Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татарская Дымская основная общеобразовательная школа
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании методического совета учителей естественно-математического цикла «____»_________________2011г.
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
____________(Зайнуллина В.А.)
Протокол № 1 от
«31» августа 2011г.
| «Утверждено»
Руководитель МОУ Тат. Дымской основной школы
_________(Ибраева И.А.)
Приказ № 1 от
«1» сентября 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 8 классе
на 2011-2012 учебный год
70 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Зайнуллина Виктория Анатольевна
Стаж: 25 лет, категория: первая
Год аттестации: 2008
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
31 августа 2011 года
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
III. Календарно – тематическое планирование
№
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Цели урока
| Основной материал
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Оборудование
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Тема 1. Человек как биологический вид (2 часа)
| 1
|
| Место человека в системе органического мира
| Вводный урок
| Познакомить учащихся с основными особенностями человека.. Выявить черты сходства и различия между человеком и животными, определить место человека в системе органического мира
| Человек – часть живой природы. Черты сходства человека с животными. Человекообразными обезьянами. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных.
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.
| Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник
| Фронтальный
| Стр.1-3
| 2
|
| Особенности человека
| Комбинированный урок
| Раскрыть характерные особенности человека, развитие умения сравнивать, обобщать.
| Особенности человека. Отличия человека от животных
| Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью.
| Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник
| Фронтальный
| Стр.4-5
| Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
| 3
|
| Происхождение человека
| Комбинированный урок
| Сформировать знания о происхождении человека, этапах его эволюции.
| Происхождение человека. Эволюция предков человека – гоминид. История возникновения человека. Этапы эволюции человека
| Называть стадии эволюции человека, характеризовать их. Объяснять причины эволюции человека
| Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник
| Индивидуальный
| Стр.10
| 4
|
| Расы человека
| Комбинированный урок
| Сформировать знания о расах, расоведении, расизме
| Расы человека. Сравнительная характеристика рас. Механизм образования рас, проблемы их происхождения. Деление рас на нации.
| Знать расы человека, их признаки. Объяснять причины образования рас. Различать понятия расоведение и расизм.
| Учебник, картинки с изображением представителей разных рас
| Тестовый
| Стр.16-17
| Тема 3. краткая история развиия знаний о человеке (1 час)
| 5
|
| История развития знаний о строении и функциях организма человека
| Комбинированный урок
| Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека
| Вклад Гиппократа и Аристотеля в развитие науки о человеке. Труды Галена, Авиценны, Везалия, Гарвея и других ученых о строении и функциях органов человека. Предмет изучения анатомии, физиологии, гигиены.
| Иметь представление о истории развития знаний о строении и функциях организма человека.
| Учебник, портреты ученых
| Фронтальный
| Подготовить сообщения о ученых
| Тема 4. общий обзор организма человека (4 часа)
| 6
|
| Клеточное строение организма.
| Комбинированный урок
| Сформировать знания о строении живой клетки. Структуре и функциях ее органоидов, развитие умения работать с микроскопом
| Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Лабораторная работа «Строение клетки»
| Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
| Учебник, микроскопы. Микропрепараты клеток, таблица «Строение клетки»
| Индивидуальный
| Стр.28-29
| 7
|
| Ткани.
| Комбинированный урок
| Сформировать понятие ткань, познакомить с основными типами тканей, сформировать умение распознавать ткани, работать с микроскопом
| Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
| Давать определения понятию: ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей.
описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека
Сравнивать ткани человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
| Учебник, таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты тканей
| Фронтальный
| Стр. 32-35
| 8
|
| Органы.
Системы органов.
| Комбинированный урок
| Сформировать понятие системы органов, Познакомить с функциями систем органов. Показать взаимосвязь органов
| Органы. Системы органов, их строение, функции. Взаимосвязь органов в организме человека.
| Давать определения понятиям:
ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.
Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
| Учебник, таблицы, торс человека
| Фронтальный
| Стр.28-40
| 9
|
| Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека»
| Обобщающий урок
| Повторить основные понятия темы, выявить уровень их усвоения.
| Клеточное строение организма. Ткани. Органы, системы органов. Проверочная работа по теме.
| Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки обучающихся.
| Учебник, таблицы
| Тематический, тестовый
|
| Тема 5. координация и регуляция (2 часа)
| 10
|
| Гуморальная регуляция.
| Комбинированный урок
| Раскрыть понятие гуморальной регуляции, сформировать знания о железах эндокринного аппарата, особенностях желез внутренней секреции.
| Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
| Называть:
•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
| Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции
| Фронтальный
| Стр.44-47
| 11
|
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| Комбинированный урок
| Показать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах. Познакомить с нарушениями нервно-гуморальной регуляции. Их профилактикой.
| Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез.
| Давать определение понятию: гормоны.
Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
| Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции
| Тестовый
| Стр.44-47
| | |