№п\п
| Наименование раздела,
Тема урока.
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы минимального содержания
| Требования к уровню подготовки
учащихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| план
| факт
|
1
| Вводный урок.
| 1час
| Вводный урок.
| Науки, которые изучают общество. Обществознание в школе. Учебник обществознания как источник знаний, его специфика.
| Уметь:
Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;
Характеризовать учебники учебные пособия. Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание.
|
| §
Стр.5-8
|
|
|
| Общество и человек. 10 часов
|
2
| Что такое общество
| 1 час
| Урок изучения нового маетриала,
урок - лекция
| Общество в узком и широком смысле слова. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
| Уметь:
Объяснять понятия: общество, государство, страна;
Называть основные сферы жизни общества;
Характеризовать их,;
Приводить примеры многообразия и единства мира.
Знать понятия:
Общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация.
| Фронтальный опрос
| §Стр. 9-16. отв. на вопросы стр. 16-17, выполнить практикум стр.17.
|
|
|
3
| Человек, природа, общество
| 1 час
| Урок-
Проблемная беседа
| Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические проблемы и защита окружающей среды.
| Уметь:
Объяснять взаимосвязь природы и общества;
Характеризовать экологические проблемы.
Знать: способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи; знать понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемые изменения окружающей среды. Экологические программы.
| Понятийный диктант,индивидуальный опрос
| §Стр.17-24, отв. на вопросы стр. 24-25.
|
|
|
4
| НРК
Взаимодействие общества и природы в регионе
| 1 час
| Урок- семинар
| Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация на Южном Урале
|
| Фронтальный оапрос
| сообщение
|
|
|
5
| Типология обществ
| 1 час
| Урок- путешествие во времени
| Дописьменные и письменные , простые и сложные общества. Общество охотников –собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества: их особенности и эволюция. Изменения в способах производства, формах собственности, политического устройства.
| Знать разные подходы к типологии обществ;
Сравнивать различные типы обществ.
Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип, давать определение понятий: типология общества, общественно-экономическая формация.
Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, эволюция, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
| Индивидуальный опрос
| §Стр. 25-31, практикум стр. 31-32
|
|
|
6
| Социальный прогресс и развитие общества
| 1 час
| Урок- изучение нового материала
| Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль, и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
| Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР, объяснять сущность закона ускорения исторического времени, аргументировать свой ответ конкретными примерами, пояснять сущность социального прогресса.
Знать понятия и термины: закон ускорения исторического времени, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы.
| Фронтальный опрос
| §Стр. 32-39. отв. на вопр. стр. 39-40
|
|
|
7
| Личность и социальная среда
| 1 час
| Пробл.
Беседа.
груп. работа
| Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
| Уметь характеризовать понятия: человек, личность, индивид, Объяснять роль
Социальных норм в воспитании и развитии личности. Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружающих, друзей, семьи на поведение , принятие решений.
Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание. Человек. Индивидуальность, личность. Моральные нормы, духовные ценности.
| Таблица
«Человек,индивид,
личность»
| §Стр. 40-45, отв. на вопр. стр. 45
|
|
|
8
| Потребности человека
| 1 час
| Урок проблемная беседа
| Сущность и иерархия потребностей.
Первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
| Приводить примеры потребностей человека; объяснять взаимосвязь свободы и ответственности4 приводить примеры проявления ответственности. Знать понятия и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность.
| Фронтальный устный опрос
| §Стр. 45-50, выполнить практикум стр. 51
|
|
|
9
| Социализация и воспитание
| 1час
| Пробл.
Беседа. Груп.
Раб.
| Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
| Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание; объяснять их значение в развитии личности.
Знать понятия и термины: социализация. Последствия социальной изоляции. Воспитание и его формы. Жизненный цикл человека.
| Решение проблемных ситуаций
| §Стр. 52-57, отв. на вопр. стр. 57-58
|
|
|
10
| Общение
| 1 час
| Урок- лекция с элементами дискуссии
| Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
| Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений; анализировать различные формы общения; иметь навыки культурного. Грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.
Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение. Этикет, ритуал, межкультурное общение.
| Индивидуальный опрос
| §Стр.58-62, отв. на вопр. стр. 62
|
|
|
11
| Обобщающий урок по теме «Общество и человек».
| 1 час
| Повт.
Обобщ.
Урок.
| Знать основные понятия темы, внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество. Различать виды и типы общества, давать их характеристики.
| Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества. Менталитет жителя страны.
Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность.
| Понятийный диктант, работа по карточкам,тест.
| §Стр. 63-69, отв. на вопр. стр. 69
|
|
|
| Экономическая сфера. 11 часов
|
12
| Что такое экономика
| 1 час
| Изучение нового материала
| Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок. Отрасль и промышленные предприятия.
| Уметь характеризовать понятия; объяснять роль экономики в жизни общества4 разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок.
| Фронтальная беседа
| §Стр. 70-74, отв. на вопр. стр. 74-75
Инд. Сообщение «Экономика Челябинской области»
|
|
|
13
| НРК
Экономика Южного Урала
| 1 час
| Урок-семинар
| Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения
|
| Фронтальная беседа
| Сообщение на тему«История денег»
|
|
|
14
| Товар и деньги
| 1 час
| Урок с элементами лекции
| Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар- деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
| Уметь сравнивать понятия: товар и услуги; называть функции денег и их исторические формы; характеризовать прибыль. Знать понятия и термины: товар, услуги, деньги, цена.
| Индивидуальный опрос
| §Стр. 70-74, выполнить практикум стр. стр.75
|
|
|
15
| Спрос и предложение
| 1 час
| Урок изучения нового материала
| Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
| Уметь объяснять связь спроса и предложения; называть факторы рыночной экономики; сравнивать рыночную экономику с планово-директивной; характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена.
| Провекра практической работы
| §Стр. 75-78, отв. на вопр. стр. 78-79
|
|
|
16
| Рынок, цена, конкуренция.
| 1 час
| Урок - практикум
| Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
| Характеризовать рынок, рыночную экономику; называть основные функции цены; новые функции цены; сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия.
Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия.
| Индивидуальный опрос
| §Стр. 79-83, выполнить практикум стр. 84
|
|
|
17
| Предпринимательство
| 1 час
| Урок исследование, закрепление знаний
| Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
| Уметь приводить примеры предпринимательской деятельности, характеризовать предпринимательскую этику, высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, челноки.
| Понятийный диктант
| §Стр. 84-88, отв. на вопр. стр. 89-90
|
|
|
18 -19
| Роль государства в экономике
| 2 час
| Урок изучения нового материала
| Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический. Социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
| Уметь называть способы воздействия государства на экономику; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный налог и прогрессивный налог.
| Фронтальный опрос
| §Стр. 90-97, отв. на вопр. стр. 97. Составление характеристики экономических систем
|
|
|
20
| Бюджет государства и семьи.
| 1 час
| Практикум.
| Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
| Характеризовать бюджет семьи. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета.
| Составить примерный бюджет вашей семьи.
Практ. работа
| §Стр. 97-104,
выполнить практикум стр. 104
|
|
|
21
| Труд, занятость, безработица.
| 1 час
| Урок- проблемная беседа
| Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
| Уметь: называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики, объяснять понятия занятость и безработица. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила. Занятость, страхование безработицы.
| Фронтальный устный опрос
| §Стр. 105-109, отв. на вопр. стр. 109
Подготовиться к обобщающему уроку
|
|
|
22
| Обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества»
| 1 час
| Повт.обобщ.урок
| Знать основные понятия темы. Экономический базис рыночного общества. Материальное производство. Структура экономики. Вопросы работы и безработицы.
| Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества, характеризовать сущность и структуру экономики, приводить примеры действия государства на экономику. Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы
| Решение теста
|
|
|
|
| Социальная сфера. 11 часов
|
23
| Социальная структура
| 1 час
| Урок- изучение нового материала
| Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы. Ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
| Уметь : объяснять сущность социальной структуры . характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения, выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность.
|
| §Стр. 111-117. отв. на вопр. стр.117
|
|
|
24
| НРК
Социальная структура ЮжногоУрала
| 1 час
| Урок лекция
| Население региона. Формирование этнического состава региона. Этнокультурные процессы и этническая политика
|
| Фронтальный опрос
| Сообщение о народностях региона
|
|
|
25
| Социальная стратификация
| 1 час
| Практ. урок
| Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация . поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
| Уметь характеризовать социальную дифференциацию ; выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство.
| Индивидуальный опрос
| §Стр. 118-125. практикум стр. 125
|
|
|
26
| Богатые . Определение и измерение богатства
| 1час
| Урок размышление
| Неравенство: богатство и бедность. определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий образ жизни.
| Уметь характеризовать социальные отношения, социальный статус, выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, соотносить образ жизни со способом достижения богатства; формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами. Знать понятия и термины: неравенство, богатство, расточительный образ жизни, новые русские, средний класс. Уровень жизни.
| Фронтальный опрос
| §Стр.125-130, отв. на вопр. стр. 130
|
|
|
27
| Бедность как экономическое, культурное и социальное явление
| 1 час
| Урок размыщление
| Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
| Уметь характеризовать социальные отношения, социальный статус, выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.
| Фронтальная беседа
| §Стр. 131-134, отв. на вопр. стр.135
|
|
|
28-29
| Этнос: нации и народности.
| 1 час
| Урок- проблемная беседа
| Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
| Уметь: приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия, находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах.
Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация..
| Понятийный диктант, индивидуальный опрос
| Стр. 136-143, отв. на вопр. стр.143.
|
|
|
30-
| Межнациональные отношения
| 1 час
| Проблемный урок, практикум
| Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
| Уметь: характеризовать межнациональные отношения, сотрудничество, объяснять причины национальных конфликтов.
Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
| Проверка практической работы
| Стр. 144-150, отв. на вопр. стр. 150-151
|
|
|
31
| Конфликты в обществе.
| 1 час
| Урок- проблемная беседа
| Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90 годы в России. Особенности семейных конфликтов. Их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
| Уметь : называть основные социальные нормы, сравнивать пути решения социальных конфликтов, классифицировать конфликты.
Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб. Формы конфликта, типичный конфликт.
| Таблица2Типология конфликтов»
| Стр.151-156, выполнить практикум стр. 157
|
|
|
32
| Семья
| 1 час
| Урок- изучение нового материала
| Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
| Уметь: характеризовать основные нормы правовых основ брака, называть основные нормы этики семейных отношений, характеризовать семью как малую группу.
Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа.
| Проверка практических заданий
| Стр. 158-162,отв. на вопр. стр. 163
|
|
|
33
| Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера».
| 1 час
| Урок- зачет
| Социальная сфера общества. Охват повседневной жизни граждан без политики. Формирование социальной и классовой структуры, распределение ролей и статусов, социальная мобильность. Увеличение и снижение бедности и богатства, рост социального неравенства.
| Уметь: называть основные направления социальной политики современного российского общества, характеризовать социальные отношения ,называть причины социального неравенства.
Знать понятия и термины: социально-демографическая структура. Этническая общность, социальная программа, правовой статус несовершеннолетних.
| Фронтальный опрос, тест
| Подготовка к обощающему уроку
|
|
|
34
| Итоговое занятие по курсу «Обществознание.8 класс»
| 1 час
| Повт. Обобщ. Урок.
| Повторение пройденного по курсу 8 класса.
| Уметь отвечать на сквозные вопросы по пройденному материалу, знать понятия и термины.
| тест
|
|
|
|