Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг





Скачать 467.52 Kb.
НазваниеОрганизационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг
страница1/3
Дата публикации05.04.2015
Размер467.52 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ


Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством:

экономика, организация

и управление предприятиями, отраслями, комплексами

сферы услуг

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Тольятти 2013


Работа выполнена в ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса", г. Тольятти, Самарская обл.


Научный руководитель - Васильчук Ольга Ивановна,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Пипко Елена Григорьевна,

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО "Тольяттинский государственный

университет", Самарская обл., кафедра

"Торговое дело и управление производством",

заведующий кафедрой, профессор
Фирсова Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО "Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации",

г. Москва, кафедра "Корпоративное

управление", профессор

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный

университет экономики и сервиса"


Защита состоится 22 октября 2013 г. в 11 ч на заседании диссертационного
совета Д 212.214.02 при ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет" по адресу: 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д.141, ауд. 325.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет"

Автореферат разослан 20 сентября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Крячков А.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Полномасштабная инновационная модернизация системы образования является одной из актуальных и стратегических задач Российского государства на современном этапе. Изменение организационных и экономических условий деятельности учебных учреждений, повышение требований общества к качеству образования в соответствии с отраслевыми индикаторами реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и связанное с этим обновление технологий и стандартов обучения во многом способствовали обострению конкурентной борьбы между вузами на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность системы высшего профессионального образования (ВПО) играет главную роль в ее успешном развитии. Внедрение новейших технологий, использующих высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и рыночные тенденции глобализации становятся основными факторами, определяющими развитие не только экономики, но и политики XXI в.

Новые направления и требования общественного прогресса обуславливают необходимость самого кардинального пересмотра стратегии, целей, форм, методов и подходов к обучению, а, следовательно, управления сферой образования в целом и системой ВПО в частности. Конкурентоспособность системы высшего профессионального образования Российской Федерации нуждается в комплексном совершенствовании в связи с развитием информационного общества, с переходом страны к экономике знаний, где преобладает спрос на труд представителей интеллектуальных профессий. Перспективы и дальнейшие тенденции развития системы образования требуют разработки и внедрения современной системной концепции управления конкурентоспособностью вуза в динамичной рыночной конкурентной среде.

В данных условиях функционирования сферы образования необходимы научные и методические разработки по управлению конкурентоспособностью вузов, позволяющие повысить их вклад в социально-экономическое развитие государства, что и определяет актуальность исследования. Кроме того, используемые в настоящее время методы оценки и управления конкурентоспособностью вузов находятся в развитии и оставляют довольно широкие возможности для расширения и совершенствования спектра их модификаций. Данными обстоятельствами обусловлены выбор темы настоящего исследования, его актуальность и хозяйственное значение.

Степень разработанности научной проблемы. Изучению природы конкурентных преимуществ, эволюции взглядов на источники их формирования посвящены исследования И. Ансоффа, П. Друкера, П. Дойля, Ф. Котлера,
М. Портера и других исследователей.

Проблемы конкурентоспособности национальных хозяйствующих субъектов, транснациональных компаний, экономики стран в целом представлены в работах В.В. Агафоновой, Г.Л. Азоева, Е.В. Кузнецовой, И.В. Липсица,
Л.А. Сосуновой, Н.М. Розановой, О.А. Романовой, Р.А. Фатхутдинова,
И.А. Фирсовой, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина. Фундаментальную основу диссертационного исследования составляют труды ряда специалистов, в числе которых, О.Д. Андреева, Л.С. Бляхман, В.А. Быков, Н.П. Ващекин, Е.А. Патрушев, Е.Г.Пипко, Е.В. Попова, Х.А. Фасиев, Т.Г. Философотова, В.Е. Хруцкий,
Д.В. Чернилевский, В.Е. Швец, А.С. Юхманов и др.

Отдельные аспекты конкурентоспособности образовательных услуг, включая оценку ее уровня, нашли отражение в работах таких авторов, как П.Ф. Анисимов, В.И.Байденко, Ш.З. Валиев, О.И. Васильчук, В.А. Носков, С.А. Панкрухин, Е.В. Песоцкая, Ю.Ю.Платонова, В.А. Самойлов, Н.Н. Саяпина, В.Е. Сосонко, Л.Г. Старкова, С.М. Хаирова и др.

Необходимость дальнейшего развития научной обоснованности рассматриваемых проблем, ее теоретическая и практическая востребованность обусловили направление исследования, постановку цели, задач и структуры диссертационной работы.

Объектом диссертационного исследования являются вузы Российской Федерации всех форм собственности, функционирующие и развивающиеся на рынке образовательных услуг.

Предметом диссертационного исследования выступает система организационно-экономических отношений и направлений развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг.

Область исследования. Исследование выполнено в соответствии с
п.п. 1.6.116. "Механизм повышения эффективности и качества услуг";
п.п. 1.6.118 "Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг"; п.п. 1.6.123 "Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг"; п.п. 1.6.125 "Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг" специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг, согласно паспортам научной специальности ВАК 08.00.05 (экономические науки).

Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений и методических подходов к совершенствованию организационно-экономических направлений развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг, определение теоретико-методических и концептуальных основ управления конкурентоспособностью сферы высшего профессионального образования, разработка на их основе практических и организационно-экономических рекомендаций по их применению.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

- исследовать и обосновать теоретические положения конкуренции и конкурентоспособности вузов, уточнить понятийный аппарат в теории конкуренции, предложить структуру анализа конкурентоспособности вузов, критерии и показатели ее оценки;

- систематизировать факторы конкурентоспособности вузов в современных условиях хозяйствования, исследовать принципы конкурентоспособности;

- сформировать механизм управления и развития конкурентоспособности вуза на основе комплекса интегрированных инструментов, провести их апробацию;

- определить инструменты управления и развития конкурентоспособности вузов;

- разработать методику комплексной оценки конкурентоспособности вузов и образовательных услуг, провести ее апробацию;

- предложить направления развития конкурентоспособности вузов путем их интеграции с другими субъектами экономики.

Теоретическая и методологическая основа диссертационной работы

Исследование базируется на теоретических и методических положениях, содержащихся в трудах российских и зарубежных ученых в области рыночной экономики, конкурентоспособности, менеджмента, маркетинга и управления. Основой примененных методик является системный анализ - научный метод изучения процессов оптимизации сферы услуг.

В качестве методической базы исследования в работе применяются структурно-логический и аналитический подходы, а также методы экономико-статистический, сравнительного анализа, экспертных оценок, наблюдения, прогнозирования, аналитического и математического моделирования.

Информационную базу исследования составили федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России, законодательные нормативные акты ее субъектов, результаты исследований отраслевых институтов; материалы Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в Приволжском федеральном округе, труды российских и зарубежных авторов, а также собственные исследования и расчеты автора.

Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании организационно-экономических направлений развития вузов на рынке образовательных услуг, а также методического обеспечения их практического применения.

Реализация рекомендаций по совершенствованию организационно-экономических направлений развития вузов на рынке образовательных услуг способна внести значительный вклад в развитие системы образования и экономики страны в целом.

Полученные теоретические, методические и практические результаты нашли отражение в следующих пунктах научной новизны.

1. Расширены теоретические основы рассмотрения категорий "конкуренция" и "конкурентоспособность". Даны авторские определения понятий "конкуренция", "конкурентное преимущество", "образовательная услуга", "конкурентоспособность", "конкурентоспособность вуза". Предложены многоуровневая структура анализа конкурентоспособности вузов, соответствующая система критериев и показателей. Это позволило осуществить наиболее точную, объективную оценку формирования и развития конкурентоспособности образовательного учреждения через обеспечение, установление и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности его услуг на всех этапах их создания и продвижения до конечного потребителя.

2. Систематизированы и обобщены факторы конкурентоспособности вузов, установлен перечень факторов, определяющих поведение потребителей образовательных услуг, исследованы принципы управления конкурентоспособностью вузов.

3. Сформирован организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью вузов на основе интегрированной совокупности системообразующих инструментов, позволяющий определить степень устойчивости позиции вузов в сфере оказания образовательных услуг относительно вузов-конкурентов, проведены его апробация и оценка.

4. Разработаны и систематизированы инструменты развития конкурентоспособности вузов, а также системы высшего профессионального образования в целом; представлена их классификация.

5. В рамках стратегических направлений повышения конкурентоспособности вузов разработана методика комплексной оценки конкурентоспособности вузов и образовательных услуг, проведена ее практическая апробация.

6. Предложены направления развития конкурентоспособности вузов, включающие в себя структуризацию сферы образования, интеграцию вузов и субъектов экономики, отличительными характеристиками которых являются учет требований мирового рынка образовательных услуг, возможности интеграционных процессов и глобализации на основе создания образовательных кластеров.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические рекомендации и практические предложения направлены на совершенствование конкурентоспособности российской системы образования. Практическая значимость результатов исследования для системы образования региона и страны в целом заключается в возможности повышения конкурентоспособности вузов и предлагаемых образовательных услуг на рынке труда.

Разработанные в диссертации направления совершенствования конкурентоспособности вузов использованы СамГУ, ТГУ и другими образовательными учреждениями Самарской области при формировании учебных программ.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: "Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового финансово-экономического кризиса" (2009 г., Самара), "Наука без границ" (2011 г., Белгород), "Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и статистика: история развития от древнейших цивилизаций до наших дней" (2012 г., Ростов-на-Дону), "Наука без границ" (2012 г., Прага), "Достижения вузовской науки" (2013 г., Новосибирск), "Реалии и перспективы в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, природопользовании, социологии, медицине, технике, математике, физике, философии, филологии, психологии" (2013 г., Санкт-Петербург).

Материалы диссертации используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса" по дисциплинам "Инновационный менеджмент", "Экономика социальной сферы", "Инвестиции в человеческий капитал" и "Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности".

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано
11 научных работ авторским объемом 11,1 печ. л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа изложена на
165 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 167 источников.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы и отражается степень изученности проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются научная новизна его результатов и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические и методические вопросы формирования и развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг" исследованы теоретические аспекты формирования и развития концепций конкурентоспособности вузов; представлены методические вопросы и подходы к оценке конкурентоспособности вузов; проведено исследование образовательных услуг.

Во второй главе "Организационно-экономический механизм, инструменты и направления развития отечественной сферы образования" проведен анализ проблем развития рынка образовательных услуг, сформированы организационно-экономический механизм и инструменты управления и развития конкурентоспособности современных вузов.

В третьей главе "Оценка и направления развития конкурентоспособности вузов" разработана авторская методика оценки конкурентоспособности вузов, произведена ее апробация, предложены направления совершенствования и стратегия развития российской системы образования, а также пути повышения качества образовательных услуг вуза.

В заключении диссертационной работы в соответствии с поставленной целью излагаются основные итоги исследования, формируются наиболее важные положения и выводы.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Расширены теоретические основы рассмотрения категорий "конкуренция" и "конкурентоспособность". Даны авторские определения понятий "конкуренция", "конкурентное преимущество", "образовательная услуга", "конкурентоспособность", "конкурентоспособность вуза". Предложены многоуровневая структура анализа конкурентоспособности вузов, система критериев и показателей. Это позволило осуществить наиболее точную, объективную оценку формирования и развития конкурентоспособности образовательного учреждения через обеспечение, установление и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности его услуг на всех этапах их создания и продвижения до конечного потребителя.

Проведенный анализ определений конкурентоспособности сферы образования показал, что отечественные ученые-экономисты ограничиваются в основном исследованиями отдельных параметров конкурентного преимущества - качества, конкурентоспособности услуг, конкурентоспособности вузов. Автором сформулирована общая концепция современных вузов как экономических субъектов, взаимодействующих с различными рынками, где они рассматриваются как единый учебно-научно-производственно-экономический комплекс; исследовано понятие "конкурентоспособность" применительно к современной высшей школе. Конкурентоспособность вуза - это его способность формировать и использовать свой потенциал в долгосрочной перспективе, обеспечивающий устойчивое рыночное положение, реализацию приоритетных целей, партнерское сотрудничество и экономические преимущества по сравнению с другими учебными заведениями.

В работе предлагается авторское определение: "Конкуренция - это взаимное сотрудничество и соперничество организаций различных сфер деятельности путем применения ими ценовых и неценовых преимуществ, инновационных направлений деятельности и НИОКР, комплексного маркетинга, завоевания новых рыночных сегментов, а также выхода на новые рынки с целью роста объема продаж, платежеспособного спроса и, в конечном итоге, прибыли".

Иногда в экономической литературе применяют понятие конкурентного преимущества. Конкурентное преимущество - это система эксклюзивных ценностей, которые имеются у конкретного предприятия и дают ему превосходство над конкурентами в организационно-экономической, научно-технической и иных сферах деятельности. Данное положение нами дополнено: конкурентное преимущество - это, кроме вышеуказанного, и набор эксклюзивных качеств выпускаемой продукции и оказываемых услуг, позволяющих организации иметь преимущество над конкурентами в хозяйственной деятельности, полученное на основе использования наукоемких технологий, достижений науки и НИОКР, повышения профессионализма сотрудников в своей деятельности.

Таким образом, в основе конкуренции любых экономических субъектов всегда присутствует совокупность конкурентных воздействий, производимых другими заинтересованными субъектами рынка.

Рынок образовательных услуг имеет собственные характерные (отраслевые) отличия от других секторов и сегментов рынка, которые проявляются в особенностях его содержания (контента), технологиях и условиях реализации образовательных услуг, в уровнях предоставления данных услуг, профессиональных компетенциях и подготовленности сотрудников учреждений образования, а также в составе всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг.

В работе уточнено понятие предмета конкуренции - образовательной услуги высшей школы (продукта вуза в узком смысле) - как активного и прямого процесса передачи образовательной информации от обучающего к обучающемуся, осуществляемого посредством интеллектуального труда, ораторского мастерства, владения информационными технологиями и направленного на удовлетворение имеющихся потребностей человека в высшем образовании для создания собственной конкурентоспособности и, как следствие, своей востребованности на рынке труда.

На основании существующих научных подходов к определению сущности конкурентоспособности вузов и образовательных услуг вузов в диссертационном исследовании уточнено понятие конкурентоспособности образовательного учреждения, которая рассматривается как комплексная характеристика, отражающая его конкурентные преимущества на рынке, определяемые на основе оценки комплекса показателей: финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, с учетом конкретных условий (период исследования, дата выставления оценок, особенности конкретного рынка, региона и т.п.).

По нашему мнению, данное определение необходимо дополнить: конкурентоспособность образовательного учреждения - это агрегированное понятие, которое основывается на конкурентоспособности образовательных услуг и конкурентных возможностях вузов на основе использования факторов влияния: инноваций, модернизации, государственного управления и регулирования, инвестиций в сферу образования.

В работе при анализе конкурентоспособности вузов выделяются многоуровневая структура ее анализа, система критериев и показателей (таблица 1), предлагается объединение показателей в модули - укрупненные показатели. Данный подход применяется для упрощения процедуры оценки конкурентоспособности вузов. Практически все имеющиеся методики ее оценки построены на исследовании комплекса показателей, зачастую их расчет трудоемок. Модульное объединение не только упрощает процедуру оценки, но и дает возможность оценить отдельные направления деятельности вузов. Вышеизложенное позволяет осуществить комплексный подход к оценке формирования и развития конкурентоспособности образовательного учреждения через обеспечение, установление и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности его услуг на всех этапах их создания и продвижения до конечного потребителя.
Таблица 1 - Система параметров (показатели и критерии)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconРеферат На тему: Экономические основы государственного регулирования...
Тенденции развития сферы услуг в экономике России, ее место на мировом рынке услуг 6
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconФормирование информационно-коммуникационной компетенции специалиста...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconТенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические...
...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconЛекция №2 Тема: Организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий
Вопрос Организационно-экономические основы хозяйственных товариществ и обществ
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconОценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования...
Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconПубличный доклад
Общая характеристика ноу спо «Череповецкий торгово-экономический колледж», особенности его позиционирования на региональном рынке...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconДоклад состоит из двух частей. Первая представлена в виде докладов...
Всемирный экономический форум развития на тему «От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из Индекса глобальной конкурентоспособности»....
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconВыпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства
...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconРадислав Гандапас
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconОрганизационно экономическая и финансовая характеристика Сбербанка РФ
Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая характеристика учреждения профессионального образования, особенностей его позиционирования на региональном рынке образовательных...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconФункциональная калькуляция себестоимости
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconВо времена античности получили поражающие
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconI. назначение и применение психодиагностических методик
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconКортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг iconПовышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму
Экономика и управление народным хозяйством экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск