МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
| БИОЛОГИЯ
|
|
| Для студентов обучающихся по:
|
| специальности
| 060301 «Фармация»
| квалификация (степень)
выпускника
| специалист
|
|
| Форма обучения
| очная
|
|
|
| Москва
2010 г.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студентов комплекса систематизированных знаний об основах биологических закономерностей жизнедеятельности живых организмов, развитьие общебиологическийого подхода к решению общих и частных вопросов фармации.
Задачами: дисциплины являются:
- приобретение теоретических знаний в области молекулярной биологии, цитологии, основных способов размножения и механизмов деления клеток, общей и медицинской генетики, закономерностей эмбрионального и постэмбрионального развития живых организмов, современных проблем экологии и паразитологии, как вида биотических связей;
- формирование умения использовать современные методы изучения молекулярно-генетических основ жизнедеятельности клетки, строения и функций основных клеточных структур, решения задач медико-генетического консультирования и вопросов профилактики распространения паразитарных заболеваний человека;
- приобретение умения работы с основными методами и средствами микроскопии, соблюдением правил приготовления временных и анализа постоянных препаратов, таблицей генетического кода при решении задач молекулярной биологии;
- приобретение умения идентифицировать основные клеточные структуры, решать задачи молекулярной биологии, общей и медицинской генетики, распознавать генетические заболевания на основе симптоматики и анализа хромосомного набора человека, определять систематическое положение паразита по морфологическим признакам и циклу развития и круг возможных болезней, связанных с простейшими, гельминтами, членистоногими и хордовыми;
- закрепление теоретических знаний по основам цитологии, биологии развития, генетики, паразитологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Биология» изучается в I семестре, относится к циклу математических и естественнонаучных, математических и медико-биологических дисциплин. образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация».
Для освоения дисциплины необходимы знания, формируемые на базе общего среднего образования, полученные в курсе биологии, химии, физики, математики, географии, истории.
Является предшествующей для изучения дисциплин:
- цикла гуманитарных, социальных и зкономических дисциплин: философия, биоэтика, психология и педагогика;
- цикла математических и естественнонаучных дисциплин: биологическая химия; физиология с основами анатомии; микробиология; основы экологии и охраны природы;
цикла профессиональных дисциплин: общая гигиена; фармакология; клиническая фармакология; медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, фармацевтическая химия; токсикологическая химия.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих и развитие компетенций:
способен к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, может адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, склонен к формированию новых идей (креативности) (ОК-6);
способен представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, а также склонен критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования и способен содействовать обучению и развитию других (ОК-8);
способен на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить его результаты, использовать современные технологии в практической деятельности, а также готов к работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ОК-9);
способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также имеет склонность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни. Владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-11);
научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность:
способен и готов к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44);
владением навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15);
способеностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
способеностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способеностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).
В результате освоения дисциплины студент должен
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно обусловленных уровнях организации;
роль химических элементов, неорганических (вода и минеральные соли) и органических соединений (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ) в жизнедеятельности клетки;
химический состав клетки, роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки, строение и функции наиболее важных органических соединений белков, углеводов, нуклеиновых кислот;
основы клеточной теории, особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической), строение эукариотической клетки (клеточная мембрана, виды транспорта через мембрану и их значение в поддержании гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки) клеток, виды транспорта через биологическую мембрану;
пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки, этапы репликации ДНК и биосинтеза белка, механизм регуляции активности генов;
основные формы и механизмы размножения организмов (бесполый и половой), периодизацию клеточного цикла (механизмы кариокинеза по типу митоза и мейоза, их биологическое значение), онтогенез и его периодизацию, особенности онтогенеза человека внутриутробное развитие и его критические периоды, роды, постэмбриональный онтогенез, влияние факторов среды на ход эмбриогенеза;)
основные понятия и термины генетики, законы генетики и их значение для медицины, основные закономерности наследственности и изменчивости; наследственные болезни человека;
основные направления филогенетических изменений систем органов хордовых;
законы биосферы и экологии; паразитизм, как форму биотических связей, характеристику основных паразитических представителей типов простейшие, плоские черви, круглые черви, членистоногие; жизненные циклы паразитов, значение для медицины, меры профилактики заболеваний.надцарства одноклеточные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие. Жизненные циклы, значение для медицины, меры профилактики заболеваний.
- Уметь:
пользоваться микроскопом при использовании постоянных и временных препаратов;
работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты;
устанавливать принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции;
решать задачи по молекулярной, общей и медицинской генетике;
определять систематическое положение паразита по морфологическим признакам и циклу развития, а также и круг возможных болезней, связанных с простейшими, гельминтами, членистоногими и хордовыми.
Владеть:
методами работы с учебной и учебно-методической литературой;
знаниями по биологии для осуществления научно-исследовательской деятельности по проблемам современной биотехнологии;
методами определения паразита по микрофотографиям и макроскопической картине болезни;
навыками оказания консультативной помощи населению в вопросах общей профилактики паразитарных заболеваний, распространенных в регионе проживания.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4,2 зачетных единиц.
Виды учебной работы
| Всего часов
/зачетных единиц
| Семестры
| I
| Аудиторные занятия (всего)
|
90
|
90
| В том числе:
|
|
| Лекции, (Л)
|
36
|
36
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
48
|
48
| Семинары (С)
|
6
|
6
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего), (СРС)
|
45
|
45
| В том числе:
|
|
| Реферат
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен), зач. ед.
|
0,45
|
0,45
| Общая трудоемкость
| часы
|
135
|
135
| зач.етныеед.иницы
| 4,2
| 4,2
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
базовой части ФГОС
| Содержание раздела
| 1.
| Молекулярно-генетический, клеточный и организменный уровни организации живого (цитология, онтогенез, генетика)
|
1. Введение в биологию. Сущность жизни. Уровни организации живой материи.
Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Системность и организованность живой природы Земли. Дискретность и целостность. Живые существа – дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации.
Фундаментальные свойства живых систем (самообновление, саморегуляция, самовоспроизводство) и атрибуты жизни: обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, размножение, наследственность и изменчивость. Уровни организации живого. Место биологии в системе высшего фармацевтического образования.
2. Цитология
Химический состав клетки: макро- и микроэлементы, вода и неорганические соли, органические вещества: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Молекулярные основы воспроизведения клетки. Репликация и репарация ДНК. Биосинтез белка. Особенности организации и экспрессии генетической информации. Принципы регуляции активности генов. Структура и биологическая роль АТФ.
Клеточная теория. Клетка как элементарная единица живого. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Строение и функции биологических мембран. Виды транспорта через мембраны (активный и пассивный). Перекисное окисление липидов мембран. Понятие об антиоксидантах. Органоиды клетки: двумембранные (ядро, митохондрии, пластиды) одномембранные (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли, пероксисомы) и немембранные (рибосомы, клеточный центр, микрофиламенты, микротрубочки, реснички, жгутики), их строение и функции. Межклеточные контакты. Клеточная рецепция, как основа действия лекарственных препаратов.
Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие об окислительном фосфорилировании. Взаимоотношение клеток с окружающей средой. Понятие о гомеостазе.
3. Онтогенез
Размножение – универсальное свойство живого. Клеточный цикл (кариокинез по типу митоза и по типу мейоза). Биологическое значение митоза и мейоза. Гаметогенез. Регуляция клеточного деления. Понятие об апоптозе и бласттрансформации. Оплодотворение. Бесполое и половое размножение и их биологическая роль. Половой процесс у одноклеточных. Понятие о партеногенезе и самооплодотворении как особых формах полового процесса. Онтогенез и его периодизация. Характеристика эмбрионального периода (дробление, гаструляция, гисто- и органогенез). Постэмбриональное развитие. Особенности онтогенеза человека: взаимодействие материнского организма и плода, роль наследственности и среды в онтогенезе, критические периоды развития, тератогенные факторы.
Постнатальный онтогенез. Регенерация и адаптация. Биологические аспекты старения, смерти. Проблемы долголетия.
4. Генетика
Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость – фундаментальное свойство живого. Основные термины генетики. Уровни организации наследственного материала: генный, хромосомный, геномный. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков (Т. Морган). Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетика пола. Наследование групп крови. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой.
Биологические основы вариабельности действия лекарств и канцерогенного действия антибиотиков.
Биологические основы наследственных болезней человека.
Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная и их значение в онтогенезе и эволюции. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.
Медицинская генетика. Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический.
Понятие о наследственных болезнях, роль среды в их проявлении. Врожденные и неврожденные наследственные болезни. Генные наследственные болезни, механизмы их развития. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом у человека; механизмы их развития. Использование методов генной инженерии в лечении наследственных болезней. Профилактика наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое прогнозирование – определение риска рождения больного ребенка в семье.
Основы эволюционного учения. Понятие о виде и популяции. Микро- и макроэволюция. Естественный отбор. Искусственный отбор как основа селекции. Основы селекции микроорганизмов, растений и животных. Основы биотехнологии. Методы генной, хромосомной и клеточной инженерии.
Современные проблемы биологии. Нобелевские лауреаты в области медицины и биологии последних лет.
| 2.
| Популяционно-видовой, биогеоценологический, биосферный уровни организации живого (филогенез, экология, паразитология, биосфера)
|
1. Филогенез
Филогенез функциональных систем хордовых: кровеносной, нервной, выделительной, дыхательной. Индивидуальное и историческое развитие. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенеза.
2. Экология
Экология – наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Антропоценоз. Пищевые цепи и структура биопродуцентной экологической энергетической пирамиды.
Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Влияние на организм абиотических факторов: температуры, света, влажности, звука, ионизирующего излучения. Влияние на организм биотических факторов. Формы взаимодействия между организмами в популяции. Биосфера как глобальная экосистема Земли. Структура и функции биосферы. Человек и биосфера. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества.
3. Паразитология
Классификация паразитических форм животных. Взаимоотношения в системе: паразит – хозяин. Жизненные циклы паразитов. Промежуточный и основной хозяева.
Трансмиссивные природно-очаговые паразитарные заболевания. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах. Структура природного очага.
Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Характерные черты организации.
Классы:
- Саркодовые (дизентерийная амеба);
- Жгутиковые (лейшмании, трихомонады, лямблии, трипаносомы);
- Споровики (малярийные плазмодии, токсоплазма, пневмоциста);
- Инфузории (балантидий).
Морфологическая характеристика, циклы развития паразитических простейших. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.
Подцарство Многоклеточные
Гельминты.
Тип Плоские черви. Характерные черты организации.
Класс Сосальщики (печеночный, кошачий, легочный, кровяной). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.
Класс Ленточные черви (бычий, свиной, карликовый цепни; широкий лентец, эхинококк, альвеококк). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.
Тип Круглые черви. Характерные черты организации.
Класс собственно круглые черви (аскарида, острица, власоглав, анкилостомы, трихинелла, ришта). Морфология, циклы развития. Пути заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики, принципы лечения.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки – промежуточные хозяева гельминтов человека.
Класс Паукообразные: чесоточный зудень, иксодовые и аргазовые клещи. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики.
Класс Насекомые. Насекомые – переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты).
Использование продуктов жизнедеятельности насекомых в фармации.
|
|