Скачать 206.46 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» для направления080200.68 Менеджмент подготовки магистра для магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Автор программы: Боровская Ирина Леонидовна, к.э.н., iborovskaya@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры менеджмента ____________________________/Г.Ю.Чуланова/ «___»____________ 2012г Согласована руководителем магистерской программы ____________________________/В.Э.Гордин/ «___»____________ 2012г Согласована начальником УМО ____________________________/В.В.Шереметова/ «___»____________ 2012г Утверждена НМС ____________________________/В.Э. Гордин/ «___»____________ 2012г Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедр-разработчиков программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 Менеджмент подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализациям «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ) и «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), изучающих дисциплину «Теория организации и организационное поведение». Программа разработана в соответствии с: федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», рабочим учебным планом университета и факультета менеджмента по направлению 080200.68 Менеджмент подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», специализаций «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ) и «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются формирование у магистрантов целостного представления об организациях, их функциях, основных закономерностях их существования и развития, о современных взглядов на строение и функционирование организаций различных типов, о поведении людей и групп в организации, развитие навыков применения организационного проектирования, работы с элементами внутренней среды организации, совершенствование навыков прогнозирования и управления поведением людей в организации, повышения их организационной эффективности, предупреждения и разрешения сложных ситуаций при взаимодействии людей и групп в организации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать
Уметь
Иметь навыки
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к адаптивным дисциплинам, обеспечивающим подготовку магистра по направлению «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Дисциплина читается два модуля первый и второй модуль на первом курсе обучения в магистратуре и призвана обеспечить развитие у магистрантов базовых представлений о принципах и формах организаций и поведения людей в данных организациях. Для освоения дисциплины магистрант должен успешно освоить следующие курсы базовой подготовки бакалавра: «Основы менеджмента», «История менеджмента», «Экономика», «Философия», «Культурология», «Социология», «Психология». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Стратегии в менеджменте: Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» «Управление организацией сферы услуг» «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризме» Научно-исследовательский семинар 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Критерий оценок работы на занятиях (Оауд):
Критерии оценок за текущий контроль: домашнее задание (Одз) Домашнее задание представляет собой самостоятельно выполненную письменную работу, раскрывающую понимание студентом конкретного вопроса по одному из разделов курса для проверки усвоения темы или на анализ кейса, по усмотрению преподавателя. Задание оценивается по 10 балльной шкале, исходя из глубины проведенного анализа, полноты раскрытия темы. Критерии оценок за итоговый контроль (Оитог) Итоговый контроль проводится в форме письменного или устного экзамена. Экзаменационное задание включает два вопроса и оценивается по 10 балльной шкале, исходя из полноты ответа на вопросы. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и семинарских занятиях: учитывается активность ответов на вопросы преподавателя, качество задаваемых вопросов, активность студентов в решении мини-кейсов, участие в дискуссиях, навыки групповой работы, правильность решения задач и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Накопленная оценка по курсу «Теория организации и организационное поведение» за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная=0,5* Отекущий + 0,5* Оауд где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = Одз; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Оэкз. Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 7Содержание дисциплиныРаздел 1 Основы теории организаций и организационного поведения 6 часов Тема 1 Теория организации и организационное поведение – 3 Понятие, разница в подходах и концепции.
Тема 2 Эволюция взглядов на организацию, базовые и современные концепции -3.
Раздел 2 Внутренняя среда организации: взаимодействие элементов 28 Тема 3 Организационный дизайн - 6 Сущность и элементы организационного дизайна (специализация, департаментализация, норма контроля, централизация, формализация). Понятие и типология организационных структур. Факторы, влияющие на организационный дизайн (окружающая среда, стратегия, организационная культура, технология и др.).
Тема 4 Организационная культура -6 Понятие оргкультуры. Три уровня организационной культуры по Шейну. Источники формирования организационной культуры. Типология национальных культур по Хофштеде. Сильная и слабая оргкультура. Организационный климат. Функции оргкультуры. Типология организационных культур по Соненфельду.
Тема 5 Формирование горизонтальных связей -8 Понятие группы и их классификация. Формальные и неформальные группы и их функции в организации. Модель группового развития Такмэна. Характеристики группы (структура, состав, статусы, роли, сплоченность). Принятие групповых решений – метод мозгового штурма, метод номинальных групп, метод Дельфи. Понятие команды. Проблемы, возникающие в командной работе и факторы их определяющие. Эффективные коммуникации. Организационные конфликты и их решение
Тема 6 Управление организационным поведением - 8 Теории поведения личности в организации: психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер); теория научения (Б.Скиннер). Использование теорий поведения личности в процессе подбора и обучения кадров. Управление разнообразием и индивидуальные различия Лидер и руководитель. Три подхода к эффективному лидерству. Сетка Блейка –Моутон. Модель жизненного цикла П.Херси и К. Бланшара. Мотивация и стимулирование персонала. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости С. Адамса. Мотивационная модель Хэкмана-Олдмэна.
Раздел 3 Организационные изменения и организационное развитие -6 Тема 7 Организационные изменения -2 Необходимость организационных изменений. Подходы к управлению изменениями. Типология организационных изменений. Жизненный цикл организации.
Тема 8 Организационное развитие -2 Понятие организационного развития. Реакция на сопротивление, методы преодоления сопротивления изменениям.
Тема 9 Организационное обучение и управление знаниями -2 Инновационные изменения. Внутреннее предпринимательство и креативность.
8Образовательные технологииВ рамках курса каждое лекционное занятие в обязательном порядке предполагает интерактивную часть (не менее 30% времени занятия), привлекающую репродуктивные (моделирование исследовательских ситуаций), групповые, творческие методы обучения, способствующие усвоению материала. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляФорма текущего контроля – домашнее задание. Общее задание - рассмотрение реализации любой из рассмотренных в данном курсе теорий или подходов в практике действующей организации (или организаций) индустрии гостеприимства и туризма, а также творческих индустрий. Студент может воспользоваться своим опытом работы/стажировки в конкретной организации, или воспользоваться вторичной информацией из открытых источников (с обязательными ссылками на них). Создание кейса предполагает как описательную, так и аналитическую часть, изложение выводов студента. Само описание рассматриваемой теории/подхода/модели не обязательно, но в тексте работы студент должен продемонстрировать знание предмета. Выбор вопроса для написания домашней работы осуществляется студентом самостоятельно и утверждается преподавателем дисциплины. Примерные вопросы:
Объем домашнего задания – 1-2 страницы (4-6 тыс. знаков) формата А4, шрифт Times New Roman 12, через 1,5 интервала. Задание сдается в электронном виде в течение второго модуля, но не позднее, чем за 10 дней до экзамена. Оценка за домашнее задание выставляется исходя из глубины проведенного анализа. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныФормой итогового контроля может быть устный или письменный (задания или тест) экзамен. Примерные вопросы для экзамена/открытые вопросы для теста приводятся ниже.
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникМильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 7-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 864 с. Роббинз С.П. Основы организационного поведения, 8-е изд.: Пер. с англ.. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 448 с. 10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Справочники, словари, энциклопедии
11Материально-техническое обеспечение дисциплиныПри проведении лекционных и семинарских занятий используются раздаточные материалы, проектор. |
Рабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины... | Рабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления... Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы... | ||
Российской федерации ... | Программа дисциплины Теория организаций и организационное поведение... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Теория менеджмента 2 (организационное поведение) Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория» | Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного... | ||
Пояснительная записка. Требования к студентам Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям... | Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины организационное поведение Цель и задачи дисциплины Развитие знаний и навыков студентов в сфере управления поведением людей в современной организации | ||
Требования гос впо к обязательному минимуму содержания основной образовательной... В организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации;... | Рабочая программа учебной дисциплины теория организации и организационное... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», утверждённого приказом... | ||
Рабочая программа дисциплины б. 9 Организационное поведение | Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | ||
Рефератов по дисциплине «Организационное поведение» Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности | Рабочая программа дисциплины б. 5Теория организации и организационное... Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» Протокол № |