Тема урока : Органы выделения





Скачать 76.97 Kb.
НазваниеТема урока : Органы выделения
Дата публикации15.10.2013
Размер76.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
КОНСПЕКТ ОКРЫТОГО УРОКА

по биологии в 7 классе

учителя первой категории Невмержицкая Е.Н.
ТЕМА УРОКА: Органы выделения

ЦЕЛИ: 1. Продолжить формирование понятия об обмене веществ и энергии.

2. Познакомить учащихся с особенностями строения выделительной системы у разных групп животных, со значением выделения.

3. Сформировать представление об эволюционных изменениях органов выделения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы с изображением животных, карточки с терминами, рисунки животных, мультимедийный проектор, диск с презентацией органов выделения беспозвоночных.

ХОД УРОКА:

I Организация начала урока:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с системами органов животных и познакомимся с органами выделения. Мы с вами должны будем выяснить, какую роль играют органы выделения в жизнедеятельности животного; как происходит выделение у животных разных систематических групп, и в каком направлении шла эволюция органов выделения животного мира.

II. Проверка домашнего задания:

ТЕСТ

«Кровеносная система животных»

1 вариант

Выбрать один ответ из четырёх.

  1. Движение крови по сосудам обеспечивается:

а) положением тела в пространстве;

б) расположением сердца в организме;

в) работой сердца;

г) развитой сетью капилляров.

2. Капилляры – сосуды:

а) по которым движется кровь;

б) по которым кровь движется от сердца.

в) по которым кровь движется к сердцу;

г) имеющие микроскопические размеры;

3. Артерии – сосуды, которые несут кровь:

а) от органов и тканей к сердцу;

б) смешанную;

в) от сердца к органам и тканям;

г) к головному мозгу.

4. Замкнутая кровеносная система не характерна для:

а) членистоногих;

б) кольчатых червей;

в) рыб;

г) земноводных.

5. К клеткам крови не относятся:

А) эритроциты;

б) лейкоциты;

в) тромбоциты;

г) плазма.

6. Лейкоциты – клетки крови, которые:

а) способны переносить газообразные вещества;

б) выполняют защитную функцию;

в) обеспечивают свёртываемость крови;

г) участвуют в поддержании температуры тела.

7. Эритроциты – клетки крови, которые:

а) обеспечивают свёртываемость крови;

б) участвуют в транспорте газообразных веществ;

в) участвуют в транспорте питательных веществ;

г) участвуют в поддержании температуры тела.

8. К функции крови не относятся:

а) выделительная;

б) регуляторная;

в) защитная;

г) транспортная.

9. Кровь участвует в регулировании температуры тела:

а) у млекопитающих;

б) у земноводных;

в) у рыб;

г) у пресмыкающихся.

ТЕСТ

«Кровеносная система животных»

2 вариант

Выбрать один ответ из четырёх.

  1. Движение крови по сосудам обеспечивается:

а) работой сердца;

б) расположением сердца в организме;

в) положением тела в пространстве;

г) развитой сетью капилляров.

2. Капилляры – сосуды:

а) по которым движется кровь;

б) имеющие микроскопические размеры;

в) по которым кровь движется к сердцу;

г) по которым кровь движется от сердца.

3. Артерии – сосуды, которые несут кровь:

а) от органов и тканей к сердцу;

б) от сердца к органам и тканям;

в) смешанную;

г) к головному мозгу.

4. Замкнутая кровеносная система не характерна для:

а) рыб;

б) кольчатых червей;

в) членистоногих;

г) земноводных.

5. К клеткам крови не относятся:

а) плазма;

б) лейкоциты;

в) тромбоциты;

г) эритроциты.

6. Лейкоциты – клетки крови, которые:

а) способны переносить газообразные вещества;

б) выполняют защитную функцию;

в) обеспечивают свёртываемость крови;

г) участвуют в поддержании температуры тела.

7. Эритроциты – клетки крови, которые:

а) обеспечивают свёртываемость крови;

б) участвуют в транспорте питательных веществ;

в) участвуют в транспорте газообразных веществ;

г) участвуют в поддержании температуры тела.

8. К функции крови не относятся:

а) транспортная;

б) регуляторная;

в) защитная;

г) выделительная.

9. Кровь участвует в регулировании температуры тела:

а) у рыб;

б) у земноводных;

в) у млекопитающих;

г) у пресмыкающихся.
III Изучение нового материала.

  1. Значение процесса выделения и его связь с обменом веществ (объяснение учителя):

- Какие продукты образуются в результате обмена веществ?

- Как вещества выделяются из организма?

- Между любым живым организмом и окружающей средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм постоянно получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нём образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалять. Конечные продукты газообмена (СО2, N2) удаляются через дыхательную систему. Непереваренные остатки пищи – через пищеварительную. Вещества, образовавшиеся в результате жизнедеятельности, через выделительную систему и кожные покровы. Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ. Выделительная система – совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды, конечные продукты обмена, соли и ядовитые вещества, поступающие в организм или образовавшиеся в нём. Таким образом, выделение является непременной частью обмена веществ.

2. Выделительная система беспозвоночных (показ слайдов, сопровождается рассказом учителя и одновременным заполнением таблицы «Органы выделения»)

- У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят весьма различно.

1 слайд. Значение выделения.

2 слайд. Выделительная система простейших: поверхность тела и сократительная вакуоль.

3 слайд. Кишечнополостные выводят продукты обмена через клетки тела.

4 слайд. Выделительная система впервые появляется у плоских червей: тонкие трубочки-нефридии.

5 слайд. Кольчатые черви имеют такую же систему только отдельно в каждом сегменте.

6 слайд. Членистоногие имеют мальпигиевы каналы.

Выделительная система моллюсков представлена одной или двумя почками, проводящими каналами и выделительными порами.

У некоторых беспозвоночных животных, например, у круглых червей и членистоногих продукты обмена накапливаются в теле и сбрасываются во время линьки.

  1. Выделительная система позвоночных.

- Выделительная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением от рыб до млекопитающих. Увеличение сложности строения почек было связано с заселением суши.

А) Строение почки. Самостоятельное чтение 1 абзаца на стр.222 параграфа №42 и выполнение в тетради задания №3 на стр.114. Проверка.

Б) Учащиеся разделяются на группы и самостоятельно знакомятся с выделительной системой позвоночных. Каждая группа получает карточку с текстом, схематическое изображение животного и конверт с названиями органов выделения.

1 группа – рыбы

Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного, кроме углекислого газа образуются и другие вредные вещества, которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки – мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.

Смотри рисунок № 167 в учебнике с. 221.

2 группа – земноводные

У земноводных почки расположены в полости тела по бокам позвоночника. Кровь приносит почкам жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку – расширенную часть задней кишки, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, опять в клоаку и удаляется наружу.

Смотри таблицу на доске.

3 группа – пресмыкающиеся

У пресмыкающихся почки расположены в области тазовых костей. Кровь приносит почкам жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку – расширенную часть задней кишки, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, опять в клоаку и удаляется наружу.

Смотри таблицу на доске.

4 группа – птицы

Почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Мочевого пузыря у птиц нет. Моча в органах птиц не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полётного веса птиц. Смотри рисунок №168 в учебнике с. 222.

5 группа – млекопитающие

У млекопитающих почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы).

Смотри рисунок №169 в учебнике с.223.
После ознакомления, на схематическое изображение животного прикрепляются карточки с названиями органов выделительной системы характерных животным данной систематической группы.

В) Учащиеся по очереди выходят к доске, рассказывают о строении выделительной системы и показывают их на таблицах и своих схемах.

Г) Весь класс заканчивает заполнение таблиц «Органы выделения» для позвоночных животных.

Д) Вывод:

-В каком направлении шла эволюция системы выделения животных?

Вывод делают учащиеся:

- Эволюция системы выделения шла в направлении создания специализированных органов, обеспечивающих выведение из организма ядовитых веществ.

IV Закрепление изученного на уроке.

ТЕСТ

  1. Выделительная система – …

а) совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды и конечные продукты обмена;

б) совокупность органов, обеспечивающих поступление питательных веществ в организм;

в) обеспечивает выведение из организма газообразных продуктов обмена веществ;

г) выводит из организма непереваренные остатки пищи.

2. Одноклеточные животные выводят продукты жизнедеятельности через:

а) выделительные канальцы;

б) специальные органы – почки;

в) поверхность тела;

г) дыхательную систему;

3. Выделительная система впервые появляется у

а) одноклеточных;

б) кишечнополостных;

в) плоских червей;

г) насекомых.

V Рефлексия:

- Что из изученного сегодня на уроке вам было известно, а что стало новым и неожиданным?

Домашнее задание: параграф №42, задания в тетради №№6, 7.

Подведение итогов урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Органы выделения iconУрока информатики и икт. Тема урока: Знакомство с растровым графическим...
Начать знакомство с программой Corel Photo-Paint. Познакомить с назначением данной программы, основными элементами окна. Рассмотреть...
Тема урока : Органы выделения iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Тема урока : Органы выделения icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Тема урока : Органы выделения iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Тема урока : Органы выделения iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Тема урока : Органы выделения iconТема урока: «Органы кровообращения». Цель урока
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Тема урока : Органы выделения iconПлан-конспект урока
Цель урока: закрепить навык выделения запятыми причастного оборота, уметь конструировать предложение с причастными оборотами
Тема урока : Органы выделения iconТема урока: Продление рода. Органы размножения
Проблемный вопрос: в каком направлении происходила эволюция органов размножения у животных?
Тема урока : Органы выделения iconКонспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение....
«Биология. Человек.»8 класс, автор Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.(под редакцией Пономарёвой Н. И.)
Тема урока : Органы выделения iconТема урока. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. I. Изучение...
Органоиды – подобные органам. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную функцию
Тема урока : Органы выделения iconТема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Тема урока : Органы выделения iconУрок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек»
Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения...
Тема урока : Органы выделения iconТема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы
Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равнове­сия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления
Тема урока : Органы выделения iconКонспект открытого урока по естествознанию 3 «б» класс Тема: «Органы дыхания»
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...
Тема урока : Органы выделения iconМатериалы по лицензированию
Действие вышеназванного Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица,...
Тема урока : Органы выделения iconУрок «Значение процессов выделения в организме»
Образовательные задачи: создать условия для формирования сущности биологического процесса выделения, для формирования новых биологических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск