Скачать 1.27 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный Институт Развития Образования Европейский фонд образования г. Турин Представительство Европейской Комиссии в России Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса «О состоянии и перспективах развития профессионального образования в России» (проект) Москва Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса Содержание
Основные понятия и определения
Основное содержание А. Реферат Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе. В тексте доклада использованы данные, собранные в ходе подготовки доклада «Приоритеты развития профессионального образования в Российской Федерации» к совместному заседанию Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Доклад состоит из пяти основных частей: В. Современное состояние системы профессионального образования в России С. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение потребностей экономики и рынка труда, взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса D. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение доступности профессионального образования для разных слоев населения и степень соответствия их запросам E. Внутренняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение качества профессионального образования, модернизация (развитие) механизмов управления системой профессионального образования и ее финансирования F. Основные направления модернизации системы профессионального образования и перспективы ее развития (в том числе в области развития социального партнерства, сетевого взаимодействия и развития системы непрерывного образования) Текст доклада предваряют основные понятия и определения, использующиеся в практике современного российского профессионального образования, вошедшие в первое издание недавно опубликованного Федеральным институтом развития образования Словаря-справочника, составленного с целью создать условия для единого понимания терминологии профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения на стадии их внедрения; обеспечить оперативную методическую поддержку разработчикам профессиональных образовательных программ, создающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и в рамках организации корпоративного обучения; опережающего обучения взрослых; разработчикам профессиональных стандартов; региональным органам управления образованием. Первая часть доклада (В) посвящена описанию конкретных действий по реализации образовательной политики в области профессионального образования; основных приоритетов и трудностей. В приложении к части В1 содержатся показатели и данные, иллюстрирующие основное содержание: статистические данные о государственных расходах на образование в процентах к ВВП (по уровням образования) 2004 – 2007 гг.; данные о количестве выпускников по укрупненным областям подготовки кадров (2004/2005 уч.год – 2007/2008 уч.год); таблица общих индикаторов социально-экономического положения различных категорий населения РФ в динамике (2000 – 2009 гг.); статистические данные об уровне занятости населения и безработице по состоянию на февраль 2009 года; сведения об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг. Части С, D, E более подробно освещают вопросы, связанные с взаимодействием сфер труда и профессионального образования; обеспечением доступности профессионального образования для разных слоев населения и качеством образования. В приложении к части С представлена справка о Национальной рамке квалификаций Российской Федерации. В последней части (F) представлены основные направления модернизации системы профессионального образования и перспективы ее развития (в том числе в области развития социального партнерства, и системы непрерывного образования) В приложении ко всему докладу содержатся следующие материалы: - структура системы профессионального образования России и ее компоненты; - правовые, институциональные, государственные и общественные политические рамки, управляющие различными компонентами системы профессионального образования; - статистические данные об уровне образования населения по возрасту и полу (данные переписи населения 2002 года); - статистические данные о результатах международного исследования PISA по чтению (2000 – 2006 гг.); - статистические данные об уровне неграмотности населения по данным переписи населения за 2002 год; - графики и диаграммы: «Доля студентов учреждений высшего профессионального образования в общей численности населения России возрастной когорты 17-22 года в 2000-2008 гг.»; «Количество высших учебных заведений в Российской Федерации в 2000-2009 гг.»; «Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования в 2000-2010 гг. (апрель-июнь 2010 г.)»; «Доля работодателей, оценивающих уровень подготовки выпускников учреждений профессионального образования как слабый» В. Современное состояние системы профессионального образования в России 1. Какова официальная позиция (современное видение и понимание) в стране относительно профессионального образования и обучения? Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) определяют дефицит человеческого капитала, квалифицированных инженерных и рабочих кадров как одну из ключевых проблем, способных замедлить темпы модернизации экономики страны. 31 августа 2010 года состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Оно было посвящено приоритетам развития профессионального образования в России. На заседании как одна из основных проблем была отмечена чрезмерная популярность среди граждан высшего профессионального образования по сравнению с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. В связи с этим, поставлена задача повысить престиж начального профессионального и среднего профессионального образования. Система профессионального образования, созданная для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде, должна быть принципиально изменена. Ключевыми условиями развития системы профессионального образования являются: - обеспечение более тесной связи системы профессионального образования с экономикой и ее реальными потребностями; - объединение усилий государства, работодателей и общества; - взаимодействие всех ветвей и уровней власти; - повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования на протяжении всей жизни; - создание стимулов для образовательных учреждений к повышению качества профессионального образования с учетом критериев его оценки принятых как на национальном, так и на международном уровне. Наиболее актуальными являются следующие направления работы: - развитие государственно-общественных организационных и экономических механизмов управления системой профессионального образования; - обновление содержания профессионального образования на основе профессиональных стандартов, с прямым участием объединений работодателей; - формирование системы независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников; - развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров профессионального образования для создания человеческого потенциала его модернизации; - создание и развитие управленческих механизмов, обеспечивающих включение системы профессионального образования в решение кадровых проблем предприятий; - создание системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на изменение отношения общества к востребованным рабочим профессиям, техническим направлениям подготовки, сложным наукоемким специальностям. - усиление участия регионов в комплексной модернизации профессионального образования. 2. Какие конкретные действия предпринимаются для реализации образовательной политики в области профессионального образования? Государственная политика в сфере профессионального образования осуществляется в рамках текущей деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, его научных институтов, федеральных и ведомственных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время из федерального бюджета финансируются следующие крупные проекты: - Разработка стратегии и программ модернизации профессионального образования в целях реализации проекта «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»; - Модернизация образовательных программ в сфере сервиса; - Развитие системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив технологического развития экономики и повышения производительности труда; - Разработка системы независимой оценки качества образовательной и научной деятельности в приоритетных отраслях экономики для обеспечения объективности и прозрачности результатов оценки для широкой общественности. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» (данные об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг. - см. в приложении к части В) в субъектах Федерации были созданы около 300 инновационных ресурсных центров для реализации программы начального и среднего профобразования, обновлена материально-техническая база ведущих учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не менее значимым результатом стало определение учреждений-лидеров, своеобразных «точек роста», которые способны поддержать формирование территориально-отраслевых экономических кластеров и модернизацию региональных систем профессионального образования. В рамках нацпроекта изучены вопросы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом в соответствии с задачами инновационной экономики. В системе высшего образования создана сеть ведущих вузов (на сегодня – 36 университетов, в том числе 7 федеральных и 29 исследовательских). Оставшаяся часть вузов в ближайшие пять лет также претерпит существенную модернизацию. Предстоит работа по развитию эффективной сети учреждений профессионального образования, способных стать центрами социально-экономического развития региона, созданию интегрированных профессиональных образовательных комплексов, объединяющих профессиональные образовательные учреждения различных уровней. Расширяется спектр образовательных программ профессионального образования на основе дифференциации их целей и направленности (например, в экспериментальном режиме реализуются программы прикладного бакалавриата). Отрабатываются механизмы обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных образовательных программ профессионального образования. В настоящее время завершается подготовка и утверждение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на модульно-компетентностном подходе. Введены новые федеральные государственные стандарты высшего образования (154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры). Для части направлений (107) сохранена непрерывная пятилетняя подготовка с учетом традиций российской системы высшего образования. При этом с учетом традиций отечественного высшего образования по некоторым специальностям, имеющим особое значение для безопасности государства и сохранения здоровья граждан (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), сохранена подготовка специалистов с непрерывным сроком обучения не менее пяти лет. С 2011 г. вводятся новые ФГОС для 567 специальностей и профессий, по которым ведется подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В новых образовательных стандартах для описания требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы использовались дескрипторы квалификационных уровней Национальной рамки квалификаций РФ (НРК РФ), разработанной в соответствии с соглашением между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей (см. справку о НРК РФ в приложении к разделу С). Созданы нормативно-правовые условия для внедрения новых организационных форм функционирования образовательных учреждений, призванных повысить уровень их финансовой самостоятельности и расширить возможности привлечения в систему образования дополнительных внебюджетных средств. Модернизационные процессы развития профессионального образования России требуют изменений в законодательной и нормативно-правовой базе образования. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время опубликован на сайте Минобрнауки России и проходит широкое общественное обсуждение. |
Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами | Доклад «Отношения России и Европейского союза: современная ситуация... Доклад подготовлен на основе ситуационного анализа, организованного в 21 января 2005 г. Институтом Европы ран, журналом «Россия в... | ||
Доклад "О положении семьи и детей в Туринском городском округе" по итогам 2012 года О ежегодном докладе «О положении семьи и детей в Туринском городском округе» по итогам 2012 года | Доклад Тема «Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки» Доклад подготовлен Хоперской Еленой Александровной, учителем физики моу «Центр образования села Лаврентия» | ||
Вопросы для контрольной работы контрольная работа состоит из 2-х... Соглашение вступило в силу 30 января 1945 г для Нидерландов и Норвегии, а затем к нему присоединились еще 39 государств. Обычно известно... | Доклад главы администрации Ханты-Мансийского района о результатах... Ханты-Мансийского района за 2012 год (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с решением Думы Ханты Мансийского района от 22.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содружество независимых государств (снг) и несколько других объединений на пространстве бывшего СССР. Впоследствии наиболее значимым... | Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных... Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под ред.... | ||
Сопоставление решений Европейского суда по правам человека и Конституционного... Организации. Эти принципы применяются как на международном уровне, так и внутри государств. В декларации тысячелетия была подтверждена... | Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского... Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского... | ||
Отчетный доклад Отчет о работе администрации Гатчинского муниципального района подготовлен на основе анализа деятельности всех отраслей исполнительной... | Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований, данных... Приморского края по итогам 2011/2012 учебного года в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством образования... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | Примерная тематика вопросов, по которым должен быть подготовлен кандидат,... Примерная тематика вопросов, по которым должен быть подготовлен кандидат, сдающий зачет | ||
Доклад о состоянии Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате... | Пояснительная записка Предмет «анатомии, физиологии и патологии осрз» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины |