Скачать 1.52 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...................................................3 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……......................................13 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………...15 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА………………15 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ............................................................... 16 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................16 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ …………………………………….....17 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.I................................................................21 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II………………………………………...22 ПЛАНЫ (КОНСПЕКТЫ) ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………….. .23 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕКСИХ ЗАНЯТИЙ……………….28 ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТА……………………...37 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………38 III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ......46 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ…………………………………………………………………..47 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..51 IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ............................................60 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………………64 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................66 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………………………………………..66 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ….……………………………………..68 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………………………………………....…………..71 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….............73 МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………74 I. Учебная программа дисциплины Введение Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала. Учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 030900 – бакалавр юриспруденции. Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Концепции современного естествознания», которыми должен обладать выпускник СГЮА. Учебная программа дисциплины: «Концепции современного естествознания» структурно включает в себя:
Курс "Концепции современного естествознания" - это система знаний о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения; панораме современного естествознания, с его историей и тенденциями развития. В рамках этой учебной дисциплины формируется преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере; решаются вопросы об использовании полученных сведений в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Основная его цель: - дать студентам общие знания о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения;
научить использовать полученные сведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Задачи изучения: овладение естественнонаучными знаниями, и умением использовать их в повседневной жизни и практике. Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается после философии, что позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение. Дисциплины «Философия» и «Концепции современного естествознания» позволяют сформировать объективную научную картину мира (НКМ). По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент должен знать:
По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент уметь:
видеть мир во всей сложности и тонкости взаимодействия. Выпускник, освоивший программу, должен: обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК – 1-9, ПК – 1-19 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в экспертно-консультационной деятельности:
в педагогической деятельности:
В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 12 тем. Тема №1. Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук Тема №2. Структура естественнонаучного познания Тема №3. Методы и динамика естественнонаучного познания Тема №4.Современные представления о Вселенной Тема №5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система Тема №6. Происхождение и эволюция жизни. Тема №7.Закономерности биологической эволюции Тема №8. Происхождение и эволюция человека Тема №9. Социобиология и ее роль в изучении человека Тема №10. Биосфера и цивилизация. Тема №11. Экология. Здоровье и концепция выживания Тема №12. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, а также многолетний опыт преподавания Концепций современного естествознания в СГЮА и других ВУЗах страны. Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Предмет современного естествознания. Структура и место среди других наук. Концепции современного естествознания - учебная дисциплина, введенная для преподавания в системе высшего гуманитарного образования. Ее изучение необходимо обучающемуся в ВУЗе, чтобы стать высокообразованным, эрудированным, интеллигентным и культурным человеком. К КСЕ относятся не только научные достижения XX века - периода бурного научно-технического прогресса, но и все те, которые образуют краеугольные камни современной науки, представляющие разновременные по своему происхождению ее части. Для их принятия, необходимо, прежде всего уяснить, что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика; определяющие характер своеобразных методов научного исследования, язык, аппаратуру и т.д., позволяющих осуществлять теоретическое и эмпирическое освоение окружающей действительности. Она становится основой нового свободного университетского образования (академического), целью которого является готовить специалистов различных профилей высокого ранга и звена. Наука - многофункциональное явление и проявляется как: 1) отрасль культуры; 2) Способ познания мира; 3) Специальный институт. Тема 2. Структура естественнонаучного познания Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создание теорий или обобщений, описывающих природные явления, представляющих особый рациональный способ познания мира. Оно общезначимо и дает «родовую истину», принимаемую всеми людьми, поэтому традиционно рассматривается в качестве эталона научной объективности. В содержательном плане предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые органами чувств человека. Научные факты, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение, при этом истинной признается то положение, которое подтверждается опытом или экспериментом. Не меньшую роль играет творческий процесс создания гипотез, теорий и аргументации. Схематично структура научного познания представляется довольно сложно, включая последовательные моменты, начинающиеся с каких-либо фактов, наблюдений, продолжающиеся в эксперимент и завершающиеся выведением закона, новых понятий и проверкой на опыте, в случае необходимости - принятием новых гипотез. Тема 3. Методы и динамика естественнонаучного познания. Человек, обладающий сведениями об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях делит всю имеющуюся у него информацию на естественнонаучное знание и гуманитарное - знание о самом себе. Различия заключаются на разделении субъекта (человека) и объекта (природы), которую познает сам человек. При первом - преимущественное внимание уделяется объекту, при втором - самому субъекту (человеку). Современная наука зиждется на определенной методологии. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета. Выделяются эмпирические методы научного познания: (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотеко-дедуктивный метод), всеобщие (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация), а также статистические и математические методы исследования. Тема 4. Современные представления о Вселенной. С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении Вселенной, которую в целом изучает космология. Изучение ее основывается, преимущественно на наблюдениях, производимыми астрономами, астрофизиками, а также воспроизводимых моделях для возможных вариантов объяснения с помощью универсальных законов физики функционирования мира и полученных выводах, которые не противоречат возможности существования самого человека, так называемый антропный принцип. В настоящее время, наука допускает, что все могло создаться из «ничего», считающийся в научной терминологии вакуумом и по современным представлениям являющимся своеобразной формой материи, способной при случайной флюктуации «рождать» вещественные частицы. Он (вакуум) может приходить в «возбужденное состояние», вследствие чего в нем может образоваться поле, а из него, что подтверждается современными физическими экспериментами - «вещество» (субстрат). Вакуум приобретает особые свойства, проявляющиеся в наблюдаемых эффектах. Наиболее общепринятой является модель расширяющейся Вселенной, построенной на основе теории относительности А. Эйнштейна (1916 г.). Тема 5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система. Вопрос об образовании и строении галактик - важный для происхождения Вселенной. Его изучает космогония, которая разделяется на планетную, звездную и галактическую. Галактика представляет собой гигантские скопления звезд и их систем, имеющие ядро (центр) и различную форму. Наша галактика называется «Млечный путь». Звезды изучает наука - Астрономия, исследующая радиоволны, свет, различные виды излучений и подразделяющаяся на небесную механику, радиоастрономию, астрофизику и др. Последняя (астрофизика) приобретает в настоящее время особое значение. Основным ее методом является спектральный анализ. На помощь астрономам пришла наука - космонавтика, изучающая теории космических полетов, научно-технические и медико-биологические проблемы. У ее истоков стоял К.Э.Циолковский (1903г.). Принятие модели Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной привело к гипотезе В.Амбарцумяна (1947г.) о возникновении галактик, звезд и планетных систем дозвездного вещества путем его фрагментации. Известны три гипотезы происхождения солнечной системы: X. Альвена (шв. астрофизик), Ф. Хойла (англ.астроном), О.Ю.Шмидта (сов.ученый). |
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Учебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе... Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7 | ||
Тематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения) Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного... | Вариативный модуль 72 часа Учебно-методические документы: учебный... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Учебно-тематический план на 2011-2012у г. (1 год обучения) стр. 20... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий... |