Скачать 0.77 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета « » _____________ 2011 г. Протокол № ___ Председатель УМК Юранёва И.Н. __________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Микробиология с основами вирусологии» Б3. – Профессиональный цикл Б3. Б.1.1. Микробиология с основами вирусологии Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Семестр 5 Всего учебных занятий – 144 часа В том числе: Аудиторных 54 часа, из них: Лекций - 28 часов; Лабораторные работы – 28 часов; Самостоятельных – 50 часов; КСР – 4 часа Контрольная работа – 1 Итоговый контроль – экзамен. Интерактивная форма – 20 часов. Сыктывкар, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии Учебно-методический комплекс Дисциплина «Микробиология с основами вирусологии» Б3. – Профессиональный цикл Б3. Б.1.1. Микробиология с основами вирусологии Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины: 1.1. Цель преподавания дисциплины В квалификационной характеристике выпускника в ФГОС направления «Биология» отмечено, что выпускник «должен иметь базовые представления о разнообразии биологических объектов, современные представления о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции, принципах клеточной организации биологических объектов, о биофизических и биохимических основах, мембранных процессах и молекулярных механизмах жизнедеятельности, а также уметь применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем, современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой». Целью изучения курса является формирование у студентов комплекса научных знаний по современной микробиологии. В рамках курса рассматривается строение микроорганизмов, относящихся к царству Prokariota, доменам Eubacteria и Archebacteria, а также внеклеточных форм жизни, изучается систематика, особенности метаболизма, распространение, образ жизни, роль в биосфере, применение в народном хозяйстве и значение в здравоохранении. Особое внимание уделено вопросам происхождения и эволюции различных групп бактерий в свете современных понятий в молекулярной биологии, рассматриваются роль и значение микроорганизмов в глобальных круговоротах веществ в биосфере, функция микроорганизмов в развитии и становлении планеты. Часть курса отводится на рассмотрение вопросов, связанных с морфологией, репродукцией и значением вирусов. Главная цель курса заключается в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот огромный фактический материал.
В процессе изучения курса «Микробиология с основами вирусологии» преподаватель должен продемонстрировать многообразие форм микроорганизмов, их морфологию, внутреннее строение и особенности развития, выяснить механизмы обмена веществ и преобразования энергии, дать понятие о современной систематике бактерий, познакомить с экологией, распространением, происхождением и эволюцией наиболее крупных таксонов микроорганизмов, дать характеристику биологического своеобразия вирусов, определить роль и значение бактерий и вирусов в биосфере и жизни человека, Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, должны быть закреплены на лабораторных занятий, на которых студенты: а) знакомятся с методами световой оптической микроскопии, приемами фиксации и окраски препаратов бактериальных клеток; б) осваивают методы культивирования микроорганизмов с приготовлением и использованием питательных сред; в) изучают культуральные и морфологические признаки колоний и клеток микроорганизмов; г) знакомятся с методами выделения и подсчета микроорганизмов из различных сред обитания (воды, воздуха, почвы); д) изучают правила работы с чистыми культурами и основные принципы их идентификации; е) развивают навыки работы с микробиологическими объектами как объектами санитарно-гигиенической оценки воды, почвы; ж) знакомятся с таксономией микроорганизмов и с основной микробиологической терминологией; При рассмотрении систематики разных групп бактерий особое внимание уделяется микроорганизмам, преобладающим в воде, почве, воздухе на территории Республики Коми. Подробно описывается их морфология, роль и место в экосистемах, виды и состав питательных сред, необходимые для выделения их в чистую культуру. Особое внимание уделяется санитарно-значимым и условно-патогенным видам бактерий, методам профилактики вирусных и бактериальных инфекционных заболеваний. Дисциплина «Микробиология с основами вирусологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС высшего профессионального ОПД.Ф.01 Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология) 870 час. Вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения, животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, коллекционирования. Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020200.62 - Биология. Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях. Владение теоретическими и практическими знаниями и навыками проверяется в ходе коллоквиумов и при выполнении контрольных работ. В итоговый устный экзамен включены вопросы по морфологии, физиологии, распространению, экологии, систематике бактерий, роли и значению в биосфере, народном хозяйстве и здравоохранении, морфологии и репликации вирусов, а также наиболее важные методы, изучаемые в ходе лабораторного практикума по микробиологии. Допуск к экзаменам осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах и всех запланированных коллоквиумов и контрольных работ. 3. Государственные требования к уровню подготовки студента. Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи: - знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов, - иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; - владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.); - иметь опыт полевых и лабораторных работ, знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях. Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Микробиология с основами вирусологии» В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен приобрести следующие навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, ОК-8; ОК-19; ПК-1, ПК-2, ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-9, ПК-11; ПК-12; ПК-15; ПК-17. ОК-1 — следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения ОК-19 – владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ПК-1 — демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы ПК-2 - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем ПК-4 - демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой ПК-6 – демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике ПК-7 — понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции ПК-9 — демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы ПК-11 – демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования ПК-12 – знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий ПК-15 — способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических исследований. ПК-17 – понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Протокол № Председатель умк юранёва И. Н. Рабочая программа дисциплина «фитопатология» Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | Протокол № Председатель умк юранёва И. Н. Рабочая программа дисциплина... Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского... | ||
Протокол № Председатель умк юранёва И. Н. Рабочая программа дисциплина «Физиология растений» Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... ... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... ... | ||
Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | ||
Программа учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос ... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Комиссии Института Естественных Наук «03» сентября 2012г протокол... Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления... | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины... Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Анализ современных представлений об иммунитете, аллергии с позиций... ... |