Скачать 1.47 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Факультет послевузовского профессионального образования Кафедра фармации _______________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе __________Т. А. Овсянникова «_____» __________ 20____г. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ (интернатура) по направлению подготовки специалистов Управление и экономика фармации Форма обучения Очная Майкоп 2012 Рабочая программа составлена на основе ФГТ послевузовского профессионального образования (интернатура). Составители рабочей программы:
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры фармации, протокол заседания кафедры № ____ от «___» ____________ 20__ г.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Управление и экономика фармации (интернатура)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Управление и экономика фармации» (интернатура) является нормативно-методическим документом. Рабочая программа первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) провизоров по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» разработана на кафедре УЭФ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов и типовому учебному плану первичной специализации (интернатуры) ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». Данная рабочая программа является базовой для годичной подготовки в интернатуре провизоров по специальности 040501 и вместе с тем может быть дополнена в целях углубления знаний по определенным ее разделам. Подготовка в интернатуре осуществляется по кафедре фармации, в соответствии с принятой ВУНМЦ типовой унифицированной программой. Обучение интернов на кафедре фармации осуществляют 6 преподавателей кафедры, в том числе 4 доцента, 1 старший преподаватель. Материально-техническая база кафедры включает в себя 4 учебных комнаты общей площадью 120 кв. м., оснащенных типовой мебелью, вычислительную технику, персональные ЭВМ, СПС «КонсультантПлюс». При подготовке к занятиям в распоряжение интернов предоставляется библиотека кафедры, состоящая из учебно-методических пособий, учебников, монографий, периодических изданий. Целью обучения провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» по программе интернатуры является подготовка и формирование провизора-организатора, обладающего профессиональными знаниями и практическими навыками, дающими право на самостоятельную профессиональную фармацевтическую работу в организациях, предприятиях и учреждениях фармацевтической службы на должностях, связанных с организационно-управленческой деятельностью по лекарственному обеспечению населения. В программе нашли отражения современное состояние управления и экономики фармации, тенденции ее развития и возможности коллектива кафедры в ее реализации. Получение профессиональных знаний и практических навыков осуществляется через систему проблемной подготовки на кафедре путем последовательного изучения разделов программы, аналитической работы на фактических материалах деятельности организаций фармацевтической службы и получения практических навыков на рабочих местах провизора-организатора. Формирующую роль в подготовке интернов имеют экспериментальные исследования по основным разделам программы и выполнение индивидуальной научно-практической исследовательской работы по рекомендации кафедры или заказной тематике от органов практической фармации. Реализация программы предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий и семинаров по темам ее разделов и самостоятельную работу интернов в соответствии с их индивидуальными планами подготовки. Предусмотрено ведение дневника-интерна с отражением видов и объемов работы по освоению практических навыков. Программа предусматривает текущий и итоговый контроль знаний в форме тестового контроля знаний, зачета, экзамена и публичной защиты индивидуальной квалификационной выпускной работы, которая оформляется по материалам исследований и представляется в форме реферата, который в обязательном порядке размещается на сайте кафедры в Интернете. По окончании срока подготовки провизорам-интернам, успешно выполнившим план и программу, выдается удостоверение об окончании интернатуры и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации». Задачи послевузовского профессионального образования провизора-интерна по специальности «Управление и экономика фармации»:
Рабочая программа предусматривает профессиональную подготовку в объеме 1250 часа, включая подготовку по смежным специальностям и дисциплинам в объеме 228 часов, в том числе по: фармакологии - 57 часа, фармакогнозии - 42 часа, фармацевтической химии - 60 часов, фармацевтической технологии лекарств - 69 часов. Фундаментальная подготовка включает в себя изучение педагогики и медицинской психологии - 64 часа, медицинской статистики – 54 часа. Разделу «Общественное здоровье и здравоохранение» отведено 36 часов. Выполнение научно-практической работы занимает 144 часа (таблица 1). Профессиональная подготовка интернов по специальности состоит из 2-х блоков, 7 модулей, 23 разделов, 65 тем занятий (таблица 2) и списка обязательной литературы. Реализация рабочей программы предусмотрена распределением часов на лекционный материал, практические и семинарские занятия, самостоятельную работу интернов под руководством преподавателя и самостоятельной работы в библиотеке и на базах практической фармации. Профессиональная подготовка по специальности рассчитана на 1250 часов, из которых предусмотрены 161 час лекционного материала (таблица 3), 180 часов семинарских занятий (таблица 4), 123 часа (таблица 5) практической работы под руководством преподавателя, 347 часов самостоятельной работы, 439 часов работы на базах практической фармации в соответствии с индивидуальным планом провизора-интерна. Программа отводит 144 часа на обобщение и представление материалов исследовательской работы. В лекционном курсе провизоры-интерны расширяют свои знания в области теории и практики фармацевтического менеджмента, маркетинга, финансового менеджмента, управленческого учета и налогового планирования. Они знакомятся с моделями, приемами и методами управления, оптимизации деятельности практических фармацевтических предприятий и организаций. На семинарских занятиях интерны излагают свои представления по основным темам разделов программы. При этом обязательным является дополнительная подготовка к семинарам в форме самостоятельной работы с общей экономической и фармацевтической литературой по темам семинаров. Самостоятельная работа предусматривает сбор фактического материала в форме анкет, наблюдений, хронометража и др. приемов, описание производственных и иных процессов в фармацевтических организациях, обсуждение результатов исследования с преподавателем. Нормативные сроки освоения государственного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием:
Предшествующий уровень образования провизора, необходимый для послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040501 – Управление и экономика фармации
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА-СПЕЦИАЛИСТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» (интернатура) Специалист, имеющий квалификацию провизора по специальности 040501 – «Управление и экономика фармации» должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются: ОК-1 – демонстрацией гражданской позиции, интегрированностью в современное общество, нацеленностью на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; ОК-2 – владением методологией культурно-исторического и деятельного подходов; ОК-3 – владением практическими способностями поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний; ОК-4 – владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, а также принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументировать свою точку зрения; ОК-5 – способностью выстраивать социальные взаимоотношения на принципах толерантности и безоценочности, а также разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного – расово-этнического происхождения; ОК-6 – способностью к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, может адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, склонен к формированию новых идей (креативности); ОК-7 - способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам; ОК-8 – способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, а также склонностью критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования и способностью содействовать обучению и развитию других; ОК-9 – способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить его результаты, использовать современные технологии в практической деятельности, а также готовностью к работе над междисциплинарными и инновационными проектами; ОК-10 – способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни; ОК-11 – способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также наличием склонности к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений; ОК-12 – способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда; ОК-13 – владением одним из иностранных языков на уровне свободного чтения и перевода научной литературы, аннотаций лекарственных препаратов; ОК-14 – способностью к работе в многонациональном коллективе, к созданию в нем отношений сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-15 – владением навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания. Профессиональные компетенции характеризуются: общепрофессиональными: ПК-1 – способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний; ПК-2 – способностью и готовностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты коммерческой тайны, поддержки единого информационного пространства, планирования и управления фарморганизаций на всех этапах их деятельности; производственная деятельность: ПК-3 – способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических организаций по изготовлению и производству лекарственных средств; ПК-4 – способностью и готовностью к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований международных стандартов; ПК-5 – способностью и готовностью к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях аптек, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований; ПК-6 – способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда; ПК-7 – реализация лекарственных средств и других фармацевтический товаров: способностью и готовностью к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров; ПК-8 – способностью и готовностью проводить отпуск ЛС и других ФТ оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством; ПК-9 – способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации; ПК-10 – способностью и готовностью к использованию различных методов стимулирования сбыта фармацевтических товаров; ПК-11 – способностью и готовностью принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг; организационно-управленческая деятельность: ПК-12 – способностью и готовностью к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп лекарственных средств; ПК-13 – способностью и готовностью принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций (регистрация, лицензирование); ПК-14 – способностью и готовностью к подбору, расстановке кадров и управлению фармацевтическим коллективом, осуществление эффективной кадровой политики с использованием мотивационных установок и соблюдением норм трудового права; ПК-15 – способностью и готовностью организовать работу аптеки по отпуску ЛС и других ФТ населению и лечебным учреждениям; ПК-16 – способностью и готовностью разрабатывать учетную политику фармацевтического предприятия на основе требований законодательной и нормативной документации; ПК-17 – способностью и готовностью к осуществлению оперативно-технического учета товарно-материальных ценностей и их источников; ПК-18 – способностью и готовностью к использованию элементов фармацевтического маркетинга и логистики в процессе принятия управленческих решений; ПК-19 – способностью и готовностью анализировать и прогнозировать основные экономические показатели деятельности аптек; ПК-20 - способностью и готовностью осуществлять административное делопроизводство в аптеках выполнять задачи по информационному обеспечению фармацевтической деятельности; ПК-21 – способностью и готовностью к обеспечению деятельности предприятия, по охране труда и техники безопасности; ПК-22 – способностью и готовностью к принятию мер по своевременному выявлению ЛС, пришедших в негодность, ЛС с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных ЛС и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; ПК-23 – способностью и готовностью производить изъятие и отправку ЛС, подлежащих уничтожению, на специализированное предприятие, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности; ПК-24 – способностью и готовностью к организации перевозки ЛС с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи; ПК-25 – способностью и готовностью составлять документы внешней отчетности фармацевтического предприятия; ПК-26 – способностью и готовностью принимать участие в планировании и анализе деятельности фармацевтических организаций и учреждений по вопросам хранения и перевозки лекарственных средств; ПК-27 – способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения ЛС и других ФТ с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики; контрольно-разрешительная деятельность: ПК-28 – способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов; ПК-29 – способностью и готовностью к участию в осуществлении подготовки фармацевтического предприятия к прохождению процесса лицензирования, а также инспекционных проверках различного уровня; ПК-30 – способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества ЛС в условиях аптеки и фармацевтического предприятия; ПК-31 – способностью и готовностью определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества ЛС, в соответствии требованиями Государственной фармакопеи (ГФ) и иными нормативными документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования; ПК-32 – способностью и готовностью к участию в организации функционирования аналитической лаборатории; ПК-33 – способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля ЛС в соответствии с действующими требованиями; ПК-34 – способностью и готовностью готовить реактивы для анализа ЛС в соответствии с требованиями ГФ; ПК-35 – способностью и готовностью проводить анализ ЛС с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями ГФ; ПК-36 – способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств; ПК-37 – способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм таблеток мазей, растворов для инъекций; ПК-38 – способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ); ПК-39 – способностью и готовностью к участию в проведении химико-токсикологического исследования с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений; ПК-40 - способностью и готовностью проводить декларирование качества ЛС; научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность: ПК-41 – способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям ЛС и других ФТ по правилам хранения ЛС и других ФТ с учетом их физико-химических свойств; ПК-42 – способностью и готовностью оказать консультативную помощь работникам фармацевтического учреждения по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ПК-43 – способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛС, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме; ПК-44 – способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям; ПК-45 – способностью и готовностью оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости ЛС и других ФТ; ПК-46 – способностью и готовностью к участию в организации рекламы ЛС и других ФТ в соответствии с действующим законодательством; ПК-47 – способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности; ПК-48 – способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения); ПК-49 – способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации; оказание первой медицинской помощи: ПК-50 – способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях. Формирование профессиональных компетенций провизора-специалиста предполагает овладение провизором системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений. Перечень знаний, умений и владений специалиста, имеющего квалификацию провизора по специальности 040501 – «Управление и экономика фармации» (интернатура) Знать:
Владеть:
Уметь:
Перечень практических навыков специалиста, имеющего квалификацию провизора по специальности 040501 – «Управление и экономика фармации» (интернатура) Специалист, имеющий квалификацию провизора по специальности 040501 – «Управление и экономика фармации» должен владеть следующими навыками: Организовывать и открывать фармацевтические организации (учреждения) различных организационно-правовых форм собственности:
Осуществлять подбор, расстановку, подготовку и переподготовку персонала:
Осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение. Применять современные подходы к управлению фармацевтической организацией (учреждением):
Организовывать снабжение фармацевтической организации (учреждения) ЛС и парафармацевтической продукцией:
Формировать учетную политику фармацевтической организации. Организовывать проведение хозяйственных операций по реализации товаров и услуг населению и ЛПУ:
Проводить анализ торгово-финансовой деятельности фармацевтической организации и прогнозировать ее:
Проводить учет основных средств и нематериальных активов:
Квалификационная оценка знаний Контроль знаний провизора-интерна осуществляется путем проведения собеседований, зачетов, тест-контроля знаний и умений. Квалификационный экзамен по специальности принимается квалификационной комиссией, формируемой из числа преподавателей кафедры, ведущих специалистов фармацевтической службы и утвержденной ректором вуза. Экзамен включает тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и умений, собеседование (защиту выпускной работы). Перед экзаменом проверяется выполнение индивидуального плана провизором-интерном. Таблица 1 – Общее распределение часов учебного плана подготовки провизора – интерна по специальности 040501 «Управление и экономика фармации»
|
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное... Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Российской федерации высший арбитражный суд российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |