Скачать 76.97 Kb.
|
КОНСПЕКТ ОКРЫТОГО УРОКА по биологии в 7 классе учителя первой категории Невмержицкая Е.Н. ТЕМА УРОКА: Органы выделения ЦЕЛИ: 1. Продолжить формирование понятия об обмене веществ и энергии. 2. Познакомить учащихся с особенностями строения выделительной системы у разных групп животных, со значением выделения. 3. Сформировать представление об эволюционных изменениях органов выделения. ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы с изображением животных, карточки с терминами, рисунки животных, мультимедийный проектор, диск с презентацией органов выделения беспозвоночных. ХОД УРОКА: I Организация начала урока: - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с системами органов животных и познакомимся с органами выделения. Мы с вами должны будем выяснить, какую роль играют органы выделения в жизнедеятельности животного; как происходит выделение у животных разных систематических групп, и в каком направлении шла эволюция органов выделения животного мира. II. Проверка домашнего задания: ТЕСТ «Кровеносная система животных» 1 вариант Выбрать один ответ из четырёх.
а) положением тела в пространстве; б) расположением сердца в организме; в) работой сердца; г) развитой сетью капилляров. 2. Капилляры – сосуды: а) по которым движется кровь; б) по которым кровь движется от сердца. в) по которым кровь движется к сердцу; г) имеющие микроскопические размеры; 3. Артерии – сосуды, которые несут кровь: а) от органов и тканей к сердцу; б) смешанную; в) от сердца к органам и тканям; г) к головному мозгу. 4. Замкнутая кровеносная система не характерна для: а) членистоногих; б) кольчатых червей; в) рыб; г) земноводных. 5. К клеткам крови не относятся: А) эритроциты; б) лейкоциты; в) тромбоциты; г) плазма. 6. Лейкоциты – клетки крови, которые: а) способны переносить газообразные вещества; б) выполняют защитную функцию; в) обеспечивают свёртываемость крови; г) участвуют в поддержании температуры тела. 7. Эритроциты – клетки крови, которые: а) обеспечивают свёртываемость крови; б) участвуют в транспорте газообразных веществ; в) участвуют в транспорте питательных веществ; г) участвуют в поддержании температуры тела. 8. К функции крови не относятся: а) выделительная; б) регуляторная; в) защитная; г) транспортная. 9. Кровь участвует в регулировании температуры тела: а) у млекопитающих; б) у земноводных; в) у рыб; г) у пресмыкающихся. ТЕСТ «Кровеносная система животных» 2 вариант Выбрать один ответ из четырёх.
а) работой сердца; б) расположением сердца в организме; в) положением тела в пространстве; г) развитой сетью капилляров. 2. Капилляры – сосуды: а) по которым движется кровь; б) имеющие микроскопические размеры; в) по которым кровь движется к сердцу; г) по которым кровь движется от сердца. 3. Артерии – сосуды, которые несут кровь: а) от органов и тканей к сердцу; б) от сердца к органам и тканям; в) смешанную; г) к головному мозгу. 4. Замкнутая кровеносная система не характерна для: а) рыб; б) кольчатых червей; в) членистоногих; г) земноводных. 5. К клеткам крови не относятся: а) плазма; б) лейкоциты; в) тромбоциты; г) эритроциты. 6. Лейкоциты – клетки крови, которые: а) способны переносить газообразные вещества; б) выполняют защитную функцию; в) обеспечивают свёртываемость крови; г) участвуют в поддержании температуры тела. 7. Эритроциты – клетки крови, которые: а) обеспечивают свёртываемость крови; б) участвуют в транспорте питательных веществ; в) участвуют в транспорте газообразных веществ; г) участвуют в поддержании температуры тела. 8. К функции крови не относятся: а) транспортная; б) регуляторная; в) защитная; г) выделительная. 9. Кровь участвует в регулировании температуры тела: а) у рыб; б) у земноводных; в) у млекопитающих; г) у пресмыкающихся. III Изучение нового материала.
- Какие продукты образуются в результате обмена веществ? - Как вещества выделяются из организма? - Между любым живым организмом и окружающей средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм постоянно получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нём образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалять. Конечные продукты газообмена (СО2, N2) удаляются через дыхательную систему. Непереваренные остатки пищи – через пищеварительную. Вещества, образовавшиеся в результате жизнедеятельности, через выделительную систему и кожные покровы. Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ. Выделительная система – совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды, конечные продукты обмена, соли и ядовитые вещества, поступающие в организм или образовавшиеся в нём. Таким образом, выделение является непременной частью обмена веществ. 2. Выделительная система беспозвоночных (показ слайдов, сопровождается рассказом учителя и одновременным заполнением таблицы «Органы выделения») - У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят весьма различно. 1 слайд. Значение выделения. 2 слайд. Выделительная система простейших: поверхность тела и сократительная вакуоль. 3 слайд. Кишечнополостные выводят продукты обмена через клетки тела. 4 слайд. Выделительная система впервые появляется у плоских червей: тонкие трубочки-нефридии. 5 слайд. Кольчатые черви имеют такую же систему только отдельно в каждом сегменте. 6 слайд. Членистоногие имеют мальпигиевы каналы. Выделительная система моллюсков представлена одной или двумя почками, проводящими каналами и выделительными порами. У некоторых беспозвоночных животных, например, у круглых червей и членистоногих продукты обмена накапливаются в теле и сбрасываются во время линьки.
- Выделительная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением от рыб до млекопитающих. Увеличение сложности строения почек было связано с заселением суши. А) Строение почки. Самостоятельное чтение 1 абзаца на стр.222 параграфа №42 и выполнение в тетради задания №3 на стр.114. Проверка. Б) Учащиеся разделяются на группы и самостоятельно знакомятся с выделительной системой позвоночных. Каждая группа получает карточку с текстом, схематическое изображение животного и конверт с названиями органов выделения. 1 группа – рыбы Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного, кроме углекислого газа образуются и другие вредные вещества, которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки – мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь. Смотри рисунок № 167 в учебнике с. 221. 2 группа – земноводные У земноводных почки расположены в полости тела по бокам позвоночника. Кровь приносит почкам жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку – расширенную часть задней кишки, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, опять в клоаку и удаляется наружу. Смотри таблицу на доске. 3 группа – пресмыкающиеся У пресмыкающихся почки расположены в области тазовых костей. Кровь приносит почкам жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку – расширенную часть задней кишки, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, опять в клоаку и удаляется наружу. Смотри таблицу на доске. 4 группа – птицы Почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Мочевого пузыря у птиц нет. Моча в органах птиц не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полётного веса птиц. Смотри рисунок №168 в учебнике с. 222. 5 группа – млекопитающие У млекопитающих почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы). Смотри рисунок №169 в учебнике с.223. После ознакомления, на схематическое изображение животного прикрепляются карточки с названиями органов выделительной системы характерных животным данной систематической группы. В) Учащиеся по очереди выходят к доске, рассказывают о строении выделительной системы и показывают их на таблицах и своих схемах. Г) Весь класс заканчивает заполнение таблиц «Органы выделения» для позвоночных животных. Д) Вывод: -В каком направлении шла эволюция системы выделения животных? Вывод делают учащиеся: - Эволюция системы выделения шла в направлении создания специализированных органов, обеспечивающих выведение из организма ядовитых веществ. IV Закрепление изученного на уроке. ТЕСТ
а) совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды и конечные продукты обмена; б) совокупность органов, обеспечивающих поступление питательных веществ в организм; в) обеспечивает выведение из организма газообразных продуктов обмена веществ; г) выводит из организма непереваренные остатки пищи. 2. Одноклеточные животные выводят продукты жизнедеятельности через: а) выделительные канальцы; б) специальные органы – почки; в) поверхность тела; г) дыхательную систему; 3. Выделительная система впервые появляется у а) одноклеточных; б) кишечнополостных; в) плоских червей; г) насекомых. V Рефлексия: - Что из изученного сегодня на уроке вам было известно, а что стало новым и неожиданным? Домашнее задание: параграф №42, задания в тетради №№6, 7. Подведение итогов урока. |
Урока информатики и икт. Тема урока: Знакомство с растровым графическим... Начать знакомство с программой Corel Photo-Paint. Познакомить с назначением данной программы, основными элементами окна. Рассмотреть... | Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их | ||
"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:... | ||
План-конспект урока Цель урока: закрепить навык выделения запятыми причастного оборота, уметь конструировать предложение с причастными оборотами | Тема урока: Продление рода. Органы размножения Проблемный вопрос: в каком направлении происходила эволюция органов размножения у животных? | ||
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение.... «Биология. Человек.»8 класс, автор Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.(под редакцией Пономарёвой Н. И.) | Тема урока. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. I. Изучение... Органоиды – подобные органам. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную функцию | ||
Тема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов» План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения... | ||
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления | Конспект открытого урока по естествознанию 3 «б» класс Тема: «Органы дыхания» Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей... | ||
Материалы по лицензированию Действие вышеназванного Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица,... | Урок «Значение процессов выделения в организме» Образовательные задачи: создать условия для формирования сущности биологического процесса выделения, для формирования новых биологических... |