Скачать 114.4 Kb.
|
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции» Тип урока: урок комплексного получения знаний, умений, навыков Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Цели урока:
Оборудование: полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметр, катушки, источник тока, ключ, виток . На доске:
“Превратить магнетизм в электричество”( закрыто бумагой). Ход урока
На первом канале проводился рейтинг вещей без которых человечество не сможет обойтись. Первые места заняли расческа, колесо и карандаш. А вы без чего сейчас не сможете обойтись? ( Записываем на доске) (Музыка) Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу раций, И компьютеру на столе. Самолеты летят сквозь тучи, Ходят по морю корабли. Как до этих вещей могучих До мечтаться люди могли? Я вверяю себя трамваю, Я гляжу на экран кино, Эту технику понимая, Изумляюсь ей все равно. Ток по проволоке струится, Спутник ходит по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам!!! Это стихи Вадима Шефнера о создании человеческого разума, а в основе их лежат законы физики. Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть открытие. На сегодняшнем уроке мы также попытаемся совершить небольшое открытие. Запишем тему сегодняшнего урока в опорный конспект. В 1822 году Фарадей поставил перед собой задачу. А вот какую и решил он ее или нет выясним в течении урока. II. Постановка учебной задачи. Для этого на сегодняшнем уроке мы откроем новое явление, которое принадлежит к числу самых замечательных научных достижений первой половины 19 века, которое вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники. Воспроизведем опыты Фарадея. Покажем, что индукционный ток появляется при изменении магнитного потока. Итак, вперёд за знаниями! Опыт: Сделаем открытие. При движении магнита наблюдают, как откланяется стрелка гальванометра. Для этого используются приборы на столе: полосовой магнит, гальванометр, катушка, соединительные провода. Вопрос: почему стрелка гальванометра приходит в движение? Что является причиной? От чего зависит направление движения стрелки и модуль тока? III. Реализация опорных знаний. Для этого мы должны с вами ответить на некоторые вопросы.
IV. Решение учебной задачи. Работа по рядам. Вернемся к опыту. А что же мы получили? Стрелка гальванометра отклоняется, следовательно, в цепи появился ток. Источника нет, а ток есть. В чём причина появления тока? (Рисунок на доске) Постоянный магнит. Вокруг него существует магнитное поле. Изобразим силовые линии магнитного поля. Поднесем магнит к катушке. Каково число силовых линий пронизывающих контур? Опустим магнит . А теперь? Какая величина изменилась? Магнитный поток. И наоборот Поднимаем магнит – уменьшение магнитного потока. ( Или изменение магнитного поля) Определение; В замкнутом контуре, при изменении магнитного потока, возникает электрический ток, который называется индукционным. – Может ли магнитное поле “создать” электрический ток? Может! Как? Движением магнита относительно катушки! Только ли при движении магнита относительно катушки можно получить индукционный ток? На этот вопрос мы ответим, когда каждая группа проведет экспериментальное исследование Учащиеся выполняют экспериментальное задание: Задание 1 ряда: Соберите установку по рисунку. Подведите виток, присоединенный к гальванометру к катушке, наблюдайте за показаниями гальванометра в момент одевания, остановки, поднимания витка. Приближайте виток к катушке с различной скоростью, наблюдайте за показаниями гальванометра. Ответьте на вопросы:
Сформулируйте необходимое условие возникновения индукционного тока 1 группа: источник тока, 2 катушки, соединительные провода, миллиамперметр. Задание 2 ряда: Соберите установку по рисунку . Замыкая и размыкая цепь, наблюдайте за показаниями гальванометра. При замкнутом ключе перемещайте одну катушку относительно другой и наблюдайте за показаниями гальванометра. Ответьте на вопросы:
Сформулируйте необходимое условие возникновения индукционного тока 2 группа: рамка, соединительные провода, миллиамперметр, катушка. Задание 3 ряда: Соберите установку по рисунку . Перемещая ползунок реостата , наблюдайте за показаниями гальванометра. Ответьте на вопросы:
Сформулируйте необходимое условие возникновения индукционного ток 3 группа: источник тока, реостат, 2 катушки с железным сердечником, соединительные провода, миллиамперметр. Учащиеся выполняют эксперимент, после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. ФИЗМИНУТКА. Нарисовать на доске схему электрической цепи. Какое направление имеет ток? Проследим глазами за электрическим током. Движение магнита в катушку Возникновение Индукционного тока Изменение магнитного потока Замыкание и размыкание цепи Уменьшение, увеличение силы тока Движение катушки величина направление Вывод: Только переменное магнитное поле может создать индукционный ток . Отклонение стрелки гальванометра указывает на наличие индукционного тока в цепи катушки. Как только движение прекращается, прекращается и ток. Явление возникновения индукционного тока называется электромагнитной индукцией. От чего зависит величина индукционного тока? (Опыт 1 медленно и быстро) Величина зависит от скорости изменения магнитного потока. Направление индукционного тока: правило Ленца. Индукционный ток в замкнутом контуре возникает такого направления, чтобы своим магнитным полем препятствовать изменению магнитного потока, которым он вызван. ( видео) Явление электромагнитной индукции широко используется в нашей жизни. Доклады учащихся.
Однако к 70-м годам 19 столетия в основных чертах уже был разработан генератор, пригодный для промышленного производства дешевой электроэнергии В его разработке принимали участие ученые и техники разных стран. С помощью этого генератора механическая энергия превращается в электрическую. Явление электромагнитной индукции лежит в основе работы индукционных генераторов электрического тока, на которые приходится практически вся вырабатываемая в мире электроэнергия.
Время показало, сколь велико значение открытия Фарадея. Повторяя слова Гельмгольца, можно с полным правом сказать: «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея» Доклад о Фарадее. Все известно вокруг Тем не менее, На Земле еще много того, Что достойно порой удивления Твоего, и моего. А теперь скажите какую задачу ставил перед собой Фарадей? Решил он её или нет? (Убираем закрытую запись) Фарадей решил свою задачу. Давайте проверим , а выполнили ли мы свои цели? Для этого проведем тестирование. V. Закрепление
А. диффузия Б. магнитная индукция. В. Электромагнитная индукция. 2. Индукционный ток возникает: А. В магнитном поле. Б. При изменении магнитного потока. В. При изменении силы Ампера. 3. В металлическое кольцо в течение первых 2с вдвигают магнит, в течение следующих 3 с магнит оставляют неподвижным, а в течение последних 4 с магнит вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток? а) 0-2 с; б) 0-9 с; в) 0-2 с и 5-9 с; г) 2-9 с. 4. Кто открыл явление электромагнитной индукции? А. Эрстед Б. Кулон В. Фарадей 5.Катушка присоединена к гальванометру. В каком из перечисленных опытов гальванометр обнаружит возникновение индукционного тока? 1). В катушку вставляют постоянный магнит 2). Из катушки вынимают постоянный магнит 3). Постоянный магнит вращают внутри катушки вокруг своей оси. А.Только в случае 1. Б. В случаях 1и 2. В. В случаях 1,2,3. 6. Катушка присоединена к гальванометру. В каком из перечисленных опытов гальванометр обнаружит возникновение индукционного тока? 1). В катушку вставляют постоянный магнит 2). Катушка надевается на постоянный магнит 3). Катушка вращается вокруг магнита, находящегося внутри нее. А.Только в случае 2. Б. В случаях 1и 2. В. В случаях 1,3. 7. Число силовых линий постоянного магнита, пронизывающее алюминиевое кольцо, висящее на нитке, увеличивается. Как поведет себя кольцо? А. Останется на месте Б. Притянется. В. Оттолкнется. 8. Число силовых линий постоянного магнита, пронизывающее алюминиевое кольцо, висящее на нитке, уменьшается. Как поведет себя кольцо? А. Останется на месте Б. Притянется. В. Оттолкнется. 9. Проволочная катушка присоедена к гальванометру. Она поворачивается вокруг магнита. Что будет показывать гальванометр? А. Стрелка гальванометра будет отклонена в одну сторону Б. его стрелка будет отклоняться то в право, то влево. В. Стрелка будет показывать на ноль. 10. Магнитный поток можно изменить, если А. Изменить магнитную индукцию. Б. Изменить площадь контура В. Среди ответов а-б нет правильного Г. Ответы а-б правильные. Проверим тест . У нас получилось слово УСПЕХ. VIII. Домашнее задание: §48, упр.39, подготовить проект. VII . Рефлексия проанализируйте свои чувства, мысли, ощущения. Начните свое высказывание со слов
А теперь пусть каждый выразит отношение к уроку, положив камень нужного цвета на поднос. Красный- было легко и интересно Синий было трудно .но интересно Зеленый- было трудно и неинтересно. Приложение 5 Библиографические сведения: М. Фарадей Майкл Фарадей родился в 1791 г. в окрестностях Лондона в семье кузнеца. Отец не имел средств для платы за учебу, и Фарадей в 13 лет был вынужден начать изучение переплетного дела. К счастью, он попал в ученики к владельцу книжного магазина. Любознательный мальчик жадно читал, причем нелегкую литературу. Его привлекали статьи по естественным наукам в Британской энциклопедии, он штудировал «Беседы о химии» Марсе. В 1811 г. Фарадей начал посещать общедоступные лекции по физике известного лондонского педагога Тэтума. Поворотным в жизни Фарадея был 1812 г. Клиент владельца книжного магазина, член Королевского института Дэнс рекомендовал юноше прослушать лекции знаменитого химика Гэмфрн Дэви. Фарадей последовал доброму совету; он жадно слушал и тщательно конспектировал. По совету того же Дэнса он обработал записи и послал их Дэви, присоединив просьбу о предоставлении возможности исследовательской работы. В 1813 г. Фарадей получил место лаборанта в химической лаборатории Королевского института, которой руководил Дэви. Вначале Фарадей — химик. Он быстро становится на путь самостоятельного творчества, и самолюбию Дэви приходится часто страдать от успехов ученика. В 1820 г. Фарадей узнает об открытии Эрстеда, и с этих пор его мысли поглощают электричество и магнетизм. Он начинает свои знаменитые экспериментальные исследования, приведшие к преобразованию физического мышления. В 1823 г. Фарадей был избран членом Лондонского Королевского общества, а затем назначен директором физической и химической лабораторий Королевского института Приложение 6 Электромагнитная индукция в современной технике Электроэнергию можно получить в результате разных процессов. В гальванических элементах – в результате химических реакций; в солнечных батареях в электрическую энергию преобразуется энергия излучения Солнца и т.д.. Но мощность этих источников мала, а стоимость довольно велика. Однако к 70-м годам 19 столетия в основных чертах уже был разработан генератор, пригодный для промышленного производства дешевой электроэнергии В его разработке принимали участие ученые и техники разных стран. С помощью этого генератора механическая энергия превращается в электрическую. Явление электромагнитной индукции лежит в основе работы индукционных генераторов электрического тока, на которые приходится практически вся вырабатываемая в мире электроэнергия. Примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике:
Время показало, сколь велико значение открытия Фарадея. Повторяя слова Гельмгольца, можно с полным правом сказать: «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея» |
Тема урока: Do you care about your health? Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (комбинированный тип урока) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: тематический контроль (урок комплексного применения знаний, умений и навыков) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Образование». Таким образом, целью применения технологии проведения урока-зачета по станциям является превращение ученика из объекта... | ||
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок приобретения новых знаний и умений, урок закрепления знаний и умений | ||
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению Систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения | Урок № Тема : Золотое сечение. Тип урока: Урок комплексного применения... Вырабатывать умения выполнять практические задания по измерению длин, составлять отношения, проводить необходимые вычисления, анализировать... | ||
Интегрированный урок технологии и физики Создать условия для получения знаний и умений для обучающихся по изготовлению вяжущих растворов | Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных... | ||
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:... Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) | ||
Тема урока: Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков Тип учебного занятия: Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: русский язык, урок повторения и закрепления знаний, получения новых знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения) |