Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе





НазваниеПрограмма курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
страница1/9
Дата публикации28.02.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Экономика > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Программа курса “Экономика общественного сектора”
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Изучение экономики общественного сектора—неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с разви­тым рыночным хозяйством, он читаются во всех ведущих университетах и экономических вузах России. Главная задача предлагаемого курса — дать це­лостное представление о тех проблемах, которые решает эконо­мика общественного сектора, его базовых идеях, основных поня­тиях и аналитических инструментах. Это соответствует тому уров­ню знаний в данной области, который требуется специалисту с высшим экономическим образованием и который позволяет, во-первых, осмысливать реальные действия государства и процессы становления рыночных отношений в России под углом зрения современной теории и, во-вторых, самостоятельно осваи­вать специальную литературу.

Курс “Экономика общественного сектора” дает комплексное представление об основных положениях экономики общественного сек­тора, изучающей причины, формы и методы участия государства в эконо­мической жизни в условиях доминирования рыночных отношений. В то же время для вузов России это, по сути, новая дисциплина, хотя многие ее понятия знакомы каж­дому экономисту. Достаточно назвать государственный бюджет, налоги, программы общественных расходов. Однако целый ряд других ключевых понятий, без которых сегодня трудно анализи­ровать и обосновывать экономическую, прежде всего бюджетную политику государства, практически не встречался в отечествен­ной литературе. Это связано со своеобразием подхода экономики обществен­ного сектора к истолкованию роли государства и его финансов. И подход, и понятийный аппарат, и исследовательский инстру­ментарий в данном случае соответствуют условиям смешанной рыночной экономики, в которой государство находится в поло­жении партнера и конкурента частных фирм и несет ответствен­ность за поставку специфических материальных благ и услуг.

В центре внимания экономики общественного сектора нахо­дится государство как один из активных участников экономичес­кой жизни, строящейся на основе рынка. Такая постановка во­проса предполагает, что, с одной стороны, государство не пре­тендует на роль диктатора экономического порядка, а с другой -не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа». Соответственно бюджет и государственная собственность пред­стают прежде всего в качестве инструментов, призванных обес­печивать удовлетворение потребностей в тех благах, которые не­достаточно эффективно производятся в частном секторе. Дис­циплина, о которой идет речь, прививает экономисту взгляд на государство, свободный как от пиетета, так и от предубеждения.

В этой связи, например, налоги рассматриваются не как спо­соб мобилизовать средства на содержание неких неэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, по­ставляемых государством своим гражданам. По сути, предпола­гается, что государство и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, получают (или должны получать) ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать по­требителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетво­рять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа част­ных фирм. При этом за потребителями, в роли которых выступают избиратели, остается бесспорное право добиваться минимизации своих затрат (нало­гов). Такое истолкование функций государства во многом не соот­ветствовало не только идеологии, но и практике планового хо­зяйства. Поэтому значительная часть идей экономики общест­венного сектора оставалась невостребованной в нашей стране даже в период, когда с ростом самостоятельности предприятий уси­лился интерес к общетеоретическим представлениям о рынке, а также к навыкам современного менеджмента. Однако ныне, ког­да роль государства в экономической жизни подверглась карди­нальному пересмотру, эти идеи становятся необходимыми каж­дому, кто в своей практической, преподавательской или научной работе имеет дело с налогами, бюджетными средствами и госу­дарственной собственностью.

Применительно к смешанной рыночной экономике ответы на фундаментальные вопросы: что, как и для кого производится, не могут ограничиться одними лишь указаниями на частные бла­га, механизмы функционирования прибыльных предприятий и интересы индивидуальных потребителей, непосредственно про­являющиеся на рынке. Экономика общественного сектора имеет дело с закономерностями и практическими проблемами, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономическими механизмами достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов. Решения государства в области налогообложения и программ благосостояния определяют, какую часть дохода должны тратить люди. Соответственно государство должно решить, какие общественные товары производить: одни люди получают пользу от производства одного общественного товара, другие — другого. Существует одна область, которая является предметом заботы экономики государственного сектора больше, чем других сфер экономики: процессы, которые лежат в основе коллективного выбора. Коллек­тивный выбор — это такой выбор, который мы как общество должны сделать сообща, например, в вопросах нашей правовой структуры, военной системы, наших расходов на другие общественные товары и т.д. Научные работы в других областях экономики сосредоточивают внимание на том, как люди принимают свои решения о потреблении, как фирмы решают проблемы производства, как работает система цен, обеспечивая производство товаров, пользующихся спросом у потребителей. Коллек­тивное принятие решений оказывается гораздо более трудным, так как члены общества часто не приходят к общему выводу о том, что желательно. Одна из целей экономики обществен­ного сектора — изучение того, как осуществляется коллективный выбор (или, как он иногда называется, общественный выбор) в демократических обществах. Признание упомянутого расхождения во взглядах важно само по себе. Оно должно сделать нас осторожными в употреблении таких выражений, как "это в общественных интересах" или "мы заботимся о благе общества". Для различных лиц могут быть хороши различные стратегии. Нужно тщательно уточнять, кто извлечет пользу, а кто будет ущемлен в каждом случае.

Исследование экономики государственного сектора ведется в трех направлениях.

1. Выявление того, какие виды деятельности осуществляются государствен­ным сектором и как они организуются. Сложность операций государства настолько велика, что трудно оценить, каковы его суммарные расходы и на что они идут.

2. Понимание и прогнозирование всех последствий государственной деятельно­сти (насколько это возможно). Когда компания облагается налогом, кто несет его груз? Вряд ли налог направлен просто на то, чтобы уменьшить прибыль компании. Более вероятно, что по крайней мере часть налога будет переложена на потребителей с помощью более высоких цен или, возможно, будет снижена заработная плата персонала компании. Каковы последствия изменения государством пенсионного возраста для социального обеспечения? Что произойдет при введении платы за обучение в университетах субъектов федерации? Что последует за предоставлением платного медицинского обслуживания престарелым?

Последствия государственной политики часто слишком трудно предсказуемы. Часто возникают расхождения во мнениях по поводу того, каковы будут эти последствия. Действительно, даже после того как проект уже начинает работать, нередко нет единого мнения о том, каковы его результаты. В данном курсе необходимо не только показать все аспекты некоторых основных расхождений во взглядах, но также объяснить, почему подобные разногласия продолжают существовать и почему так трудно найти решения некоторых из этих важных проблем. Разграничение, которое делается между анализом последствий государствен­ной политики и выработкой заключения о целесообразности конкретных государст­венных стратегий, является существенным. Первый вид анализа часто называется позитивной а второй - нормативной экономикой (или экономикой благосостояния).

3. Оценка альтернативных стратегий. Чтобы сделать это, нужно не только знать последствия альтернативных стратегий, но и разработать критерии их оценки. Во-первых, нужно понимать цели государственной политики, затем знать степень, в которой конкретное предложение отвечает либо кажется, что отвечает, этим критериям. Но даже этого недостаточно. Многие предложения имеют результаты, отличные от тех, которые предполагались, и нужно знать, как их прогнозировать и оценивать.

Изучение курса поможет студентам лучше понять макроэкономические проблемы России, поможет проанализировать решения, принимаемые в области экономики на государственном уровне.

Примерная тематика курса “Общественный сектор экономики”
Тема 1. Общественный сектор в смешанной экономике.

Общее равновесие, государственная политика и провалы рынка. Основные типы провалов рынка (монопольная власть, внешние эффекты, неполнота информации и общественные блага). Ограниченная конкуренция. Государственное регулирование при несовершенной конку­ренции. Антитрестовское законодательство. Положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Что вызывает отрицательные внешние эффекты. Частные и социальные издержки. Влияние внешних эффектов на распределение ресурсов. Интернализация внешних эффектов, корректирующие налоги и субсидии. Права собственности. Теорема Коуза. Трансакционные издержки. Индивидуальное соглашение о экстерналиях. Экономика и экология. Контроль за загрязнением окружающей среды. Нормы выбросов: использование норм вместо платежей за загрязнение. Рыночные методы регулирования природопользования. Неопределенность. Информационная ассимметрия и интерналии.

Государство и рынок. Роль и функции государства в экономике. Минимальные и максимальные границы участия государства в рыночной экономике. Ограничения, которые рыночная экономика накладывает на функции государства. Рост государственного вмешательства в экономику в 20 веке. Методы государствен­ного регулирования экономики. Государственное регулирование цен: субсидирование, государст­венные закупки, квотирование, поддержка доходов, налогообложение. Дефицит в экономике и государственное участие в распределении. Те­невая экономика и рынок. Цены теневого рынка. Государственное регулирование макроэкономических пропорций. Государственное программирование экономики.

Изъяны рынка и перераспределение. Общественный сектор. Некоммерческие организации. Общественный сектор и теория прав собственности. Масштабы общественного сектора. Государственная собственность, ее роль в современной экономи­ческой системе и тенденции развития в переходной экономике России. Специфика государственного предпринимательства, регулирование деятельности государственных предприятий. Общественный сектор России в условиях перехода к рынку.

Основная литература


Аткинсон Энтони Б.,Стиглиц Джозеф Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник/Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова.- М.:Аспект Пресс, 1995. Лекция.1.

Вэриан Х.Г. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/ Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1997, гл.31, 32, 35

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.:"Catallaxy", 1993.

Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь /Пер. с нем. М.: Изд-во Дело, 1993.- 224 с.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика общественного сектора/ Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997, гл. 1, 2, 3, 8.

Шамхалов Ф. Государство и экономика: (власть и бизнес)/ Отд. экон. РАН; научн.-ред. совет изд-ва «Экономика».-М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах/Пер. с англ. Под ред. с предисловием и послесловием В.С.Валдайцева. М.:Финансы и статистика,1992, т.2, гл. 12, 17.

Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. Учебник, Москва. "Бек", 1997.

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.:Аспект Пресс, 1996, гл.1.

Бьюкенен Дж. Политическая экономия государства благосостояния //МэиМО,1996, №5, С.46-52.

Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии – 1997, подготовленный Всемирным банком (краткий вариант) //Вопросы экономики, 1997, № 7, с. 4-34

Дополнительная литература


Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики, 1997, №6, с. 4-12.

Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России// Деньги и кредит, 1998, №5, с.31-38

Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России//Вопросы экономики, 1997, №6, с.138-154.

Батяева А. Кто работает эффективнее: государственные или негосударственные предприятия? //МЭиМО, 1999, №3 .

Белов Д. Изменение экономических функций государства: опыт латиноамериканских стран// МэиМО, 1996, №6, С.121-129.

Василевский Э. США: социальная ориентированность производства //Вопросы экономики. 1993, №12, c.42-48.

Динкевич А. И. Современная модель экономической организации и управления: мировой опыт //Деньги и кредит, 1998, №3, с.36-48

Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики//Экономист, 1998, №5, с.40-45

Игнатовский П. Собственность, ее истоки в настоящем и бу­дущем//Экономист, 1999, №11, с. 43-54

Ильин С.С. Роль и функции государства в рыночной экономике //Экономика и коммерция, 1995, № 4, С.3-11.

Клучи Д. Государство, бизнес и экономика. I. Государство должно вмешиваться. //США-ЭПИ. 1995, № 3, C.60-62.

Клучи Д. Государство, бизнес и экономика VI. Использование стимулов для влияния на экономическое развитие //США-ЭПИ, 1995, № 12, C.26-31.

Коржубаев А. Г. Государственное регулирование по–американски//ЭКО, 1998, №2, с.127-135.

Кушлин В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика//Экономист, 1995, № 2, с.72-81.

Ланденберг Х. Какое правительство нам нужно? // США-ЭПИ, 1994, №2, С. 60-70.

Нестеренко А. Государство и рынок в посткоммунистической экономике. //МэиМО, 1993, №10.

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 4. Институт плана и институт рынка//Вопросы экономики, 1999, № 4, с.132

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 5. Теорема Коуза и трансакционные издержки//Вопросы экономики, 1999, №5, с.139

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 6. Внелегальная экономика //Вопросы экономики, 1999, №6, с.136

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 7. Изменения институтов во времени: эволюция и ре­волюция //Вопросы экономики, 1999, №7, с.129

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 8. Теория контрактов//Вопросы экономики, 1999, № 8, с.139

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 10. Анализ организации: прикладные аспекты//Вопросы экономики, 1999, №10, с.133

Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие Тема 11. Теория государства//Вопросы экономики, 1999, №11, с.140

Панава Д. Роль государства в современной экономической системе //Вопросы экономики, 1993, №11, С. 33-41.

Савченко П., Федорова М., Родченкова Е. Статус некоммер­ческих организаций//Экономист, 1999, №4, с. 86-91

Студенцов В. Б. Государственное предприни­мательство: теория и практика //Общество и экономика, 1997, № 3-4, с. 26-52.

Фридмен Милтон. Капитализм и свобода (отрывки из книги) // ЭКО,1991, №7, С.13-30.

Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике// Вопросы экономики. 1994, №11.

Холланд С. Планирование и смешанная экономика // Вопросы экономики, 1993, №1, С. 124-134.

Ширяева Л., Мамедова Н. Неоклассическая модель государственного регулирования рыночных отношений// РЭЖ, 1992, №4, С. 99-107.

Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире//Экономист, 1999, №1, с. 25-34

Юрьева Т. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов//РЭЖ, 1996, № 4, C.99-103.
Тема 2. Общественные блага

Общественный сектор и предложение общественных благ (товаров). Свойства общественных благ. Кто получает общественные блага и услуги? Общественные блага в сравнении с частными благами. Чистые и смешанные общественные блага. Характерные особенности чистых общественных благ. Спрос на чистые общественные блага и их предложение. Проблема переполнения и теория клубов. Оптимальное количество общественного блага. Анализ издержек и выгод. Проблемы оценки. Перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Коллективное предложение чистых общественных благ. Государство как поставщик экономических благ.

Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе. Общественные расходы и государственные организации. Контрактация и квази-рынки. Виды контрактов. Типы организаций.

Общественные блага в России переходного периода. Проблема "зайцев"("безбилетников").

Основная литература

Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции...Лекция 16, 17.

Вэриан Х.Г. Микроэкономика, гл. 34.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика общественного сектора/ Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997, гл.5

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика, т.2, гл. 18.

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора, гл. 2, 10

Дополнительная литература


Филиппов П.С. Капканы для злоупотреблений: опыт США // ЭКО, 1995, №4
Тема 3. Распределение, эффективность и благосостояние .

Эффективность обмена. Выгоды торговли. Кривая контрактов в модели Эджуорта. Граница потребительских возможностей. Оптимум Парето. Эффективность и справедливость. Социальная эффективность распределения ресурсов: кривая производственных возможностей и инвестиции. Предельная норма трансформации. Принципы равенства результатов и равенства возможностей. Равенство против эффективности. Несовместимость принципов социалистической этики и рыночной эффективности.

Аргумент в пользу равенства: максимизация полезности. Аргументы в пользу неравенства: рыночные стимулы к эффективности.

Реальная рыночная экономика и социальная неэффективность. Анализ затраты-выгоды (издержки-выгоды). Распределение благосостояния при совершен­ной конкуренции и монополии. Монополия и потери в эффективности. Компенсация отклонений от нормальных условий функционирования. Перераспределительные процессы. Издержки перераспределения. Роль государства в перераспределении доходов. Благосостояние общества. Государство благосостояния.

Анализ политических решений.
Основная литература

Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М.: Наука, 1992.

Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции...Лекция 11.

Вэриан Х.Г. Микроэкономика, гл.28, 29, 30.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика общественного сектора, гл.4

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика, т.2, гл. 16.

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора, гл.3.

Дополнительная литература


Корнаи Я. Эффективность и принципы социалистической этики//ЭКО, 1988, №6.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconЛитература цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе...
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Программа курса “Экономика обществ е нного сектора” цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск