Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы





Скачать 269.48 Kb.
НазваниеУчебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы
страница1/2
Дата публикации28.06.2013
Размер269.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2

Темы курса

Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Биология - наука о жизни
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Научная и экологическая классификации организмов. Систематические категории и таксоны. Формы жизни и жизненные формы

Задания


1. Изучите имеющийся материал по заданной теме, используя учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в ВУЗы.

Усвоив материал этой темы, вы должны знать:

1)Что является предметом изучения биологии. Каковы методы, задачи и достижения биологии как науки. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2) Что такое жизнь? Каковы основные признаки биологических систем.

3)Какие уровни организации характерны для живой материи.

2. Дайте развернутые ответы на вопросы:

  1. Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология?

  3. Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику.

  4. Какие методы исследования используют в биологии?

  5. Приведите определение понятия «жизнь».

  6. Почему живые организмы называют открытыми системами?

  7. Перечислите основные свойства живого.

  8. Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

  9. Какие уровни организации характерны для живой материи?

3. Ответьте на проблемные вопросы:

  1. Какие проблемы человечества зависят от уровня биологических знаний?

  2. Как вы понимаете выражения: «прикладная биология», «приложение биологических знаний в практическую жизнь»?

  3. Видите ли вы различие понятий «моделирование жизни» и «искусственный синтез жизни»?

  4. Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?

  5. Дано утверждение: «Моделирование жизни нельзя представлять, как конструирование человеком из искусственных полимеров и других органических соединений различных органелл и объединение их в клетку». Выскажите ваше отношение к этому утверждению, подкрепив его знанием критериев живого.

  6. Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации живого?

4. Выполните тестовые задания

1.1.Биология как наука, её достижения, методы исследования, связи с другими науками.

Задания с выбором ответа:

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:

1. экспериментального

2. наблюдения

3. проведения опытов

4. палеонтологического

2. Генеалогический метод исследования использует наука:

1. систематика

2. генетика

3. цитология

4. физиология

3. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

1. генетика

2. физиология

3. морфология

4. эмбриология

4.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука:

1. генетика

2. систематика

3. физиология

4. экология

5.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы:

1. моделирования

2. центрифугирования

3. сравнения

4. генной инженерии

6.Предмет «Общая биология» изучает:

1. строения и функции организма

2. природные явления

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. строение и функции растений и животных

7.Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов изучает раздел науки:

1. палеонтологии

  1. 2. молекулярной биологии

3. сравнительной физиологии

4. экологии

8. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека:

1. гибридологического

2. близнецового

3. генеалогического

4. биохимического

9. Эмбриология – наука, которая изучает:

1.ископаемые остатки организмов

2.причины мутаций

3.законы наследственности

4.зародышевое развитие организмов

10. Изучение закономерностей изменчивости при выведении новых пород животных – задача науки:

1. селекции

2. физиологии

3. ботаники

4. цитологии

11. Наука, занимающаяся классификацией организмов на основе их родства, названа:

1. генетикой

2. систематикой

3. морфологией

4. селекцией

12. Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука:

1.селекция

2.генетика

3.физиология

4.ботаника

13.Последовательность стадий внутриутробного развития млекопитающих животных изучает наука:

1.зоология

2.эмбриология

3.систематика

4.генетика

14.Исследованием процесса двойного дыхания птиц занимается наука:

1. цитология

2. зоология

3. физиология

4. морфология

15. Наука физиология растений изучает:

1. строение хлоропластов и хромопластов

2. передвижение веществ от корня к побегу

3. строение слоев и тканей корня

4. расположение почек и листьев на побеге

16. Наука морфология растений изучает:

1. отличие простых и сложных листьев

2. строение и функции вакуолей

3. синтез органических веществ в пластидах

4.необходимые условия прорастания семян

17. Наука физиология растений изучает:

1. транспорт молекул через мембрану клетки

2. клеточное дыхание в митохондриях

3. строение семян двудольных растений

4. всасывание веществ корневыми волосками

18. Наука биохимия изучает:

1. ферментативную функцию белков клетки

2. строение эндоплазматической сети

3. образование веретена деления

4. транспорт веществ по сосудам древесины

19.Процесс деления клетки покровной ткани изучает наука:

1. ботаника

2. генетика

3. эмбриология

4. цитология

20. Какая наука изучает утомляемость икроножной мышцы голени человека?

1. анатомия

2. цитология

3. физиология

4. биохимия

21. Какая наука изучает наследование окраски цветка при скрещивании?

1.генетика

2.ботаника

3.физиология

4.цитология

22. Какая наука изучает преобразование хорды в процессе развития организма птицы?

1. анатомия

2. зоология

3. физиология

4. эмбриология

23. Метод фистул для исследования биологических объектов применяют в науке:

1. физиологии животных

2. селекции микроорганизмов

3. морфологии растений

4. микробиологии

24. Производство необходимых человеку продуктов из живых клеток или продуктов их жизнедеятельности называют:

1. цитологией

2. биотехнологией

3. микробиологией

4. генетикой

25. Метод внедрения в бактериальную клетку нужных человеку генов применяют в:

1. систематике бактерий

2. физиологии растений

3. селекции микроорганизмов

4. классической генетике

26. Классификацией разных групп беспозвоночных животных занимается:

1. систематика

2. экология

3. генетика

4. биогеография

27. Метод наблюдения за развитием организма из оплодотворенной яйцеклетки лягушки применяют в:

1.цитологии

2.эмбриологии

3.генетике

4.физиологии

28. Классификацией хромосомных мутаций занимается наука:

1.генетика

2.систематика

3. физиология

4. морфология

29. Организменный уровень организации живой материи является предметом исследования науки:

1.цитологии

2. биохимии

3. анатомии

4. экологии

30. Созданием новых пород домашних кур, обладающих повышенной яйценоскостью, занимается наука:

1. генетика

2. экология

3. эмбриология

4. селекция

31.Метод наблюдения за последовательной сменой растительных сообществ при заболачивании почв применяют в:

1.экологии

2. систематике

3. ботанике

4. физиологии

32. Метод наблюдения за последовательной сменой фаз деления клетки применяют в:

1.генетике

2. физиологии

3. цитологии

4. биохимии

33.Метод электронной микроскопии для изучения строения хлоропластов применяют в:

1. генетике

2. физиологии

3. биохимии

4. цитологии

34. Увеличительные приборы для изучения строения тела моллюсков применяют в:

1. зоологии

2. физиологии

3. эмбриологии

4. цитологии

35. Увеличительные оптические приборы для изучения строения завязи пестика применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. ботанике

36. Увеличительные оптические приборы для изучения строения зародышевых оболочек применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. зоологии

37. Метод меченных атомов для изучения проницаемости плазматических мембран применяют в:

1.физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4.анатомии

38. Метод окрашивания микропрепарата для изучения строения геалинового хряща организма человека применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. гистологии

39. Метод окрашивания микропрепарата для изучения строения семени однодольного растения применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. ботанике

40. Влажные препараты для изучения внутреннего строения лягушки применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. зоологии

41. Метод микрофотографирования для изучения движения цитоплазмы применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. генетике

42. Метод прижизненной окраски для изучения органоидов клетки применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. генетике

4. цитологии

43. Качественные методы, с помощью которых можно определить состав белковой молекулы, применяют в:

1.физиологии

2. биохимии

3.генетике

4.цитологии

44. Качественные методы, с помощью которых можно определить углеводы, содержащиеся в клетке, применяют в:

1. физиологии

2. биохимии

3. генетике

4. цитологии

45. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

1. центрифугирования

2. гибридологического

3. цитогенетического

4. биохимического

46. Объектом изучения цитологии является уровень:

1. клеточный

2. тканевый

3. организменный

4. популяционный

47. Закономерности появления и развития организмов позволяет выяснить метод:

1.исторический

2.описательный

3. сравнительный

4.эксперементальный

48. Как называется метод, позволяющий изучать явления природы в заданных условиях:

1. метод наблюдения

2. метод описания

3. сравнительный метод

4. метод эксперимента

49.Наука о строении и форме организма, его органов и их систем называется:

1. анатомия

2. физиология

3. гигиена

4. валеология

50. Наука о тканях живых организмов называется:

1. цитология

2. гистология

3. эмбриология

4. материаловедение

51. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность клеток:

1. анатомия

2. гистология

3. физиология

4. цитология

52. Кто из перечисленных ученых сформулировал хромосомную теорию наследственности:

1.Ч. Дарвин

2. Т. Морган

3.Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

53. С помощью какого метода в науке проверяют гипотезы:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4.эксперементального

54. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность грибов:

1. микология

2. гистология

3. ботаника

4. цитология

55. Кто из перечисленных ученых сформулировал закон гомологических рядов наследственности:

1. Ч.Дарвин

2. Т.Морган

3. Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

56. С помощью какого метода изучают строение клеток различных живых организмов:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4. инструментального

57. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность водорослей:

1. микробиология

2. альгология

3. ботаника

4. систематика

58. Кто из перечисленных ученых является основоположником науки генетики:

1. Ч.Дарвин

2. Т.Морган

3. Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

59. С помощью какого метода изучают влияние различных факторов на живой организм:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4. эксперементального

60. Полиплоидная крупнозернистая высокоурожайная гречиха была выведена благодаря исследованиям в области

1. физиологии растений

2. селекции

3. биохимии

4. биогеографии

61. Ученые, изучающие влияние антропогенных факторов на окружающую среду, - это

1. генетики

2. экологи

3. селекционеры

4. систематики

62. Получение многолетнего пшенично-пырейного гибрида относят к выдающимся достижениям:

1. ботаники

2. селекции

3. анатомии

4. физиологии

63. Распределением организмов по родственным группам занимается наука:

1. генетика

2. селекция

3. систематика

4. эмбриология

64. С помощью какого метода изучают строение эндоплазматической сети

1. центрифугирования

2. электронной микроскопии

3. моделирования

4. экспериментального

65. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе их родства

1. морфология

2. систематика

3. экология

4. физиология

66. C помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром ДАУНА

1. близнецового

2. биохимического

3. генеалогического

4. цитогенетического

67. Общая биология изучает:

1. строение и функции организма животных и растений

2. взаимосвязь живой и неживой природы

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. проблемы исторического развития жизни на Земле

68. Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом:

1. биохимическим

2. хроматографическим

3. цитологическим

4. центрифугированием

69. Изменение числа хромосом изучают с помощью метода

1. центрифугирования

2. гибридологического

3. цитогенетического

4. биохимического

70. Метод генетики, основанный на анализе закономерностей наследования отдельных свойств и признаков при половом размножении называется

1. гибридологическим

2. цитогенетическим

3. биохимическим

4. генеалогическим

71. метод генетики, основанный на изучении родословной человека, позволяющий выявить тип и характер наследования признаков в поколениях, называется

1. гибридологический

2. биохимический

3. центрифугирования

4. генеалогическим

72. Метод генетики, основанный на изучении числа и строения хромосом с помощью светового и электронного микроскопа, называется:

1. гибридологический

2. цитогенетический

3. биохимический

4. генеалогический

73. Классификацией живых существ занимается наука:

1. зоология

2. систематика

3. цитология

4. антропология

74. Наука о происхождении человека и его рас является:

1. социология

2. зоология

3. антропология

4. анатомия

75. Наука о наследственности и изменчивости:

1. селекция

2. цитология

3. физиология

4. генетика

76. Биология как наука изучает:

1. общие признаки строения растений и животных

2. взаимосвязь живой и неживой природы

3. процессы, происходящие в живых системах

4. происхождение жизни на Земле.

77. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1. исторический 3. экспериментальный

2. описательный 4. биохимический

78. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1. теория 3. факт

2. гипотеза 4. доказательство

79. Эмбриология изучает

1. развитие организма от зиготы до рождения

2. строение и функции яйцеклетки

3. послеродовое развитие человека

4. развитие организма от рождения до смерти

80. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1. биохимическим 3. центрифугированием

2. цитологическим 4. сравнительным

81. Селекция как наука решает задачи

1. создания новых сортов растений и пород животных

2. сохранения биосферы

3. создания агроценозов

4. создания новых удобрений

82. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1. экспериментальным 3. генеалогическим

2. гибридологическим 4. наблюдения

83. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1. селекционер 3. морфолог

2. цитогенетик 4. эмбриолог

84. Систематика – это наука, занимающаяся

1. изучением внешнего строения организмов

2. изучением функций организма

3. выявлением связей между организмами

4. классификацией организмов

85. Генеалогический метод используют для

1. получения генных и геномных мутаций

2. изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3. исследования наследственности и изменчивости человека

4.изучения этапов эволюции органического мира

86.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов:

1. школьный 3. бинокулярный

2. световой 4. электронный

87. Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, -

1. биотехнология 3. анатомия

2. генетика 4. эмбриология

88. Близнецовый метод используется в науке:

1. селекции 2. генетике 3. физиологии 4. цитологии

89. Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается:

1. клеточная инженерия 3. микробиология

2. генная инженерия 4. цитология

90. Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании:

1.числа и структуры хромосом

2. наследования признаков у близнецов

3. наследования признаков в ряду поколений

4. типа наследования рецессивных генов

91. Как называется отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов.

1. бионика 3. микология

2. биотехнология 4. растениеводство

92. Какая наука изучает влияние внешней среды на развитие признаков и свойств домашних животных и растений

1. цитология 3. молекулярная биология

2. селекция 4. сравнительная анатомия

93. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается:

1.микробиологическое производство

2. генная инженерия

3. молекулярная биология

4. биохимия

94. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения:

1. ручной лупы 3. штативной лупы

2. электронного микроскопа 4. светового микроскопа

95. Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека

1. генеалогический 3. цитогенетический

2. близнецовый 4. биохимический

96. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод:

1. светового микроскопирования

2. электронного микроскопирования

3. центрифугирования

4. культуры тканей

97. Конструирование новых генов ведется с помощью методов:

1. клеточной инженерии 3. центрифугирования

2. генной инженерии 4. моделирования

98. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1. устанавливает причины наследственных заболеваний

2. создает лекарства для лечения больных

3. ведет борьбу с эпидемиями

4. защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

99. Метод, который применяют для изучения наследования признаков сёстрами или братьями, развившимися из одной оплодотворенной яйцеклетки, называют:

1. гибридологическим 3. цитогенетическим

2. генеалогическим 4. близнецовым

100. Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

1. генетика 3. эволюционное учение

2. селекция 4. систематика
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconСписок использованных материалов при создании проекта Текстовые материалы...
Биология. Пособие для поступающих в вузы / А. Г. Мустафин и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высш шк., 2002
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconУчебники по обществознанию и пособия для поступающих в вузы, вышедшие в свет в последние годы
«Менеджмент», «Экономика» и «Юриспруденция». Во время вступительного испытания абитуриент должен показать знание основных процессов...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconАлександров Б. И., Лурье М. В., Максимов В. М. Математика. Пособие для поступающих в мгу
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений»...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconУчебники для 10 и 11 класса
Цель методических рекомендаций определяется необходимостью предъявления для учителя физики рекомендательного тематического планирования...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев «Физика для поступающих в вузы»
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПетербурга Антонова Ольга Александровна
По всей стране закрываются сельские школы; «сливаются», по рекомендациям чиновников, вузы; безнадежно устарели программы и учебники,...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПрограмма вступительного испытания по биологии для поступающих в...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПрограмма аттестационных испытаний по дисциплине «История и методология...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconОбщеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы...
Для реализации программы использую учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ученика, методическое пособие...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconДанилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс
Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПрограмма по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих...
Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconРабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconМетодические указания для поступающих в стлп математика (на базе...
Натуральные числа и нуль. Чтение и запись натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconПрограмма по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих...
Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством...
Учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Московской области и учебному плану мбоу «Лицей». Программа является частью учебно-методического комплекта, включающего программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск