Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы





НазваниеКортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы
страница1/17
Дата публикации21.08.2013
Размер1.74 Mb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Математика > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Диагностика и консультирование

Юлия Кортнева

ДИАГНОСТИКА
АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Методика
Леонгарда – Шмишека

Москва
2004

4


 

УДК

159.9

 

ББК

88

 

К 49

 


Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 240 с.

В основе интерпретативного подхода лежит принцип использования психометрического парадокса, позволяющий успешно работать с неустойчивыми данными, высоко нагруженными по социальной желательности.

Практическое руководство по тесту Леонгарда – Шмишека содержит подробное описание методики, отдельных шкал и их сочетаний. В рабочих материалах содержится текст опросника, приводятся примеры интерпретации профилей в рамках консультативной ситуации.

Руководство адресовано профессиональным психологам и студентам, получающим подготовку в области психодиагностики, а так же специалистам, работающим в области консультирования и ассесмента.

ISBN 5-88230-151-3

© Кортнева Ю. В.
© Институт общегуманитарных исследований

5

ВВЕДЕНИЕ

Тесты-опросники являются одним из наиболее популярных инструментов работы практических психологов.

При использовании стандартных методик применимо к диагностике «нормального», адаптивного поведения выявляется значительная неустойчивость результатов. При повторном тестировании могут выявиться не только отличия в эмоциональном или функциональном состоянии, но и «сгладиться» или «обостриться» те или иные акцентуации, а в некоторых случаях — кардинально измениться весь профиль личности.

Л. Собчик (2003) подчеркивает, что человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.

Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал его индивидуально-личностных свойств. Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты проявляются резче и ярче, чем другие, личность не полностью гармонична, и возможно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более проблемном характере, который, однако, позволяет осуществлять адаптацию в социальной среде.

Тип личности характеризуется и характеризует особенности протекания патологических состояний, «вегетативный портрет» личности (А. Вейн). Развитие концепции «профиля личности» (F. Dunbar) установить связь между рядом психологических

6

факторов и генезисом психосоматических заболеваний.

Ф. Александер видит причину психосоматических нарушений не в определенной констелляции личностных черт, предрасполагающей к соответствующему типу психологического и соматического реагирования, а в определенном внутреннем конфликте, ведущем к постоянному накоплению негативных переживаний. Характер интрапсихического конфликта при соматизации определяет не столько тип его символического выражения, а определенный тип эмоциональных переживаний.

Анализ данных психодиагностики пациентов с психосоматической патологией позволил Л. Собчик сделать вывод о существовании взаимной патологической блокировке как невротического, так и поведенческого типов реагирования на неблагоприятную ситуацию. При этом формируется повышенный фон эмоциональной напряженности, при котором развиваются «общетерапевтические» психосоматические заболевания — астма, язва желудка, нейродерматозы, соматические симптомы, которые не проявляются у людей с более гармоничной социализацией.

Предлагается модель построения интерпретации по методике Леонгарда – Шмишека, которая основывается на анализе устойчивых сочетаний неустойчивых параметров. Использование данной схемы предоставляет более широкие возможности в работе с людьми, у которых не выявлены патологическая динамика личности или резкие нарушения социальной адаптации.

Результатом диагностики является не выявление акцентуации, а определение актуальной проблемы, ее вероятной направленности, приблизительного временного интервала, в котором разворачивается проблемная ситуация, вероятности развития тех или иных соматических нарушений.

7

Период, относительно которого прогноз достаточно достоверен, в среднем сокращается до полугода, хотя описываются и случаи, когда изменения в графике (и изменения в поведении) происходят в намного более короткие сроки, в пределах нескольких недель. В графике можно найти указания, насколько велик или, напротив, короток временной период, в пределах которого будут сохраняться основные тенденции, описываемые профилем методики, степень рефлексивности и критичности клиента по отношению к собственным поступкам, готовность к изменению привычного образа действий, стилевые особенности поведения, которые характерны для данного человека в данное время.

Предложенная схема построения интерпретации широко применима в консультировании и профессиональном отборе, может использоваться как материал для рефлексии собственной позиции клиента.

8

МЕТОДИКА ЛЕОНГАРДА –
ШМИШЕКА: ФОРМАЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Шкалы графика. Зависимые шкалы

Методика Леонгарда – Шмишека опирается на феноменологический, описательный принцип, в ее основе не лежит единой психологической концепции характерологических черт или теории личности. Поэтому для методики не является необходимой независимость шкал. Так, шкалы Гипертимности и Дистимности традиционно рассматриваются как зависимые и полярные. Порядок шкал, абсолютно не обусловленный внутренней логикой методики, чаще всего следует порядку глав в монографии Леонгарда, а зачастую и вовсе является произвольным. Более того — в различных модификациях теста сохраняется количество шкал, но варьируется их состав — в большинстве модификаций максимально “подвижными” являются шкалы Возбудимости, Неуравновешенности и Застревания — в различных источниках публикуются варианты методики, в которых в различных комбинациях представлены по 2 из этих 3 шкал.

Признавая зависимость шкал друг от друга, можно, не ограничиваясь такой констатацией, предложить вариант группировки шкал в подгруппы.

1. Шкалы активности.

—   Гипертимность

—   Дистимность

—   Циклотимия

9

2. Шкалы реактивности

—   Возбудимость

—   Застревание

—   Неуравновешенность

3. Шкалы эмоциональной сферы

—   Эмотивность

—   Экзальтация

—   Тревожность

4. Шкалы контроля

—   Педантичность

—   Демонстративность

Различные шкалы в различной степени презентируют обобщенный фактор своей группы, и в различной степени несут дополнительную смысловую нагрузку.

Можно предложить группировку на иных основаниях. Допустимо объединить такие подгруппы, как Дистимность – Тревожность – Педантичность (общий фактор — сниженный фон настроения и энергии) или Циклотимия – Возбудимость – Экзальтация (общий фактор — обостренная форма внешнего реагирования), однако подобное деление не будет исчерпывающим, и одна и та же шкала будет включаться в различные группы неоднократно. Таким образом, несмотря на важность учета таких смысловых над-шкальных единиц, предлагается остановиться на первой предложенной группировке.

Анализ графика

Уровень средних значений

Большинство стандартизированных модификаций методики Леонгарда – Шмишека нормируют результаты по шкалам в диапазоне от 0 до 24 баллов; этого достаточно для выделения пиков (значимых точек) и средней линии графика. При построении

10

интерпретации обычно предлагается отмечать в качестве средней линии графика уровень в 12 баллов, при этом выраженность акцентуации отмечается начиная с 15 баллов. В нашем исследовании не получило подтверждения это положение; более того, о выраженной акцентуации не возможно оказывалось говорить даже если точка лежала на уровне 24 баллов — как, например, в случае, когда на этом уровне лежало 6 из 10 параметров. Напротив, в процессе анализа важную роль могли играть точки, находящиеся в зоне минимальных значений, анализом которых стандартная инструкция предписывает пренебрегать.

Нами рекомендуется отмечать линию среднего значения индивидуально для каждого графика. Для этого необходимо проранжировать полученные показатели по всем шкалам. По высоте от минимума к максимуму или от максимума к минимуму. В любом случае, уровень средних значений находится в диапазоне между 5 и 6 рангом — в каждом конкретном случае это будет линейная граница, если 5 и 6 ранги находятся на одной высоте, или интервал, если точки, получившие 5 и 6 ранг лежат на разной высоте. При дальнейшем анализе не будет учитываться, какой именно — равный нулю или отличный от нуля — интервал описывает зону средних значений. В случае, когда целый ряд точек попадает на границы большого интервала зоны средних значений, допустимо говорить о “высоком” или “низком” среднем, так же как и в случае, если весь график является завышенным или заниженным.

Предлагается так же ввести понятие “экстремума” — точки максимального отклонения от зоны средних значений. Очевидно, что точками экстремумов могут оказаться как максимумы, так и минимумы графика. При этом, при отклонении вверх от зоны среднего мы рассматриваем отклонение от верхней границы интервала, а при отклонении вниз — от нижней границы интервала.

После построения графика необходимо оценить его особенности.

11

Зона средних значений графика

При первичном анализе следует отметить высоту среднего. Мы будем говорить о «среднем среднем», если интервал средних значений ограничивается областью 12+/–3, то есть от 9 до 15 баллов.

Для подростков и юношей более характерен повышенный (12—15) нормальный уровень среднего, для людей пожилого возраста — более пониженный уровень, т. е. 9—12 баллов. Тем не менее, выявленные различия не представляются настолько значимыми, чтобы выходить за рамки формального анализа на основании различий в зоне «среднего среднего», поскольку индивидуальные особенности внутри этих групп могут быть слишком велики.

В случае, если интервал средних значений превышает (хотя бы одной своей границей) уровень в 15 баллов, допустимо говорить в графике с «высоким средним». Соответственно, график, в котором показатели с рангами 5 и 6 находятся ниже 9 баллов, будет описан как график с «низким средним».

Таким образом, гипотетический график, в котором зона средних значений находится в диапазоне от 12 до 15, будет описан как график со средним средним, а график, в котором зона средних значений находится в диапазоне от 8 до 9, — как график с заниженным средним.

Чтобы исчерпать все возможности, следует упомянуть о ситуации, в которой нижняя граница области средних значений отличается от 12 в меньшую сторону больше, чем на три единицы, а верхняя граница отличается от 12 в большую сторону больше, чем на 3 единицы. Таким образом, интервал средних значений становится больше или равен 8 единицам, что делает дальнейший анализ крайне затруднительным. Рекомендуется определение зоны среднего как простое среднее арифметическое между величинами точек с 5 и 6 рангами; правда, следует отметить, что такие случаи встречались в проведенном исследовании менее чем в 1% случаев, и могут быть описаны как артефактные.

12

Форма графика

Для анализа графика может оказаться существенной выраженная форма — то есть положение точек относительно друг друга и зоны среднего. Рекомендуется выделять зубчатую и уплощенную форму графика; в случае, если график нельзя отнести ни к одному из этих типов, допустимо говорить о невыраженности формы графика.

Зубчатый график характеризуется тем, что не менее 3 точек имеют отклонение в 6 или более единиц от зоны среднего, а в области незначительного отклонения (3 единицы) лежат не более 4 точек графика. При этом, как и в случае с выделением точек экстремумов, при отклонении вверх от зоны среднего мы рассматриваем отклонение от верхней границы интервала, а при отклонении вниз — от нижней границы интервала.

Уплощенный график характеризуется тем, что в нем не более 2 точек имеют отклонение больше или равное 6 баллам, и не менее 6 точек лежат в области незначительного отклонения от среднего.

Использование высоты среднего и формы графика в предварительном анализе

Учитывать высоту среднего и форму графика необходимо только в том случае, если они имеют явную выраженность и/или отклоняются от среднего. В случае, если зона средних значений не может быть описана как высокая или низкая, а так же в случае невыраженности формы графика эти параметры не следует рассматривать при предварительном анализе.

Например, для зубчатого графика со средним средним следует в предварительном анализе учитывать форму, но не высоту графика, а для уплощенного графика с заниженным средним необходимо учитывать оба параметра.

13

Предварительный анализ на основании высоты среднего графика

Повышение среднего уровня в графике может быть описано тенденцией к повышенной включенности в задание, принятием ситуаций, описываемых вопросами опросника.

При повышенном среднем следует обращать внимание и «акцентировать» (по сути, превращая их в экстремумы — максимумы графика) следующие точки, в том случае, если они уже повышены:

—   Гипертимность,

—   Циклотимия,

—   Застревание,

—   Экзальтация,

—   Демонстративность,

и точку

—   Дистимность,

превращая ее в экстремум-минимум, если она уже понижена.

В случае, если какие либо из перечисленных шкал не повышены и не понижены упомянутым образом, учитывать влияние на них высоты среднего не следует.

14

В приведенном выше примере средняя линия на уровне 18, график с повышенным средним. Акцентируются точки дистимности, застревания (понижаются дополнительно), циклотимии, экзальтации и демонстративности (дополнительно повышаются). Показатель по шкале гипертимности не корректируется, так как для данного графика показатель 15 баллов ниже среднего.

Дополнительное значение приобретает таким образом сочетание демонстративности – экзальтации, указывающее на ролевое ребячливое поведение, стремление к получению поддержки, покровительства.

Понижение среднего в графике можно описать как тенденцию к отстраненности от предлагаемых в вопросах ситуаций, что, в свою очередь, может характеризоваться или как немотивированность, незаинтересованность испытуемого в самой ситуации тестирования, или как проявление его утомленности и дистимизации, вплоть до ощущения дистанции, «рассинхронизированности» с событиями, описываемыми вопросами опросника.

При пониженном среднем следует акцентировать, превращая в экстремумы — максимумы графика, следующие точки, в том случае, если они уже повышены:

—   Дистимность

—   Экзальтация

—   Тревожность

и точки

—   Гипертимность

—   Циклотимия

—   Возбудимость

—   Неуравновешенность

—   Экзальтация

превращая их в экстремумы-минимумы, если они уже понижены.

15

Можно проследить, что при пониженном графике
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconУчебный план календарный учебный график
Практика «Функциональная диагностика и ультразвуковая диагностика»
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconПрограмма научно-исследовательской практики магистра
Основной задачей научно-исследовательской практики магистра является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы,...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconПатоморфологические изменения и дифференциальная диагностика при...
Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы icon«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, диагностика, лечение и прогноз нрс»
Приглашаем врачей: кардиологов, анестезиологов и реаниматологов, терапевтов принять участие в работе школы-семинара (тематическое...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconДисциплина: Диагностика и экспертиза коррозионных разрушений
Программа учебного курса «Диагностика и экспертиза коррозионных разрушения составлена в соответствии с основной образовательной программой...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы icon«Клиническая лабораторная диагностика», №4, 2007, стр. 24-29
Нпп «Медицинская лабораторная диагностика», Москва, дц «Алкор-Био», Санкт-Петербург, Медицинская компания омб, Москва
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconПрограмма по специальности 060604 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)
«Сыктывкарский медицинский колледж им. И. П. Морозова» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconАмбулаторная хирургия. Диагностика и обследование амбулаторных больных
В хирургических кабинетах амбулаторий и поликлиник лечатся около 80% людей, которые не нуждаются в госпитализации. Около 50% больных...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconДипломного и дополнительного образования Кафедра Клинической физиологии,...
Учебная программа цикла профессиональной переподготовки (ПП) кадров по направлению «Функциональная диагностика» составлена на основании...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconРабочая программа дисциплины Основные проблемы международной правосубъектности...
Курс состоит из одной части, в которой рассматриваются история, проблемы понятия субъекта международного права, проблемы и особенности...
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы iconДиагностика читательской грамотности в 7 классах общеобразовательных...
Диагностика грамотности чтения учащихся 7 классов проводилась 22 января 2014 года по заявкам образовательных организаций в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск