№
Дата
| Разделы, тема.
Л/р - Лабораторные работы.
Региональный компонент.
| Кол-во
часов
| Основное содержание урока
| Характеристика основных видов учебной деятельности ученика
| Домашнее задание
|
I
1
| Повторение –Биология как наука и ее прикладное значение.
Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края.
| 5 1
| Биология как наука и ее прикладное значение. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира. Объект изучения биологии- биологические системы. Общие признаки биологических систем. Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы. Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных.
| Обобщать и систематизировать знанияпо темам «Биология как наука и ее прикладное значение.
Общие биологические явления и методы их исследования.» делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
| Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов
|
2
| Повторение -Особенности биосферного уровня организации жизни.
Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае.
| 1
| Учение о биосфере. Понятие о биосфер. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере
Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни( А.И. Опарина и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.
Среды жизни на земле. Экологические факторы и их значение.
| Обобщать и систематизировать знанияпо теме «Особенности биосферного уровня организации жизни» делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
| Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов
|
3
| Повторение биогеоценотического уровней организации жизни.
Законы природопользования в Ставропольском крае
| 1
| Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Понятия «экотоп», «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза(экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит-хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организации в биогеоценозе. Трофические уровни. Типы пищевых цепей Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
| Обобщать и систематизировать знанияпо теме «Особенности биогеоценотического уровня организации жизни» делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
| Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов
|
4
| Повторение популяционно-видового уровней организации жизни.
Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края.
| 1
| Вид и видообразование. Вид, его характеристика. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследование С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образование видов. Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Микро и макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Элементарные факторы эволюции. Движущие факторы эволюции. Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Происхождение и этапы эволюции человечества.
| Обобщать и систематизировать знанияпо темам «Вид и видообразование.Учение об эволюции и его значение.» делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
| Темы обсуждения в классной тетради
Подготовка к входному контролю.
|
5
| Входной контроль за курс 10 класса
| 1
| Тестирование. Работа по КИМам
| Обобщать и систематизировать знанияза курс 10 класса делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
| Решение КИМов
|
6
| Раздел I
Организменный уровень организации жизни».-
Тема программы -«Живой организм как биологическая система» -
Тема урока-
Организм как биосистема
| 31 ч.
7 ч.
1
| Живой организм как биологическая система.
Понятие «Организм». «орган» органоиды». Одноклеточные и многоклеточные организмы.Ткани, органы, системы, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз.
| самостоятельная работа с текстом учебника.
Объяснятьпонятия об организме, органе, органоиде.
Анализироватьтаблицы по общей биологии, иллюстрирующие объекты живой природы из различных систематических групп.
| §1-§2 с. 6-8.
|
7
| Организм как открытая биосистема
| 1
| Организм как открытая биосистема. Типы метаболизма .Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты ,хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Роль питания в обмене веществ.
| Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов, ЦОРы
Объяснять понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»;
характеризовать организм как открытую биосистему.
| §2 с.8-10
|
8
| Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов
| 1
| Свойства одноклеточных организмов. Способы добывания пищи.
Передвижение одноклеточных организмов. Поведение одноклеточных организмов
| Систематизировать и обобщить знания о свойствах одноклеточных организмов.
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Выполнять задания для самоконтроля.
| §2 с.10-14. §3 с.14-16.
Подг. проекты
|
9
| Многообразие одноклеточных эукариот.
Представители одноклеточных организмов в крае.
| 1
| Растительные одноклеточные организмы. Эволюционная роль водорослей.
Животные одноклеточные организмы. Болезнетворные простейшие. Значение простейших. Микробиология на службе человека.
| Проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Объяснять:Эволюционную роль одноклеточных организмов, их значение.
| С.144-148.
С.148-154
|
10
| Свойства многоклеточных организмов
| 1
| Особенности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи животными: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Система переработки пищи у животных.
| самостоятельная работа с текстом учебника.
Объяснятьпонятия «симбионты», «эндобионты», систематизировать знания об обмене веществ и превращении энергии в организме.
Описывать по таблицам«Фотосинтез», «Синтез белка», «Типы питания», «Обмен веществ и превращение энергии»
| §3 с.14-17, записи в тетради выучить.
|
11
| Лабораторная работа №1 Свойства живых организмов»
| 1
| Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.Гомеостаз.
| Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов.Называть:Особенности многоклеточных организмов, способы добывания пищи животными, способы передвижения живых организмов.
Использовать л/р для доказательства выдвигаемых предположений о целостности многоклеточного организма
| §3 с.14-17, записи в тетради выучить.
|
12
| Транспорт веществ в живом организме
| 1
| Транспорт веществ в живом организме.
Компоненты транспортной системы у животных: сердце, сосуды, капилляры. Компоненты транспортной системы у животных: тканевая жидкость, кровь, плазма, лимфа, лимфатическая транспортная система.
| самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Называть:Компоненты транспортной системы у животных: сердце, сосуды, капилляры, внутренняя среда организма.
Описывать:Транспорт веществ у позвоночных и беспозвоночных животных.,
| §3 с.14-17, записи в тетради выучить
|
13
| Другие системы органов многоклеточного организма
| 1
| Системы органов многоклеточного организма: кровеносная система, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная система, выделительная система, эндокринная система, половая система, нервная система. Системы органов растительного организма: корневая, побеговая
| Характеризовать:Строение и функции систем органов животных и растений, целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятельности.
Распознавать и описывать по таблицам основные органы систем.
Называть особенности строения органов, зависимость от выполняемой функции.
Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологический диктант.
| §3 с.17-21, записи в тетради выучить
|
14
| Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений
| 1
| Системы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция
| Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию. Распознавать и описывать по таблицам основные органы систем.
| §3 записи в тетради выучитьповторить §1-§3
|
15
|
|