самостоятельных работ. Предназначены для студентов направления подготовки бакалавров 111100. 62 «Зоотехния». © Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 Рекомендовано к изданию: Методической комиссией факультета ветеринарной медицины (протокол № 6 от 16 февраля 2013 г.). Методическим советом Ставропольского ГАУ (протокол № 3 от 4 марта 2013 г.). Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения информационно-аналитического департамента СГАУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при СтЦНИТ Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм. Подп. к использованию 05. 04. 2013 г. Объем 2 Мб Ставрополь: СтГАУ, 355017, пер. Зоотехнический, 12. Оглавление
уметь и владеть…………………………………………………….. 2 2. Структура самостоятельной работы ............................ 3 3. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса ……………………………. 4 3.1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы по тематическим разделам лекционного курса ……………………………………….. 4 3.2. Домашние задания……………………………………….. 10 3.3. Тематические вопросы лекционных разделов, выделенные для самостоятельной подготовки…. 11 3.4. Перечень тем для самостоятельного теоретического обучения…………………………………………………….. 11
4. Методика реализации других видов самостоятельной работы …………………………………………………………… 12 4.1. Описание схем и рисунков…………………………….. 12 4.2. Практические задачи…………………………………….. 17 4.3. Самотестирование по курсу «Физиология животных»…………………………………………………… 18
5. Реализация графика самостоятельной работы ………. 29 6. Методика применения кредитно-рейтинговой системы …………………………………………………………. 30 6.1. Рейтинговая оценка знаний обучающихся………… 30 6.2. Критерии оценки знаний студентов…………………. 30
а) основная литература…………………………………… 41 б) дополнительная литература…………………………. 41 в) программное обеспечение……………………………. 42 г) материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………. 43 д) методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………………………….. 45
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закрепить и углубить знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении самостоятельной работы необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и лекциях, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях. Самостоятельная работа направлена на закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий. При выполнении экспериментальных работ студент приобретает навыки работы с животными и тканями. Знакомится с работой приборов, позволяющих оценить состояние любой функциональной системы организма. Методические указания по организации самостоятельного изучения дисциплины включают: перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы, перечень задач для самостоятельной работы, перечень практических заданий, темы для самостоятельного теоретического обучения (со ссылкой на конкретный литературный источник), примерные темы рефератов, библиографический список, вопросы к экзамену по физиологии животных.
Целью изучения физиологии животных при подготовке специалистов по направлению 111100 «Зоотехния», квалификации (степени) бакалавров по специальности является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о качественном своеобразии организма продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых бакалавру для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов. Задачи, реализуемые в ходе выполнения студентами самостоятельной работы, таковы: 1) формирование представлений о механизмах регуляции физиологических функций; 2) приобретение будущими бакалаврами «Зоотехнии» навыков по использованию полученных знаний физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства; 3) формирование у студентов компетенций в области самостоятельной подготовки, включая навыки работы с литературой, поиска необходимых данных в сети Internet, умение выбирать из предложенного материала наиболее важную информацию и способности к оперированию знаниями, полученными в ходе аудиторных занятий, для решения задач и выполнения заданий, что способствует повышению уровня компетентностного подхода в решении профессиональных задач.
самостоятельной работы Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих универсальных и профессиональных компетенций (УК, ПК): УК-1 – приобретается навык самостоятельной работы; УК-2 – формируется системность мышления, развивается способность к анализу и синтезу; УК-3 – развивается способность к организации и планированию, настойчивость в достижении цели; УК-4 – формируются исследовательские навыки. Самостоятельная работа в формировании профессиональных компетенций (ПК) заключается: ПК – 1 - способности применять знания о функциональных особенностях нервной системы, кровообращения, дыхания, пищеварительной системы, обмена веществ, выделения, размножения, лактации, высшей нервной деятельности и поведения животных для организации оптимальных методов и приемов их содержания, кормления, разведения и эффективного использования; ПК – 2 - принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных, обоснованного использования современных средств автоматизации и механизации в животноводстве; ПК – 3 - эффективное управление продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением.
Уметь: самостоятельно проводить исследования на животных (лабораторных и сельскохозяйственных) и составляющих системы их гомеостаза по изучению физиологических констант крови, обменных процессов и теплорегуляции, дыхания, эндокринной, иммунной, пищеварительной, лактации, выделительной систем и т.д. Владеть: знаниями механизмов регуляции физиологических процессов и функций на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, способствующих научной организации их содержания, кормления и эксплуатации.
В таблице 1 отражена структура самостоятельной работы. Самостоятельная работа включает: 1. Самостоятельное изучение теоретического материала, т. е. разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в библиографическом списке по дисциплине. Также студенты самостоятельно разбирают теоретический материал, не вошедший в состав лекционного курса; темы данного материала выдаются преподавателем в конце лекций. 2. Написание рефератов по темам, предлагаемым преподавателем во время лабораторного занятия. Для выполнения реферата рекомендуется литература, указанная в библиографическом списке; также студентам предлагается провести самостоятельный подбор литературы по определенной тематике. Объем дисциплины и виды самостоятельной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. Таблица 1
3. Решение задач по темам: «Возбудимые ткани», «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Обмен энергии и теплорегуляция». 4. Выполнение заданий, включая разбор тематических разделов, овладение нормативами, а также оценку определенных физиологических показателей в процессе тренировки. 5. Самотестирование, т. е. решение тестовых заданий внеаудиторно. Темы рефератов, задачи, задания и тестовые задания для самотестирования выдаются преподавателем на первом лабораторном занятии семестра. Сдача рефератов, задач, заданий преподавателю производится во время занятий в конце семестра. Cдача тестовых заданий должна происходить согласно графикам учебного процесса и самостоятельной работы студентов. 3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 3.1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы по тематическим разделам лекционного курса Тема 1. Процессы управления в живых системах: 1. Какова сущность процессов, лежащих в основе управления в живых системах? 2. Какие уровни управления в живых системах различают? 3. Дайте характеристику нервной и гуморальной регуляции физиологических функций. 4. В чем заключаются принципы управления в живых системах? 5. В чем сущность системного принципа регуляции функций? Тема 2. Общая физиология возбудимых тканей: 1. Какие ткани называются возбудимыми? Их свойства. 2. Виды раздражителей. Градиент раздражения, аккомодация. 3. Какова природа мембранного потенциала? 4. Каковы природа и механизм развития потенциала действия? 5. Современная теория мышечного сокращения. 6. Свойства скелетных и гладких мышц: возбудимость, проводимость, растяжимость, эластичность, пластичность и сократимость. 7. Каким законам раздражения подчиняются возбудимые ткани? 8. Каковы особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам? Тема 3. Нервная система: 1. Общая характеристика строения и функций нервной системы. 2. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Виды и функции. 3. Каковы особенности строения и свойства электрических синапсов? 4. Опишите строение и свойства химических синапсов. 5. В чем заключаются особенности проведения возбуждения через электрические и химические синапсы? 6. Благодаря каким принципам осуществляется координационная деятельность ЦНС? 7. Спинной мозг. Строение и функции. 8. Функции продолговатого мозга. 9. Рефлекторная и проводниковая функции моста. 10. Структуры среднего мозга и их функции. 11. Функции структур промежуточного мозга. 12. Лимбическая система: структура и функции. 13. Строение и функции мозжечка. 14. Какова роль базальных ядер в регуляции движений? 15. Строение и функциональная организация коры больших полушарий. 16. Каковы особенности различных отделов вегетативной нервной системы? Тема 4. Вегетативная нервная система: 1. Общие принципы строения и основные физиологические свойства вегетативной нервной системы. 2. Вегетативная иннервация тканей и органов. 3. Симпатические и парасимпатические отделы вегетативной нервной системы. 4. Вегетативные рефлексы и центры регуляции вегетативных функций. ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ: «ЭНДОКРИНОЛОГИЯ». Тема 5. Внутрисекреторная функция щитовидной железы: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Внутрисекреторная функция щитовидной железы. 4. Изменения в организме при недостаточной и избыточной функции щитовидной железы. Тема 6. Внутрисекреторная функция околощитовидных желез: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Физиологическое значение гормонов околощитовидной железы. 4. Изменения в организме при недостаточной и избыточной функции околощитовидных желез. 5. Регуляция деятельности околощитовидных желез. Тема 7. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Гормоны поджелудочной железы. 4. Изменения в организме при нарушении внутрисекреторной функции поджелудочной железы. 5. Регуляция внутренней секреции поджелудочной железы. Тема 8. Внутрисекреторная функция надпочечников: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Кора надпочечников и ее гормоны. 4. Внутрисекреторная функция мозгового вещества надпочечников. 5. Недостаток и избыток гормонов надпочечников. Тема 9. Внутрисекреторная функция половых желез: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Гормоны яичников, плаценты и их функция. 4. Гормоны семенников и их функция. 5. Регуляция внуртисекреторной деятельности половых желез. Тема 10. Внутрисекреторная функция гипофиза: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Структура гипофиза и состав гормонов его передней, средней и задней доли. 4. Гипоталамо-гипофизарный путь и значение его в формировании стресса. 5. Регуляция внутрисекреторной деятельности гипофиза. Тема 11. Внутрисекреторная функция тимуса и эпифиза: 1. Железы внутренней секреции и их гормоны. 2. Механизм действия гормонов. 3. Внутрисекреторная функция тимуса. 4. Внутрисекреторная функция эпифиза. ЛИТЕРАТУРА: 1. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы: учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1983. 2. Рябиков А.Я. Физиологи желез внутренней секреции. Курс лекций. Учеб. пособие. - Омск, 2000. ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ПИЩЕВАРЕНИЕ». Тема 12. Физиология и биохимия желудочного пищеварения у жвачных животных: 1. Методы изучения пищеварения в желудке жвачных животных. 2. Пищеварение в преджелудках и сычуге. 3. Жвачный процесс и его регуляция. 4. Особенности желудочного пищеварения у молодняка жвачных животных в молозивный и молочный период питания. Тема 13. Особенности животных с разными типами пищеварения: 1. Особенности пищеварения у животных с простым однокамерным желудком (описать на примерах конкретных видов животных). 2. Особенности пищеварения у животных со сложным однокамерным желудком (описать на примерах конкретных видов животных). 3. Особенности пищеварения у птиц. 3. Всасывание продуктов гидролиза у животных с разными типами пищеварения. Тема 14. Всасывание питательных веществ в желудочно-кишечном тракте животных: 1. Гидролиз основных биологических полимеров (углеводов (клетчатки, крахмала), белков, жиров и т.д.) до водорастворимого состояния. 2. Основные места всасывания продуктов гидролиза в желудочно-кишечном тракте животных с однокамерным желудком. 3. Основные места всасывания продуктов гидролиза в многокамерном желудке и кишечнике жвачных животных. 4. Механизм всасывания воды и продуктов гидролиза. Тема 15. Кишечное пищеварение: 1. Состав желудочного сока, сока поджелудочной железы, кишечного сока, желчи. 2. Пищеварение в тонкой кишке. 3. Пищеварение в толстой кишке. 4. Механизм всасывания воды и продуктов гидролиза. ЛИТЕРАТУРА: 1. А.Я. Рябиков и др. Методы изучения пищеварительной функции желудка жвачных животных. Учебное пособие, 1983. 2. Н.В. Курилов, А.П. Кроткова. Физиология и биохимия пищеварения животных, М.: Колос, 1971. Тема 16. Этология животных: 1.Врожденные формы поведения (инстинкты). 2.Приобретенные формы поведения. Импритинг, подражание. 3.Пищевое (кормовое) поведение. 4.Стадное (социальное) поведение. 5.Половое и материнское поведение. 6.Влияние среды на поведение животных. ЛИТЕРАТУРА: 1. Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М: Наука, 1975. - 283 с. 2. Гауптман Я. Этология сельскохозяйственных животных. М.: Колос, 1977. 3. Венедиктов Т.Н., Колобова Н.Г., Пушкарский В.Г. Что мы знаем о поведении животных. – М.: Колос, 1978. 4. Скрипниченко М.П. Этология крупного рогатого скота. - Алма-Ата: Кайнар, 1979. 5. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Мир, 1975. Тема 17. Физиология крови: 1. Общий принцип исчисления форменных элементов крови. 2. Подсчет эритроцитов. 3. Счетная камера Горяева. 4. Исчисление лейкоцитов. 5. Охарактеризовать клетки белой крови. 6. Назовите количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, содержание гемоглобина и СОЭ у крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц. 7. Лейкоцитарная формула, методы подсчета клеток белой крови в мазке. 8. Дать определение гемолизу, назвать виды гемолиза и определить резистентность эритроцитов. 9. Гемоглобин, его физиологические свойства. Количественное определение, виды гемоглобина. 10. Рассказать и проделать пробу Тейхмана (получение кристаллов гемина). 11. Рассказать механизм процесса свертывания крови. 12. Способы получения плазмы, сыворотки, дефибринированной крови. 13. Понятие о группах крови. 14. Как определить группы крови по стандартным сывороткам? 15. Составить таблицу совместимости групп крови. 16. Провести пробу на совместимость крови (проба Клемансо). 17. Провести определение агглютинационного титра сыворотки крови. Тема 18. Гемодинамика: 1. Расскажите особенности движения крови в артериях, венах и микроциркуляторном русле. 2. Круги кровообращения и особенности кровообращения печени, ж.к.т. и почек. 3. Сердечный цикл и фазы деятельности сердца, роль клапанного аппарата сердца. 4. Назовите проводящую систему сердца холоднокровных и теплокровных животных. 5. Лигатуры по Станниусу. 6. Функциональные группы кровеносных сосудов. 7. Перечислите физиологические особенности сердечной мышцы. 8. Назовите методы изучения функций сердечнососудистой системы. 9. Перечислите внешние проявления деятельности сердца. 10. Тоны и их происхождение. 11. Нарисовать электрокардиограмму (ЭКГ) и сделать анализ кривой. 12. Кровяное давление и методы его определения. 13. Определить кровяное давление клиническим методом у человека и с.-х животных. 14. Зарисовать кровяное давление, полученное в остром опыте. 15. Дать определение, что такое пульс, чем он характерен, зарисовать сфигмограмму. 16. Венный пульс, где он регистрируется, зарисовать и дать анализ флебограммы. Тема 19. Физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности: 1. Что такое рефлекс, нарисуйте схему рефлекторной дуги. 2. Физиология спинного мозга и назвать центры безусловных рефлексов спинного мозга. 3. Назовите проводящие пути центральной нервной системы и их значение. 4. Физиология продолговатого мозга и его роль в регуляции мышечного тонуса. 5. Физиология среднего мозга и мозжечка. 6. Дать объяснение механизма возникновения атонии, астазии, атаксии и астении у безмозжечкового животного. 7. Перечислите центры промежуточного мозга. 8. Механизм образования условного рефлекса. 9. Назовите основные свойства рефлексов. 10. Дайте характеристики типам нервной деятельности. 11. Назовите виды внутреннего торможения коры. 12. Что такое динамический стереотип. 13. Что такое сигнальные системы по учению И.П. Павлова? 14. Какие свойства нервных центров И.П. Павлов положил в основу деления типов высшей нервной деятельности? 15. Каким качеством характеризуется безусловный рефлекс? 16. Перечислите закономерности проведения возбуждения по нерву. 17. Назовите функциональные и структурные особенности различных областей коры больших полушарий. Тема 20. Сенсорные системы: 1. Каков общий план структурно-функциональной организации анали- заторов? 2. Как осуществляется кодирование и детектирование сигналов? 3. В чем заключаются особенности соматовисцеральной сенсорной системы? 4. Какова структурно-функциональная организация тактильного анализатора? 5. Терморецепция. 6. Проприоцептивная чувствительность. 7. Висцеральная чувствительность. 8. Зрительная сенсорная система и ее роль в регуляции движений. 9. Глаз и его диоптрический аппарат. 10. Структурно-функциональная организация сетчатки. 11. Особенности проводникового и центрального отделов зрительного анализатора. 12. Какие механизмы обеспечивают формирование изображения на сетчатке и ясное видение? 13. Слуховая сенсорная система и ее роль в регуляции движений. 14. Периферический отдел слуховой сенсорной системы. 15. Какова схема проведения звука? 16. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора. 17. Вестибулярная сенсорная система. Чем отличается рецепторный аппарат преддверия и полукружных каналов? 18. Чем представлен проводниковый и центральный отдел вестибуляр- ного анализатора? 19. Особенности организации обонятельного анализатора. 20. Особенности периферического отдела вкусового анализатора. 21. Центральный и периферический отдел вкусового анализатора. 22. Каков механизм вкусового восприятия? Тема 21. Физиология дыхания. 1. Что такое внешнее и тканевое дыхание? 2. Каковы функции внешнего дыхания? Его регуляция в покое и при функциональных нагрузках. 3. Опишите дыхательный цикл. 4. Каков состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха? 5. Перечислите легочные объемы. Как они изменяются при интенсивных физических нагрузках? 6. В каком виде транспортируются кровью кислород и углекислый газ? Что определяет кислородную емкость крови? 7. Каким образом осуществляется газообмен между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и тканями? 8. Что такое аэрогематический барьер? 9. Каким образом осуществляется регуляция дыхания? 10. Физиологические сдвиги при задержке дыхания и при гипервентиляции. 11. Особенности дыхания у птиц. Тема 22. Адаптация организма и резервные возможности организма: 1. Адаптация животных и птицы к температуре, газовому составу окружающей среды, шумам, технологическим условиям. 2. Дайте классификацию адаптогенов. 3. Как влияет на жизнедеятельность интенсивность фактора? 4. Назовите и охарактеризуйте фазы адаптации. 5. Какие различают фазы стресса? 6. Какими механизмами обеспечивается общий адаптационный синдром? 7. К чему приводит чрезмерная секреция глюкокортикоидов? 8. Каковы особенности адаптации к физическим нагрузкам? 9. Что представляет собой функциональная система адаптации? 10. Влияние стрессов на продуктивность и профилактика отрицательного воздействия «чрезвычайных раздражителей» и экстремальных факторов на животных. 11. Стрессоустойчивость животных, ее связь с типом высшей нервной деятельности. Тема 23. Обмен веществ и энергии: 1. Биологическое значение обмена веществ и энергии. 2. Круговорот в природе и место животных в этом процессе. 3. Единство обмена веществ и энергии. 4. Обмен веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма). 5. Методы изучения обмена веществ. 6. Обмен белков. Классификация белков, их значение для организма. 7. Обмен углеводов. Анаэробное и аэробное окисление углеводов (гликолиз и цикл Кребса). Регуляция обмена углеводов. 8. Обмен липидов. Классификация липидов, их значение для организма. Регуляция обмена липидов. 9. Обмен минеральных веществ. Значение макро- и микроэлементов для организма животных. Регуляция обмена минеральных веществ. 10. Обмен воды. Значение воды в организме. Потребности в воде у различных видов животных. Регуляция обмена воды. 11. Витамины. Общая характеристика. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их классификация и роль в организме. 12. Антивитамины. Механизм их действия. 13. Обмен энергии. Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. 14. Образование тепла при свободном окислении. Пути потребления энергии. 15. Регуляция обмена энергии. 16. Прямая и непрямая калориметрия. Газообмен как показатель энергетического обмена. Дыхательный коэффициент и его значение. 17. Основной обмен и методы его определения. Продуктивный обмен. 18. Теплообразование и теплоотдача. Теплообмен и регуляция температуры тела. 19. Химические и физические механизмы теплорегуляции. 20. Особенности теплорегуляции у животных разного вида. Температура тела у животных. 3.2. Домашние задания. По разделу: «Кровь» 1. Нарисовать сетку счетной камеры Горяева. 2. Нарисовать схему развития клеток крови в костном мозгу. 3. Нарисовать клетки белой крови, записать процентное соотношение объема плазмы и форменных элементов крови, их количество. По разделу: «Кровообращение». 1. Нарисовать строение сердца. 2. Зарисовать ЭКГ, обозначить зубцы, высоту и указать чему они соответствуют. 3. Зарисовать кривую кровяного давления, полученную в остром опыте, обозначить зубцы и расшифровать их. 4. Зарисовать кривые изменения кровяного давления и скорости кровотока по ходу сосудистой системы. 5. Перечислить факторы, обуславливающие возврат крови к сердцу. По разделу: «Дыхание». 1. Изобразите схему «саморегуляция дыхательного процесса». Объясните. 2. Записать состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. По разделу: «Пищеварение». 1. Перечислить слюнные железы, какой они выделяют секрет? Какие ферменты выделяются слюнными железами, какое вещество введенное в кровь, вызывает обильную секрецию слюны? 2. Назовите рН слюны, желудочного сока, сока поджелудочной железы, желчи. 3. Представить схемы рисунков изолированных желудочков по Павлову и Гейденгайну. 3.3. Тематические вопросы лекционных разделов, выделенные для самостоятельной подготовки
3.4. Перечень разделов для самостоятельного теоретического обучения Эти разделы не вошли в лекционный курс. Физиология двигательного аппарата. Координация движений.
Физиология иммунной системы.
Физиология органов размножения.
Контроль теоретической работы студентов в рамках указанных тематических разделов осуществляется в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также на коллоквиумах. Тестирование студентов проводится в течение 3-го и 4-го семестров; в конце семестров либо по мере выполнения заданий. Тестовые задания по темам выносятся на промежуточный контроль и решаются либо письменно, либо в компьютерном классе. Коллоквиумы проводятся в устной форме. На коллоквиум выносятся вопросы из списка контрольных вопросов по теме, а также вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение. В 3-м семестре предусмотрены коллоквиумы по темам «Возбудимые ткани» (5-я неделя); «Нервная система. Высшая нервная деятельность» (11-я неделя); «Физиология сердца, Гемодинамика. Физиология дыхания» (17-я неделя); в 4-м семестре проводятся коллоквиумы по темам «Кровь» (6-я неделя), «Физиология пищеварения» (12-я неделя), «Выделение. Обмен веществ и энергии. Железы внутренней секреции. Лактация» (18-я неделя). В случае, если коллоквиум не сдан или тестовые задания не решены, количество относительных единиц в текущей аттестации снижается.
4.1. Описание схем и рисунков
Рис. 1. Нейроны Вопросы: а) классификация нейронов; б) клетки нейроглии и их функции.
(рис. 2)? Рис. 2. Виды постсинаптического торможения
Рис. 3. Структуры головного мозга Вопросы: а) сегментарные и надсегментарные рефлексы продолговатого мозга; б) функции мозжечка; в) рефлекторная деятельность структур среднего мозга; г) структуры и функции промежуточного мозга.
Рис. 4 Объясните механизм: а) диффузии газов между альвеолами легких и кровью (рис. 4); б) транспорт газов кровью; в) тканевое дыхание.
Рис. 5.
Рис. 6. Синапс Вопросы: а) что такое синапс; б) классификация синапсов по типу контакта с эффектором; в) механизм синаптической передачи возбуждения.
Рис. 7. Схема строения саркомера Вопросы: а) молекулярные механизмы сокращения мышечных волокон; б) режимы и типы мышечных сокращений; в) энергия мышечного сокращения; г) физиологические основы утомления мышц.
Рис. 8. Строение нефрона Вопросы: а) объясните механизм образования мочи; б) роль почек в синтезе биологически активных веществ.
Рис. 9. Желудочно-кишечный тракт крупного рогатого скота.
Рис. 10. Проводящая система сердца. Вопросы: а) объясните последовательность распространения возбуждения в сердце; б) скорость проведения возбуждения в различных участках проводящей системы сердца.
(рис. 10) Рис. 10. Микрофотографии циркулирующей крови. Световой микроскоп, увеличение х 1325. 4.2. Практические задачи Опыт: Измерение температуры тела у животных. Провести термометрию (термометр вводят в прямую кишку животного на 5 минут) у 2-3 животных разного возраста утром и вечером. Сделать выводы о зависимости температуры тела от возраста и вида животного. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Экологическая физиология учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия... Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных | ||
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру... | Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «физиология животных» Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физиология животных» за счет активизации... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол №11 | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (12 апреля 2011 г протокол №9) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (12 апреля 2011 г протокол №9) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области |