Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация»





Скачать 312.57 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация»
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер312.57 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


БИОЛОГИЯ







Для студентов обучающихся по:




специальности

060301 «Фармация»

квалификация (степень)

выпускника

специалист





Форма обучения

очная










Москва

2010 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплиныформирование у студентов комплекса систематизированных знаний об основах биологических закономерностей жизнедеятельности живых организмов, развитьие общебиологическийого подхода к решению общих и частных вопросов фармации.

Задачами: дисциплины являются:

- приобретение теоретических знаний в области молекулярной биологии, цитологии, основных способов размножения и механизмов деления клеток, общей и медицинской генетики, закономерностей эмбрионального и постэмбрионального развития живых организмов, современных проблем экологии и паразитологии, как вида биотических связей;

- формирование умения использовать современные методы изучения молекулярно-генетических основ жизнедеятельности клетки, строения и функций основных клеточных структур, решения задач медико-генетического консультирования и вопросов профилактики распространения паразитарных заболеваний человека;

- приобретение умения работы с основными методами и средствами микроскопии, соблюдением правил приготовления временных и анализа постоянных препаратов, таблицей генетического кода при решении задач молекулярной биологии;

- приобретение умения идентифицировать основные клеточные структуры, решать задачи молекулярной биологии, общей и медицинской генетики, распознавать генетические заболевания на основе симптоматики и анализа хромосомного набора человека, определять систематическое положение паразита по морфологическим признакам и циклу развития и круг возможных болезней, связанных с простейшими, гельминтами, членистоногими и хордовыми;

- закрепление теоретических знаний по основам цитологии, биологии развития, генетики, паразитологии.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биология» изучается в I семестре, относится к циклу математических и естественнонаучных, математических и медико-биологических дисциплин. образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация».

Для освоения дисциплины необходимы знания, формируемые на базе общего среднего образования, полученные в курсе биологии, химии, физики, математики, географии, истории.

Является предшествующей для изучения дисциплин:

- цикла гуманитарных, социальных и зкономических дисциплин: философия, биоэтика, психология и педагогика;

- цикла математических и естественнонаучных дисциплин: биологическая химия; физиология с основами анатомии; микробиология; основы экологии и охраны природы;

цикла профессиональных дисциплин: общая гигиена; фармакология; клиническая фармакология; медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, фармацевтическая химия; токсикологическая химия.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих и развитие компетенций:

способен к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, может адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, склонен к формированию новых идей (креативности) (ОК-6);

способен представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, а также склонен критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования и способен содействовать обучению и развитию других (ОК-8);

способен на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить его результаты, использовать современные технологии в практической деятельности, а также готов к работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ОК-9);

способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также имеет склонность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни. Владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-11);

научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность:

способен и готов к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

владением навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15);

способеностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

способеностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

способеностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

В результате освоения дисциплины студент должен

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно обусловленных уровнях организации;

  • роль химических элементов, неорганических (вода и минеральные соли) и органических соединений (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ) в жизнедеятельности клетки;

  • химический состав клетки, роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки, строение и функции наиболее важных органических соединений белков, углеводов, нуклеиновых кислот;

  • основы клеточной теории, особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической), строение эукариотической клетки (клеточная мембрана, виды транспорта через мембрану и их значение в поддержании гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки) клеток, виды транспорта через биологическую мембрану;

  • пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки, этапы репликации ДНК и биосинтеза белка, механизм регуляции активности генов;

  • основные формы и механизмы размножения организмов (бесполый и половой), периодизацию клеточного цикла (механизмы кариокинеза по типу митоза и мейоза, их биологическое значение), онтогенез и его периодизацию, особенности онтогенеза человека внутриутробное развитие и его критические периоды, роды, постэмбриональный онтогенез, влияние факторов среды на ход эмбриогенеза;)

  • основные понятия и термины генетики, законы генетики и их значение для медицины, основные закономерности наследственности и изменчивости; наследственные болезни человека;

  • основные направления филогенетических изменений систем органов хордовых;

  • законы биосферы и экологии; паразитизм, как форму биотических связей, характеристику основных паразитических представителей типов простейшие, плоские черви, круглые черви, членистоногие; жизненные циклы паразитов, значение для медицины, меры профилактики заболеваний.надцарства одноклеточные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие. Жизненные циклы, значение для медицины, меры профилактики заболеваний.

  • - Уметь:

  • пользоваться микроскопом при использовании постоянных и временных препаратов;

  • работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты;

  • устанавливать принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции;

  • решать задачи по молекулярной, общей и медицинской генетике;

  • определять систематическое положение паразита по морфологическим признакам и циклу развития, а также и круг возможных болезней, связанных с простейшими, гельминтами, членистоногими и хордовыми.



Владеть:

  • методами работы с учебной и учебно-методической литературой;

  • знаниями по биологии для осуществления научно-исследовательской деятельности по проблемам современной биотехнологии;

  • методами определения паразита по микрофотографиям и макроскопической картине болезни;

  • навыками оказания консультативной помощи населению в вопросах общей профилактики паразитарных заболеваний, распространенных в регионе проживания.


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4,2 зачетных единиц.


Виды учебной работы

Всего часов

/зачетных единиц

Семестры


I

Аудиторные занятия (всего)

90

90

В том числе:







Лекции, (Л)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)

48

48

Семинары (С)

6

6

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего), (СРС)

45

45

В том числе:







Реферат







Вид промежуточной аттестации (экзамен), зач. ед.

0,45

0,45

Общая трудоемкость

часы

135

135

зач.етныеед.иницы

4,2

4,2


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела

дисциплины

базовой части ФГОС

Содержание раздела

  1. 1.

Молекулярно-генетический, клеточный и организменный уровни организации живого (цитология, онтогенез, генетика)

1. Введение в биологию. Сущность жизни. Уровни организации живой материи.

Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Системность и организованность живой природы Земли. Дискретность и целостность. Живые существа – дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации.

Фундаментальные свойства живых систем (самообновление, саморегуляция, самовоспроизводство) и атрибуты жизни: обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, размножение, наследственность и изменчивость. Уровни организации живого. Место биологии в системе высшего фармацевтического образования.

2. Цитология

Химический состав клетки: макро- и микроэлементы, вода и неорганические соли, органические вещества: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Молекулярные основы воспроизведения клетки. Репликация и репарация ДНК. Биосинтез белка. Особенности организации и экспрессии генетической информации. Принципы регуляции активности генов. Структура и биологическая роль АТФ.

Клеточная теория. Клетка как элементарная единица живого. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Строение и функции биологических мембран. Виды транспорта через мембраны (активный и пассивный). Перекисное окисление липидов мембран. Понятие об антиоксидантах. Органоиды клетки: двумембранные (ядро, митохондрии, пластиды) одномембранные (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли, пероксисомы) и немембранные (рибосомы, клеточный центр, микрофиламенты, микротрубочки, реснички, жгутики), их строение и функции. Межклеточные контакты. Клеточная рецепция, как основа действия лекарственных препаратов.

Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие об окислительном фосфорилировании. Взаимоотношение клеток с окружающей средой. Понятие о гомеостазе.

3. Онтогенез

Размножение – универсальное свойство живого. Клеточный цикл (кариокинез по типу митоза и по типу мейоза). Биологическое значение митоза и мейоза. Гаметогенез. Регуляция клеточного деления. Понятие об апоптозе и бласттрансформации. Оплодотворение. Бесполое и половое размножение и их биологическая роль. Половой процесс у одноклеточных. Понятие о партеногенезе и самооплодотворении как особых формах полового процесса. Онтогенез и его периодизация. Характеристика эмбрионального периода (дробление, гаструляция, гисто- и органогенез). Постэмбриональное развитие. Особенности онтогенеза человека: взаимодействие материнского организма и плода, роль наследственности и среды в онтогенезе, критические периоды развития, тератогенные факторы.

Постнатальный онтогенез. Регенерация и адаптация. Биологические аспекты старения, смерти. Проблемы долголетия.

4. Генетика

Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость – фундаментальное свойство живого. Основные термины генетики. Уровни организации наследственного материала: генный, хромосомный, геномный. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков (Т. Морган). Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетика пола. Наследование групп крови. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой.

Биологические основы вариабельности действия лекарств и канцерогенного действия антибиотиков.

Биологические основы наследственных болезней человека.

Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная и их значение в онтогенезе и эволюции. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.

Медицинская генетика. Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический.

Понятие о наследственных болезнях, роль среды в их проявлении. Врожденные и неврожденные наследственные болезни. Генные наследственные болезни, механизмы их развития. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом у человека; механизмы их развития. Использование методов генной инженерии в лечении наследственных болезней. Профилактика наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое прогнозирование – определение риска рождения больного ребенка в семье.

Основы эволюционного учения. Понятие о виде и популяции. Микро- и макроэволюция. Естественный отбор. Искусственный отбор как основа селекции. Основы селекции микроорганизмов, растений и животных. Основы биотехнологии. Методы генной, хромосомной и клеточной инженерии.

Современные проблемы биологии. Нобелевские лауреаты в области медицины и биологии последних лет.

2.

Популяционно-видовой, биогеоценологический, биосферный уровни организации живого (филогенез, экология, паразитология, биосфера)

1. Филогенез

Филогенез функциональных систем хордовых: кровеносной, нервной, выделительной, дыхательной. Индивидуальное и историческое развитие. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенеза.

2. Экология

Экология – наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Антропоценоз. Пищевые цепи и структура биопродуцентной экологической энергетической пирамиды.

Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Влияние на организм абиотических факторов: температуры, света, влажности, звука, ионизирующего излучения. Влияние на организм биотических факторов. Формы взаимодействия между организмами в популяции. Биосфера как глобальная экосистема Земли. Структура и функции биосферы. Человек и биосфера. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества.

3. Паразитология

Классификация паразитических форм животных. Взаимоотношения в системе: паразит – хозяин. Жизненные циклы паразитов. Промежуточный и основной хозяева.

Трансмиссивные природно-очаговые паразитарные заболевания. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах. Структура природного очага.

Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Характерные черты организации.

Классы:

- Саркодовые (дизентерийная амеба);

- Жгутиковые (лейшмании, трихомонады, лямблии, трипаносомы);

- Споровики (малярийные плазмодии, токсоплазма, пневмоциста);

- Инфузории (балантидий).

Морфологическая характеристика, циклы развития паразитических простейших. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.

Подцарство Многоклеточные

Гельминты.

Тип Плоские черви. Характерные черты организации.

Класс Сосальщики (печеночный, кошачий, легочный, кровяной). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.

Класс Ленточные черви (бычий, свиной, карликовый цепни; широкий лентец, эхинококк, альвеококк). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.

Тип Круглые черви. Характерные черты организации.

Класс собственно круглые черви (аскарида, острица, власоглав, анкилостомы, трихинелла, ришта). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки – промежуточные хозяева гельминтов человека.

Класс Паукообразные: чесоточный зудень, иксодовые и аргазовые клещи. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики.

Класс Насекомые. Насекомые – переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты).

Использование продуктов жизнедеятельности насекомых в фармации.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины микро биология рекомендуется...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconРабочая программа учебной дисциплины генетика человека с основами...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060301 Фармация
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconРабочая программа ботаника /наименование дисциплины/ Для специальности...
Рабочая программа по ботанике разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины ботаника рекомендуется...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины физика рекомендуется...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconОсновная образовательная программа по дисциплине базовой части Ботаника...
...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины химия общая и неорганическая...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины физическая и коллоидная...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа наименование дисциплины физиология с основами...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 07 Ботаника
Примерная программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconРабочая программа по дисциплине: Гигиенические основы здорового образа...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconРабочая программа Патология Специальность 060301 «Фармация»
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 «Фармация», утвержденным приказом Министерства образования...
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности 060301 «Фармация» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 01 Основы латинского языка
Примерная программа учебной дисциплины основ латинского языка с медицинской терминологией разработана на базе Федерального государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск