Скачать 400.09 Kb.
|
Программа курса «Бионика» или «Учимся у природы» для 9 - 11 классов общеобразовательных школ учителя биологии МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области Ульяновой Ирины Васильевны. Программа курса ориентирована на обучающихся в 9 – 11 классах, рассчитана на 35 ч. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Программа курса содержит знания, позволяющие изучать биологию на более детальном и глубоком уровне, вызывающие познавательный интерес обучающихся с позиции бионики и профориентации. Программа содержит все необходимое для реализации поставленных целей, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию старшеклассников, не создавая учебных перегрузок. Программа предопределяет широкое использование современных педагогических технологий и ИКТ, активных методов и приемов обучения, которые помогают обеспечить связь между базовыми и углубленными знаниями по биологии. Программа имеет пояснительную записку с четким обоснованием актуальности, важности и значимости курса. В программе конкретно определены цели и задачи, результаты обучения, методы проверки их достижимости, темы и задания семинаров, творческих работ, экскурсий, проектные исследования, планы проведения практических и лабораторных работ. Есть требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Тематическое содержание - полное и детальное. Программа содержит список литературы для учителя и учащихся, цифровых образовательных ресурсов, интерактивных наглядных пособий. Предложенные учебно-методические и материально-технические средства делают программу реалистичной для выполнения. Данная программа рекомендована к использованию в общеобразовательных учреждениях города. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. РАССКАЗОВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Рабочая программа курса «БИОНИКА» ИЛИ «УЧИМСЯ У ПРИРОДЫ» для 9 - 11 класса общеобразовательных школ Автор - составитель программы: Ульянова Ирина Васильевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово 2013 Пояснительная записка Курс «Бионика» или «Учимся у природы» предназначен для учащихся 9 - 11 классов средних общеобразовательных школ и рассчитан на 35 ч. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении биологии и других учебных дисциплин естественно – научного цикла в средней школе, углубляет и расширяет их. В наше время появилось самостоятельное направление в науке и технике, цель которого – использовать биологические знания для решения инженерных задач и развития техники. В своей практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания. Естественный отбор сохраняет структуры, наиболее совершенные в функциональном отношении и наиболее экономичные по затрате материала. В настоящее время все больше достижений биологических дисциплин находит применение в технике. Основная цель курса - показать необходимость развития в процессе обучения биологии способностей, способствующих становлению личности и позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию. Основная задача курса – показать возможность межпредметной интеграции дисциплин естественно – научного цикла в практической реализации знаний (новые направления, возникшие как результат взаимодействия биологии с другими науками), в теоретическом изучении (явления природы как «природные патенты»), и практическом использовании (ознакомить учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики). Этот курс направлен на развитие интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Главная цель курса – осознание уникальности жизни и каждого живого организма на Земле, ответственности человека как первого среди равных обитателей в биосфере; понимание роли человечества и осознанный выбор своего профессионального пути, активной жизненной позиции. Цель и задачи программы. Цель: становление личности обучающегося, а также, показать значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения, формировать у обучающихся научно-обоснованное понимание мира, умение анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи. Задачи: развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в сфере естественных наук – математики, астрономии, физики, биологии, химии, информатики • обучающие задачи: развитие познавательного интереса к предметам естественно - научного цикла; включение обучающихся в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков по бионике, развитие мотивации к выбору профессии; • воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; • развивающие: развитие личностных свойств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формы проведения: групповые; практические, теоретические, проектно-исследовательские по избранным проблемам предметов естественно - научного цикла. Характерной особенностью общения с природой является организация научно-исследовательской деятельности по изучению экологического состояния местных экосистем, нуждающихся в охране. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа: Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Учение о естественном отборе. Законы экологии и закономерности эволюции. Взаимосвязь бионики с экологической морфологией, изучающей формообразование, происхождение адаптаций и жизненных форм для использования принципов жизненных форм для моделирования, биоиндикации, экологического мониторинга, экологического мировоззрения, с осознанием понятий «жизненная форма», «экологическая система организмов», «экологическая сукцессия», «морфоэкологическая эволюция», «смена жизненных форм в развитии видов», «морфо-экологическая структура биоценозов», «концепция: Я – могу познать мир, я – могу изменить мир», «функции человека в биосфере», «ноосфера». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИВ результате изучения курса ученик должен знать/понимать естественнонаучный метод познания, бионика, эволюция Вселенной, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, ноосфера; вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира; значимость научных исследований В.И.Вернадского в области экологической геологии, минерологи, биосферы, ноосферы; вклад ученых Тамбовской области в развитие наследия В.И.Вернадского; роль специалистов определенных профессий в поддержании устойчивого развития общества. уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-тематический план курса: «Бионика» или «Учимся у природы». 35 ч. (1 ч. в неделю)
Содержание курса «Бионика» или «Учимся у природы». Введение. 2ч. Естествознание. Основные термины и понятия современной биологии. Биологическая ролевая игра: «История биологии глазами современников». Раздел 1. Учимся у природы. Тема 1. Живой организм. 8 ч. Строение и функции биологических мембран. Мембранные липиды. Белки в мембранном бислое. Клеточный иммунитет и межклеточные контакты. Мембраны регулируют жизнь клетки. Транспорт веществ через мембраны: диффузия, осмос, пассивный и активный транспорт. Биомембраны на службе человека. Строение, происхождение и функции тканей животных и растений. Внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растения. Строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных. Основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных. Организм как единое целое. Энергетика живого – открытая система. Проблемы биоэнергетики. Обобщение. Ролевая игра – конкурс экологических консультационных фирм: «Экосистемный подход». Лабораторный практикум (индивидуально) и по группам:
Демонстрация микропрепаратов с помощью цифрового микроскопа (работа по группам), моделей, муляжей, гербария, фото - и видео - изображения, живых объектов. Знать: особенности строения и проявления жизненных свойств на клеточном, тканевом, органном и организменном уровне организации живого. Уметь: распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, рисунках, схемах, при рассматривании микропрепаратов с использованием светового микроскопа; сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения; распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, рисунках, схемах, при рассматривании микропрепаратов с использованием светового микроскопа; органы цветковых растений на живых объектах и таблицах; органы и системы органов животных на моделях, муляжах, препаратах и таблицах; изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно популярной литературе, сети Интернет; составлять краткие тезисы выступлений, презентации по интересующим темам, представлять их аудитории. Тема 2. Организмы в естественной среде обитания. 7 ч. Среды жизни. Приспособленность в живом мире. Стресс - реакция. Адаптация. Глобальные проблемы человечества. Городская среда обитания: плюсы и минусы. Живые организмы как биоиндикаторы. Экскурсии:
Лабораторный практикум - работа по группам или индивидуально: «Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания». Ход работы:
Демонстрация таблиц: Биосфера. Границы жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Приспособленности живых организмов. Знать: среды жизни, абиотические условия для жизни различных сред обитания: оптимум, пессимум; толерантность; стресс – реакция; адаптация и виды приспособленности; экстремальные факторы: перегрузка, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация; антропогенные факторы. Уметь: Используя знания о движущих силах эволюции, объяснять механизмы возникновения приспособлений; Тема 3. Экологическая морфология. 3 ч. Основные этапы развития экологической морфологии. Жизненные формы как общебиологическое понятие. Классификация жизненных форм. Проблемы экологической морфологии. Проблемы морфоэкологической эволюции. Прикладное значение экологической морфологии. Ролевая игра: «Стрела жизни». Практическая работа: «Жизненные формы». Знать: понятия экологической морфологии, ее проблемы, прикладное значение; классификацию жизненных форм; закономерности морфоэкологической эволюции. Уметь: сравнивать, анализировать и делать выводы о явлениях природы, опираясь на знание основных закономерностей природы. Раздел 2. Бионика – самостоятельное направление в науке и технике. Тема 4. Из истории возникновения бионики. 1.ч. Может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? На протяжении всей своей истории человек учился у природы, создавая искусственные системы по типу природных. Крупнейший греческий философ материалист Демокрит (около 460—370 гг. до н.э.). Прародитель бионики - Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов. Моделирование орнитоптера. Бионика - это самостоятельное направление в науке и технике, использующее биологические знания для решения инженерных задач и развития техники. Бионика занимается изучением биологических систем, их свойств, принципов и закономерностей и их использованием при создании искусственных систем. Девиз бионики: «Живые прототипы – ключ к новой технике». Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Лабораторные работы. Исследования, включающие основные элементы естественнонаучного метода познания. Знать: общее расположение органов организма человека; строение животной клетки и её физиологию; тканей организма человека. Уметь: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани организма человека; распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать клетки и ткани и делать выводы на основе сравнения. Тема 5. Бионика как наука. 1 ч. Современная бионика - направление кибернетики, изучающее структуры и жизнедеятельность организмов с целью использования открытых закономерностей и обнаруженных свойств для решения инженерных задач и построения технических систем, приближающихся по своим характеристикам к живым организмам. Основные направления работ по бионике:
|
Реферат на тему бионика В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих... | Урок по теме " Магнитное поле ". II ход урока ... | ||
Урок комплексного получения знаний, умений, навыков ... | Составитель: Гаар Е. В., учитель Программа предметно-ориентированного курса «Учимся писать реферат» предназначена для профильной подготовки учащихся 9-х классов.... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной... | Гармония человека и природы, как фактор социально-экономического прогресса Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В 2 «Бионика» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать... | ||
Тематическое планирование во 2 классе «явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы | Урок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка... | ||
Урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,... | Презентация введение «юнеско стал мостом, соединяющим народы» От Великой Китайской Стены до Акрополя, от Тадж-Махал до Килиманджаро или Национального Парка Гранд Каньон, каждая страна имеет унаследованные... | ||
Элективный курс «Занимательная физика» Уроки элективного курса должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их... | Образовательная программа по биологии ведущие идеи курса биологии... Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разнoуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций... | ||
Урок 19 Тема урока: Числа и-или Работа по образцу Форма плоских... Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате... | Программа составлена на основе авторского интегрированного краеведческого... Цель курса: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой... |