Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Эколого-биологический центр «Караш» «Утверждено» _________________________________ ________________________________ __________________________________ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая (программа рассчитана на 5 лет обучения) Автор: Ластухин А.А. , директор МОУ ДОД «ЭБЦ «Караш» Чебоксары-2010 Пояснительная записка 1. Актуальность Данный элективный курс предлагается как курс по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения с целью предпрофильной подготовки. В процессе освоения программы изучается целостная картина жизни растений и животных, взаимосвязь окружающих условий среды со строением организмов. Программа формирует прочные знания, умения в результате изучения жизни растений и животных с использованием натуральных объектов. Программа способствует: – углублению, расширению и обогащению знаний, полученных в школе по биологии и экологии – развитию представлений учащихся об экологии растений и животных – формированию целостного представления о приспособлении растений и животных к окружающей среде; – знакомству с разнообразием растительного и животного мира. 2. Новизна Если многие известные формы природоохранной деятельности предусматривают единичные мероприятия, а работы по исследованию объектов окружающей среды школьников позволяют лишь обозначить или подтвердить существование проблем, то эта программа предусматривает и позволяет сделать шаги по их преодолению. Программа организована как экологический марафон, то есть предусматривает непрерывное экологическое воспитание и образование, одним из важных результатов ее реализации должно стать выявление и широкое освещение экологических проблем, привлечение к их решению населения. 3. Педагогическая целесообразность Содержание программы по возможности максимально адаптировано к местным природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями, сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к национально-территориальному компоненту. Программа предусматривает привлечение родителей в учебный процесс, (собрания, совместное участие в экскурсиях), пропаганду здорового образа жизни. Изучение природоохранного законодательства формирует правовое самосознание, а участие в летние лагерях - элементы детского самоуправления. 4. Формы и методы, технологии обучения Основные методы и формы организации изучения курса – рассказы, беседы, семинары, экскурсии, лабораторные и практические занятия, проектирование, составление отчетов, самооценка деятельности. 5. Отличительные особенности программы Значительное место в курсе занимает организация самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Поэтому большое внимание уделено самостоятельным работам учащихся и лабораторному практикуму, в который включена деятельность по наблюдению, проведению опытов. Эти занятия расширяют общебиологический кругозор учащихся, дают хорошие навыки в постановке лабораторного эксперимента, без которого невозможно активное изучение жизни растений. 6. Данная программа является авторской и разработана на основе: Адаптированных программ «Юный эколог-краевед», «Юный орнитолог», «Школа юного исследователя природы» (автор директор МОУ ДОД «ЭБЦ «Караш» Ластухин А.А.), дополнена курсом «Юный энтомолог», переработана в соответствии с последними требованиями к программам дополнительного образования детей. В программе определены возрастные границы, выделены направления, цели и задачи курса, перечислены практические навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе, приводится рекомендательный список практических занятий, перечень рекомендованной литературы для педагогов и учащихся. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с литературой и историей, природоведением и биологией, химией, без дублирования. 7. Цели и задачи программы:
Позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по выбранному предмету. 8. Структура и сроки реализации рабочей учебной программы Программа рассчитана на 4 года обучения и состоит из трех самостоятельных и взаимоувязанных блоков, которые соответствуют первой (3-7 кл.), второй (5—8 кл.) и третьей (6-9 кл.) ступеням обучения. Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися разных возрастных категорий: 1 раздел. Юный эколог-краевед (2 года) Возраст: 3-7 классы (144/144 час) Контроль усвоения знаний учащихся осуществляется в основном косвенно посредством анализа итогов проводимых конкурсов, викторин, практических работ. Иногда проводится устный опрос. Учитывается и степень участия детей в различных мероприятиях, в том числе экологичесих акциях, анализ их поведения в природе. Такие формы, как зачеты, письменные и контрольные работы, используются очень редко, детям они не нравятся, от этого они и в школе устают. Ожидаемые результаты после изучения 1 блока (2 года обучения) Что должен знать ребенок после 2 - х лет изучения программы Неживая природа.
3. Воздух и его свойства. 4. Иметь представления о строении Вселенной. 5. Полезные ископаемые Родного края (торф, песок, глина, гравий, известняк). Знать самые распространенные полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда). Живая природа. Растительный мир. 1. Названия 10 - 15 видов деревьев (береза, дуб, клен, ясень, рябина, осина, ива, сосна, ель, липа). Уметь различать деревья по плодам, коре, листьям, кроне. Плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).
Животный мир. Представителей каждого класса: 1. Черви (дождевой, нематоды и др.); 2. Рыбы (рыбы местных водоемов); 3. Земноводные (лягушки, жабы, тритоны); 4. Пресмыкающиеся (змеи ядовитые и неядовитые, черепаха, крокодил, ящерицы); 5. Птицы зимующие 5 - 7 видов; перелетные 5 - 7 видов. 6. Звери (белый медведь, тюлень, морж, олень; волк, бурый медведь, лиса, заяц, еж, лось, мышь, крот, суслик; лев, тигр, жираф, слон, обезьяна, зебра, носорог и др.). 2 раздел Юный орнитолог (2 года) Возраст: 5-9 классы (144/216часов) Формы контроля знаний такие же, как в I разделе, также оцениваются результаты практической и самостоятельной исследовательской работы, оценивается результаты участия в конференциях. Ожидаемые результаты: *Удовлетворение познавательных интересов в теоретической деятельности. *Предоставление дополнительных возможностей в исследовательской и проектной деятельности. *Выявление талантливых учащихся в биологии и смежных науках, определение будущей профессии Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании определяется в зависимости от индивидуальных особенностей группы, уровня подготовки учащихся, их творческих и практических интересов. Закончившие полный курс получают удостоверение и могут продолжать участвовать в жизни объединения в качестве инструкторов. 3 раздел Юный энтомолог (1 год). Возраст: 7-10 классы (216 часов) Формы контроля знаний такие же, как в I разделе, также оцениваются результаты практической и самостоятельной исследовательской работы, оценивается результаты участия в конференциях. Ожидаемые результаты: *Удовлетворение познавательных интересов в теоретической деятельности. *Предоставление дополнительных возможностей в исследовательской и проектной деятельности. *Выявление талантливых учащихся в биологии и смежных науках, определение будущей профессии Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании определяется в зависимости от индивидуальных особенностей группы, уровня подготовки учащихся, их творческих и практических интересов. Закончившие полный курс получают удостоверение и могут продолжать участвовать в жизни объединения в качестве инструкторов. 4 раздел Кроме предыдущих разделов, реализуемых в течение учебного года, программа содержит раздел «Полевая школа юного исследователя природы», который реализуется после 1 обучения и далее в летнем выездном лагере в летнее время и предоставляет уникальные возможности для организации практической и научно-исследовательской работы учащихся. Форма контроля деятельности учащихся в лагере является анализ подготовленных каждым ребенком в лагере самостоятельных исследовательских работ. Ожидаемые результаты: Проведение в конце смены итоговой научно-практической конференции, защита участниками лагеря исследовательских работ, а также выступление с этими работами на городских, республиканских, региональных конференциях. Результаты наиболее значимых работ рсвещаются в прессе и передаются местным властям для решения проблем. Блоки «Юный орнитолог» и «Юный энтомолог» предусматривают освоение учениками простейших методик полевых исследований и дополнительное углубленное изучение орнитологии и энтомологии. Предоставляют неограниченные возможности для творческого развития личности. Предусмотрено под руководством педагога выполнение учебно-исследовательских работ, что воспитывает в учащихся такие качества как: наблюдательность, умение сбора материала и его анализ, дальнейшее изучение. 9. Способы и формы достижения результата Формы итогового отчета. • Сообщения, отчеты о результатах своих наблюдений; • Результаты выставок, конкурсов. • Результаты эколого-биологических олимпиад • Результаты научных конференций, защита проекта, исследовательской работы. • Проведение массовых мероприятий Критерии эффективности курса. . Теоретическая часть. • Знание основных понятий материала курса; • Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты; • Знание правил техники безопасности, при практических исследованиях и работах Практическая часть. • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными; •.Умение подготовить реферат (1-2 год) и научно- исследовательскую работу (3-5 год), защитить их. Учебно-тематический план 1 года обучения (раздел «Юный эколог-краевед») Блок «Сезонные изменения в природе» ( 3-7 класс)
Содержание учебного материала блока «Сезонные изменения в природе» |
Программа по лыжным гонкам Муниципального образовательного учреждения... Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,... | ||
Программа дисциплины «Теория и практика массовой информации» Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,... | ||
Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения,... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная учебная программа состоит из двух разделов и рассчитана на пятилетний курс обучения детей сольному пению, поступающих в дмш... | Программа рассчитана на три года обучения по 144 часов в год, 4 часа... Во все времена и для любого государства проблема воспитания гражданина и патриота была и остается актуальной | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам очной формы обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету... | ||
Программа «проведения аттестационных испытаний при поступлении на... Нормативный срок обучения – 5 лет для студентов очной формы обучения, 6 лет для студентов очно-заочной и заочной форм обучения | Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на три года обучения по 68 часов каждый год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, где основное внимание уделяется... | ||
Программа для творческой мастерской Программа рассчитана для детей... «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство... | Программа рассчитана на возраст детей: 10-14 лет Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами |